Артикуляционная гимнастика
учебно-методический материал

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

  • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
  • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
  • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc998.5 КБ
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Окошко

широко открыть рот - "жарко"

закрыть рот - "холодно"        

Чистим зубки

улыбнуться, открыть рот

кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы        

Месим тесто

улыбнуться

пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)        

Чашечка

улыбнуться

широко открыть рот

высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)        

Дудочка

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)        

Заборчик

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы        

Маляр

губы в улыбке

приоткрыть рот

кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо        

Грибочек

улыбнуться

поцокатъ языком, будто едешь на лошадке

присосать широкий язык к нёбу        

Киска

губы в улыбке, рот открыт

кончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы        

Поймаем мышку

губы в улыбке

приоткрыть рот

произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)        

Лошадка

вытянуть губы

приоткрыть рот

поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)        

Пароход гудит

губы в улыбке

открыть рот

с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."        

Слоник пьёт

вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

"набирать водичку", слегка при этом причмокивая        

Индюки болтают

языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."        

Орешки

рот закрыт

кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

на щеках образуются твердые шарики - "орешки"        

Качели

улыбнуться

открыть рот

кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы        

Часики

улыбнуться, открыть рот

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой        

Блинчик

улыбнуться

приоткрыть рот

положить широкий язык на нижнюю губу        

Вкусное варенье

улыбнуться

открыть рот

широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу        

Шарик

надуть щеки

сдуть щеки        

Гармошка

улыбнуться

сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)

не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)        

Барабанщик

улыбнуться

открыть рот

кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."        

Парашютик

на кончик носа положить ватку

широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх        

Загнать мяч в ворота

"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для артикуляционной гимнастики

Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...

Артикуляционная гимнастика с опорными картинками

Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....

Презентация "Артикуляционная гимнастика"

Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционая гимнастика для дошкольников и младших школьников с элементами глобальногочтения...

Как проводить артикуляционную гимнастику.

Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнени...

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.

В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...