Рабочая программа учебного курса по " Коррекционно-развивающим занятиям" для детей умственной отсталости
рабочая программа (6 класс)

Образец написания рабочей программы для педагогов коррекционных школ, для детей с лёгкой умственной отсталости, и детей с с тяжёлыми множественными нарушениями развития ( ТМРН), СИПР ( ВАРИАНТ 2) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_programma_krz_22_g.docx68.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»

Программа

учебного курса по:

"Коррекционно-развивающим занятиям»

Вариант 2

6-7 класс

2022-2023 год

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………2-3
  2. Общая характеристика учебного предмета……………………………………..4-8
  3. Место учебного предмета в учебном плане………………………………………...9
  4. Личностные и предметные результаты………………………………………..10-12
  5. Содержание учебного предмета…………………………………………………13-14
  6. Тематическое планирование…………………………………………………….15-33
  7. Материально-техническое обеспечение (дидактические материалы и ссылки)…34

        

  1. Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся   6-7 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Нормативно-правовое обеспечение:

Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»

В реализуемый комплекс программ коррекционной работы входят следующие блоки:

  • диагностический блок (мониторинговые исследования);
  • программа коррекционной работы;
  • профилактическая работа;

Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности педагога- психолога.

Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению обучающиеся нуждаются в коррекционном сопровождении образовательного процесса.

Специфические задачи коррекционно-развивающего дефектологического сопровождения данной нозологической группы, осваивающей АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2):

  • Коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки.
  • Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование учебной мотивации.
  • Формирование и развитие навыков социального поведения.
  • Формирование базовых учебных действий.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Коррекционное развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала. Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР. Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Данная программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей со сложной структурой дефекта.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с интеллектуальными нарушениями.

В классах для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью обучаются дети со сложными дефектами, эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, несформированностью операций анализа синтеза, сравнения. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование психических процессов происходит со значительной задержкой. Эмоциональная сфера у данной категории обучающихся характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети со сниженным интеллектом склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям. У некоторых умственно отсталых школьников наблюдается инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям.   Обучающиеся специальной коррекционной школы весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать. Обучение детей с тяжелыми нарушениями в развитии требуют особых условий, которые способствуют приобщению и вовлечению ребенка в окружающий мир людей, вещей, действий, отношений и других явлений жизни. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение имеет практическую направленность, а доступная деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний об окружающем мире и формирует социальный опыт ребенка.

Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

   Задачи:

     1. Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой     психического развития в условиях коррекционной работы.

  1. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.
  2. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов обучающихся.

    4. Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость,

аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.

Принципы и подходы к реализации рабочей программы.

Образовательная, развивающая, воспитательная, коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится на основе следующих методологических принципов:

принцип оптимистического подхода: при организации развивающей ситуации является необходимым со стороны педагога (родителя) поощрение ситуативных достижений ребенка в различных видах детской деятельности, что является обязательной  составляющей формирования интегративных качеств личности ребенка;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития: работа с детьми строится на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, на основе понимания значения полноценного проживания последовательных возрастных стадий;

принцип деятельностного подхода: психофизиологическое развитие ребенка определяется его активностью в рамках ведущей для возраста деятельности;

принцип дифференциации и индивидуализации: создание условий для развития способностей каждого ребенка и своевременной коррекции проблем в его развитии;

принцип единства коррекции и развития: целенаправленная коррекционная работа осуществляется с опорой на клинико-психолого-педагогический анализ внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;

принцип единства диагностики и коррекции: коррекционные мероприятия сопровождаются постоянной фиксацией происходящих изменений (качественных и количественных) в состоянии и развитии ребенка;

принцип взаимосвязи коррекции и компенсации: система коррекционной работы нацелена на компенсацию нарушений в развитии, на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ;

принцип интеграции и координации: организация согласованной работы всех субъектов в системе «педагоги-дети-родители».

В ходе организации групповой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью и сложными дефектами используются игровые, коррекционно-развивающие технологии обучения. Одной из основных направлений коррекционно – развивающей деятельности являются арт-технологии. Арт – терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества, где важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Эффективность применения средств арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми обусловлена рядом важных факторов: среди арт-терапевтических занятий значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы; развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе арт-терапевтических занятий способствует коррекции интеллектуального и речевого развития детей с нарушениями интеллекта. Применение различных методов арт-терапии с учётом данных психологических особенностей детей могут значительно повысить эффективность работы. Применение арт-терапевтических методик у школьников с особыми образовательными потребностями позволяет решить большой спектр задач. Однако при работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уникальность структуры вторичных нарушений психики в сочетании с сохранными звеньями, социальную ситуацию развития. Поэтому для проведения коррекционно – развивающих занятий был выбран метод изо-терапии, который создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, стимулирует положительные эмоции, стабилизирует эмоциональное состояние обучающихся. На занятиях активно применяются игровые технологии. В ходе игры обучающиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося. На коррекционно – развивающих занятиях используются дидактические, подвижные, коммуникативные игры. Занятия проходят в форме совместной деятельности педагога и обучающихся.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

сенсорное и сенсомоторное развитие;

формирование пространственно-временных отношений;

развитие мелкой моторики;

формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений;

формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

обогащение словаря, развитие связной речи;

коррекция негативных тенденций социально – эмоционального развития;

формирование способов эффективного взаимодействия обучающихся (умение договариваться, уступать, видеть успехи других).

Описание коррекционно – развивающей деятельности в соответствии с разделами программы:

Развитие сенсомоторной координации

С помощью практических упражнений развивать у обучающихся зрительно-двигательную координацию, учить детей обводить по контуру, трафарету, по пунктирным линиям, штриховать в одном направлении, раскрашивать простые изображения по номерам (математические раскраски), выполнять графические упражнения, совершенствовать манипулятивную функцию рук

Формирование временных и пространственных представлений

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию познавательной активности. Закрепление характеристик времён года, их последовательность.

Формирование представления о пространственном расположении частей тела (вверх, низ, слева, справа, спереди, сзади). Выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.).

Определение размеренности предметов в пространстве (ближе — дальше, впереди — сбоку и т. д.). Определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека.

Развитие представлений об окружающем мире

Развитие у детей познавательный интерес к окружающему социальному, предметному и природному миру; обогащение знаний о природе и обществе, расширение и закрепление представлений обучающихся о предметах быта, явлениях природы, макросоциальном окружении, животном мире; развитие элементарную наблюдательность. Развитие математических представлений. Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей сопоставлять, сравнивать, представления о числе, счете, арифметических действиях. Использование методов изо-терапии и игротерапии по каждой лексической теме.

Развитие мнемических процессов и внимания

Включает в себя практические игры и упражнения на развитие слухового, зрительного, двигательного запоминания, произвольного внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).

Социально – эмоциональное развитие

Введение обучающихся в мир человеческих эмоций, формирование представлений о базовых эмоциональных состояниях: радость, злость, грусть, удивление, страх. Обучение этическим формам поведения и способам поведения во взаимоотношениях с людьми, формирование умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию, знать элементарные правила культурного поведения в обществе, иметь знания о себе, нивелирование негативных эмоциональных тенденций: тревожности, агрессивности, страхов.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения, где задания и упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся формируются группы, численностью 2 – 3 человека. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в 6-7 классах проводятся 2 раза в неделю за год 6 класс-64 часа. 7 класс- 67 часов.

Количество часов на каждый раздел программы определяется с учетом индивидуальных возможностей ребенка на основании личностно - ориентированного подхода.

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

6 класс

17 часов

16 часов

17 часов

14 часов

7 класс

17 часов

16 часов

18 часов

16 часов

4. Личностные и предметные результаты.

Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия- включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно        взаимодействовать        с людьми;        договариваться        и        изменять        свое        поведение        в        соответствии        с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия- включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

К познавательным учебным действиям- относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

                    Предметные результаты:

Обучающиеся должны уметь:

Минимальный уровень:

  • целенаправленно и точно выполнять действия по трёх- и четырехзвенной инструкции педагога, выполнять выразительные движения;
  • рисовать        и        обводить        по        трафарету,        штриховать,        копировать        простые        изображения, дорисовывать незаконченные изображения;
  • группировать        предметы        по        двум        заданным        признакам        формы,        величины        или        цвета, обозначение их словом;
  • составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
  • зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам, конструировать предметы из 5
  • 6 деталей, геометрических фигур;
  • осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам;
  • узнавать предмет по его части, конструировать предметы из геометрических фигур;
  • выполнять обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, обобщающим понятиям;
  • адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
  • понимать проявление основных эмоций, участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
  • использовать в речи выразительные свойства речи;
  • участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных текстов, видеофрагментов;
  • знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
  • анализировать объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

Достаточный уровень:

  • читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
  • отвечать        на        вопросы        учителя        по        прочитанному        тексту;        определять        основную        мысль текста после предварительного его анализа;
  • читать        диалоги        по        ролям        с        использованием        некоторых        средств        устной        выразительности        (после предварительного разбора);
  • списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
  • активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций, участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
  • высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
  • в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;
  • понимать        проявление        основных        эмоций,        оказывать        помощь        и        участие        друг        другу,        с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей
  • знать        некоторые        правила        безопасного        поведения        в        природе        и        обществе        с        учетом возрастных особенностей;
  • осуществлять        текущий        самоконтроль        выполняемых        практических        действий        и корректировка хода практической работы;
  • оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
  • выполнять поручения по уборке класса после урока.

5. Содержание учебного предмета.

Структура программы «Коррекционно-развивающее занятие» включает в себя следующие разделы:  

-развитие крупной и мелкой моторики графо моторных навыков;

-тактильно-двигательное восприятие;

-кинестетическое и кинетическое развитие;

-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

-восприятие пространства, времени;

 Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Восприятие времени.

 Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии

Приложение №1

6. Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу: «Коррекционно-развивающие занятия»  

6 класс (2 вариант)

 1 четверть 17 часов

Раздел

Тема урока

Материально-техническое обеспечение,       дидактический материал

Дата

Психодиагностическое обследование (2ч.)

Психодиагностическое обследование

02.09

графические изображения, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв

Психодиагностическое обследование

07.09

графические изображения, игрушки, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв

Развитие крупной и мелкой моторики;  графомоторных  навыков (10ч.)

Упражнения на развитие меткости

(«Кольцеброс», Дартс)

09.09

Игра «Кольцеброс»

Развитие согласованности движений на разные группы мышц.

14.09

ПК,ЭОР,ЦОР, аудиматериалы.

Обучение целенаправленным действиям подвух-и трехзвеннойинструкции педагога (двашага вперед - поворот направо - один шаг назад и т. д.)

16.09

ПК,ЭОР,ЦОР, аудиматериалы.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

21.09

ИКТ

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

23.09

шнурки, муляж ботинок

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

28.09

тетрадь, карандаш, линейка, шаблон

Рисование бордюров по образцу

30.09

тетрадь, карандаш, линейка, образец

Графический диктант (зрительный и на слух)

05.10

тетрадь, цветные карандаши, ручка

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

07.10

ножницы

Работа в технике объемной и рваной аппликации

12.10

альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.

Тактильно-двигательное восприятие (5 ч.)

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

14.10

игрушки (мягкие, твердые, мелкие, крупные)

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

19.10

игрушки (гладкае, шершавые, колючие, пушистые)

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

21.10

пластилин, доска

Игры с сюжетной мозаикой

26.10

мозайка

Игра «Почтовый ящик» (определение формы на ощупь)

28.10

игрушечный почтовый ящик

Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч.)

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

09.11

практикум

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза,

рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

11.11

практикум

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

16.11

практикум

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, наколоть дров, подбросить мяч)

18.11

практикум

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (14 ч.)

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

23.11

муляжи, игрушки

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

25.11

геометрические фигуры

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

30.11

конструктор

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.). Дидактическая игра «Часть и целое»

02.12

дидактическая игра «Часть и целое», практикум

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

07.12

игрушки, дидактический материал, муляжи

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

09.12

игрушки, дидактический материал, муляжи

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

14.12

игрушки, дидактический материал, муляжи

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

16.12

цветные карандаши, альбом, ИКТ

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

21.12

цветные карандаши, альбом, ИКТ

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

23.12

цветные карандаши, альбом, ИКТ

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

28.12

цветные карандаши, альбом, ИКТ

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей

30.12

пазлы,  настольный «Лего»

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей

18.01

пазлы,  настольный «Лего»

Психодиагностическое обследование

20.01

графические изображения, игрушки, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв

Развитие зрительного восприятия (6 ч.)

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

25.01

образец, альбомный лист, цветные карандаши

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

27.01

сюжетные картинки

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

01.02

дидактический материал

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

03.02

игрушки, предметы

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)

08.02

практикум

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

10.02

ИКТ

Восприятие особых свойств  предметов (6 ч.)

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение.

15.02

практикум

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

17.02

фрукты

Определение различных свойств веществ (вязкость, растворимость)

01.03

ИКТ

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть)

03.03

крупы, пластилин, тесто для лепки

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче

10.03

различные предметы

Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

15.03

практикум

Развитие слухового восприятия (6 ч.)

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади).

17.03

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

22.03

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

24.03

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

05.04

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков

07.04

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

12.04

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

Восприятие пространства (7 ч.)

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице)

14.04

практикум

Развитие пространственного праксиса. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

19.04

практикум

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»

21.04

практикум

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

26.04

лист бумаги, линейка, карандаш

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном  полях  листа

28.04

лист бумаги, линейка, карандаш, дидактический материал

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

10.05

листы бумаги разного размера, линейка, карандаш, дидактический материал

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

12.05

игрушки, дидактический материал

Восприятие времени (5ч.)

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

17.05

беседа

Времена года, их закономерная смена.

19.05

беседа

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

24.05

практикум

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

26.05

беседа, ИКТ

Приложение №2

Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу: «Коррекционно-развивающие занятия»  

7 класс (2 вариант)

1 четверть 17 часов

Раздел

Тема урока

Дата

Материально-техническое обеспечение,

дидактические игры

1

Психодиагностическое обследование (2ч.)

Психодиагностическое обследование

02.09

графические изображения, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв

2

Психодиагностическое обследование

08.09

графические изображения, игрушки, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв

3

Развитие крупной и мелкой моторики;  графомоторных  навыков (10ч.)

Упражнения на развитие меткости(«Кольцеброс», Дартс, «Тир»)

09.09

Игра «Кольцеброс»

4

Развитие согласованности движений на разные группы мышц.

15.09

ПК,ЭОР,ЦОР, аудиматериалы.

5

Обучение целенаправленным действиям подвух-и трехзвеннойинструкции педагога (двашага вперед - поворот направо - один шаг назад и т. д.)

16.09

ПК,ЭОР,ЦОР, аудиматериалы.

6

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

22.09

ИКТ

7

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

23.09

шнурки, муляж ботинок

8

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

29.09

тетрадь, карандаш, линейка, шаблон

9

Рисование бордюров по образцу

30.09

тетрадь, карандаш, линейка, образец

10

Графический диктант (зрительный и на слух)

06.10

тетрадь, цветные карандаши, ручка

11

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

07.10

ножницы

12

Работа в технике объемной и рваной аппликации

13.10

альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.

13

Тактильно-двигательное восприятие (5 ч.)

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

14.10

игрушки(мягкие, твердые, мелкие, крупные)

14

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

20.10

игрушки (гладкае, шершавые, колючие, пушистые)

15

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

21.10

пластилин, доска

16

Игры с сюжетной мозаикой

27.10

мозайка

17

Игра «Почтовый ящик» (определение формы на ощупь)

28.10

игрушечный почтовый ящик

18

Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч.)

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

10.11

практикум

19

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза,

рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

11.11

практикум

20

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

17.11

практикум

21

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, наколоть дров, подбросить мяч)

18.11

практикум

22

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (14 ч.)

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

24.11

муляжи, игрушки

23

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

25.11

геометрические фигуры

24

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

01.12

конструктор

25

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.). Дидактическая игра «Часть и целое»

02.12

дидактическая игра «Часть и целое», практикум

26

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

08.12

игрушки, дидактический материал, муляжи

27

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

09.12

игрушки, дидактический материал, муляжи

28

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

15.12

игрушки, дидактический материал, муляжи

29

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

16.12

цветные карандаши, альбом, ИКТ

30

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

22.12

цветные карандаши, альбом, ИКТ

31

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

23.12

цветные карандаши, альбом, ИКТ

32

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

29.12

цветные карандаши, альбом, ИКТ

33

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей

30.12

пазлы,  настольный «Лего»

34

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей

19.01

пазлы,  настольный «Лего»

35

Психодиагностическое обследование

20.01

графические изображения, игрушки, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв

36

Развитие зрительного восприятия (6 ч.)

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

26.01

образец, альбомный лист, цветные карандаши

37

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

27.01

сюжетные картинки

38

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

02.02

дидактический материал

39

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

03.02

игрушки, предметы

40

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)

09.02

практикум

41

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

10.02

ИКТ

42

Восприятие особых свойств  предметов (6 ч.)

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение.

16.02

практикум

43

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

17.02

фрукты

44

Определение различных свойств веществ (вязкость, растворимость)

02.03

ИКТ

45

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть)

03.03

крупы, пластилин, тесто для лепки

46

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче

09.03

различные предметы

47

Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

10.03

практикум

48

Развитие слухового восприятия (6 ч.)

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади).

16.03

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

49

Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

17.03

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

50

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

23.03

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

51

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

24.03

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

52

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков

06.04

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

53

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

07.04

ИКТ, игрушечные  музыкальные инструменты

54

Восприятие пространства (7 ч.)

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице)

13.04

практикум

55

Развитие пространственного праксиса. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

14.04

практикум

56

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»

20.04

практикум

57

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

21.04

лист бумаги, линейка, карандаш

58

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном  полях  листа

27.04

лист бумаги, линейка, карандаш, дидактический материал

59

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

28.04

листы бумаги разного размера, линейка, карандаш, дидактический материал

60

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

04.05

игрушки, дидактический материал

61

Восприятие времени (8 ч.)

Определение времени по часам

05.05

беседа

62

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)

11.05

беседа

63

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

12.05

практикум

64

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

18.05

беседа, ИКТ

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

19.05

беседа, ИКТ

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

25.05

практикум

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

26.05

практикум

 7. Материально-техническое обеспечение (дидактические материалы и ссылки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Экспериментальная и опытническая деятельность для умственно-отсталых детей младшего возраста"

Материал предназначен для проведения опытов и экспериментов для умственно-отсталых детей младшего возраста с целью развития у детей логики ,мышления,интереса к различным природным явлениям....

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образователь...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год 7-9 класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 2а класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 4а класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 8-9 классы...