Классный час «Мы в ответе за свои поступки»
классный час (9 класс)

Вантеева Надежда Алексеевна

Цель:

- упорядочить знания учащихся о правонарушениях, ознакомить их  с видами правонарушений и  наказаниями за них;

Задачи:

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

-развитие умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию; 

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;                                           

-коррегировать произвольное внимание путём игры «Судья»                                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_9kl._my_v_otvete_za_svoi_postupki.docx48.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Ход занятия:                                                                                   1. Организационный момент.

-  Добрый день, ребята. Сядьте правильно , удобно. Для работы нам понадобятся ручки, и тот материал, который я Вам раздала .  Будьте активны, дисциплинированны на протяжении всего занятия.

-Вспомним правила общения во время занятия..

Разрешается:1.Задавать вопросы.

                         2.Высказывать свое мнение.

Запрещается: 1.Перебивать друг друга

                          2.Высмеивать высказывания одноклассников.

                          3.Неуважительно отзываться о ком-то или чем-то.

Правило поднятой руки: тот, кто хочет задать вопрос или высказать свое мнение, - поднимает руку и ждет разрешения учителя.

(Слайд2.)

2.Сообщение темы и  цели занятия:                                                                                                     -Как видите на слайде у меня две нити.                                                                                                                                                                             - С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)                                                                    Давайте сравним эти нити.                                                                                                              - А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)                                                                                                                                                                  - Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)                                                                                            А применительно к нашей жизни?                                                                                                                  - Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.                                                                                                                                 Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами, не думая и не зная о последствиях. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.                                                                                                         -   Сегодня на классном часе, мы поговорим о том, к чему приводят нарушения законов, познакомимся с видами правонарушений и наказаниями за них, будем рассуждать, выполнять различные задания.                                                                      Слайд 3

И в конце занятия вы должны оценить свои знания, полученные на занятии.            

 Посмотрите, по каким критериям вы будете оценивать себя.                                                Слайд

Давайте сформулируем тему нашего классного часа

- Тема «Мы в ответе за свои поступки», в форме деловой игры.

Слайд                                                                                                                                                                     -Как вы понимаете это предложение?  

а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.
б) Акцент на слове 
отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).
в) 
За свои и ничьи другие.
г) Отвечаю за
 поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий

Слайд

Эпиграфом к нашему классному часу взяты следующие слова             О. Бальзака «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон»  

3. Основная часть.                                                                          

Послушайте притчу.

   Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

 Одновременно с ними появились Главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут?                                                                                                      

   Что они обязаны делать и чего не обязаны?  На что они имеют право и на что не имеют?                                                                                                              

    Слайд  Так появилось два государства: Можно и Нельзя Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.                                                                                                        

    В государстве  Нельзя люди  жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.                                                                

    Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!                                                                                                                          

    В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи.

     Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Закония   (слайд  ). 

В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.                                

      Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?                                                                                  

      Жители стали жить по законам.                                                                                                                                               Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!                                                                                                              

    В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.                                                                                                                

 -Что же такое Закон?

(слайд   )                                                                                      

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством

 (слайд     )

-Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?  Где прописаны эти законы?

Законы  записаны в Конституции – основном законе государства                      (слайд     ).

 Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка» , «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс» , «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс» .

 В  Конституции РФ определены права и свободы человека и  гражданина, его обязанности.   Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше.                                                                                                    –Так, что же такое права и обязанности?                                                                                               Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношение между людьми.                                                                                                                                                   – А какие права вы знаете?                                                                                                                     У каждого человека есть права на жизнь, семью, образования, охрану здоровья. Но не бывает прав без обязанностей.                                                                                       – Что такое обязанность?

Обязанность -  это то , что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанием самого человека.           Обязанности бывают разные – в школе, на улице, в общественных местах , на природе.                                                                                                                                                                                                                                                               Главное помнить о своих обязанностях и выполнять их.                                                                                                                   Задание1     (Слайд    )                                                                                                                                             Из перечня на слайде рассмотрим, что относится к правам, а что к обязанностям                                                                                                                                                  1.Бесплатное образование(П)

 2.Активность в приобретении знаний(П)

3.Уважать мнение всех учащихся и учителей(О)

4.Удобное рабочее место(П)

5.Посещать школу в предназначенное для этого время(О)

6.Защита личной собственности(П)

7.Посещение школьных мероприятий(П)

8.Не пропускать учебные занятия без уважительной причины(О)

9.Вести себя корректно на переменах и на уроках(О)

10.Деловое сотрудничество с учителем(10)

11.Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности(О)

 12.Беречь школьное имущество(О)

-Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности.

-Что такое ответственность?                                                                                                                      (Не подводить никого, Соблюдать правила поведения, Уметь отвечать за свои дела, поступки, Хорошо выполнять обязанности, Быть надежным, исполнительным,  Выполнять обещанное, Не ждать напоминаний, проверок

- За что вы несете ответственность?                                                                                                                

1.За  нарушения Устава школы.

2.За причинение вреда ( разделить на гражданско-прав., юридическую и уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

3. За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, табака  вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Задание 2 (слайд     )                                                                                                        Ребята, сейчас с вами поговорим о «Проступке. Правонарушение. Преступление»

 Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление» Найдите в ваших карточках подходящие определения.

(слайд   )

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста 

(слайд    )

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности

(слайд    )

Римский философ Сенека писал: «Всякий разумный человек наказывается не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершал его впредь»

Итак, ситуации из школьной жизни:

(Слайд       )

Ситуация № 1.                                                                                             

 Шестиклассник Дима не приезжает  в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса .

(Слайд       )

Ситуация № 2.                                                                                                  Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

(Слайд    )

Ситуация № 3.                                                                                                               Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима,  как проступок, правонарушение или преступление?

Эти ребята совершили преступление. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление.

- Итак, в литературе даётся такое определение юридической ответственности и какие виды юридической ответственности бывают.  -Об этом нам расскажет ……….                                                                                                                                                                

Юридическая ответственность – это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.

(Слайд     )

Сообщение.

4 вида юридической ответственности.

 Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом; общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.                                                                      

Административная ответственность - применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

 Дисциплинарная ответственность – это нарушение дисциплины, трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины, опоздания на работу.

Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. Наступает с 18 лет.                                                                                                        

?- Каких видов бывает юридическая ответственность? (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                             

(Слайд     )

Задание 3 «Знаете ли вы закон?»                                                                                                                                 - Сейчас я буду называть различные ситуации, а вам нужно определить какие виды ответственности наступают:                                                                                                                          

Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.

Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)

Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)

Избиение одноклассника (Уголовная)

Кража мобильного телефона (Уголовная)

Прогул в школе (Дисциплинарная)

Переход дороги в неположенном месте (Административная)

Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)

Нецензурная брань в общественном месте (Административная)

- Молодцы, вы хорошо справились.

- Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

В Уголовном Кодексе РФ» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 16 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления.

(слайд    )                                                                                          

Задание 4  Завершите схемы. Из списка в карточках выберите те                                                                                                  преступления, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет.

- убийство,

- умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,-

- похищение человека,  изнасилование, насильственные  действия -сексуального характера,

- кражу,

- грабеж,

- вымогательство,

- уничтожение или повреждение имущества

- терроризм

- захват заложника

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

- вандализм-

- хищение либо вымогательство наркотических веществ

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.                            

Задание 5

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотрим,  какие наказания предусмотрены законом.                                                                                    

(Слайд    )                                                                                             Работа в парах

Игра «Судья»  (прослушать ситуацию и огласить приговор )

Задание: Один из вас читает ситуацию, второй « Судья» оглашает приговор  (распределите между собой)                                                            (Слайд    )                                                                                                                Ложный звонок.  Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Ситуация 1: В класс вбегает ученик:

- Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья – ученик  зачитывает:                                                                                                     Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.                                                       

  - Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

(Слайд   )                                                                                                          Нанесение побоев  

Ситуация 2:  К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает,  встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – ученик  зачитывает:                                                                                                                    Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров  Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

 - Обычная драка вполне может быть рассмотрена как  - побои. Но часто вы говорите:

 Какой с нас штраф? 

- В этом случае действует Гражданский кодекс,  гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи.

(Слайд    )                                                                                                             Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик  зачитывает:                                                                            умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров  Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу   предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь не нарочно!»),  штраф до 200 Минимальных Размеров  Оплаты  Труда, либо лишение свободы до двух лет.

(Слайд   )                                                                                                            Угроза «болтовней» 

Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:

– ... Еще раз прицепишься - убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик  зачитывает:                                                                          Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

(Слайд     )

Оскорбление

Ситуация 5:  Две девочки  в классе   ссорятся:

– А ты дылда!!!

– А ты сама Гадина!!!

Судья – ученик  зачитывает:                                                                                     оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров  Оплаты Труда,  либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

(Слайд    )                                                                                                Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6: В класс вбегают мальчишка:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик  зачитывает:                                                                     вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания  наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что  совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.  Так что задумайтесь.

(Слайд    )                                                                                                                    К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний                      штраф;

  • Постановка на учёт вПДН

 обязательные работы;

    исправительные работы;

 арест;

    лишение свободы на определенный срок.      

4. Вывод.                                                                                                                                        Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.  Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

(Слайд    )                                                                                                                                Помните

«Незнание закона не освобождает от ответственности»

5. Рефлексия.                                                                                                                        (Слайд      )                                                                                                                 Составим синквейн 

-А  вы знаете ,что такое синквейн?

Синквейн- это стихотворение из пяти строк, которое строится по особым правилам : тема, описание основной мысли, действие в рамках темы,предложение,вывод.

1.Закон                     

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Предложение

5. Существительное

 Закон

Строгий, справедливый, нужный

Наказывает, защищает, регулирует

Закон-это наша жизнь.

Порядок!

(Слайд    ).                                                                                                                                                   Итог занятия.

Сформулируйте главный вывод:

- Мы пришли к выводу: чтобы не совершить правонарушение, нужно……… не совершать это правонарушение.

- Сегодня мы поняли, что самое важное для подростка – это…достойно выходить из трудной ситуаций ,нести ответственность за свои поступки, не переступая законов.

-Самым важным знанием для нас сегодня является…соблюдение законов, где мы живём.

(Слайд      )                                                                                                                                   Оцените значимость сегодняшнего занятия по критериям.                                                                                                                       -   занятие было для вас очень важным,  полезным.            

  - материал важен, интересен, но многое вы уже знали

 -  на занятии вам было скучно, неинтересно и вообще всё это не важно для вас.

(Слайд     )

Заключение.

 -Мне хочется, чтобы не только Уголовный кодекс, но и мораль, нравственные нормы, Божественные заповеди стали для вас нормой. И пусть ваша совесть станет стражем вашей порядочности. Мне очень хочется верить, что вы будете совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.

( слайд    )

 Мы в ответе за свои поступки!

Цель:

- упорядочить знания учащихся о правонарушениях, ознакомить их  с видами правонарушений и  наказаниями за них;

Задачи:

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

-развитие умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию;                                                                      - воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;                                            -коррегировать произвольное внимание путём игры «Судья»                                                                                                  

Оборудование: демонстрационный материал, раздаточный материал, презентация, мультимедийная установка.

КОУ Омской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения                                               родителей «Большеуковская адаптивная школа - интернат»

Открытый классный час

«Мы в ответе за свои поступки»

                                                                  

                                                                 Подготовила кл.рук-ль 9 класса:

                                                                                      Вантеева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профилактике правонарушений "Мы в ответе за свои поступки"

   Данный классный час разработан для учащихся 7-8 классов с целью профилактики правонарушений, прапогандой правовых знаний,формирования навыков самостоятельного принятия. ответ...

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»

Классный час направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних...

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»

Цели проведения:      *профилактика правонарушений несовершеннолетних;      *пропаганда правовых знаний;       *формиров...

Классный час «Мы в ответе за свои поступки»

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Методическая разработка. Классный час: «Мы в ответе за свои поступки» (для учащихся 7-11 классов с ОВЗ).

Классный час направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних с ОВЗ (легкими интеллектуальными нарушениями). Целевая аудитория 7-11 классы. Проводится с целью пропаганды правовых знан...

Классный час "Мы в ответе за свои поступки"

Цель: способствовать воспитанию законопослушного гражданина.Задачи:- воспитывать у учащихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;- ...

Классный час "Мы в ответе за свои поступки"

Классный час для учащихся 8,9 классов , посвященный развитию  чувства ответственности за свои поступки, осознанию необходимости и обязательности соблюдения законов, развитию умения анализировать ...