Консультация для педагогов «Детский аутизм. Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра»
консультация

Петиш Светлана Ивановна

Неспроста называют аутизм синдромом века. Диагноз встречается все чаще, несмотря на старания общественных и медицинских организаций, мы по-прежнему многого не знаем об аутизме. Проявления аутизма очень разнообразны. Поэтому никого не удивит, если в обычной группе детского сада появится особенный ребенок. Именно поэтому каждый воспитатель ДОУ должен знать, как правильно общаться с ребенком с РАС. Главное понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь максимально социализироваться. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский аутизм. Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра.

Слайд 2

Расстройство аутистического спектра (РАС ) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами.

Слайд 3

Выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется наиболее выраженно

Слайд 4

Причины возникновения заболевания

Слайд 5

Классификация аутистических расстройств

Слайд 6

Симптомы аутизма Критерии ВОЗ для диагностики РАС : 1 . Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия. 2 . Дефицит потребности в общении, зависящий от степени нарушений . 3 . Выраженные нарушения поведения, проявляющиеся в ограниченных и стереотипных моделях различных видов деятельности. 4 . Специфичность и вариабельность интеллектуального и речевого развития . 5 . Нарушение моторики. 6 . Обостренная чувствительность. 7 . Причинение вреда самому себе. 8 . Нарушение чувства опасности .

Слайд 8

Рекомендации Занятие нужно начинать и заканчивать его определённым ритуалом У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах . Инструкция дается короткими, понятными ребенку фразами

Слайд 9

Использование альтернативных вопросов, когда ребенку предоставляется выбор, и прямых инструкций, когда нет цели предоставить выбор Необходимо исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка . Подкрепление дается сразу после выполнения инструкции. У ребенка должна быть возможность выполнить инструкцию

Слайд 10

Педагоги должны носить одежду спокойных тонов, желательно исключить использование духов. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс.

Слайд 11

Что может спровоцировать ребенка с РАС

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

2 слайд

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.

Заболеванию характерен большой спектр расстройств – от проблем в общении к более трудным состояниям, при которых больные  не способны выполнять простые действия даже разговаривать. Для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, внимания, моторики, речевого развития и памяти.

3 слайд

Ряд ученых считают, что аутизм не является психиатрической болезнью, это комплекс биологических нарушений в организме. По их мнению, считать, детей с аутизмом психически неполноценными – ошибочно. Ребенок психически здоровый, но живет как быв параллельном мире. Их мир для большинства людей не доступный. Дети смотрят  «вглубь себя» и закрыты для общения. Это не дает ребенку общаться, учиться, развивать привычки, необходимые для полноценного пребывания в социуме.

4 слайд

Сначала аутизм считался только психиатрической или психологической проблемой, его даже  довольно долго путали с шизофренией. Потом во всем предъявляли обвинения к родителям, которые мало уделяли внимания ребенку.

Существует точка зрения, по которой аутизм это не болезнь, а симптоматика, которую сокращенно назвали одним словом, причиной  ее многочисленные проблемы.  Считается, что аутичное поведение является интегративным расстройством с  разной этиологией и патогенезом. (причины и механизм зарождения)

Точного понимания по поводу причин возникновения данного расстройства нет. Высказывались разные версии – от влияния ранней вакцинации. Но абсолютное большинство сведений, полученных в результате проведенных исследований, опровергают связь РАС и вакцинации.

К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы.

Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.  

Психогенный или психотравмирующие факторы — неблагоприятные психологические явления и события, способные оказывать негативное влияние на психику человека, в первую очередь на его эмоциональную сферу.

Есть и другие гипотезы причины РАС:

  • Хромосомные и обменные болезни..
  • Недоношенность плода. Если ребенок родился недоношенным, то он автоматически входит в группу риска.
  • Возраст родителей. В группу риска входят дети, родителям  которых более 40-50 лет, а так же рожденных несовершеннолетними мамами.
  • Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
  • Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений.

5 слайд

К основным видам аутизма, которые обозначены в  Международной классификации болезней, относятся:

  • атипичный аутизм. Часто такой вариант РАС называют аутизмом взрослых из-за позднего обнаружения и запоздания с коррекционной работой.
  • синдром Ретта. Генетическое  заболевание. Едва ли не самая тяжелая форма из разновидностей аутизма у детей, вид, встречающийся только среди девочек. По крайней мере на данный момент ни одного случая среди мальчиков зафиксировано врачами не было.
  • синдром Аспергера. Проявляется достаточно рано, но при этом считается достаточно легкой формой заболевания, так как охотно поддается коррекции. Интеллект не страдает, а приобретает особенный характер. синдром Аспергера называют высокофункциональным аутизмом.
  • ранний детский аутизм. Проявляется в первые годы, а иногда и месяцы жизни. К 3 годам, симптомы, достаточные для установления диагноза, уже сформированы.

6 слайд

Проявления раннего детского аутизма могут быть заметны у грудных детей  и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие детского аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали. Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи.

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

7 слайд

Ребенок с диагнозом «АУТИЗМ» внешне не отличается от обычных детей. Однако, посещение общественных мест могут быть для него и его родителей настоящим испытанием.

8-10 слайд

Лучше всего, если педагог будет начинать занятие или заканчивать его определённым ритуалом

У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах.

Абсолютная прозрачность коммуникации с ребенком.

Инструкция дается понятным языком

Подкрепление дается сразу после выполнения инструкции

У ребенка должна быть возможность выполнить инструкцию

Использование альтернативных вопросов, когда ребенку предоставляется выбор, и прямых инструкций, когда нет цели предоставить выбор

Ребенок должен понимать, что получит подкрепление ТОЛЬКО в случае правильного выполнения инструкции («Когда ты сделаешь..., я дам тебе…»; «Сначала сделай…, потом будет…») Желательно не использовать формулировку «Если…, то»

 необходимо исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка.

 Педагоги должны носить одежду спокойных тонов, желательно исключить использование духов.

Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку.

Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс.

11 слайд

Что может спровоцировать ребенка с РАС

Дети с расстройствами аутистического спектра могут иметь и сильные стороны. Их уникальные взгляды на мир дают возможность другим людям увидеть мир с другой стороны, дети с РАС могут вырасти в талантливых и успешных людей, которые сделают замечательные открытия для улучшения нашего мира. Новые исследования в области диагностики и лечения «детей дождя» дают этим необычным детям надежду на более успешную социальную адаптацию и даже выздоровление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Материал, который поможет вам в написании  психолого- педагогической  характеристики ребёнка с расстройствами аутистического спектра....

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Современные психолого-педагогические исследования убедительнопоказывают, что дети с нарушениями психофизического развития испы-тывают выраженные трудности социальной адаптации. Особенно выра-зительным...

Доклад на Конференции "Как адаптировать ребенка с расстройствами аутистического спектра в школе"

ГЛАВНОЕ:        Когда организуете учебное пространство, разделите класс на зоны, промаркируйте значимые для ученика предметы, создайте визуальные подсказки.Если...

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.

С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, ис...

Буклет "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА(РАС)".

Изменение речи у детей с РДА весьма разнообразны, включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня: нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физи...

Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра

Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться?  Как надо заниматься с ре...

Консультации для родителей. "Как играть с ребенком с расстройствами аутистического спектра?"

quot;Как играть с ребенком срасстройствами аутистического спектра?"...