"Важность развития творческих способностей у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
статья

Смирнова Юлия Александровна

"Важность развития творческих способностей у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Важность развития творческих способностей

у младших школьников

 с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

         Дети, посещающие группу продленного дня, продолжительное время находятся в стенах школы. Это существенная нагрузка даже для обычных учеников, не говоря уже об обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Умственная отсталость – изменения нервной системы, всей личности в целом, которые являются итогом перенесенных органических повреждений и от которых страдает не только интеллект, но также и поведение, физическое развитие, эмоции, воля, и другие высшие психические функции. У обучающихся, с умственной отсталостью имеются нарушения памяти, восприятия, интереса, мышления и речи. Все эти нарушения обуславливают ряд особенностей в восприятии объектов, запоминании наглядного и словесного материала, в овладении мыслительными операциями, ограничивают познавательную деятельность, оказывают отрицательное влияние на формирование личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети, в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Процесс творчества на занятиях дает ученикам прилив сил и удовольствия, уходят проблемы, стресс, что благотворно влияет на физическое и психологическое состояние детей. Изделия, работы и рисунки, к которым прикасались руки детей, приобретают неповторимость. 

Предметно-практическая деятельность наиболее доступна и понятна для детей с умственной отсталостью. Разнообразие видов деятельности (лепка, рисование, работа с природным материалом и т.д.) обеспечивает работу всех процессов головного мозга, наилучшим образом влияет на развитие личности.

Благодаря творческой работе формируется зрительно-двигательная координация, совершенствуется формирование функций рук, улучшается мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Работая с природным материалом и рисуя, создавая успешные цветные сочетания, познавая предметы в поделке, ребята приобретают удовлетворенность, у них появляются позитивные чувства, увеличивается диапазон воображения.

Занятие творческим трудом на занятии является для детей средством коррекции недостатков, способствует их социализации.  

Игровая деятельность является одним из самых важных средств развития произвольного поведения, творческого воображения, самосознания, межличностных отношений, коммуникативных и творческих способностей младших школьников. Поэтому необходимо соблюдать следующие условия, которые максимально отвечают законам развития творческих способностей в младшем школьном возрасте:

 1)  расширение жизненного опыта ребенка;

 2) формирование умения видеть предмет целостно, понимать его многофункциональность, замечать его противоречия и разрешать их;

  3) ранее начало развития ребенка, поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;

  4) обогащение предметно-пространственной среды развивающими пособиями, играми, предметами, объектами и стимулами, которые максимально будут усиливать любознательность даже самого пассивного дошкольника; создание условий для реализации творческих идей на практике;

5) выстраивание образовательного процесса для каждого ученика, в котором будут созданы проблемно- поисковые ситуации, побуждающие к активной познавательной деятельности детей; где в любой деятельности, чем бы мы с детьми не занимались, были бы вопросы проблемного характера из различных областей знаний ребенка. Где для творческого решения поставленной проблемы, был использован личный пример творческого педагога.  

Итак, творческие способности – это такие индивидуальные особенности и качества человека, которые могут определить успешное выполнение им творческой деятельности разного рода. В условиях современного общества важными задачами психолого-педагогической теории и практики являются: развитие творческих способностей у детей в младшем школьном возрасте; создание условий для развития ведущей игровой деятельности. Творческие способности должны быть в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются и на практике ребенок перестает пользоваться, со временем угасают. Одним из самых важных средств развития творческих способностей является игровая деятельность, которую часто берем за основу на наших занятиях в группе продленного дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....

"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....

Формирование культурно-гигиенических навыков по самообслуживанию у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережн...

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...

Педагогический опыт "Игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)"

В опыте описаны игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость....