Доклад на педсовете
материал (6 класс)

Переверзева Екатерина Викторовна

Тема доклада:Мотивация учащихся с овз как условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема доклада: Мотивация учащихся с ОВЗ как условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС.

Можно привести коня к водопою,

но заставить его напиться нельзя.

Да, можно усадить детей за парты,

добиться идеальной дисциплины.

Но без пробуждения интереса,

без внутренней мотивации освоения

знаний не произойдет, это будет лишь

видимость учебной деятельности.

Мотивация (от лат. Motive - побуждение; от франц. Motif - побудительная сила, причина) ‒ это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям. Основное условие успешного обучения.

Учебная мотивация детей с ОВЗ носит особый характер. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Учитывая ослабленность их мотивационной сферы, учитель должен решать одну из основных педагогических задач на уроке ‒ формирование учебных мотивов.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья уровень познавательных возможностей крайне низкий, отмечается низкая продуктивность и неустойчивость внимания. Память носит механический, кратковременный характер. Сохранность знаний слабая. Запас сведений и представлений ограничен. Мышление конкретное, непоследовательное. Представления об окружающем мире сужены. Запоминание учебного материала даётся с большим трудом. Ученики не умеют логически мыслить, анализировать. Мотивация учебной деятельности у ребят снижена.

Мотивационной основой учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ является:

  1. Мотивация интереса

-Доступность

2. Мотивация успеха

-Положительная оценка (поощрения, похвала учителя, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, мобилизация оценкой приложения учеником новых усилий).

3. Положительные эмоции

- снятие чувства тревожности.

- включенность ученика в коллектив,

- отношения сотрудничества учителя и учащегося,

- помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение,

4. Личность учителя

Стремление к максимальной гибкости. Умение придать личностную окраску преподаванию. Владение стилем легкого общения с учащимися. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

5. Педагогическая поддержка - «ты можешь»«он может»«я могу»

6. Положительные эмоции.

Для формирования положительного отношения школьников к учебе можно выделить следующие направления в работе учителя:

  • Терпение, терпимость, безусловное приятие любого ребенка;
  • Забота о создании общей положительной атмосферы на уроке;
  • Постоянное снижение тревожности детей;
  • Стремление исключить страх школьников перед риском ошибиться, неверно ответить;
  • Создание ситуации успеха в учебной деятельности;
  • Опора на игру как ведущую деятельность ребенка с ОВЗ, включая дидактические игры.

Стимулировать познавательный интерес можно многообразием приемов занимательности, которые необходимо использовать в коррекционной работе, проводимой на каждом этапе урока.

Организационный момент ‒ традиционное начало урока, построенное на основе различных методов концентрации внимания. Чтобы привлечь внимание школьников, необходимо использовать сюрпризы, загадки, занимательные коррекционные упражнения, которые становятся мотивом активной работы на уроке.

На уроках чтения, например, следует применять различные игровые упражнения, направленные на коррекцию зрительного внимания («Узнай букву», «Буквы рассыпались», таблица Шульте,  «Струп тест».

На уроках русского языка можно использовать задания на коррекцию слухового и зрительного восприятия и внимания: «Составь буквы из элементов», «Завяжи поясок», «Дополни слово».

На уроках математики полезно использовать игровые задания, направленные на коррекцию мышления, основанные на упражнениях в распределении, исключении лишнего понятия («Четвертый лишний», «Забей гол», различные логические задачи и т.д.).

Потребность дать ответ на предложенные учителем загадки, интересные вопросы, становится мотивом активной работы на уроке. Так организационный этап можно превратить в мотивационно-ориентировачный.

Чтобы поддержать интерес к работе на протяжении всего урока перед каждым его этапом необходимо ставить посильные задачи. На этапе актуализации знаний также можно использовать коррекционные упражнения, осуществляя индивидуальный, дифференцированный подход, так как уровень знаний, умений и навыков обучающихся разный. На каждом уроке следует давать индивидуальные задания на уровне возможностей ребенка. В рамках каждого уровня необходимо продумать моменты, когда дети чувствуют свою успешность.

Например, повышению мотивации на уроках чтения способствует создание  игровых ситуаций. Можно применять следующие коррекционные упражнения: соотнесение картинок и слов, подобранных из текста, чтение слоговых и словообразовательных таблиц, подбор отрывков текста к иллюстрациям в учебнике. Подобные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, испытывающих трудности в работе с текстом. Продуктивным приемом является применение хорового чтения, особенно для детей имеющих нарушения в речевом развитии.

Особое значение в формировании положительного отношения к учебе имеет частая смена деятельности на уроках, использование физминуток для снятия напряжения, а также яркая наглядность.

После каждого этапа необходимо подводить итоги, где выделяются старательные ребята. Желательно находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить хотя бы небольшие его достижения.

На заключительном этапе урока урока выставляются оценки с комментированием. Этот этап должен быть ярким и успешным для ребенка. Итоговая оценка за урок складывается из малейших достижений и оценочных суждений об успехе ребенка, а своевременная поддержка придает уверенность, внушает оптимизм. Обосновывая оценку, необходимо сравнивать ученика только с его личными достижениями, оценивая динамику его развития.

Учитывая индивидуальные особенности детей и ослабленность их мотивационной сферы, учитель должен решать одну из основных педагогических задач на уроке ‒ формирование учебных мотивов. С детьми, имеющими слабо сформированную учебную мотивацию, необходимо на каждом уроке и во вне урочное время проводить коррекционную работу по формированию положительного отношения к учебной деятельности, развитию познавательного процесса.

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать словесное внушение, для того чтобы воспитать чувство должного отношения к учебе, школе.

Закончить доклад хочется словами Теодора Рузвельта «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным, интересным и, возможно, вредным» Любите детей и себя!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема доклада: Мотивация учащихся с ОВЗ как условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС.

Слайд 2

Мотивация (от лат. Motive - побуждение; от франц. Motif - побудительная сила, причина) ‒ это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям. Основное условие успешного обучения.

Слайд 3

1.Мотивация интереса -Доступность 2. Мотивация успеха -Положительная оценка (поощрения, похвала учителя, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, мобилизация оценкой приложения учеником новых усилий). 3. Положительные эмоции - снятие чувства тревожности. - включенность ученика в коллектив, - отношения сотрудничества учителя и учащегося , - помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение, 4. Личность учителя Стремление к максимальной гибкости. Умение придать личностную окраску преподаванию. Владение стилем легкого общения с учащимися . Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. 5. Педагогическая поддержка - «ты можешь» , «он может» , «я могу» 6. Положительные эмоции.

Слайд 4

Организационный момент ‒ традиционное начало урока, построенное на основе различных методов концентрации внимания. Чтобы привлечь внимание школьников, необходимо использовать сюрпризы, загадки, занимательные коррекционные упражнения, которые становятся мотивом активной работы на уроке.

Слайд 12

«У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным, интересным и, возможно, вредным» Теодор Рузвельт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010

Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...

Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...

доклады к педсовету

ПедсоветТема «Компетентный учитель – компетентный ученик»Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.Задачи:Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», ви...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...