Взаимодействие логопеда с родителями
консультация

Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителям (по В.А.Петровскому):

1-й этап: «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ns_portal.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие логопеда и семьи в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами.

     Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. С каждым годом число детей логопатов увеличивается.

Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.

Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор, компьютер, планшет и телефон. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянное взаимодействие ребенка исключительно с техникой оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того, насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.

Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители, поэтому  повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи. К сожалению, многие родители занимаются с детьми по заданию логопеда очень поверхностно.

Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.

Тетрадь индивидуальных заданий является азбукой обучения ребенка правильной речи. Индивидуализация обеспечивается последовательностью прохождения разделов плана работы и объемом материала в каждом из них. Это дает возможность родителям составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что — только уточнения и повторения.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанционирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будет осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.Хочу такой сайт

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

     Как утверждает Г.В. Чиркина: «Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев  при своевременной  медико-логопедической помощи удается  создать все необходимые условия для полноценного  физического и психического развития ребенка. При этом  многими  отечественными и зарубежными специалистами  отмечается  в качестве одного из важнейших факторов, определяющих   конечный позитивный эффект  коррекции,   участие  родителей и их стиль поведения в  далеко не простой  жизненной ситуации. Необходимо  научиться  находить определенный баланс между  родительской любовью и теплотой, столь необходимой  ребенку с  особенностями развития, и  твердостью и тактичным, но постоянным контролем  за  систематическим  выполнением  специальных логопедических упражнений для  усвоения  навыков правильной речи. Очень важна также и  эмоциональная поддержка детей, так как   данное нарушение  значительно ограничивает  возможности  общения с  окружающими, особенно на ранних этапах коррекции». 

Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей и поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:  Педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

-  Беседы и консультации: направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им казалось необходимым.  

- Общие и групповые родительские собрания: родители выступают, в основном, в роли пассивных слушателей.

- Наглядная демонстрация: оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Таким образом, традиционные форм работы логопеда с семьей не так эффективны:  работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;

родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.

Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителям (по В.А.Петровскому): 

1-й этап: «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

2-й этап: «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап: «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

4-й этап: «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:

 приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;

 помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;

 убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;

  убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Информационное просвещение предполагает знакомство:

 с возрастными особенностями становления детской речи;

 с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;

 с методами коррекционно-развивающего воздействия. Обучающее просвещение включает в себя:

 обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;

 привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;

 формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолевают не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решают многие внутриличностные конфликты и проблемы детей и родителей, благодаря чему создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с особенностями в развитии, формируются детско-родительские отношения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и родителей

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, детей с речевыми нарушениями, условно можно разделить на два блока: просветительский и практический. В презентации коротко описаны основные направления это...

Взаимодействие учителя - логопеда с родителями

Структура работы с родителями...

«Приемы взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения».

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей  является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Правильно организованная система взаимодействия ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

Опыт работы по теме: "Современные методы взаимодействия логопеда и родителей"

Опыт работы с родителями в современных условиях. Задачи и методы взаимодействия в условиях логопункта....

"Взаимодействие логопеда и родителей в коррекционной работе"

Взаимодействие логопеда и родителей в коррекционной работе...