Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе
план-конспект

Цыбенова Туяна Валерьевна

Логоритмическая гимнастика

 В работе с детьми, имеющими нарушения речевой функции, нужно использовать различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, слогового оформления слов и коррекции в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания можно использовать эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логоритмическая гимнастика. Эта форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем двигательной сферы в сочетании с ритмом, музыкой и словом. Все вокруг нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для школьника форме – ритмические упражнения и игры.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путѐм развития и коррекции двигательной сферы.

 Задачи:

Коррекционные: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

 Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «темп»).

 Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие «Слово, движение и музыка»

с детьми подготовительной группы

Цель:

профилактика, преодоление и развитие речевых способностей путем развития двигательной сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой.

Задачи:

- развивать двигательные навыки, ритмические способности, умения согласовывать музыку и движения в играх с музыкальным и стихотворным сопровождением.

- развивать дыхание, воображение и ассоциативно-образное мышление.

- развивать слуховое восприятие, содействовать нормализации речевых и общедвигательных функций.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия

I. Организационный момент

        Сегодня замечательная погода и так хочется сказать: «Здравствуй, дружочек!». А давайте мы с вами поздороваемся по музыкальному. Образуем кружочек большой, красивый.

«Здравствуй, дружочек! Здравствуй, дружок! …».

Как замечательно мы с вами поздоровались!

У меня в ладошках солнце,

Я дарю его друзьям,

Улыбнитесь, это просто,

Я дарю улыбку вам.

Я хочу, чтобы вам сегодня было весело и интересно.

II. Основная часть

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

- Кто знает, когда это бывает?

Дел у меня не мало                         Я раскрываю почки,

Я белым покрывалом                         В зелёные листочки

Всю землю укрываю,                         Деревья одеваю,

В лёд реки убираю,                         Посевы поливаю

Белю поля, дома,                         Движения полна

Зовут меня (Зима)                         Зовут меня (Весна)

Я соткана из зноя                        Несу я урожаи,

Несу тепло с собою.                        Поля вновь засеваю,

Я реки согреваю                                 Птиц к югу отправляю,

Купайтесь, приглашаю.                        Деревья раздеваю,

И любите за это                                 Но не касаюсь сосен

Вы все меня. Я (Лето)                         И ёлочек. Я (Осень)

Логопед: Отгадайте, какое слово я задумала? Что вы представляете, когда слышите слова, а помогут вам в этом слова: деревья, грибы, животные, птицы?

Дети: Лес.

Логопед: Хотите попасть в весенний лес?

Дети(варианты ответов).

Логопед: Ребята, в лесу нужно быть очень внимательными, чтобы не заблудиться и не попасть в беду. Сейчас я проверю насколько вы внимательные. Я буду говорить. А вы очень внимательно слушать. Если то, что я говорю правильно - вы хлопаете в ладоши. Если то, что говорю - не верно, вы топаете ногами. Ну что, готовы?

Игра на внимание.

Караси в реке живут. (хлопают)

На сосне грибы растут (топают)

Любит мишка сладкий мед (хлопают)

В лесу едет пароход (топают)

Дождь прошел- остались лужи (топают)

Заяц с волком крепко дружит (топают)

Ночь пройдет- настанет день. (хлопают)

Помогать друзьям вам лень (топают)

Нет рассеянных средь вас. (хлопают)

Все внимательны у нас! (хлопают)

Чтобы попасть в весенний лес, нужно нам пройти через кочки: прыг – шаг (руки на поясе, перепрыгиваем через кочки-кубики).

Д/игра «Лесные тропинки».

Логопед: Вот и очутились мы в весеннем лесу. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох, ощутите запах весеннего аромата. Прислушайтесь, как много различных звуков в лесу (запись звуки весеннего леса). Какие звуки и что вы услышали?

Дети: Это звенят ручьи, поют птицы.

Логопед: Давайте мы тоже споем как птички. Но для начала разомнем наши язычки.

Арт. упражнения.

А теперь готовы мы спеть?

Используя палочки поем вместе: ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру-ру, ры-ры-ры – 2 раза, проигрыш и 1 раз повтор (запись фонограммы для попевки).

Логопед: Отгадайте загадку: весной распускаются, осенью осыпаются.

Дети: Листья.

Логопед: Смотрите, какие почки на ветках. А вот какой большой сказочный лист. Видно он волшебный. Он сможет превратить нас в ручеёк, который потечёт и приведет нас к поляне в лесу. Но для этого мы должны с вами подобрать слова к нашим листочкам. Какие они?

Дети: Осиновый, ивовый, кленовый, берёзовый, дубовый, тополиный.

Логопед: Давайте подуем на наш волшебный листок и превратимся в ручеек.

 Дидактическая игра «Ручеёк».

Дети встают парами, образуют ворота. Один ребёнок бежит через ворота, выбирает себе пару и становится впереди.

Логопед: Ах, какая поляна! Предлагаю сесть на ковер и поиграть.

Игра «Музыкальный барабан».

 Сначала внимательно послушайте и повторите по одному мой ритм: топ-топ, хлоп-хлоп.

Предлагаю вам самим придумать ритм и вместе прохлопаем его.

Логопед: В какой сказке и какой герой в лесу барабанит?

Дети: Заяц.

Логопед: Предлагаю станцевать танец зайца (с изменением темпа).

Лапка, другая

Вверху и сзади.

Вперед, на пояс,

Красивый поворот.

Зайчик очень рад, что вы его не забыли. Ведь сейчас наступил год Зайца.

Игра «У меня, у тебя, взял – отдал».

Логопед: Пора нам возвращаться в сад. Для этого нужно нам обойти кочки «змейкой». Чтобы вернуться, нужно вспомнить наши чистоговорки и скороговорки на карточках. Кто какую карточку вытянет, тот и рассказывает.

Дети: Три сороки-тараторки тараторили на горке.

          Друг у друга, подруга у подруги.

          Баран бил в барабан.

          Во дворе трава, на траве дрова. (можно другие)

«Змейка»

3. Рефлексия.

Что понравилось? Что не понравилось? В какую игру хотели бы поиграть еще раз? Молодцы! Спасибо за занятие!

 

Упражнение «Эхо»

В нашем лесу тоже живет эхо и оно предлагает нам поиграть в игру. Скажите пожалуйста, как отвечает эхо на вопросы? (Оно повторяет последний слог). Сейчас эхо будет говорить с вами, а вы должны два раза повторить последний услышанный слог. Итак, я думаю правила игры вам понятны, начинаем игрловоать…



Предварительный просмотр:

Самоанализ логоритмического занятия «Слово, движение и музыка»

с детьми подготовительной группы

Цель:

профилактика, преодоление и развитие речевых способностей путем развития двигательной сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой.

Задачи:

- развивать двигательные навыки, ритмические способности, умения согласовывать музыку и движения в играх с музыкальным и стихотворным сопровождением.

- развивать дыхание, воображение и ассоциативно-образное мышление.

- развивать слуховое восприятие, содействовать нормализации речевых и общедвигательных функций.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

Деревянные палочки – на 7 человек по 2 шт. (14шт.), шишки сосновые– 7 шт., листья деревьев – березовый, осиновый, кленовый, дубовый, ивовый, тополиный, макеты деревьев – береза, тополь, ель, мягкий модуль для кочек – 5-6 шт., ноутбук и фонограмма для приветствия, звуки леса, хороводная для ручейка, игры с шишками.

         Дети подготовительной группы с фонетико-фонематическим нарушением при автоматизации звука р. В начале занятия организация детей, организационный прием приветствия «Здравствуй, дружочек! …» в музыкальной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, становлению дружеских взаимоотношений между мной, детьми. Основная деятельность детей направлена на профилактику, преодоление и развитие речевых способностей путем развития двигательной сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой. Для реализации каждой задачи были подобраны методы, помогающие решить их в интересной и занимательной для детей форме игр.

Речевой материал соответствует целям и задачам занятия, речевым и возрастным возможностям детей. Форма проведения логоритмического занятия в виде прогулки в весенний сказочный лес. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности, принцип сознательности и активности, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода.  Все эти принципы были реализованы на занятии. 
          Поставленная цель и задачи логоритмического занятия были достигнуты при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический. Этапы занятия соблюдены. Один приём методически плавно перетекал в другой, подкреплялся различными играми, загадками. Дети успешно справились с предлагаемыми заданиями. Было обращено внимание на закрепление артикуляционным упражнениям для сонорных звуков. Учтены возрастные особенности детей, индивидуальная работа сочеталась с фронтальной. Например, давалась возможность придумать каждому ребенку свою мелодию и вместе проиграть ее. Дети работали активно. А использование музыкального сопровождения позволило поддерживать интерес детей, повысило качество и результативность занятия.

На протяжении всего занятия развивала двигательные навыки через  слоговые попевки, игры барабанщика, старалась развивать ритмические способности, умения согласовывать музыку и движения в играх с музыкальным и стихотворным сопровождением.

Отгадывание загадок развивало воображение и ассоциативно-образное мышление. Ощущение весеннего леса, запах весенних почек развивало дыхание.

Через прослушивание и пропевание приветствии, игры с шишками старалась развивать слуховое восприятие, содействовать нормализации речевых и общедвигательных функций.

Также немаловажную роль уделяла доброжелательному отношению друг к друг и умению слушать соседа.

В работе с детьми, имеющими нарушения речевой функции, нужно использовать различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, слогового оформления слов и коррекции в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания можно использовать эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логоритмическая гимнастика. Эта форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем двигательной сферы в сочетании с ритмом, музыкой и словом. Все вокруг нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для ребенка форме – ритмические упражнения и игры. Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путѐм развития и коррекции двигательной сферы. Задачи: Коррекционные: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «темп»). Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В конспекте представлены варианты взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в непосредственной образовательной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.В занятии...

Логоритмическое занятие в подготовительной группе "Проводы зимы"

Праздник «Масленица»Тема логоритмического занятия: «Проводы зимы»Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.Возраст. Подготовительная к школе группа.З...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе.

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: "Прогулка в осеннем лесу" Занятие проводится совместно логопедом и муз.работником....

Логоритмическое занятие в подготовительной группе: "Птичье новоселье"

Речевые ритмические игры на материале перелётных птиц...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе "Зима - пекариха".

Интегрированное занятие логопеда  с музыкальным руководителем. Занятие было показано на районном методическом объединении логопедов и музыкальных руководителей ДОУ. Детям очень нравятся занятия с...

Конспект логоритмического занятия в средней группе "В гости к Бабе Яге"

Представлен конспект логоритмического занятия в средней группе для детей с нарушениями зрения и речи  "В гости к Бабе Яге". Конспект может быть полезен всем педагогам, работающим с детьми с наруш...

Конспект логоритмического занятия в старшей группе "За волшебным сундучком"

Конспект содержит практический материал по логопедической ритмике....