Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках по окружающему миру для детей с интеллектуальными нарушениями"
статья

Екатерина Ивановна Григорьева

 Уроки по окружающему миру (как природному, так и социальному) - широкое поле для применения здоровьесберегающих технологий. Здесь и двигательное подражание животным, и звукоподражание, и изобразительная деятельность. На уроках по окружающему миру здоровьесберегающие технологии применяются также, как вспомогательное средство для закрепления навыков, полученных на других уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_okruzhayushchemu_miru_doklad.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках

по окружающему миру для детей с интеллектуальными нарушениями

Уроки по окружающему миру (как природному, так и социальному) - широкое поле для применения здоровьесберегающих технологий. Здесь и двигательное подражание животным, и звукоподражание, и изобразительная деятельность. На уроках по окружающему миру здоровьесберегающие технологии применяются также, как вспомогательное средство для закрепления навыков, полученных на других уроках, например, на уроках по речевой практике (Речь и альтернативная коммуникация). Например, тема урока «Дикие животные зимой. Лиса». На уроке по окружающему природному миру мы можем отрабатывать звукопроизношение гласных звуков слова «ЛИСА» с помощью таких здоровьесберегающих технологий, как речедвигательная гимнастика, биоэнергопластика, тактильно-кинестетическая стимуляция, а также открытых слогов СА, СО, СУ, СЫ с помощью включения логоритмических упражнений в занятие.

Примеры здоровьесберегающих технологий, которые могут быть использованы на уроках по окружающему  миру:

Утренний круг:

это начало дня, когда мы встречаемся, радуемся встрече и предстоящему дню, делимся впечатлениями о прошедших днях, узнаём новости, уточняем временные представления, заполняем календарь погоды, настраиваемся на работу, обсуждаем планы, составляем расписание на день и договариваемся о правилах поведения и оценки деятельности.

Утренний круг – это создание условий для эмоционально и позитивного общения на весь день.

Артикуляционная гимнастика

это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Артикуляционные упражнения следует проводить при каждой встрече на каком-либо уроке в течение 2-3 минут.

Пальчиковая гимнастика –

это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев.

Благодаря регулярным занятиям развивается мелкая моторика рук. Такая гимнастика способствует формированию графомоторных навыков, оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма. Гимнастику следует проводить на каждом уроке в течение 1 (0,5) минуты.

Арт-терапия –

направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, облегчает процесс коммуникации, даёт возможность невербального контакта, создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с внутренним миром, поэтому творческие навыки здесь не важны.

Сказкотерапия –

это один из самых эффективных методов работы с детьми, испытывающими затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Цветотерапия –

это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже агрессии, управлять своими эмоциями (фиолетовый цвет способен воодушевлять, оранжевый – повышает активность).

Методы арт-терапии, сказкотерапии, цветотерапии находят широкое применение на уроках по окружающему миру.

Физкультурные минутки -

это комплекс физических упражнений, которые сопровождаются стихами или весёлыми песенками.  Физкультминутки снимают напряжение тела, переключают внимание, восстанавливают работоспособность детей.

Проводятся на каждом уроке по 2-3- минуты. Иногда целесообразно проводить дважды за урок.

Музыкотерапия -

это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений ребёнка, двигательных и речевых дефектов, страхов, отклонений в поведенческом аспекте, при трудности в коммуникации, реабилитации.

Логоритмика -

это система упражнений, заданий, игр, логопедических распевок на основе музыки и движения, музыки и слова, или сочетания всех этих видов деятельности, направленные на решение коррекционных (развитие дыхания, голоса, артикуляции), образовательных (формирование двигательных навыков и умений) и воспитательных (воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения, способность ритмично двигаться под музыку и анализировать свою деятельность) задач. На уроках по окружающему миру методы музыкотерапии и логоритмики  находят широкое применение.

Речедвигательная гимнастика -

приём нейростимуляции при работе над звуковой стороной речи. Движения РДГ позволяют объединить в один новый образ звука различные ассоциации: зрительные, слуховые, смысловые, двигательные. Это позволяет «зацепить», акцентировать внимание ребенка на звуке и ввести его в речь. Благодаря движению у ребенка всплывают ассоциации с новым звуком, и ребенок легче осваивает его. Быстрее формируются новые связи и самоконтроль. На уроках по окружающему миру РДГ применяется для закрепления навыков, формируемых на уроках цикла «Язык и речевая практика»

Сейчас есть много авторских методик по РДГ, я для себя выбрала методику Елены Филипповны Архиповой, доктора педагогических наук, профессора кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ.

Ещё один приём нейростимуляции звукопроизношения, который мы используем на уроках - опорные символы звуков.

Биоэнергопластика -

это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В коррекционной работе существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. Применение биоэнергопластики помогает развить у детей данные ощущения. Развитие тонкой моторики (тонких движений пальцев рук) активизирует функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Применение этого метода вызывает интерес детей к занятиям. Каждое упражнение (2-3) выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения нужно опустить руки и расслабиться.

Тактильно-кинестетическая стимуляция -

это механическое активирующее воздействие на проприо- и кожные рецепторы посредством непродолжительного применения соответствующих техник массажных приемов.  Для тактильно-кинестетической стимуляции применяются колючие коврики - тренажеры. Все движения губ, языка

тесно связаны с деятельностью двигательного анализатора, его функцией является

восприятие, анализ и синтез раздражителей, идущих в кору головного мозга от органов речи. С целью усиления кинестезии используются приёмы, включающие движения на тренажере - колючем коврике. Применение тактильно – кинестетической стимуляции ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков. Согласованные движения рук и органов артикуляции развивают восприятие, в том числе и пространственное, активизируют и тренируют распределение внимания, развивают межполушарные связи. Каждое упражнение (2-3) выполняется в течение 6 - 8 секунд.

Упражнения биоэнергопластики и тактильно-кинестетической стимуляции на уроках по окружающему миру могут выполняться во время динамической паузы.

Литература:

  1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 64 с.
  2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 349 с.
  3. Соколова Ю. Речь и моторика / Илл. Е. Белозерцевой, Д. Белозерцева. — М.: Изд. — во Эксмо, 2005. — 48 с., илл.
  4. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. 2-е ИЗД., дораб. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с., илл.
  5. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. пособие. - М. : Астрель, 2007
  6. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
  7. Грабенко Т.Н. — «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры»
  8. Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М.: АСТ, 2010.
  9. Архипова Е.Ф., Южанина И.В. Автоматизация звуков с приѐмами нейростимуляции. Автоматизация звука Л». , 2020. – 80 с.
  10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ-2 : Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6–12 лет. М. : Гном и Д, 2004. 16 с.
  11. Интернет-ресурс: Кузнецова, А. Умные ручки. Пальчиковые игры для малышей [Электронный ресурс] / А. Кузнецова//www. nanya. Ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития»

В настоящее время многие дети относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальном образовании. Среди них значительный процент составляют дети с интеллек...

Здоровьесберегающие технологии на уроке окружающего мира

В статье раскрывается необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект открытого урока по окружающему миру «Рыбы» в 1 классе для детей с нарушением слуха

Конспект открытого урока по окружающему миру  «Рыбы» в 1 классе для детей с нарушением слуха...

Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА"

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА...

Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжёлыми нарушениями речи

  Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями...

Мультимедийный урок в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями.

Материал статьи раскрывает возможности мультимедийного урока с использованием ИКТ в обучении и воспитании детей, имеющих интеллектуальные нарушения....

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...