Консультация для родителей "Что такое дисграфия и как помочь ребёнку с дисграфией?"
консультация (5 класс)

Углева Ольга Александровна

Дисграфия — это нарушение письма, когда ребенок систематически совершает ошибки. Искажает слоги, заменяет буквы.  Нужно четко разграничивать простые орфографические ошибки, когда ребенок не освоил правила и дисграфию. Так как у учителя начальных классов ограниченное время урока, много детей в классе, есть четкая программа и расписание тем, ему сложно полноценно помочь ребенку с дисграфией во время урока.  А детям с нарушениями речи важны внимание и время: с ними нужно чуть дольше, чуть глубже позаниматься. У родителя же намного больше возможностей заниматься со своим ребенком, фокусироваться на индивидуальных проблемах. Поэтому, чтобы работа была эффективной, учитель и родитель должны стать партнерами. Предлагаю вашему вниманию несколько пражнений, способствующих коррекции дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_konsultatsiya_1.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65»

города Чебоксары

Консультация для родителей

на тему: «Что такое дисграфия и как помочь ребёнку с дисграфией?» 

                                                         

                                                     УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА        

                                                    МАОУ «СОШ № 65» г.Чебоксары                                                                           

                                               Углевой Ольги Александровны

     

                                                     г. ЧЕБОКСАРЫ, 2023г.

Что такое дисграфия и как помочь ребёнку с дисграфией?

Дисграфия — это нарушение письма, когда ребенок систематически совершает ошибки. Искажает слоги, заменяет буквы. Например, пишет «ыба» вместо «рыба». Нужно четко разграничивать простые орфографические ошибки, когда ребенок не освоил правила и дисграфию.

Родители могут заподозрить дисграфию у ребенка, если имеются:

  • Пропуск букв, гласных, согласных при стечении: вместо «каша» ребенок пишет «кш», вместо «мягкий» может написать «мякий».
  • Недописывание слов: вместо «мягкий» будет «мягк», а «ий» пропущено.
  • Ошибки в согласованиях: когда «мяч красная» вместо «красный».
  • Замены букв: вместо «л» написана «м», и получается, например, «мампа», а не «лампа». Часто дети путают «б» и «д» в прописном варианте, и получается «делка», а не «белка».

Так как у учителя начальных классов ограниченное время урока, много детей в классе, есть четкая программа и расписание тем, ему сложно полноценно помочь ребенку с дисграфией во время урока.  А детям с нарушениями речи важны внимание и время: с ними нужно чуть дольше, чуть глубже позаниматься. У родителя же намного больше возможностей заниматься со своим ребенком, фокусироваться на индивидуальных проблемах. Поэтому, чтобы работа была эффективной, учитель и родитель должны стать партнерами.

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1.    Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2.    Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова».

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3.    Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4.    Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».

На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5.    Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

6. Упражнения, для отработки лексико-грамматического строя речи «Играем с мячом»:

- единственного и множественного числа: читель произносит «стол», кидает детям мяч, и они должны сказать «столы».

- согласовывать числительные с существительными: учитель говорит «один стол», дети — «два стола». Или вариант посложнее: «один письменный стол» — «два письменных стола». И так хотя бы до пяти досчитать.

- образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса (ик; ок; очек; ёнок и т.д. Например, лес – лесок – лесочек);

- подбор синонимов и антонимов к заданному слову и т.д.

- дети подбирают прилагательные (признак предмета) к заданному слову (зебра полосатая); существительные к прилагательным (хитрая лиса);

- подбирают глаголы к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?» – «Съесть, посадить, порезать, потереть, сварить, и т.д.);

- изменяют глаголы по лицам (я ношу – ты носишь);

- подбирают существительное к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»).

Дети понимают, что слова у нас меняются, окончания тоже и при написании и чтении это нужно учитывать.

        7. Упражнение на звуко-буквенный анализ слова «Ищем звуки»:

- эффективны упражнения, когда ребенок должен услышать слово и сказать, какой первый звук в слове. Например, я говорю «стол» и спрашиваю: «Какой звук будет первым?», «Какая буква будет первой?». Дальше берем более сложные варианты: например, слово «яма». Какой будет первый звук? Да, это «й». А вот теперь ребенок должен подумать, какую букву он будет писать. Дети знакомятся с гласными и должны уже соотнести, что в слове «яма» два звука — «й» и «а», которые должны быть написаны в одной букве «я».

- также детям очень нравятся игры на придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции (начало, середина, конец).

Хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня в продаже есть огромное количество рабочих тетрадей для профилактики и коррекции дисграфии. Можно отрабатывать по ним дома разные темы, а учитель будет проверять и контролировать процесс.

И еще, наверное, самый важный аспект помощи детям – это похвала. Хвалите детей всегда! Находите положительные стороны в любых ситуациях, даже, если ребенок ошибся. И тем более, больше похвалы должно быть, при малейших положительных результатах. Детям важно слышать одобрение со стороны взрослых. Уверена, совместная работа учителя, родителя и ребенка в положительной обстановке, обязательно приведет к высоким результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Как помочь ребёнку овладеть письмом без особых проблем

Эта консультация направлена в помощь родителям, которые хотят подготовить своего ребёнка  к школе....

Консультация для родителей на тему: "Что такое дисграфия?"

Что это такое?Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграф...

Что такое дисграфия? Как помочь ребенку?

Раскрытие видов дисграфий и методов их коррекции....

Консультация для родителей: "Что такое дисграфия и как помочь своему ребенку?"

С трудностями при обучении письму и чтению сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю.Практика показыва...

Презентация родительского собрания " Что такое дисграфия и как помочь ребёнку- дисграфику"

Данная презентация поможет педагогу  в проведении родительского собрания во 2-х , 3-х классах....

презентация родительского собрания " Что такое дисграфия и как помочь ребёнку- дисграфику"

познакомить родителей с особенностями речевого развития ребёнка- дисграфика...

«Что такое дисграфия? Как помочь ребёнку с дисграфией?»

 С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя бывает, что х...