«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс
календарно-тематическое планирование

Попова Марина Юрьевна

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического здоровья (ЗПР) по варианту 7.1 и варианту 7.2 начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zpr_1-4_klass.docx54.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа № 3» Камышловского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Коррекционно - развивающие логопедические занятия

с обучающимися с задержкой психического развития»

на 2022 – 2023 учебный год

1 – 4 классы

                                                                                         Учитель-логопед

                                                                                                МАОУ «Школа № 3»

                                                                                   Попова М.Ю.  

г.Камышлов, 2022г.

Содержание:

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

1.1. Цели и задачи

1.2. Характеристика детей с ЗПР

1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы

1.5. Планируемые результаты освоения адаптированной программы

2. Содержательный компонент рабочей программы

2.1. Основные направления

2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя–логопеда с обучающимся

2.3. Тематическое планирование

2.4. Планирование работы с педагогами

2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ЗПР.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия.

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы

Пояснительная записка

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического здоровья (ЗПР) по варианту 7.1 и варианту 7.2 начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического кабинета организуется на основании:

• Конституция РФ;

• Конвенция о правах ребенка;

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021г № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 N 479-ФЗ);

• Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 – ФЗ (ред. от 06.02.2023 N 8-ФЗ)

• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

• Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

• Письмо Министерства просвещения России от 10.08.2020 N ВБ-1589/07 "Об оказании логопедической помощи»;

• Распоряжение Министерства просвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ред. от 06.04.2021 № Р-77);

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

При разработке программы использовались рекомендации ведущих специалистов в области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой Л, М., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Садовниковой И, П., Лалаевой Р. И., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Лопухиной И. С. и др.

Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» представляет особую важность для учащихся с задержкой психического развития, поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.

        

1. Целевой раздел программы

1.1. Цель и задачи

Цель - реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе.

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения

Общие задачи:

1. Обеспечение своевременного выявления детей с задержкой психического развития.

2. Определение особенностей организации коррекционно-развивающего образовательного процесса для данной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

4. Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии.

5. Оказание консультативной и методической помощи педагогам в обучении и сопровождении детей с задержкой психического развития по вопросам особенностей речевого развития.

6. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по вопросам возрастных особенностей речевого развития.

Специфические задачи коррекционно-развивающего логопедического сопровождения обучающихся, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1 и 7.2):

1. Развитие устной и письменной речи.

2. Формирования произвольной регуляции деятельности и поведения.

3. Коррекция нарушений устной и письменной речи.

4. Формирование универсальных учебных действий.

1.2. Характеристика детей с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу.

Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и (или) функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и (или) поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития.

АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития и др.

АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна не адаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Коррекционно-развивающая помощь детям с ЗПР может быть представлена в виде:

•        Коррекции нарушений устной и письменной речи.

•        Развития речевой деятельности.

•        Формирования и развития коммуникативных навыков.

•        Восполнения пробелов предшествующих периодов развития и обучения и предупреждения их возникновения.

•        Формирования и развития различных видов устной речи.

•        Обогащения и расширения словарного запаса, развитие лексической системности, формирование семантических полей.

•        Коррекции отдельных сторон психической деятельности и эмоционально-личностной сферы.

•        Формирования положительной учебной мотивации и механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.

•        Повышения уровня общего развития.

1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

В данной рабочей программе учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

•        принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;

•        принцип единства диагностики и коррекции;

•        приоритетности коррекции причинного типа;

•        принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;

•        деятельностный принцип коррекции;

•        принцип учёта неравномерности детского развития;

•        принцип комплексности методов логопедического, психолого-педагогического и коррекционного воздействия;

•        принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в исправлении речевых нарушений;

•        принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

•        принцип программированного обучения;

•        принцип возрастания сложности;

•        принцип учета объема и степени разнообразия материала;

•        принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

•        принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности.

Специфические подходы:

•        системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы;

•        коммуникативный подход, определяющий последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с нарушением в развитии разных форм словесной речи (устная, письменная, альтернативные формы коммуникации и т.д.) в зависимости от этапа обучения;

•        комплексный подход, который предполагает, что устранение нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов сопровождения;

•        индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;

При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ школьного возраста.

1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы

  • Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая

деятельность): оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей; определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка материально-технической базы.

  •  Диагностический этап проводится с целью диагностики состояния

речевой функции, коррекция которой ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы логопедического сопровождения. В «речевой карте» записываются результаты диагностики. Конечной целью диагностического этапа является разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения. Диагностический этап длится 1 – 2 недели (4 часа) и включает в себя следующие направления: диагностика речевой функции; разработка путей коррекции и реабилитации; разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения.

  • На коррекционно-развивающем этапе осуществляется реализация

разработанной индивидуальной программы логопедического сопровождения. Коррекционно - развивающий этап длится 30 недель и включает: коррекцию и развитие устной и письменной речи ребенка, профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи.

  • Аналитический этап: оценивается результативность занятий

посредством анкетных, проективных, экспериментальных и др. методов, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги коррекционной логопедической работы, определяются основные направления работы на следующий учебный год.

1.5. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной логопедической программы

Освоение обучающимся коррекционно-развивающей логопедической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознанное, доброжелательное и уважительное отношением к другому человеку, его мнению; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметными результатами коррекционной работы являются: Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; работать по плану и корректировать свою деятельность; определять успешность своей работы и других детей.

Познавательные УУД: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; повторять и воспроизводить по подобию, по памяти слоги, слова, предложения; осуществлять анализ и синтез; составлять описание объекта; строить рассуждение; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: умение внятно и четко изложить своё высказывание; умение различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке; овладение начальными представлениями нормах русского языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

2. Содержательный компонент рабочей программы

2.1. Основные направления:

•        диагностическое;

•        коррекционно-развивающее;

•        консультативное;

•        информационно-просветительское.

Диагностическая работа: проводится комплексное обследование обучающихся с ЗПР: изучаются общие сведения о ребенке, социальной ситуации, их развитие и условия семейного воспитания.

Уровень речевого развития определяется по следующим показателям:

     •        Общая и мелкая моторика

     •        Строение и моторика органов артикуляционного аппарата

•        Звукопроизношение

•        Фонематическое восприятие

•        Слоговая структура слова

•        Понимание речи

•        Лексико-грамматический строй речи

•        Связная речь

•        Письменная речь

Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями школьников с ЗПР, проведение индивидуальных и групповых коррекционное–развивающих занятий.

Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом педагогов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися, консультативная помощь семье.

Информационно-просветительская работа: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с сопровождением обучения детей с ЗПР.

2.2. План коррекционной работы с обучающимся с ЗПР

Основные методы работы: наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание); словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа); практические (упражнения, графические диктанты, развивающие и логические игры).

Направления коррекционной работы:

  • развитие звуковой стороны речи (формирование полноценных

фонематических процессов, развитие навыка языкового анализа и синтеза; формирование готовности к восприятию правил орфографии, правописание которых основано на представлениях о звуковом составе слова).

В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: различать понятия «слог», «слово», «предложение», «текст», «буква», «гласный звук», «согласный звук»; будет владеть элементарными навыками языкового анализа и синтеза; фонематического анализа, синтеза, представлений.

Средства: разноцветные круги для звукового анализа; ленты звукобуквенного анализа, схемы для определения места звука, схемы для определения количества слогов; буквы разрезной азбуки, буквы-магниты и т.д., УМК, различные игры и упражнения.

Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, языкового анализа и синтеза создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, предупреждение общей и функциональной неграмотности.

  • Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и

грамматического строя речи: уточнение, обогащение и активизация словаря, как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладений навыками построения словосочетаний, моделями различных синтаксических конструкций; развитие навыков языкового анализа и синтеза; увеличение объёма знаний об окружающем мире.

     В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; правильно использовать слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением); будет владеть навыками языкового анализа и синтеза; будет владеть навыками обобщения, подбора однокоренных слов, синонимов, антонимов.

Средства: схемы для определения количества слов в предложении; значки различных частей речи; карточки с грамматическими заданиями; предметный тематический словарь в картинках, УМК, игры и упражнения.

Таким образом, создаётся основа (предпосылки) для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова.

  • Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного

высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор необходимых языковых средств.

В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: строить собственные высказывания в логической последовательности; уметь вести диалог; уметь сравнивать, обобщать, делать вывод, доказывать, рассуждать.

Средства: сюжетные картинки; карточки для установления последовательности событий; карточки с заданиями по развитию связной речи; тексты для пересказов; УМК, игры и упражнения.

  • Развитие и совершенствование неречевых процессов:

совершенствование моторной сферы, пространственно-временных представлений, графо-моторного навыка; совершенствование психологических предпосылок к обучению; развитие социальных навыков; совершенствование полноценных учебных умений; совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков адекватных учебной деятельности.

В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: знать направления в пространстве с позиции ведущей руки, ориентироваться в схеме собственного тела; создавать пальчиковые пробы, будут владеть навыком каллиграфического письма; уметь планировать предстоящую деятельность, контролировать ход деятельности, уметь работать в определённом темпе, проводить анализ, оценку продуктивности своей деятельности; применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания; соблюдать речевой этикет при общении.

Средства: игры, упражнения, УМК, схемы.

Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ, продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: в 1 классах – групповое занятие – 30-40 минут, индивидуальное – 20-40 минут, во 2 – 4 классах – групповое занятие – 40 минут, индивидуальное – 20-40 минут.

Контроль реализации программы:

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

  • Сравнительным анализом входящей (с 1 – 15 сентября),

промежуточной (анализ письменных работ по русскому языку) и итоговой диагностики (с 15 – 31 мая). На основании этих данных проводится мониторинг развития устной и письменной речи. Планируется коррекционная работа на следующий учебный год.

  • Улучшением текущих оценок по предметам языкового цикла.

2.3. Тематическое планирование

1 класс

Тема занятий

количество часов

1

Комплексное обследование

4

2

Предложение

Закрепление знаний о постановке точки в конце предложения, о написании заглавной буквы в начале предложения, именах людей и кличках животных. Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. Составлять предложения из 3 слов при помощи схем.

4

3

Слово

Усвоение понятия «слово» как часть предложения, его лексического значения. Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

6

4

Слоговой анализ и синтез

Дать понятие о слогообразующей роли гласных, о понятии слога. Учить определять порядок слогов в слове, составлять из слогов слова. Дифференциация открытых и закрытых слогов, Выделение определённого слога в ряду слов. Определение положения определённого слога. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Учить использовать различные варианты переноса

4

5

Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов

Познакомить учащихся с органами речи, со способами образования различных звуков (речевых и неречевых). Учить детей выделять голосом каждый звук в слове, пересчитывать их количество. Тренировать в соотнесении количества звуков и букв в слове. Закреплять понятия детей о том, что буквы и звуки в слове расположены в определенной последовательности. Развитие слухового и зрительного анализа.

4

6

Ударение

Познакомить детей с ударением и его ролью в слове; работать над интонацией; учить соотнесению слов с ритмическими схемами; тренировать в определении ударной гласной и ударного слога; развивать логическое мышление.

4

7

Гласные и согласные звуки

Уточнение представлений о роли гласных первого и второго ряда. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме. Познакомить детей со способами образования согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Учить дифференцировать гласные и согласные звуки. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. Развитие умения определять твёрдость, мягкость согласных при помощи гласных.

4

8

Звонкие и глухие согласные

Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Уточнение представлений о парных согласных. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. Развитие слухового восприятия и навыков соотношения звука и буквы. Развитие умения использовать правило правописания сомнительных согласных в словах.

27

9

Сонорные согласные

Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Профессии», развитие связной речи. Практическое употребление слов с буквой Л, Р. Работа со скороговорками.

4

10

Развитие связной речи

Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетания, предложения, моделях различных синтаксических конструкций. Обучать детей последовательному пересказу текстов вначале с опорой на вопросы, действия героев, а затем с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки.

3

11

Повторное логопедическое обследование (мониторинг)

4

Итого

68

2 класс

Тема занятий

Количество часов

1

Комплексное обследование

4

2

Предложение и слово

Учить детей составлять предложения. Дифференциация слова и предложения. Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе

4

3

Слогообразующая роль гласного. Ударение

Дать понятие о слогообразующей роли гласных, о понятии слога. Работать над интонацией; учить соотнесению слов с ритмическими схемами; тренировать в определении ударной гласной и ударного слога; развивать логическое мышление. Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы).

3

4

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы

Научить различать твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости с помощью гласных второго ряда. Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова.

13

5

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные

Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Уточнение представлений о парных согласных. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. Развитие слухового восприятия и навыков соотношения звука и буквы. Развитие умения использовать правило правописания сомнительных согласных в словах.

13

6

Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические

сходства

Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте.

8

7

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

Уточнение артикуляции изучаемых звуков. Соотнесение артикулемы, морфемы и графемы. Соотнесение буквы с символом для обозначения на письме. Дифференциация сходных по начертанию букв: изолированно, в слогах, словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа со словами- паронимами. Развитие зрительно- моторных координаций. Конструирование и реконструирование букв. Автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. Написание зрительных и слуховых диктантов.

10

8

Дифференциация сонорных звуков

Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов. Работа со скороговорками.

4

9

Предлоги

Знакомство с предлогами, с их значением и ролью в предложении и словосочетаниях. Формирование представления о предлоге как отдельном слове. Развитие пространственных представлений. Практическое употребление в речи. Учить выделять и дифференцировать предлоги и приставки, уметь писать и находить их в предложениях. Учить использовать предлоги в речи.

5

10

Повторное логопедическое обследование (мониторинг)

4

Итого

68

3 класс

Тема занятий

Количество часов

1

Комплексное обследование

4

2

Слоговой анализ и синтез

Дифференциация понятий слово- слог. Дать понятие о слогообразующей роли гласных, о понятии слога. Выделение определённого слога в ряду слов. Определение положения определённого слога. Формирование умения делить слова на слоги, определять количество слогов, выделять гласные, умения составлять из слогов слова. Учить анализировать слова разного слогового состава. Совершенствование фонематического восприятия.

4

3

Звуки и буквы

Тренировать детей в соотнесении количества звуков и букв в слове. Закреплять понятия детей о том, что буквы и звуки в слове расположены в определенной последовательности. Уточнение представлений о роли гласных первого и второго ряда. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме. Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных.

4

4

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

Уточнение артикуляции изучаемых звуков. Соотнесение артикулемы, морфемы и графемы. Соотнесение буквы с символом для обозначения на письме. Дифференциация сходных по начертанию букв: изолированно, в слогах, словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа со словами- паронимами. Развитие зрительно- моторных координаций. Конструирование и реконструирование букв. Автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. Написание зрительных и слуховых диктантов.

8

5

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака

Сформировать понятие о мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце и середине слова. Звукобуквенный анализ слов. Учить слышать в слове мягкий согласный и небольшую паузу перед полным звучанием последующего гласного 2-го ряда.

3

6

Обозначение мягкости с помощью гласных 2 ряда

Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать у учеников умение выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твёрдость или мягкость впереди стоящего согласного.

7

7

Глухие и звонкие согласные

Закрепить знания детей о правописании звонких и глухих согласных в середине и конце слова

4

8

Морфологический состав слова

Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов. Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение слова- ря и развитие навыков словообразования. Формировать представление о приставке как части слова. Учить детей обращать внимание на смысловые оттенки, которые придаёт слову приставка. Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря при помощи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и т.д. Выбор суффикса.

8

9

Безударный гласный

Учить слышать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Учить подбирать проверочные слова. Знакомство с антонимичными парами в предложениях и текстах. Нахождение и проверка безударных гласных в слове, обогащение словаря родственными словами. Работа с карточками.

3

10

Предлоги и приставки

Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи. Учить использование синонимы в речи, для более точного выражения мысли. Учить выделять и дифференцировать предлоги и приставки, уметь писать и находить их в предложениях. Познакомить детей с правилом написания частички НЕ.

5

11

Словоизменение

Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Последовательное рассмотрение всех видов согласования. Показ зависимости рода прилагательного от рода существительного. Обучение постановке вопроса от имени существительного к прилагательному. Развитие словарного запаса путем подбора прилагательных по заданным признакам. Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. Обучение постановке вопросов от существительных к глаголам единственного и множественного числа

6

12

Предложения

Составление связного текста из предложений в 4-5 слов. Составление предложений при помощи схем с использованием сюжетных картинок. Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. Использование в речи притяжательных, относительных и качественных прилагательных.

3

13

Связная речь

Формирование умения пересказывать текст. Знакомство с последовательным, выборочным и кратким пересказом. Составление рассказов по серии картинок. Логическая расстановка сюжетных картинок и выяснение скрытого смысла. Запись рассказа в тетрадь. Рассмотрение картины, выяснение её содержания по вопросам. Запись рассказа в тетрадь.

5

14

Повторное логопедическое обследование (мониторинг)

4

Итого

68

4 класс

Тема занятий

Количество часов

1

Комплексное обследование

4

2

Состав слова

Корень как главная часть слова. Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставки пространственного и временного значения. Окончания.

5

3

Безударные гласные

Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы.

2

4

Согласные звуки и буквы

Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова. Оглушение звонких согласных в середине слова.

2

5

Словосочетания и предложения

Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.

2

6

Согласование

Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

2

7

Словоизменение прилагательных

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

2

8

Словоизменение глаголов

Согласование глаголов с именами существительными в числе. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

2

9

Предлоги и приставки

2

Повторное логопедическое обследование (мониторинг)

4

Итого

2.4. Планирование работы с педагогами

Содержание работы

Сроки

1. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей с ЗПР навыков правильного произношения звуков и профилактика нарушений письменной речи.

Октябрь

2. Приемы обогащения словарного запаса детей с ЗПР школьного возраста.

Ноябрь

3. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей с ЗПР.

Декабрь

4. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей с ЗПР.

Январь

5. Развитие мыслительной и познавательной деятельности детей с ЗПР.

Февраль

6. Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.

Март

7. Развитие диалогической речи у детей с ЗПР.

Апрель

2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ЗПР.

Направления работы

Виды работы

Включение родителей (законных представителей) во взаимодействие с учителем-логопедом и специалистами учреждения

Беседа,

индивидуальное консультирование

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Индивидуальное консультирование,

родительские собрания

Организация регулярного обмена информацией о развитии ребенка, о ходе реализации коррекционно-развивающей программы и результатах ее освоения

Беседа,

индивидуальное консультирование,

посещение учебных занятий родителями,

индивидуальный опрос,

анкетирование.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия:

Материально-техническая база реализации рабочей программы для обучающихся с ЗПР в 1 – 4 классах соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям.

В логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:

Документация:

- Нормативные документы (инструктивно-методические письма, законы, постановления, положения).

- Рабочие программы.

- Методические материалы.

- Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий.

- Журнал обследования устной и письменной речи.

- Журнал движения детей.

- Речевые карты на каждого обучающегося.

- Годовой план работы учителя-логопеда.

- Тетради для письменных работ обучающихся.

- Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.

Диагностический материал: материал для обследования устной и письменной речи, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).

Методический раздел: методическая литература, материал из опыта работы учителей-логопедов образовательных учреждений, документация по взаимодействию с ППк.

Наглядно-дидактический материал:

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы: пособия по развитию связной речи (предметные и сюжетные картинки для распространения или уточнения сюжетной линии); игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов; дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам  (согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными, глаголов с местоимениями, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами); дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия, слова-действия, признаки предметов, слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением); наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, буквы, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов);

альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.

Оборудование: игрушки, пособия для развития дыхания, зеркала по количеству обучающихся, лента звуков и букв.

Мебель: стеллажи и полки для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы, классная доска, парты и стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, офисные диваны, для проведения консультаций с родителями и педагогами, рабочий стол и стул.

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы

Данилов С.И. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников.- М., 2001.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Выпуск 1). М., 2008.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Выпуск 2). М., 2005.

Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Коноваленко В.В. Безударные гласные в корне слова: рабочая тетрадь для детей 6 - 9лет. - М.: ГНОМ, 2011.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии (в двух частях). – М.: Изд-во Гном и Д, 2007.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Изд-во Гном и Д, 2007.

Прокопьева Т.И. Методические рекомендации по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1-х классов /Т.И. Прокопьева – Чебоксары, 2013 – 88 с.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. М., 1997.

Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. - Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация ХХI века», 2000.

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова-названия предметов, действий, признаков предметов. – М.: Первое сентября, 2004.

Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 303 с. — (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы...

Программа обучающихся ЗПР (задержка психического развития), 2 класс

Рабочая программа обучающихся ЗПР (задержкой психического развития), 2 класс...

Программа обучающихся ЗПР (задержка психического развития), 3 класс

Программа обучающихся с ЗПР (задержкой психического развития), 3 класс...

Программа обучающихся ЗПР (задержка психического развития), 5 класс

Программа обучающихся ЗПР (задержкой психического развития), 5 класс...

Рабочая программа по физике для обучающихся с задержкой психического развития (9 класс)

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса с задержкой психического развития и разработана на основе: программы  общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы / авт.- сост....

Рабочая учебная программа коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР). 5-9 классы

При составлении программы использованы коррекционно-развивающие материалы, диагностический инструментарий, рекомендуемый Министерством образования и науки РФ для осуществления профессиональной деятель...