Развитие орфографической зоркости
план-конспект

Лесная Татьяна Юрьевна

Орфографическая грамотность – один из критериев социальной полноценности личности. Освоение грамотного письма в начальном звене необходимо – для дальнейшего успешного обучения в школе, для жизни и общения в дальнейшем, для получения профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости

Орфографическая грамотность – один из критериев социальной полноценности личности. Освоение грамотного письма в начальном звене необходимо – для дальнейшего успешного обучения в школе, для жизни и общения в дальнейшем, для получения профессии.

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен прой-ти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи.

Тема урока

Орфограммы в корне слова

Класс

3

Цель урока

Развивать у обучающегося орфографическую зоркость.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений.

Планируемый результат

Предметные: уметь обнаруживать орфограммы в слове (буквы безударных гласных в корне слова и буквы парных согласных по звонкости и глухости)

Метапредметные: познавательные: находить опасные места в слове, подбирать проверочные слова;  регулятивные: учиться принимать и удерживать учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, контролировать свои действия, коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, уметь строить понятные для  высказывания предложения.

Личностные: оценивать собственные успехи в умении нахождении орфограмм и применении правил, сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой  учителя-логопеда.

Межпредметные связи

Русский язык

Форма организации

Индивидуальное занятие

Технологии

Технология коррекции нарушений письма

Игровая технология

Продолжительность

20 минут

Этап урока.

Цель данного

 этапа

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающегося

Задания для обучающегося, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

I. Самоопределение  к деятельности.

Цель:

включение обучающегося  в деятельность на личностно-значимом уровне.

Настрой на занятие, активизация внимания.
Создает  атмосферу дружелюбия и условий для осознанного вхождения обучающегося в пространство деятельности на уроке.

Контролирует и оценивает свою готовность к уроку.

Активное участие в диалоге.

 - Добрый день.

 - Оцени готовность к занятию.

 - Рабочее место готово?

 - Настроение в порядке?

II.  Постановка учебной цели.

Цель:

подведение обучающегося к формулированию темы и цели занятия.

Ставит перед обучающимся проблему.
Подводит в ходе решения данной проблемы к теме урока.

Организует работу обучающегося по самостоятельному или с помощью учителя-логопеда формулированию  цели занятия. 

Воспринимает инструкцию на слух. Вступает в диалог с учителем-логопедом, высказывает свои предположения.

 -Посмотри на карточку. На ней записаны слова. Прочитай их.

Карточка

тр..ва        зу...            ло..ка

з...рно       гла…         дер..во          

 с..сна        л...са          шка…

- Как ты думаешь, на какие группы их можно разделить? (Буквы безударных гласных в корне слова и буквы парных согласных по звонкости и глухости)

– Какую цель мы поставим сегодня на уроке?  (повторить написание слов с буквами безударных гласных в корне слова и парных согласных по звонкости и глухости)

 

 - Тема нашего занятия: Орфограммы в корне слова.

III. Работа над темой занятия.

Самостоятельное выполнение задания.

Цель:

 обобщение ранее полученных знаний и актуализация этих знаний.

Организует работу обучающегося по выполнению задания.

Работает по алгоритму.

  - А теперь давай запишем эти слова, но сначала вспомним алгоритм работы с орфограммами.

Как мы проверяем буквы безударных гласных в корне слова? Как мы будем действовать при выборе парного согласного?

(Обучающийся вспоминает правила написания слов с буквами безударных гласных и парных согласных)

Запиши эти слова вместе с проверочными.

IV. Динамическая пауза.

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающегося и восстановления физических сил.

Организует работу.

Выполняет задания учителя-логопеда.

- У нас есть два мяча: красный и синий. Я называю слова, а ты внимательно слушай. Если в слове орфограмма буквы безударного гласного в слове, ты ударяешь об пол красным мячом, а если парный согласный – синим.

Слова

Зуб, сосна, глаз, стена, столы, куб, весло, столб, окно.

V . Игра-ходилка

Цель:

развитие орфографической зоркости.

Организует работу обучающегося по развитию зрительного внимания.

Выполняет задания учителя-логопеда.

- Перед тобой игра-ходилка. Ты должен разгадать задуманное слово. Для этого ты читаешь слова по стрелкам. Если в слове встречается орфограмма с буквами безударных гласных в корне слова или с парными согласными по звонкости и глухости, ты выписываешь ту букву, которую надо проверить. Если указанных орфограмм нет, ты пропускаешь слово.

скрепка

вилка

скворец

птенец

банка

дуб

        будка

точка

 

каток

- Какое слово у тебя получилось?

(победа)

VII. Рефлексия.

Цель:

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка обучающимся  результатов деятельности.

Создание условий для анализа обучающимся успешности своей деятельности.

Анализирует и оценивает свою деятельность.

- Какую мы ставили перед собой цель? Давай вспомним. (Вспомнить написание слов с буквами безударных гласных в корне слова и парных согласных по звонкости-глухости).

 Подводит итог.

- Что тебе было трудно на уроке?

- Оцени свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме Развитие орфографической зоркости учащихся

Ведущей педагогической идеей опыта является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, со...

Интенсивные приёмы для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

На уроках русского языка использую интенсивные приёмы рля развития орфографической зоркости учащихся. В своей статье наглядно использую орфографические упражнения. Уделяю особое внимание не только раз...

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Теоретическая основа методической проблемы учителя...

«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».

Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...

Статья "Развитие орфографической зоркости в начальных классах у учащихся с задержкой психического развития."

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с ЗПР. В повышении качества образования и воспитания немаловажную...

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

«Развитие орфографической зоркости на уроках письма и развития речи у учащихся старших классов»

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографическог...