Рабочая программа воспитания 2023-2024 г.
календарно-тематическое планирование

  Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т. к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода обучения. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу. Коррекционно - воспитательная деятельность в учреждениях – составная часть единого образовательного пространства, она должна обладать определенным «рабочим полем», иметь определенную структуру и направления воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_2_gruppy_23-24_g.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание

 

1.    Пояснительная записка

1.1. Введение

1.2. Нормативно – правовое обеспечение

1.3. Характеристика  группы № 2 МБОУ  Купинской школы - интерната № 1

2.    Программа воспитательной работы

2.1. Введение

2.2. Воспитательные цели задачи

2.3. Приоритетные направления воспитательной работы

2.4. Принципы воспитательной работы

2.5.  Мониторинг воспитательной работы в группе

2.6. Сроки реализации программы

2.7. План реализации программы

       Литература

       Приложение  

  1. Пояснительная записка

  1. Введение

  Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т. к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода обучения. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу. Коррекционно - воспитательная деятельность в учреждениях – составная часть единого образовательного пространства, она должна обладать определенным «рабочим полем», иметь определенную структуру и направления воздействия, складывающиеся из следующих блоков:

   1 блок – нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом, через психокоррекционные приемы, средства, методы работы;

   2 блок – корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), поскольку они являются не компетентным элементом, а окружающей сферой;

   3 блок  - социально-бытовая ориентация и профессионально трудовая подготовка посредством развивающих занятий;

   4 блок – компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, в которой ребенок может добиться хороших результатов (компенсация в области спорта, техники, музыки).

   Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс с включением диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической, воспитательнно-коррекционной, коррекционно-обучающей, психокоррекционной деятельности, реализуемый в отношении детей, имеющих различные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создающий необходимые условия для ее формирования и развития, способствующий интеграции в социум.

1.2. Нормативно – правовое обеспечение

Международные документы: Конвенция  ООН о правах ребенка.

Федеральные документы: Конституция РФ (ст.43), ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. №124; Закон РФ «Об образовании»; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120;

Кодексы РФ: Гражданский, Семейный, Уголовный.

Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

 «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования детей».

 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»

Постановление правительства РФ «О типовом положении, о специальном (коррекционном)  образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред.  Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 № 212,от 23.12.2000 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009  № 216).

Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об усилении контроля за соблюдение прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии» № 2376  п.1.3 от 18.08.2000.

Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» № 29/01-21/1620 от 08.05.2003.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

 Институциональные документы: Устав образовательного учреждения, должностные инструкции, планы работы, циклограммы и графики работы.    

Инструктивные документы: Рекомендации Министерства образования Новосибирской области по организации образовательного процесса с 1 сентября 2020 года в образовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области; рекомендации администрации Купинского муниципального района и   управления образовательными учреждениями.

  1. Характеристика  группы № 2

                                                                            МБОУ Купинской школы-интерната № 1

Группа вновь сформирована из воспитанников 7-9 классов, состоит из 9 человек, в возрасте   14-16 лет.  В группе  3 девушки и 6 юношей. Подростки, воспитывающиеся в группе прибыли из разных мест  3 человека -  Баганский район, 1- человек Карасукский район, 2 человек – Купинский район, 1- человек Татарский район, 2 человека – Чистоозерный район. Подбор детей в группу происходил по возрастным критериям. В группе воспитываются подростки из различных семей: многодетные семьи - 3 человека; неблагополучные семьи -2    человек, неполные семьи - 2  человек, приемные семьи – 2 человек, опека – 1 человек. По результатам ПМПК все воспитанники имеют диагноз (ЗПР). По результатам диспансеризации 8 воспитанников отнесены к третьей основной группе здоровья 1 воспитанник имеет ограничения.  

 Группа учебно-дисциплинирована, все воспитанники группы успевают.   Все воспитанники активно участвуют в школьной жизни. Воспитанники группы не ограничиваются общением только внутри своего коллектива, а общаются и с другими ребятами школы. Все воспитанники обучающиеся в 8-9 классе охвачены  профессиональной подготовкой.  

  1. Программа воспитательной работы

2.1. Введение

Программа воспитательной работы  составлена на основании анализа состава воспитанников группы. В программе учтены особенности здоровья воспитанников, а так же их возрастные, умственные, физические и индивидуальные особенности. Программа воспитательной работы разработана с учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Главной целью, которой является определение и реализация приоритетов государственной политики в области воспитания детей, обеспечивающей воспитание личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа РФ, межкультурное взаимопонимание и уважение. В программе учтена Стратегия развития школы-интерната, цель которой успешная социализация детей в современном обществе. Для реализации основной цели Стратегии школы-интерната в ней создан Сервис – центр, который выполняет комплекс мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций на территории Новосибирской области. В рамках реализации Стратегии школа-интернат участвует: в мероприятиях и акциях проводимых Российским движением школьников (РДШ) — общественно-государственной детско-юношеской организацией, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. Школа включена в Национальный проект «Образование» Современная школа, одной из задач которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.  

2.2. Воспитательные цели задачи

На основании выявленных особенностей и индивидуальных потребностей детей  и с учетом направлений деятельности школы-интерната были определены цель и задачи воспитательной работы в группе на 2023-2024 учебный год.

    Цель: создание условий, способствующих коррекции развития интеллектуальных,    личностных, творческих качеств воспитанников, их социальной адаптации и интеграции в общество, профессиональному самоопределению на основе индивидуального и личностно-ориентированного подхода.  

     Задачи:

1. Изучить личностные качества воспитанников, выявить их потребности в различных видах деятельности, поддержать творческую и общественную активность.

2. Создать условия для нравственного, коммуникативного, интеллектуального, эстетического, физического самовыражения воспитанников.

3. Способствовать развитию навыков социально-адаптивного поведения воспитанников, саморегуляции, самореализации и профессионального самоопределения личности.

4. Создать в группе благоприятную психологическую атмосферу, способствующую раскрытию потенциала каждого ребенка.

5. Создать условия для личностного развития воспитанников.

2.3. Приоритетные направления воспитательной работы

При разработке содержания программы воспитательной работы в группе, основных её направлений,  руководствовались Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, положениями  личностно-ориентированной педагогики, предлагающей главное внимание в организации воспитательной работы уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности каждого ребенка. Воспитательная работа с воспитанниками группы  осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности, предпрофессионального и профессионального образования, занятий в объединениях дополнительного образования. Основными ориентирами воспитательной работы в группе становится формирование гармоничной личности, успешная социализация и профессиональное самоопределению воспитанников.  Достижению данных ориентиров способствует: привлечение воспитанников к участию в мероприятиях и акциях проводимых Российским движением школьников (РДШ); профессиональное образование на базе Сервис центра; урочная, внеурочная деятельность и дополнительное образование в рамках Национального проекта «Образование» Современная школа. Воспитательная работа ведется по  7 направлениям, отраженных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации и имеет свое специфическое содержание, обусловленное индивидуальными особенностями каждого ребенка.

  • Гражданское и патриотическое воспитание

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 Задачи:

  • формировать ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
  • развивать нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
  • формировать представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Новосибирской области и Купинского района;
  • повышать интерес к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
  • воспитывать уважительное отношение к национальному, культурному и историческому наследию, к русскому языку как к государственному и языку межнационального общения; воспитывать любовь к школе, городу, народу, России, уважение к защитникам Родины.
  • Духовно - нравственное развитие

 Цель: формирование у воспитанников ценностных представлений о морали, о понятиях добра и зла, истины и лжи, справедливости, милосердия, проблемах нравственного выбора, достоинства, любви.

 Задачи:

  • воспитывать у детей чувство достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям, чувство коллективизма и солидарности;
  • формировать у воспитанников представления о  нравственном выборе и ответственности, о милосердии и сострадании к людям, испытывающим жизненные трудности;
  • формировать у детей представления о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур.
  • Приобщение детей к культурному наследию

 Цель: воспитание ценностного отношения к культурному наследию.

 Задачи:

  • приобщать воспитанников к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, развивать умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • формировать представления об эстетических идеалах и ценностях, собственные эстетические предпочтения в области культуры;
  • формировать интерес к чтению, произведениям искусства,  выставкам.

  • Физическое развитие и культура здоровья

Цель: воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм.

Задачи:

  • формировать у детей навыки безопасной жизнедеятельности;
  • осуществлять профилактику вредных привычек;
  • углублять знания о правилах личной гигиены, формировать привычку соблюдать правила гигиены;
  • содействовать осмыслению необходимости двигательной активности;
  • привлекать детей к участию в спортивно-массовой работе.
  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Цель: воспитание у детей уважительного отношения к труду, к человеку труда, творческой личности, стремления приносить пользу людям.

Задачи:

  • формировать у воспитанников знания, умения и навыки, способствующие социальной адаптации, практической подготовки к социальной жизни и труду, навыки трудовой коллективной деятельности;
  • воспитывать у детей такие нравственные качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и соблюдать трудовую дисциплину;
  • формировать навыки самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребность трудиться;
  • содействовать профессиональному самоопределению, приобщать детей к социально-значимой деятельности;
  • развивать у детей психологическую культуру, учить приемам саморегуляции эмоциональной и волевой сфер.
  • Экологическое воспитание

Цель: формирование у воспитанников ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к сохранению природных ресурсов региона, страны, планеты.

Задачи:

  • формировать у детей ответственное отношение к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека;
  • формировать у воспитанников экологическую культуру, навыки безопасного поведения в природной и техногенной среде;
  • развивать у детей стремление, направленное на сохранение окружающей среды;
  • воспитывать бережное отношение к животным, растениям, всем формам жизни.

2.4. Принципы воспитательной работы

Принципы воспитательной работы составляют систему, они тесно взаимосвязаны и реализуются комплексно.

Воспитательная работа в группе основывается на следующих принципах:

Принцип целеустремленности и общественной направленности.  Цель, характер и содержание воспитания должны соответствовать потребностям общества, культуре, традициям и интересам народа.

Принцип целостности и единства воспитательного процесса. Воспитание включает в себя трудовое, нравственное, эстетическое, физическое и др. направления воспитания. Эти составные части воспитания обладают своими особенностями, но одновременно служат цели всестороннего развития личности.

Принцип связи воспитательного процесса с жизнью требует прежде всего такой организации воспитательной работы в группе, которая способствует активизации деятельности воспитанников, имеет для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательных воздействий на детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки группы и школы.

Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Педагог, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, строит воспитательную работу, имея установку на положительный результат.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности воспитательного процесса предполагает опору на здоровые силы воспитанника, построение воспитательного процесса с использованием сохранных систем организма. На основе сглаживания, ослабления недостатков психофизического развития создаются условия, в которых ученик может проявить себя полноценной личностью.

Принцип сотрудничества педагогов и детей подразумевает, что педагог должен быть участником деятельности детей, изменяя характер и объем своего участия в зависимости от уровня развития детей и детской группы.

Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив также сохраняет свое значение в специальной (коррекционной) школе. Практический опыт и специальные исследования показывают возможность воспитания истинно коллективных отношений в группах детей и использования коллективного мнения для воспитательного влияния на личность члена коллектива

Принцип сознательности и активности.  Для обеспечения полноценного воспитания необходимо единство словесных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы воспитанники проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение детьми норм морали.

Принцип последовательности воспитания предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и развивает достигнутое.

Принцип деятельностного подхода. Качества личности формируются в деятельности и общении с другими людьми. Без специально организованной деятельности нет эффективного, гарантированного воспитания.

Принцип учета возрастных, индивидуальных и типологических особенностей воспитанников. Необходимо при выборе содержания, методов, форм организации воспитательной работы ориентироваться на возрастные особенности воспитанников. Важно учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, его интересы, мотивы деятельности, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре. С учетом этих данных намечаются как тактические, так и стратегические линии индивидуального подхода к ученику.

Принцип опосредованности, неявности педагогического воздействия. Формирование и совершенствование качеств личности детей происходят не в результате прямых действий педагогов, а через налаживание, изменение, совершенствование условий их развития, через организацию деятельности.

Принцип единства уважения и требовательности к личности воспитанника. Заключается в  необходимости подхода к каждому из воспитанников с верой в возможность совершенствования его личности, в наличие у них положительных качеств. Необходимо обеспечить доброжелательное, но требовательное отношение к ребенку со стороны педагогов. Предъявляемые к ребенку требования должны быть посильны для него. Следует учесть, что многим детям нужно помочь в выполнении тех или иных поручений, обязанностей. Требования, предъявляемые к воспитанникам, должны последовательно усложняться по мере развития детей.

Принцип параллельного действия. Воспитатель в работе с детьми не может действовать в одиночку. Успех воспитания обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех структур и работников школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использованием всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованности всех воспитательных влияний, во взаимной поддержке и подкреплении одного мероприятия другим, единстве требований.

2.5.  Мониторинг воспитательной работы в группе

   Уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. В свою очередь это предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения. Результаты такого исследования позволяют корректировать основные отклонения в развитии личности каждого ребенка, применять эффективные формы педагогического воздействия в воспитательном процессе.

   Для того, чтобы коррекционная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат.

   Разработанные критерии оценки уровня воспитанности и социализации  воспитанников включают в себя: наблюдение, исследование,   разнообразные формы и методы работы с воспитанниками, которые представлены по разделам: личностное развитие, межличностные отношения, санитарно-гигиенические навыки, профессиональная ориентация, основы безопасности и жизнеобеспечения.  

   Диагностика проводится по определенным методикам, в том числе методикам С. Розенцвейга, А. Беллак, С.Беллак, Рене Жиля. Доступными и приемлемыми для нашей группы явились диагностические методы: наблюдение, устный опрос, анкетирование, заполнение таблицы, решение тестовых задач.

Критерии оценки уровня воспитанности и социализации воспитанников:

  1. Санитарно-гигиенические навыки.

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

1. Применять доступные приемы закаливания организма.

2. Пользоваться косметическими средствами (кремами, дезодорантами, лосьонами и т.д.)

3. Стирать и гладить свою одежду.

4. Пользоваться приемами депиляции.

5. Владеть навыками интимной гигиены.

Для контроля санитарно-гигиенических навыков используется метод наблюдения, позволяющий сделать вывод о приобретенных санитарно-гигиенических навыках и умениях воспитанников, наметить план дальнейшей индивидуальной работы с детьми.

  1. Личностное развитие.

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

1. Понимать свой статус гражданина.

2. Ориентироваться в понятиях «долг», «ответственность», «свобода».

3.Правильно использовать способы самовыражения.

4. Владеть навыками адекватного социального поведения:

- выполнять правила общепринятых норм этикета;

- Владеть основными формами речевого общения.

5. Ставить цель и находить пути ее реализации.

   При исследовании личностного развития воспитанников используются различные приемы: наблюдение; анализ и решение ситуативных задач; анкетирование; письменный опрос. Именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о развивающейся личности. Ситуативные задания дают возможность определить степень осознанности детьми своих и чужих поступков и действий, тестовые задачи – умение воспитанников анализировать и классифицировать эти поступки. Анкеты-опросники дополняют итоги наблюдений.

  1. Межличностные отношения.

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

1. Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими.

2. Избегать конфликтных ситуаций.

3. Выбирать стиль общения с окружающими в зависимости от ситуации (официальный, дружеский, партнерский и т.д.).

4. Определять настроение партнера по общению.

5. Строить интимно-личностные отношения.

   Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в  себя, прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе  различных видов контактов воспитанников. Для целостного представления о поведении воспитанников при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.

  1. Профессиональная ориентация.

Воспитанник должен:

  1. Понимать необходимость приобретения профессии.
  2. Быть ориентированным в профессии, доступной его статусу.
  3. Знать основы производственных отношений

 

2.6. Сроки реализации программы

Программа реализуется в течение 2023 – 2024 учебного года.

2.7. План реализации программы

План реализации программы воспитательной работы в группе составлен  на основе целей и задач воспитательной работы, с учетом направлений деятельности школы-интерната и мероприятий и акций проводимых Российским движением школьников. План реализации программы воспитательной работы в группе разработан по направлениям помесячно и  представлен в виде таблицы (Прил. 1).

При необходимости в план реализации программы воспитательной работы могут быть внесены необходимые изменения.

 

Литература

  1. Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.
  2. Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8. – С. 16-18.
  3. Худенко Е.Д. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2011. – 311с.
  4. Худенко Е.Д. – М.: АРКТИ, 2007. – 312с.

                                                                                                                                                                                          Приложение  №1

Перспективный план

воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

         группы № 2 МБОУ Купинской школы-интерната № 1

Введение

План воспитательной работы группы  составлен в соответствии с программой воспитательной работы в группе. В плане воспитательной работы группы учтены индивидуальные особенности и потребности воспитанников группы, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия развития школы-интерната, мероприятия и акции, проводимые Российским движением школьников.

План воспитательной работы направлен на достижение цели воспитательной работы в группе:  «создание условий, способствующих коррекции развития интеллектуальных,    личностных, творческих качеств воспитанников, их социальной адаптации и интеграции в общество, профессиональному самоопределению на основе индивидуального и личностно-ориентированного подхода».

План воспитательной работы позволяет решить задачи, поставленные для достижения цели воспитательной работы: изучить личностные качества воспитанников, выявить их потребности в различных видах деятельности, поддержать творческую и общественную активность; создать условия для нравственного, коммуникативного, интеллектуального, эстетического, физического самовыражения воспитанников; способствовать развитию навыков социально-адаптивного поведения воспитанников, саморегуляции, самореализации и профессионального самоопределения личности; создать в группе благоприятную психологическую атмосферу, способствующую раскрытию потенциала каждого воспитанника; создать условия для личностного развития воспитанников.

 

 Направления воспитательной работы

  1. Духовно-нравственное развитие

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Дата

Тема

Коррекционно-развивающие цели

Формы и методы проведения занятия

Практическая деятельность детей

1 неделя

Сбор  группы.

Создание условий для лучшего и быстрого взаимодействия

Ознакомление с правилами группы.

Беседа

Рефлексия

Упр-е  «Снежный ком»

Упр-е  «Импульс»

Упр-е  «Созвучие»

Упр-е  «Угадай, кто это?»

2 неделя

День солидарности в борьбе с терроризмом.

Создание условий для формирования  таких качеств личности как толерантность; знания и умения поведения в критических ситуациях.

Беседа

Презентация «Беслан»

Памятка правил поведения в критических ситуациях.

Ответить на вопросы анкеты

3 неделя

Как уметь помощь другому?

Создание условий для развития рефлексии учащихся

Приветствие.

Упр-е  «Двадцать я»

4 неделя

Хороший ли я

друг: я чувствую,

я хочу, я желаю

Мне часто трудно

понять моих друзей, но я стараюсь... Я могу, я намерен…

Помочь понять воспитанникам свое я, учить соотносить свое мнение с мнением других детей.

Коррекция эмоционально – волевой сферы, межличностных отношений.

Приветствие.

Беседа.

Диалог.

Рефлексия.

Упр-е  «Я – известная персона»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Как сделать приятное людям? Нежность и теплота к людям Проблемная ситуация: "Мы в магазине"

.

День Учителя.

Развитие навыков общения. Коррекция межличностных отношений.  Коррекция эмоционально – волевой сферы, межличностных отношений.

Воспитание уважения к труду учителя.

Приветствие

Беседа. Диалог

Релаксационная пауза

Конфликтная ситуация: "Продавец мне ответил грубо…"

Подведение итогов.

Творческая работа          

Упр-е «Бусинки».

Упр-е -игра  «Мы в магазине».  (покупка продуктов на неделю, исходя из определенной суммы)

   

Изготовление открытки.

Составление текста поздравления.

2 неделя

Хорошее во мне и других

Мое поведение и отношение ко мне окружающих

 

Развитие групповой сплоченности.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей и отношений.

Приветствие.

Постановка познавательной задачи.

Беседа.

Коллективная деятельность.

Релаксация.

Заключительная беседа.

Упр-е  «Я – известная персона»

Ситуационная игра

3 неделя

Ощущаю ли я себя

юношей?

Мои  Претензии. Чего я хочу? Умею ли я

общаться с «колючим

человеком»?

Коррекция сознания по отношению к статусу мужчины в обществе; развитие навыков познавательной активности

Создать условия для обращения подростков к своему опыту общения.

Создание условий для анализа учащимися собственного опыта общения

Приветствие

Беседа с элементами игры

Рефлексия

Упр-е  «Час общения»

Упр-е  «Диктат»

Упр-е  «Я – известная персона»

Ситуационная игра:

«Мы в незнакомой

компании»

4 неделя

Безопасность в сети Интернет.

Уточнить представления детей об Интернете: значение, назначение, навыки, правила и законы. Этика общения в социальных сетях.

Вводная беседа.

Правила.

Практическая работа.

Работа по карточкам.

Ситуационная игра

Н

О

Я

Б

Р

Ь

2 неделя

Взаимоотношения между членами семьи.

Что такое «коммунальные услуги»?

Продолжать уточнять представления детей о родственных отношениях,  их роли в семье.

Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в регулировании своих эмоций..

Дать понятие «коммунальные услуги», для чего они необходимы.

Вводная беседа  Беседа о семейных отношениях.

Составление таблицы родственников.

Работа с пословицами

Работа по карточкам.

3 неделя

Искусство общения

Способствовать развитию эмпатии, установлению доверительных отношений через телесный контакт; создать условия для обучения навыкам эффективного общения.

Коррекция личностных отношений.

Разминка

Работа по теме

Итог занятия. Рефлексия.

Упр-е «Странный город»

Упр-е «Разговор через стекло»

Упр-е «Испорченный телефон»

4 неделя

День матери.

Воспитание любви и уважения к матери, женщине.

Приветствие

Беседа

Создание проблемных ситуаций

Рефлексия

«Подарок для мамы»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1 неделя

«Насколько мы добры и вежливы»

-Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.  Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.  Работать над выработкой положительных черт характера. Способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов.

Вводная беседа

Беседа

Работа с презентацией

рефлексия

Упр-е «Нарисуй доброту»

Работа с карточками

Практикум «Доброта»

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

2 неделя

Мой  характер

Коррекция сознания по отношению к своим внутренним качествам; развитие навыков самооценки.

Формировать у учащихся представления о разных характерах.

Приветствие

Игра

Анкетирование

Релаксация

Игра-ситуация

«Зеркало»

Диспут 

«С характерам

рождаются

3 неделя

Галантность.

Прием гостей. Знание правил этикета

 Формировать у учащихся умение оценивать человека не по внешнему виду, а по его духовному (внутреннему) содержанию. Прививать  этическую  культуры на понятном языке.

Беседа

Создание проблемной ситуации

Работа с раздаточным материалом

4 неделя

Подарки-символы.

Научить правильно выбирать и преподносить подарки.

Коррекция эмоциональной сферы.

Беседа по теме

Ситуация:

«Я выбираю

Вам подарок...»

Игра «Внимателен ли я к своему другу? Хорошо ли я знаю его вкусы?»

Я

Н

В

А

Р

Ь

3 неделя

Я и другие

  Формирование толерантных отношений друг к другу. Воспитание в детях уважения, внимательности по отношению к окружающим людям. Показать детям значимость отношений между людьми. Дать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу.

Вводная беседа

Работа в группах

Обсуждение ситуаций

рефлексия

Ситуация:

«Мне кажется.

я не такой,

как другие»

Тест «Удается ли тебе ладить с людьми?»

4 неделя

Речь как основное средство общения.

Развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и синтезировать материал. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

Вводная беседа

Тестирование

рефлексия

Практикум «Умение вести диалог».

Упр-е  «Слушай внимательно»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1 неделя

Знакомый, приятель, товарищ, друг.

Коррекция сознания детей по отношению к другим воспитанникам; развитие навыков анализа.

Тест-беседа

Пословицы и поговорки о дружбе

рефлексия

Тест-лист «Куда бы я пошел с …»

«Чем бы я поделился с…»

2 неделя

Неуверенность и страхи

Создать условия для определения эмоционального компонента неуверенности в себе и уровня социальных страхов, связанных с проблемами в отношениях

Вводная беседа

Упр-е «Я так боюсь, а многие этого  не боятся»

Диалог «Самый

страшный момент

в моей  жизни»

3 неделя

Престижные

профессии и мои

реальные

возможности.

Коррекция мышления; развитие навыков самостоятельного принятия решений

Беседа с использованием кинофрагментов и иллюстративного материала

Проблемная

ситуация: «Почему я  не смогу стать...

(балериной.

манекенщицей.

менеджерами т.д.)

4 неделя

Что такое патриотизм? Встреча с воинами, побывавшими в "горячих точках"

Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу. Раскрыть значение слова «патриот». Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

Вступительное слово.

Информационный блок.

Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

Выводы.

Заключительное слово.

Работа с эпиграфом

Игра «Соты»

М

А

Р

Т

1 неделя

Международный

женский день. Чаепитие

для наших девушек.

Коррекция межличностных отношений; воспитание уважения к женщине.

Беседа, обсуждение, работа в подгруппах

Приготовление угощения для девочек

2 неделя

Дружба и любовь.

Способствовать формированию понятия «любовь»; показать нравственно-духовное значение любви в человеческих взаимоотношениях» создать условия для осознания и понимания детьми понятия «любви»; способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся через обращение к художественным образам, поддерживать и укреплять психическое здоровье детей.

Вступительное слово

 

Обсуждение чувств и поступков

Итог занятия

Диспут

«Вот эта барышня, что я влюблен...»

Игра с колокольчиком

3 неделя

«Гражданка» агрессия

Коррекция недостатков характера – агрессивности; развитие навыков самоконтроля.

Актуализация опорных знаний

Беседа по осмыслению определения

Релаксация

Работа с тематическими карточками

А

П

Р

Е

Л

Ь

1 неделя

1 апреля — «День смеха»

Способствовать расширению кругозора детей;  коррекция эмоциональной сферы.

Беседа

Просмотр презентации

Конкурс

«Смеяться разрешается»

2 неделя

Земля просит защиты у людей

Формирование  у учащихся целостного восприятия мира; побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю; развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.

Интеллектуально-познавательный воспитательский час

3 неделя

Я – ты – вы - общение

Формирование взаимного интереса на основе коррекции неприязни; пренебрежительного отношения друг к другу; развитие навыков общения

Тренинг

4 неделя

Установление контактов

Способствовать расширению круга друзей и знакомых, приобретению ими социальных навыков, установлению деловых контактов; коррекция межличностных отношений

Вводная беседа

Разминка

Работа по теме

Итог

Упр-е «Приветствие»

Упр-е «Сбор фраз для контакта»

М

А

Й

1 неделя

Кривое зеркало

Развитие навыков самооценки; коррекция сознания по отношению к своим внутренним качествам.

Решение ситуативных задач.  Дискуссия.

2 неделя

Лидеры и я

 

Коррекция отрицательных черт характера – неуверенности, завышенной самооценки; развитие навыков анализа и самооценки.

Введение в тему

Работа по теме

Разминка

рефлексия

Упр-е «Ах, какой ты молодец», «Я уверен в себе если…»

Упр-е «Оцени себя»

3 неделя

Уверенность в конфликтных ситуациях

Коррекция воли на основе упражнений по формированию волевых качеств – выдержки, самообладания; развитие навыков анализа, классификации и обобщения

Организация начала занятия

Работа по теме

Рефлексия

Упр-е «Сбор ситуаций по теме «Конфликтный разговор»

Ролевая игра

4 неделя

 Итоговое занятие

Подведение итогов занятий. Рефлексия собственного достижения. Оказание психологической поддержки друг другу.

Приветствие

Беседа

Рефлексия

Прощание

Упр-я «Прощальный подарок», «Рисуем пожелания», «Чемодан».

  1. Гражданское и патриотическое воспитание

Дата

Тема

Коррекционно-развивающие цели

Формы и методы проведения занятия

Практическая деятельность детей

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Составление графиков дежурств. Распределение обязанностей.

Развитие навыков коллективной деятельности; коррекция застенчивости, равнодушия.

Коллективная творческая деятельность.

2 неделя

«Закон и общество. Взаимоотношения России с другими странами».

Коррекция внимания; развитие навыков запоминания; формирование интереса.

Инструктаж.

3 неделя

«Трудовое законодательство. Президент – правитель, защитник интересов России в мире»

Коррекция концентрации внимания; формирование нормативных моделей поведения, интереса.

Рассказ – беседа.

4 неделя

«Мои права и обязанности по Конституции РФ».

Коррекция вербальной памяти; развитие навыков монолога и диалога.

Беседа.

Решение ситуативных задач.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

«Кто и как охраняет и защищает граждан? Уголовное законодательство.  Кража».

Развитие чувства ответственности; коррекция сознания по отношению к своему правовому статусу.

Сформировать четкие представления об уголовной ответственности, уточнить понятие «кража».

Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Беседа – рассуждение.

Работа над формированием понятия»кража».

Рефлексия

Работа по карточкам

2 неделя

«Уголовное законодательство. Хулиганство. Еще раз о полиции».

Развитие чувства ответственности; коррекция сознания по отношению к своему правовому статусу.

Дискуссия. Решение ситуативных задач.

3 неделя

«Семейное законодательство»

Формирование чувства ответственности; коррекция сознания по отношению к семье.

Беседа.

Решение проблемной ситуация: «Люди и обстоятельства».

4 неделя

«Паспорт – основной документ гражданина России».

Знакомство с основными документами гражданина РФ; коррекция отношения к своему статусу.

Беседа – рассуждение.

Просмотр видеоматериалов.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

2 неделя

Что такое уголовная ответственность?  

Развитие навыков суждения, умозаключения; коррекция мышления.

Беседа.  Деловая игра.

3 неделя

День народного единства.

Воспитание патриотических чувств, чувства любви и уважения к своему народу.

Беседа.

Видеоматериал.

Участие в празднике.

4 неделя

За какие преступления, деяния наступает уголовная ответственность?

Коррекция слухового восприятия (слушают, отвечают); формирование навыков гражданского самосознания.

Заседание круглого стола с участием социального педагога.

Анкетирование.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1 неделя

 День неизвестного солдата.

Воспитание патриотизма, уважения к воину-защитнику.

Беседа.

Видео и интернет ресурсы.

Поиск информации в интернете.

2 неделя

Мужество.  Трусость.

Чувство Родины.

День героев отечества.

Коррекция качеств личности – трусости; развитие чувства чести, чувства родины.

Беседа – викторина.

3 неделя

Честь. Нравственный облик человека.

Дать понятие – что такое «честь»; коррекция нравственного облика воспитанника.

Деловая игра.

4 неделя

Всеобщая Декларация прав человека.

Развитие навыков запоминания; коррекция сознания детей по отношению к своему правовому статусу.

Инструктаж.

Анкетирование.

Я

Н

В

А

Р

Ь

3 неделя

«Закон о труде, трудовой договор, контракт».

Коррекция мышления на основе установления логических связей; развитие навыков работы с дидактическим материалом, развитие навыков общения.

Деловая беседа.

Работа с раздаточным материалом.

Проигрывание проблемных ситуаций.

4 неделя

«Крещенские морозы».

Развивать интерес к своей Родине, ее особенностях, обычаях; коррекция мышления.

Беседа, работа с иллюстративным материалом.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1 неделя

Обращаюсь в милицию

Коррекция мышления на основе упражнений на выработку мотивов действий; отработка моделей поведения в определенных ситуациях.

Водная беседа

Работа с карточками

рефлексия

Моделирование ситуаций

2 неделя

Особенности проживания в общежитии

Коррекция поведения детей в различных ситуациях; развитие толерантности.

Инструктаж-практикум.

3 неделя

23 февраля – День вооруженных сил

Коррекция мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданственности.

Праздничная программа.

Разучивание стихов к празднику

4 неделя

«Я и общество» - понятие декларация, ООН, статус.

Развитие навыков суждения, умозаключения; коррекция мышления.

Деловая игра.

М

А

Р

Т

1 неделя

Мое, чужое, общее

Коррекция недостатков характера – жестокости, халатности; развитие навыков классификации и обобщения.

Постановка проблемы

Диспут.

Работа в микрогруппах

Итог. Рефлексия.

Работа с таблицами

2 неделя

Забота государства

о здоровье своих

граждан

Коррекция мышления;  формирование нормативных моделей поведения; развитие навыков суждения.

Беседа – инструктаж.

3 неделя

Забота государства о стариках и инвалидах.  

Коррекция мышления; формирование самостоятельности.

Беседа – диалог.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1 неделя

Правила дорожного

движения  закон (для

водителя и пешехода).

Коррекция мышления; формирование навыков адекватного отношения к своему здоровью.

Беседа с элементами рассуждения.

2 неделя

Право человека на свободу вероисповедания».

«История космонавтики»

Коррекция мышления; развитие навыков осмысленного  запоминания.

Коррекция слухового восприятия на основе концентрации внимания; формирование навыков анализа.

Беседа.

Работа с иллюстративным материалом.

Презентация

Анкетирование

Викторина «Что я знаю о космосе»

3 неделя

Порядок приема

в училища, колледжи,

вузы и т.п.

Коррекция мышления; формирование самостоятельности принятия решений.

Беседа с элементами обсуждения.

4 неделя

Всероссийский субботник «Участие – мой гражданский долг».

Коррекция образа мышления; развитие навыков анализа, обоснования.

Работа на территории школы, интерната.

М

А

Й

1 неделя

Праздник Весны и Труда.

Коррекция мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданственности.

Праздничное торжество.

Разучивание стихов.

2 неделя

Армия вчера, сегодня, завтра. Государственный праздник  9 Мая – День Победы.

Формирование нравственных качеств – патриотизма, гражданственности; коррекция образа мышления.

Беседа – диалог.

Просмотр презентации

3 неделя

«Мои дела и поступки как человека и гражданина.

Диагностика теоретических знаний воспитанников по темам данного раздела.

Тестирование.

4 неделя

День защиты детей – Международный день.

Коррекция вербальной памяти; развитие навыков монолога и диалога.

Беседа с элементами обсуждения.

  1. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Дата

Тема

Коррекционно-развивающие цели

Формы и методы проведения занятия

Практическая деятельность детей

1 неделя

Мои жизненные планы: перспективы и возможности.

Составление графиков дежурств. Распределение обязанностей.  

Убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества в квалифицированных кадрах, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении.

Сообщение темы.

Вводная беседа.

Диалог

Рефлексия

Заключительная беседа.

Упражнение на внимание

 « Найди отличие»

Анкета

«Куда ты пойдешь учиться после школы».

2 неделя

Перспектива жизни и эмоциональные переживания

Карта моей будущей жизни: как пережить неуспех?  

Практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии на основе общего образования, развития творческих качеств личности каждого подростка.

Коррекция эмоциональной сферы.

Вступительная беседа

Чтение стихов о профессиях.

Загадывание загадок о профессиях

Анкетирование.

Игра «Доскажи профессию»

3 неделя

 Результат труда: мои

цели и намерения

в будущем.

Что такое экономика?

Ознакомить подростков с понятиями темы, а также целями и задачами профориентации.

Активная лекция по теме.

Свободная анкета для сбора первичных данных.

Игровые методики «Профессия на букву», «Мяч плюс профессия»

4 неделя

Работа и

профессиональные

навыки и знания

во временной

перспективе. Права

и обязанности

потребителя

Расширить представления детей о многообразии профессий в мире и ознакомить с требованиями, предъявляемыми к некоторым из них.

Дать знания о правах и обязанностях потребителя (Закон о правах потребителей); коррекция межличностных отношений

Ввод в тему

Постановка проблемных ситуаций

Беседа по теме

Рефлексия

Игровые методики «Самая-самая …», «Угадай профессию».

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Субординация

Коррекция отрицательных черт характера – непослушание, недисциплинированности; формирование и развитие навыков анализа, обобщения.

Актуализация опорных знаний.

Работа над темой.

Беседа

Итог

Решение ситуативных задач

Работа с раздаточным материалом

2 неделя

Высокая оплата труда — наиболее полное удовлетворение

потребностей;  моя

самооценка

возможностей

Расширение  кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам.

Коррекция мышления через осознание соответствия вложенного труда и его оплаты.

Решение ситуативных задач.

Решение нестандартных задач

3 неделя

Твое рабочее место

Коррекция отрицательных черт характера –неаккуратности, расточительности; развитие эстетического вкуса.

Мотивация беседы

Работа в микрогруппах

Беседа

Творческая работа

4 неделя

Деньги. Бюджет семьи.

Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики.

Коррекция мышления.

Организационный момент

Беседа по теме

Итог

Ролевая игра «Источники доходов семьи».

Решение задач

Н

О

Я

Б

Р

Ь

2 неделя

Цена товара и его качество

   Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики.

Коррекция сознательного отношения к материальным ценностям на основе анализа и синтеза.

Рассказ-беседа, практические упражнения.

Сюжетно-ролевая игра «магазин»

3 неделя

Налоги. Потребление и накопление.

   Продолжать формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики.

Коррекция мышления.

Беседа – рассказ.

4 неделя

Личная и частная собственность.

Формирование знаний о разных видах собственности; коррекция навыков суждения, умозаключения.

Рассказ педагога.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1 неделя

Виды пенсий, пособий, дотаций. Где хранят деньги?

Коррекция мышления; развитие навыков анализа, обобщения.

Инструктаж – практикум.

Работа с раздаточным материалом.

2 неделя

Служебные обязанности и их исполнение

Коррекция воли; формирование чувства ответственности; развитие навыков партнерских отношений

Индивидуальная работа

Тематическая беседа

Итог

Решение ситуативных задач

3 неделя

Предпринимательство.

Затраты на производство.

Ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития. Коррекция мышления на основе установления логических связей.

Рассказ-беседа, практикум.

Работа с раздаточным материалом.

4 неделя

Что значит «обязательность в работе»? «Ответственный человек»: какой он?

  Формирование у воспитанников свойств личности, необходимых в самостоятельной трудовой деятельности: предприимчивости, ответственности, деловитости, честности. Коррекция воли.

Беседа с элементами игры.

Я

Н

В

А

Р

Ь

3 неделя

«Порядок устройства на работу».

  Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

Коррекция активно-волевой сферы.

Вступительное слово

Беседа

Работа в подгруппах

Итог

Инсценировка: устройство на работу через биржу труда

4 неделя

«Построение картин будущего: профессия и я»

 Продолжать расширение  кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях.

Практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии на основе общего образования, развития творческих качеств личности каждого подростка.

Тест – беседа.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1 неделя

«Совет директоров и предприятия.  Что это такое?».

 Способствовать формированию деловых качеств.

1. Наблюдение

2. Анкетирование

2 неделя

«Охрана и предприятие; транспортная служба».

 Расширение  кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам.

Беседа.

Упражнения на развитие мышления

3 неделя

«Трудовая дисциплина».

Коррекция активно-волевой сферы; формирование чувства уверенности, самостоятельности; развитие навыков общения, анализа.

Деловая игра.

Ролевые и деловые игры

4 неделя

«Материальные поощрения и взыскания (премия, штраф)».

Развитие навыков анализа; коррекция воли.

Беседа с элементами обсуждения.

Упражнения на развитие внимания : «Зеркало».

М

А

Р

Т

1 неделя

«Приготовление блюд для праздничного стола».

Формирование навыков адекватного отношения к своим товарищам; коррекция доброжелательных чувств.

Беседа; практические задания.

Выполнение практических заданий.

2 неделя

«Моя ориентировка в мире профессий».

Дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении.

Беседа – диалог; творческая лаборатория.

Анкетирование.

Упражнение « угадай, кто это?»

3 неделя

Производственные отношения

Коррекция активно-волевой сферы на основе формирования чувства уверенности, самостоятельности.

Беседа с использованием кинофрагментов и иллюстративного материала.

Упражнения на внимание  , релаксация.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1 неделя

«Как выбор влияет профессии на будущее?»

Последствия выбора профессии реальность и мечты:

Оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов склонностей; коррекция индивидуальных особенностей и потребностей. Коррекция воли; формирование волевого качества – целеустремленности.

Ярмарка труда.

Активизация внимания, интереса.

2 неделя

Покупки на вещевом, продовольственном рынке.

Учить детей выбору вещей, соотносить материальные возможности и качество товара; коррекция поведения, мышления.

Беседа  - диалог. Проигрывание ситуаций.

Упражнение: «Найди лишнее слово».

3 неделя

Звонок другу

Формировать навыки моделирования собственного поведения; коррекция речевого общения.

Тренинг.

4 неделя

На почте

Коррекция образной памяти на основе упражнений на воспроизведение; развитие навыков поведения в общественных местах.

Целевая экскурсия.

М

А

Й

1 неделя

Продавец и покупатель: формы общения.

Формирование нравственной,  эстетической культуры; коррекция поведения.

Моделирование различных ситуаций.

2 неделя

Ремонт мебели

   Формирование у воспитанников умений и навыков самостоятельного выполнения разнообразных видов работ.

Работа с раздаточным материалом.

Выполнение работ по ремонту мебели.

3 неделя

И снова – «Мой выбор профессии»

Помочь в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, коррекция профессионального выбора, указать  на противопоказания.

Способствовать формированию   уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

Беседа - инструктаж

Упражнения на внимание «Найди все буквы Ш», релаксация.

4 неделя

Презентация талантов

Развитие навыков коллективной творческой деятельности; коррекция отрицательного отношения к трудовой деятельности.

Творческая мастерская.

  1. Приобщение детей к культурному наследию

Дата

Тема

Коррекционно-развивающие цели

Формы и методы проведения занятия

Практическая деятельность детей

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

"Бабье лето"

Подбор музыки для вечера отдыха, дискотеки.  

2 неделя

Откуда возникли суеверия и чародейство?

3 неделя

Приметы осени

Осень, музыка.

живопись и мое

настроение

4 неделя

Праздник  «Вера, Надежда. Любовь и мать их Софья».

Дни рождения в сентябре

Контроль и оценка своего поведения на дискотеке

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

День ангела и мое имя

Эмоции и музыка

2 неделя

Народная

медицина

3неделя

Свадебные

обряды и обычаи

Семейные

обряды, обычаи.

традиции. Дни

рождения

в октябре

Н

О

Я

Б

Р

Ь

2 неделя

Посиделки. Сказки, песни. былины. Легенды 

3 неделя

Национальный

костюм: характер, особенности

4 неделя

Дни рождения в ноябре

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1 неделя

Встреча зимы. Зимние забавы, гулянья

Что я знаю  о красоте в доме?

2 неделя

Новогодние Туалеты

3 неделя

Как «сделать"

красоту?

4 неделя

Новый год.

Дискотека

Я

Н

В

А

Р

Ь

3 неделя

Празднование

Рождества

на Руси

4 неделя

История возникновения праздника Крещение

История цвета

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1 неделя

Русское зодчество

2 неделя

День Снятого Валентина

3 неделя

Масленица. Исторические

маскарады

(гулянья. Сжигание чучела)

Сформировать четкие представления о праздновании Масленицы на Руси; познакомить с народными обрядами во время празднования Масленицы.

Организационный момент.

Вводная беседа

Просмотр презентаций

рефлексия

Работа с иллюстрациями

Разгадывание кроссворда

4 неделя

Дни рождения в феврале. День защитника Отечества

Музыка, кино, живопись, скульптура, графика о воинской доблести

М

А

Р

Т

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

1 неделя

Великий-

Строгий Пасхальный пост

Познакомить детей с понятиями «пост», «постная пища»; воспитывать бережное отношение к своему организму.

Создание проблемной ситуации

Беседа по теме

Закрепление полученных знаний

Творческая работа

Упр-е»Попробуй и назови»

Творческая работа – составление блюда

2 неделя

Характер человека и стиль одежды

3 неделя

Рецепты

старинной кухни

А

П

Р

Е

Л

Ь

1 неделя

Старинные заговоры  и обряды защищающие дом. хоз-во, домашних животных

2 неделя

Вербная неделя

Весна в творчестве

художников музыкантов,

скульпторов, поэтов

3 неделя

Вечер классической музыки и танца

4 неделя

Русские обряды в произведениях живописи и музыки

М

А

Й

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

  1. Физическое развитие и культура здоровья

Период

Форма

Модуль

Сентябрь

1,2 неделя

Творческое задание «Планируем день».

Исследование «Почему нужен завтрак»

Режим дня.

Питание

3,4 неделя

Октябрь

1,2 неделя

Исследовательский проект «Движение и здоровье»

Физическая активность

3,4 неделя

Ноябрь

1,2 неделя

Творческий проект «Классный завтрак».

Игровой проект «Советуем литературному герою»

Питание.

Режим дня

3 неделя

Декабрь

1,2 неделя

Творческое задание «Мой выходной день».

Викторина Гигиена

Режим дня

Гигиена

3,4 неделя

Январь

1,2 неделя

Кулинарная эстафета

Питание.

3,4 неделя

Февраль

1,2 неделя

Спортивный квест

Физическая активность

3,4 неделя

Март

1,2 неделя

Творческий проект «Игротека»

Физическая активность

3,4 неделя

Апрель

1,2 неделя

Исследование «Почему нужно чистить зубы»

Гигиена

3,4 неделя

Май

1,2 неделя

Игра «Кулинарные посиделки»

Питание

3,4 неделя

Содержательные модули

Мероприятия

Формы

реализации

     Физическая активность

Спортивный квест.

Творческий проект «Игротека» (межпредметные связи).

Исследовательский проект «Движение и здоровье»

Внеклассное мероприятие.

Внеклассное мероприятие, самостоятельная работа.

Внеклассное мероприятие, самостоятельная работа

Питание

Исследование «Почему нужен завтрак».

Творческий проект «Классный завтрак».

«Кулинарная эстафета».

Игра «Кулинарные посиделки»

КТД.

КТД, внеклассная работа, участие родителей.

Внеклассное мероприятие.

Внеклассное мероприятие, участие родителей

Режим дня

Творческое задание «Планируем день».

Игровой проект «Советуем литературному герою» (межпредметные связи).

Творческое задание «Мой выходной день»

КТД.

КТД.

Внеклассное мероприятие, КТД, самостоятельная работа

Гигиена

«Викторина Гигеи» (межпредметные связи).

Исследование «Почему нужно чистить зубы»

Внеклассное мероприятие.

КТД, самостоятельная работа

  1. Экологическое воспитание

Направление

Мероприятие

Цель

Форма проведения

Экология природы

 Участие в акциях различных уровней

 Воспитание неравнодушного отношения к проблемам окружающей среды, становление экологической ответственности как основной черты личности

1)ежегодное участие в трудовом десанте по уборке территории и благоустройству города;

2) участие в акции «Сделаем лес чище»;

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Приобретение системных знаний об экологических проблемах

1)написание исследовательских работ экологической направленности;

2)создание творческих проектов по изучению существующих проблем.

Участие в конкурсных мероприятиях различных уровней экологической направленности

Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

1)выполнение творческих работ различных конкурсов

Изучение произведений искусства

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем.

1) посещение выставок

Экология здоровья

 Организация и проведение классных часов

 Информирование о возможных негативных явлениях, влияющих на здоровье человека

1)классные часы о вредных привычках;

2)классные часы о правильном питании;

3)классные часы о пользе физических упражнений

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Приобретение системных знаний о проблемах здоровья и факторах на него влияющих

1)написание исследовательских работ, рассматривающих проблемы здоровья;

2)создание творческих проектов

Встречи с представителями различных организаций, рассматривающих и  решающих проблемы  здоровья

Формирование ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих

1)встреча со школьным медицинским работником;

2)встреча в врачом-наркологом;

3)встреча с врачом-венерологом.

Создание творческих работ экологической направленности

Формирование активной жизненной позиции

1)участие в конкурсах экологической направленности различных уровней

Экология души

Организация и проведение классных часов

Информирование о путях формирования духовности

1)классные часы о характере;

2)классные часы о различных душевных состояниях человека (счастье, горе, удовлетворения и т.д.)

Посещение культурных центров

Формирование чувства прекрасного

1)посещение художественных выставок творчества;

2)посещение театров, музеев

Организация и проведение элективных курсов

Формирование интеллигентной личности

1)создание программ дополнительного образования и элективных курсов

Создание творческих работ экологической направленности

Формирование экологии интеллектуального труда

1) участие в конкурсах различных уровней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы на 2023-2024 уч.год

Рабочие программы по учебному предмету "Природоведение" в 5 классе, 6 классе и учебному плану "Биология" в 7 класе, 8 классе, 9 классе для школы для обучающихся с овз...

Готовые рабочие программы на 2023-2024 гг

Готовые рабочие программы на 2023-2024 годИнформатика 7-9 клИнформатика 10-11 клИЗО 5-11 клТехнология 5- 8 класс...

Готовые рабочие программы на 2023-2024 гг

Готовыая рабочая  программа  на 2023-2024 год по технологии 11 класс...

Рабочая программа воспитания 2023-2024

Рабочая программа воспитания...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....

Рабочая программа на 2023-2024 учебный год

1. "Волшебная бумага"2. "Фантазия"...

Рабочие программы .Геометрия 2023-2024 уч.год.

Рабочие программы, применяемые при обучении учащихся с 6 по 11 классы ....