Диагностическая тетрадь для обучающихся 3 класса
методическая разработка

Сударикова Татьяна Сергеевна

Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskaya_tetrad_3kl.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая тетрадь ученика 3-го класса

  1. Раздел «Краткие анамнестические данные.

Заполняется на основании беседы с родителями или по медицинской документации.  

Наследственность,

протекание беременности и родов у матери,

раннее общее развитие ребёнка,

раннее речевое развитие (когда появилось гуление, лепет, первые слова,  фразовая речь),

речевая активность,

понимание речи окружающих,

речевая среда.

Прерывалось ли речевое развитие ребенка,  в каком возрасте и по какой причине.

  1. Раздел «Данные медицинского обследования

  Заполняется на основании медицинской карты, находящейся в медпункте данного образовательного учреждения.

  1. Раздел «Общая и мелкая моторика»

  Заполняется по следующим параметрам:

  • координация и точность движений;
  • объём выполняемых движений;
  • скованность, напряжённость движений;
  • чувство равновесия;
  • навязчивость движений;
  • темп, активность, способность к переключению;

Состояние мелкой моторики

  • дифференцированность тонких движений пальцев рук;
  • объем (полный-неполный);
  • точность выполнения движений (плавность, напряженность, одновременность выполнения движений и др.).

Примерные задания:

  1. перешагивания через препятствия;
  2. пройти по дорожке, нарисованной мелом на полу;
  3. пройти по положенному на полу шнуру; и т.д.
  4. Поочерёдно сгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой руке;
  5. Упражнение «игра на рояле» ведущей рукой;
  6. Проба «кулак-ребро-ладонь» (вначале правой, затем левой рукой); и т.д.
  7. Какой рукой предпочитает работать.
  1. Раздел Общая осведомлённость»

  Заполняется по следующим параметрам:

  1. знание своей фамилии, имени, возраста, ФИО родителей, место их работы, установление родственных отношений;
  2. временные представления (понимание последовательности времён года, месяцев,  частей суток, знаний о явлениях природы, определение сторон тела, положение предметов в пространстве; сформированность понятий, «вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас « и т.д.; определение количества событий за неделю, сутки, час, минуту);
  3. пространственные представления (ориентировка в схеме тела: прямая, зеркальная; дифференциация понятий: вправо – влево, впереди – сзади, вверху – внизу и т.д.; дифференциация понятий: в – на – за; перед – между, над – под)

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста возможно использование наглядного материала.  

1 Субтест –(осведомлённость)

Подчеркни одно слово, которым можно закончить предложение?

На ветвях  деревьев всегда  есть

иней

плоды

почки

кора

листья

У каждой собаки есть

чёрное ухо

пушистый хвост

четыре лапы

длинная шерсть

мокрый нос

У лошади всегда есть

конюшня

подкова

уздечка

грива

седло

Год, месяц, неделя, минута – это  

Времена года

дни

время

длина

век

Крылатая летательная машина – это

самолёт

ракета

вертолёт

воздушный шар

метеор

У кустарника всегда есть

листья

корень

плоды

цветы

тень

Километр, метр, сантиметр, миллиметр - это

длина

сумма

масса

площадь

объём

В предложении всегда есть

точка

восклицательный знак

вопросительный знак

слово

запятая

Сутки – это  

20 часов

12 часов

10 часов

23 часа

24 часа

Число 25 делится без остатка на

5

6

3

8

7

2 Субтест –(классификация)

В каждом ряду слов зачеркни  лишнее.

  1. Метр, дециметр, килограмм, сантиметр, километр.
  2. Сахар, соль мука, вода, чашка.
  3. Дождь, град, лёд, ветер, снег.
  4. Плащ, костюм, платье, туфли, пальто.
  5. Солнце, свеча, звезда, река, лампа.
  6. Минута, секунда, час, день, утро.
  7. Около, кольцо, колоть, колесить, околица.
  8. Капуста, помидор, морковь, лук, яблоко.
  9. Колхоз, дежурный, однажды, пятница, лопата.
  10. Корень, суффикс, окончание, прилагательное, приставка.

3 Субтест –(аналогии)

Дано 3 слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведённых ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово или словосочетание подчеркни.

Хлеб – зерно

Река

ручей

вода

родник

море

лужа

2.

Добро – зло

Нежность

грубость

любовь

жадность

ненависть

зависть

3.

Дерево – ветка

Книга

буква

древесина

картинка

слово

страница

4.

Дядя Стёпа – Гулливер

Дюймовочка

мышка

гном

Иванушка

мальчик – с –                                            пальчик

лилипут

5.

Птица – самолёт

Рыба

Подводная  лодка

вертолёт

машина

корабль

чайка

6.

Вишня – сад

Колос

Лес

поле

земля

зерно

луг

7.

Число – цифры

Слово

книга

фраза

буквы

читать

рассказ

8.

Болезнь – лечение

Поломка

мастер

ремонт

деталь

смазка

мастерская

9.

Бежать – кричать

Стоять

молчать

шептать

шуметь

звать

говорить

10.

Паровоз – вагоны

Конь

конюх

лошадь

ехать

конюшня

телега

                4 Субтест – (обобщение)

Подумай и напиши, что общего между этими словами?

Например: трамвай – автобус

Виды пассажирского транспорта.

  1. Год, неделя – это ….
  2. Шапка, платок – это …
  3. Ветер, туча – это …
  4. Муравей, дуб – это …
  5. Диван, стол – это ….
  6. Обруч, мяч – это …
  7. Конь, собака – это …
  8. Тетрадь, пенал – это …
  9. Приставка, окончание – это ….

10.Сентябрь, июнь – это…

5 Субтест – (установление закономерностей в числовом ряду)

Найди зависимость между числами  и вставь пропущенное число.

а) 8, 13, 23, 28, 33, 38, ….

б) 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, …

в) 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52, ….

г) 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, …

д) 30, 39, 48, 57, 66, 75, 84, …

е ) 18, 28, 38, 48, 48, 58, 68, 78, …

ж) 15, 35, 55, 75, 95,  115, ..

з) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …

и) 2, 8, 32, 128, 512, 1536, …

к) 4, 40, 400, 4000, 40000, 400000, ….

5.Раздел Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)

Назначение теста: выявить уровень развития зрительного гнозиса.

Процедура и инструкции: Подбери по образцу:  

а) цвета к названному цвету (называется 4 цвета, перед

                                     ребенком выложено 5 карточек);

б) геометрические фигуры (6-8 фигур);

в) узнай предложенные предметы (узнавание реальных

предметов, узнавание реалистических предметов);

г) узнавание контурных изображений (предлагается 5

изображений, контур выполнен черным цветом);

д) узнавание перечеркнутых изображений (5

изображений);

е) узнавание фигур Попелейтора;

ж) узнавание “зашумленных” изображений

(“зашумление” выполнено в виде точек);

з) узнавание недорисованных контурных изображений (5

образцов).

  1. Раздел «Поведение и эмоционально-волевая сфера».
  1. Особенности проявления эмоций и чувств (импульсивность-рефлексивность, тревожность-спокойствие, агрессивность-миролюбие).
  2. Преобладающий тип настроения.
  3. Проявление волевых качеств (целеустремлённость, решительность, настойчивость, инициативность, слабость волевого напряжения).
  4. Положительная мотивация учебной и трудовой деятельности.
  5. Тенденция к самостоятельности, ответственности, целенаправленным действиям.
  6. Особенности характера и поведения (активность – пассивность, контактность, организованность – хаотичность, конфликтность, послушание, аккуратность). 

  1. Раздел  « Понимание речи» (импрессивная речь).
  1. Восприятие речи  в широком плане: понимание сказок, рассказов  (фактология и скрытый смысл)
  2. Восприятие речи в ситуативном плане (беседа о семье, школе, игрушках).
  3. Понимание  распространенных  предложений:

Покажи, где девочка прыгает? Покажи, где девочка играет с большим красивым мячом?

  1. Восприятие предложных отношений:  

Нарисуй грибок справа от цветка.

Положи ключ слева от книги.

  1. Понимание инвертированных конструкций:

Колю ударил Ваня. Кто драчун?

Автобус обогнал машину .Кто поехал впереди?

  1. Понимание  сравнительных  конструкций:

Какая фраза правильная?

 Слон больше мухи? Муха больше слона?

Лето перед весной? Весна перед летом?

  1. Понимание атрибутивных конструкций.

Показать на картинках:

Где собака хозяина? Где хозяин собаки?

Где внучкина бабушка? Где бабушка внучки?

Где ученик учителя?  Где учитель ученика?

  1. Понимание грамматических форм.

Единственное и множественное число имен существительных:  

Покажи, где ягода - ягоды, щенок – щенки и т.п.

Совершенный и несовершенный вид глаголов:

Покажи , где  мальчик пишет, где мальчик написал ?

Уменьшительно-ласкательные формы  существительных:

Покажи дом-домик, куб-кубик,  стул-стульчик и т.д.

  1. Понимание инструкций.

Подними руку----подойди к окну -----открой тетрадь----возьми со стола книгу---.

Возьми со стола тонкую книгу и дай ее мне.

  1. Раздел  «Общее звучание  речи »
  1. Степень разборчивости речи:

речь невнятная,  мало понятная для  окружающих;

разборчивость несколько снижена;

речь смазанная;

разборчивость не нарушена (N).

  1. Темп речи (N, медленный, ускоренный, запинки, заикание и т.д.)
  2. Ритм речи (N, растянутый, скандированный)
  3. Тембр голоса (N, хриплый, сиплый, гнусавый, степень выраженности назализации)
  4. Сила голоса (слабый, громкий, немодулированный).
  1. Раздел   «Артикуляционный аппарат»
  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в) прикус (открытый боковой, открытый передний, прогнатия, прогения);

г) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель);

д) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

е) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной уздечкой).

2. Исследование состояния артикуляционной моторики:

а) для нижней челюсти: открыть рот, закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;

б) для губ: «улыбка с оскалом резцов», попеременно «улыбка – хоботок»;

в) для языка: высунуть язык, сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»): попеременно широким – узким; поднять язык за верхние резцы; опустить за нижние  резцы; узким языком коснуться правого, затем левого углов рта;

г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом, (язык на нижней губе); произнести «а» с открытым ртом.

В выводах указываем: наличие или отсутствие движения; объём движений (полный, неполный); точность движений (точно, неточно); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (быстрый, медленный, нормальный); наличие синкинезий; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; слюнотечение (повышенная саливация); отклонение маленького язычка в сторону; сглаженность носогубных складок.

  1.  Раздел «Звукопроизношение»

При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения

 произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых со стечением согласных в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах)

  1.  Раздел «Фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза».

1.  При исследовании фонематических функций отмечается:

а) способность к фонематическому анализу и синтезу:

  •  выделение ударного гласного в начале слова: аист, осы;
  •  выделение звука из слова: звук (с): сом, мак, нос;
  •  определение первого, последнего звука в слове: мак, дом;
  • составление слова из последовательно данных звуков: н, о, с;
  • Количественный анализ (определение количества звуков в слове);
  • Позиционный анализ (определение места звука по отношению к другим звукам в слове);
  • Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений: назвать слова, в которых есть звук «ш»; назвать слова, в которых 3 (4,5) звука).

б) слухо-произносительная дифференциация звуков:

  • не смешиваемых в произношении: почка-бочка;
  • смешиваемых в произношении: рак-лак; суп-зуб; миска-мишка
  • при повторении серий слогов: та-да, ня-на, ка-ка-га.

В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.

  1. Раздел  «Активный словарь»
  1. Словарный запас.

(Называние предметов, их частей, свойств, качеств, действий по специально подобранным картинкам; называние предметов по их описанию; называние обобщённых слов по группе однородных предметов и понятий; подбор синонимов – антонимов, эпитетов, подбор родственных слов и т.п.).

  1. Общая характеристика словарного запаса, соотношение активного и пассивного словаря;
  2. Количественная характеристика:
  • Общий запас словаря: (в пределах обихода, шире, беден, крайне ограничен);
  • Наличие в самостоятельных высказываниях разных частей речи;

Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?

  1.  Раздел  «Звуко - слоговая структура слова».

При воспроизведении звуко-слоговой структуры слов отмечается:

-правильное воспроизведение структуры слова;

-замедленное, послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

-изменение структуры слогов внутри слова (пропуск согласного при стечении, замена закрытого слога открытым и наоборот);

-нарушение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки звуков, слогов, уподобление слогов).

Велосипед, солнышко ,сковорода ,аквариум, милиционер ,стихотворение и т. д.

Повторение предложений, включающих многосложные слова :

Ребята слепили снеговика.

Сапожник чинит сапоги.

Дрессировщик дрессирует животных.

На елке зажглись разноцветные электрические лампочки.

В выводах отмечается возможность воспроизведения звуко-слоговой структуры слов (разной сложности).

  1.  Раздел «Грамматический строй»
  1. Словообразование.

А. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:

  • Дом-домик
  • Стол-
  • Гриб-
  • Гнездо-     и т.д.
  • Образование прилагательных от существительных:
  • Стол из дерева-деревянный
  • Крыша из железа-
  • Сумка из кожи-

Б. Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей:

  • Работа-работник
  • Чертеж-
  • Сапог-
  • Печь-
  • Стекло-

В. Образование существительных, обозначающих  названия животных и их детенышей:

  • Волк-волчица-волчата-волчонок
  • Медведь-
  • Заяц-
  • Кот-

Г. Образование притяжательных существительных (по картинкам):

  • Чей хвост?, чей дом?, чья лапа?
  • Префиксальное словообразование: шел-пришел, лить-и т.д.
  1. Словоизменение.
  1. Образование множественного числа существительных:

Стул - стулья

Воробей-

Перо-

Ухо-

Утенок-

Рукав -     и т.д.

  1. Образование форм родительного падежа  множественного числа существительных (много чего?):

Дерево-деревьев

Куст-

Ягода-

Воробей-     и т.д.

  1. Изменение формы существительных в сочетаниях с числительными:

Стул-два стула –три стула –четыре стула

Кукла-

Помидор-

Ведро-

Рыбка-    и т.д.

  1. Существительные единственного и множественного числа в различных падежах (по сюжетным картинкам).

Изменение глаголов в словосочетаниях с существительными мужского и женского родов (по картинкам).

  1.  Раздел «Связная речь»

Предлагается рассказ по сюжетной картинке (для детей до 4 лет ) ,

 пересказ ( для детей 4-5 лет), рассказ по серии  сюжетных  картинок (для детей старше 6 лет).

  1.  Раздел  «Письмо».

Анализируются письменные работы учащихся, определяется характер ошибок.

  1.  Раздел «Чтение».

Определяется характер чтения:  слогов (простых и со стечением согласных), слов: односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных,  сложноподчиненных), текста.

  1. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.
  2. Определить скорость чтения.
  3. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).

18. Раздел «Математические представления».

  1. читать, записывать и сравнивать числа до 1000; устно выполнять все арифметические действия в пределах 100, а в пределах 1000 — в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
  2. выполнять проверку вычислений; применять правило о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них); выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000, умножение и деление на однозначное число;
  3. решать текстовые арифметические задачи, содержащие отношения больше в..., меньше в..., и составные задачи с помощью сложения, вычитания, умножения и деления;
  4. узнавать, на сколько единиц (во сколько раз) одно число больше или меньше другого;
  5. измерять длину отрезка с помощью линейки и чертить отрезок заданной длины; находить периметр прямоугольника.

Оценочная шкала по определению уровня успешности (для учащихся 1-5 классов)

  1. 100 – 90%        -        очень высокий уровень
  2. 90 – 74%        -        выше среднего
  3. 74 – 47%        -        средний уровень
  4. 47 – 10%        -        ниже среднего
  5. 10 –  0%        -        не соответствует своему возрасту

В поле зрения специалиста находятся дети с уровнем развития ниже среднего.

Формула определения уровня успешности.

m         - количество правильно выполненных ребёнком заданий

n          - общее количество заданий

х         - уровень успешности        

х =  m  х 100

        n


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая тетрадь для обучающихся 1 класса

Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...

Диагностическая тетрадь для обучающихся 2 класса

Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...

Диагностическая тетрадь для обучающихся 4 класса

Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...

Диагностическая тетрадь для обучающихся 5 класса

Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...

Диагностическая тетрадь для обучающихся 6 класса

Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...

Диагностическая тетрадь для обучающихся 7 класса

Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...

Диагностическая тетрадь для обучающихся 8 класса

Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...