Анализ работы учителя-логопеда, специалиста психолого-педагогогического сопровождения за 2022-2023 учебный год
материал

Абрамова Роза Вячеславовна

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребёнка с особыми образовательными потребностями. Нарушения речи учащихся школы являются очень распространенными и имеют стойкий дефект.

Основными признаки и причинами речевого нарушения являются:

- несоответствие речи возрастным нормам;

- речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь;

- органические нарушения (локальное или очаговое поражение коры головного мозга, вследствие которого страдают речевые зоны Брокка (страдает экспрессивная речь), Вернике (нарушения понимания речи);

- функциональные причины (нарушения в ЦНС: процессы возбуждения, торможения);

- психогенные причины (воздействие эмоционального потрясения, психологические переживания);

- социальные причины (все случаи неадекватной речевой среды).

            Большая часть обучающихся имеют выраженные дефекты устной и письменной речи, недостаточную сформированность всех сторон речи. Ранние выявления и нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_za_2022-23_abramova.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы специалиста ПП сопровождения

 за 2022/23 учебный год

Общие сведения:

Ф.И.О. педагога, должность

Тема самообразования

Цель

Абрамова Роза Вячеславовна, учитель-логопед

Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Изучение специфики формирования речи с применением альтернативных средств коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

        Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребёнка с особыми образовательными потребностями. Нарушения речи учащихся школы являются очень распространенными и имеют стойкий дефект.

Основными признаки и причинами речевого нарушения являются:

- несоответствие речи возрастным нормам;

- речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь;

- органические нарушения (локальное или очаговое поражение коры головного мозга, вследствие которого страдают речевые зоны Брокка (страдает экспрессивная речь), Вернике (нарушения понимания речи);

- функциональные причины (нарушения в ЦНС: процессы возбуждения, торможения);

- психогенные причины (воздействие эмоционального потрясения, психологические переживания);

- социальные причины (все случаи неадекватной речевой среды).

        Большая часть обучающихся имеют выраженные дефекты устной и письменной речи, недостаточную сформированность всех сторон речи. Ранние выявления и нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в письменной речи.

Результаты коррекционно-развивающей работы по направлениям:

  1. Диагностическое направление

Результаты диагностического обследования

Вид диагностики

Цель

Участники диагностического обследования

Начальная школа

Среднее звено

Старшая школа

первичная

Определение уровня коммуникации вновь прибывших на начало года

-

-

-

промежуточная

Диагностическое обследование с целью подтверждения логопедического заключения

5

-

4

динамическая

Мониторинг сопровождения

5

-

4

текущая

Снятие с логосопровождения, направление в ТПМПК

-

-

3

Диагностика по запросу

 Цель обращения:

- для определения программы профессионального обучения

-

-

9

Методики и диагностические комплексы которые используются в работе:

      Для диагностики использовалась методики:

  • Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда»,
  • Лейзерова Д.Л. Речевая карта для обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья»,
  • Методическое пособие под ред. А.В. Мамаевой «Протоколы логопедического обследования дошкольников»,
  • Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком»,
  • Танцюра С.Ю., Кононова С.И. «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ»,
  • Мазанова Е.В. «Методический и картинный материал. Обследование речи детей с ОНР»,
  • Л.Б.Баряевой, Л.В. Лопатиной «Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ»,
  • И.В.Барякиной, Е.С.Будниковой, Е.А.Екжаковой «Контрольно-диагностический инструментарий» (к программам школ VIII вида).

  1. Коррекционно-развивающее направление

Данные анализа эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися с легкой степенью У/О (вариант I)

Класс  

Коррекционный курс

Кол-во человек

Показатели динамики

Положительная

Незначительная

Минимальная

Сняты с сопровождения

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

8-9

«Коррекция устной и письменной речи»

4

3

75

1

25

Всего

4

3

75

1

25

Вывод по результатам мониторинга: работу за 2022-2023 год считаю результативной: положительная динамика наблюдается у 3 учащихся, что составляет 75%; незначительная динамика у 1 обучающегося – 25%. По данному курсу велась планомерная работа, затрагивая все направления речевого развития. Особое внимание было уделено связной речи и работе над формированием грамматической формы речи. Поставленные задачи решены и намеченная цель достигнута.  

Организация индивидуального сопровождения детей с тяжелой степенью УО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Класс  

Коррекционный курс

Кол-во человек

Показатели динамики

Положительная

Незначительная

Минимальная

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2

«Альтернативная коммуникация»

1

1

100

Всего

1

1

100

Вывод по результатам мониторинга: за 2022-2023 учебный год динамика прослеживается незначительно положительной, что взаимосвязано с индивидуальными особенностями развития ребенка. Положительным моментом считаю, установление контакта с собеседником, умение самостоятельно приветствовать и прощаться с собеседником словом, выражать согласие / несогласие.  Большим достижением является знание всех букв, обозначающих гласность и некоторых букв, обозначающих согласность (губные, губно-губные, заднеязычные). Поставленные задачи решены частично.  

Организация индивидуального сопровождения детей с ТМНР (вариант II)

Класс  

Коррекционный курс

Кол-во человек

Основные задачи

Показатели динамики

Положитель-ная

Незначитель-ная

кол-во

%

кол-во

%

1

«Альтернативная коммуникация»

1

потребность в речевом высказывании с целью общения

1

100

2

«Альтернативная коммуникация»

1

потребность к общению, установление эмоционального и зрительного контакта 

1

100

4

«Альтернативная коммуникация»

1

потребность к общению, установление эмоционального и зрительного контакта 

1

100

Всего

3

3

100

Вывод по результатам мониторинга: за 2022-2023 учебный год динамика прослеживается незначительно положительной, причиной которой является сложная структура дефекта у данной категории детей, несформированность предпосылок к развитию самостоятельного высказывания и умения употреблять его в ходе общения. По всем направлениям велась планомерная работа. Большое внимание на всех видах занятий уделялось здоровьесберегающим технологиям, так как обучающийся с тяжелыми множественными нарушениями развития, нуждается в развитии двигательных умений и навыков. Поставленные задачи решены, цели достигнуты.  

Данные анализа эффективности в коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС

Класс  

Коррекционный курс

Кол-во человек

Основные задачи

Показатели динамики

Положитель-ная

Незначитель-ная

кол-во

%

кол-во

%

1

«Эмоционально-коммуникативное развитие»

1

активация навыков устной коммуникации, речевого поведения, в том числе выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях

1

100

«Двигательное развитие»

формирование правильных, координированных, выразительных и ритмических движений под музыку

1

100

Всего

1

1

100

Вывод по результатам мониторинга: работу за 2022-2023 год считаю результативной. Динамика хоть и незначительно положительная, но она есть: у 1 обучающегося – 100%. Такая динамика связано нарушениями аффективного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения. Главной особенностью является умение читать целыми словами, частичное понимание прочитанного. Поставленные задачи решены и намеченная цель достигнута.

Показатели динамического развития учащихся-логопатов

Класс

Зачислено

Положительная динамика

Незначительная

динамика

 Динамика без изменений

Сняты с сопровождения

Продолжат занятия

1

2

2

2

2

2

2

2

4

1

1

1

8

1

1

1

9

3

2

1

3

3.Консультационно-просветительская деятельность

Темы консультации

Категория консультируемых

Количество

Дети (подростки)

«Полезные игры для красивой речи»

Учащиеся 9 класса

2

(1 раз в четверть)

Общее количество

2

Родители

«Определение дальнейшего направления в работе по логопедическому сопровождению»

Родители   обучающегося Александра К.

3

 (1 раз в четверть)

«Определение дальнейшего направления в работе по логопедическому сопровождению»

Родители   обучающегося Александра Ж.

3

 (1 раз в четверть)

«Единые требования по развитию коммуникации  у особенного ребёнка»

Родители обучающегося Матвея В.

3

(1 раз в четверть)

«Чтобы Ваш ребенок заговорил: тренируем пальчики, дышим правильно, играем с язычком»

Родители   обучающегося Александра Ж.

3

(1 раз в четверть)

«Рекомендации по проведению кинезиологических упражнений в домашних условиях (действия «рука в руке)»

Родители обучающегося Александра Ж..

3

(1 раз в четверть)

«Рекомендации по проведению кинезиологических упражнений в домашних условиях (действия «рука в руке)»

Родители обучающегося Александра К.

3

(1 раз в четверть)

Общее количество

18

Педагоги

«Использование пальчиковой гимнастики с музыкальным сопровождением»

Педагоги (тьютер, воспитатели, учителя начального звена)

1

«Единые требования по развитию речи у неговорящих детей с использованием ИКТ и применением музыкально-ритмических упражнений»

Педагоги (тьютер, воспитатели, учителя начального звена

1

«Уровень воспитанности и коммуникации учащихся 9 класса»

Классный руководитель Завалова М.В.

1

Общее количество

3

Вывод по результатам деятельности: работу за 2022-2023 год считаю результативной. Проведено 18 консультаций с родителями, 3 консультации с педагогами и 2 консультации с учащимися.

4.Организационно-методическое направление

Участие в методических неделях, в рамках МО, педсовет

  • Выступление- «Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную сферу обучающегося с ТМНР»,
  • Выступление на педагогическом совете «Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»,
  • Участие в качестве члена жюри в конкурсе юных чтецов «Живая классика-2023»,
  • Подготовка и выступление со сценкой «Письма с фронта» на празднике, посвященном Дню Победы и на Дне открытых дверей (учащиеся 9 класса),
  • Выступление с консультацией и мастер-классом для родителей и педагогов на Дне открытых дверей «Я – корреспондент».

Участие в ГМО

  • слушатель

Участие в работе ППк

  • Информационная справка по логопедическому сопровождению учащихся для снятия с логосопровождения (учащиеся 9 класса),
  • Выступление  «Мониторинг логопедического сопровождения вновь прибывших учащихся за 1 полугодие (В. Матвей)».

Повышение квалификации:

Тема/Дата

Название курсов, вебинаров, программ

«Работа воспитателя с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи», 07-26 ноябрь 2022 г.

Курсы повышения квалификации КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (72 часа) – удостоверение

«Технологии дополнительной и альтернативной коммуникации в логопедической работе» 23 января – 06 февраля 2023 г.

Курсы повышения квалификации на портале «УчМет» в ООО «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» (72 часа) – удостоверение

«Дисграфия: как анализировать и устранять  ошибки на письме» 24 марта 2023 г.

Вебинар на портале «PRO Школа Онлайн» - обучающая площадка для специалистов и родителей (3 часа)

«Специфика диагностики и подходы к помощи детям с вариантами РАС. Разбор кейса» 30 и 31 марта 2023 г.

2-х дневный марафон Семаго Н.Я. на портале «PRO Школа Онлайн» - обучающая площадка для специалистов и родителей (4 часа)

«Интерактивная песочница-стол. Стартовый набор» апрель-май 2023 г.

Образовательное приложение GetCourse Starter Kit «Инновации детям» (20 часов), сертификат

Цели и задачи деятельности, основные направления работы на следующий учебный год

  1. Посещение и выступление на классных и общешкольных собраниях, педсоветах, МО, семинарах.
  2. Проведение регулярных плановых консультаций для родителей, педагогов школы.
  3. Определение вопросов для совместной работы, проектов со специалистами школы учителями, воспитателями, родителями.
  4. Поиск оптимальных форм работы с детьми СНР, ТМНР, РАС, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений развитии речи.
  5. Совершенствование форм, методов и приемов работы с обучающими с ОВЗ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Координационный план взаимодействия учителя-логопеда, узких специалистов и воспитателей по реализации принципа преемственности в коррекционной работе и устранению речевой патологии.

Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и узких специалистов к активному участию в коррекционной логопедич...

Перспективный план работы учителя-логопеда с воспитателями и специалистами МДОУ

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ...

Анализ работы учителя-логопеда

Анализ работы учителя-логопеда...

План взаимодействия коррекционной работы учителя-логопеда со специалистами с ребенком с ОВЗ

План взаимодействия коррекционной работы учителя-логопеда со специалистами с ребенком с ОВЗ...

Анализ репетиционного экзамена по русскому языку в 11 классе, 2022-2023 учебный год

Анализ репетиционного экзамена по русскому языку в 11 классе...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА на 2022-2023 учебный год

  ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...