Рабочая программа по логопедии для обучающихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости, 1 вариант
рабочая программа (9 класс)

Василовская Зинаида Викторовна

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся  9  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью.

Данная рабочая программа направлена на развитие связной речи и её коммуникативной стороны учащихся 9 классов школы для обучающихся с умственной отсталостью. Первостепенное внимание в ней уделяется таким речевым единицам, как слово, словосочетание, предложение, текст, а также способам построения смыслового высказывания с помощью этих единиц и развитию диалоговой речи и монолога.

Каждая тема связана с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков слов, упражнения в правильном их использовании в речи. С помощью осваиваемых языковых средств обучающиеся конструируют тексты и знакомятся с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания, т.е. усваивают основные законы структурирования текста. Овладевают умением вести диалог, беседу. Программный тематический материал расположен концентрически, работа над текстом включена во все этапы, с постепенным наращиванием объема сведений о типовых и жанровых особенностях языка, средствах межфразовой связи и способах анализа текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_1_variant.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………..…….…....…..3
  2. Содержание программы……………………………………………………….…..….5
  3. Тематическое планирование…………………………………………………….……6
  4. Учебно - методическое обеспечение …………………………………….……..…...11

Пояснительная записка.

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся  9  «г» класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.

        

Основные задачи программы:

  • обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  • создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Занятия проводятся два раза в неделю. Форма занятий – подгрупповая. Продолжительность занятия составляет 30 - 40 минут.

Характеристика обучающихся.

Результаты логопедического обследования показали, что основными нарушениями являются:

- отклонения в грамматическом оформлении речевого высказывания (ограниченный круг используемых частей речи, в основном существительные, глаголы, личные местоимения).

- при усложнении синтаксической конструкции в речи обучающихся появляются аграмматизмы, особенно в согласованиях косвенных падежей существительных с прилагательными и местоимениями («много хвойные деревья», «на зеленых лугов»), неправильном управлении;

- трудности при самостоятельном пересказывании прослушанного текста, составлении рассказа по сюжетной картинке, описании предметов.

- при составлении устных сочинений наблюдается быстрое переключение с заданной темы на другую, более знакомую и легкую.

- низкий словарный запас.

Система оценки планируемых результатов.

       Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и          промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:

- первичной (входящей) аттестации;

- текущего мониторинга;

- промежуточной аттестации в конце учебного года.

       Аттестация осуществляется на занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижения обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная (входящая) аттестация проводится при поступлении в образовательное учреждение, промежуточная в последние две недели мая в форме практических заданий.

       Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.

    Планируемые результаты:

В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию личностных и предметных результатов освоения данной программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

Личностные результаты:

  • осознают себя как учеников, заинтересованных посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • ориентируются в пространстве класса, школы (передвигаются по школе, находят свой класс, другие необходимые помещения), пользуются учебной мебелью;
  • слушают и понимают речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  • вступают в контакт и работают в коллективе, используя принятые ритуалы социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
  • обращаются за помощью и принимают помощь;
  • наблюдают, делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируею на наглядном материале.

Предметные результаты.

К концу года обучающиеся:

- активно пользуются различными способами словообразования;

- используют новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций( т.е. устанавливать связь в предложении);

-ориентируются в составе слова, т. е. определяют при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова  и как изменяются их значения;

-определяют основную мысль, тему рассказа;

-определяют последовательность и связность предложений в тексте;

-устанавливают смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;

-составляют план связного высказывания.

Содержание логопедической программы

Рабочая программа включает в себя разделы:

  1. Звуковой анализ
  2. Слоговая структура слова
  3. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными
  4. Мягкий знак
  5. Дифференциация звонких и глухих согласных
  6. Ударение
  7. Слова, обозначающие предметы
  8. Слова, обозначающие действия предметов

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

Сентябрь:  Школа. Класс, урок.

Октябрь: Осениий лес. Грибы, ягоды. Дары осени. Осень в деревне. Осень в городе

Ноябрь: Хлеб. Сельскохозяйственная техника. Перелётные и зимующие птицы. Декабрь:  Дом, семья. Человек и его строение. Наш организм. Азбука здоровья. Одежда, головные уборы, обувь

Январь: Мебель. Домашняя и офисная мебель. Посуда, продукты питания. Зима. Новогодние праздники. Домашние животные и их детёныши. Скотный двор.

Февраль:Птичник. Дикие животные и их детёныши. Животные жарких стран и их детёныши. Животные севера и их детёныши. Электроприборы. Профессии. Наша Армия. Военная техника. Военные профессии.

Март: Мамин праздник. Женские профессии. Растения. Комнатные и декоративные растения. Почта. Библиотека. Магазин. Рынок. Поликлиника. Больница.

Апрель: Весна. Времена года. Месяцы. Погода. Природные явления. Насекомые

Наша страна. Наш город. Космос

Май: Транспорт: автомобильный, водный, воздушный, электротранспорт, городской транспорт. Правила дорожной безопасности. Мир нужен всем. Чему учат в школе.

Учебно – тематический план (68 часов).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

1

Обследование

8

2

Устная связная речь

24

4

Лексика

12

5

Предложение

7

6

Текст

17

Итого

68

Формы контроля:

  • анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
  • проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)

Тематическое планирование по логопедии

 (68 часа)

 I ч 16 часов

п\п

Наименование разделов, тем уроков

Количество часов

Содержание коррекционной работы

Примечание

1-2

Обследование устной речи.

2

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Исследование лексики и грамматического строя речи.

3-4

Обследование чтения и письма.

2

5

Что такое слова. Из чего состоят слова

1

Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений Формировать умение отличать слово от слогов и звукосочетаний.

6

Слова-предметы

1

Научить при помощи вопросов различать существительные одушевлённые и неодушевлённые. Обогащать словарный запас учащихся

7

Слова-действия.

1

Познакомить учащихся с глаголами, вырабатывать навык дифференциации существительных и глаголов.

8

Односоставные нераспространённые предложения

1

Формирование навыка составления предложений из одного слова и составления  схем

9

Двусоставные нераспространённые предложения

1

Формирование навыка составления предложений из двух слов и составления  схем

10-11

Составление двусоставных распространённых предложений.

2

Формирование навыка составления предложений из трех слов с прямым дополнением и составления  схем

12-13

Составление двусоставных распространённых предложений.

2

Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-прямое дополнение-косвенное дополнение. Бабушка даёт ленту внучке.)

14-16

Составление двусоставных распространённых предложений.

2

Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-обстоятельство места, образа действия, времени. В лесу растут грибы. Солнце светит ярко.)

17-20

Составление двусоставных распространённых предложений из 4-5 слов

4

Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-прямое дополнение-обстоятельство образа действия, места, времени) и составления  схем

21-22

Составление 2,3-х двусоставных предложений из 4-5 слов на заданную тему. ( «Зима», «В парке»)

2

Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-прямое дополнение-обстоятельство образа действия, места, времени) и составления  схем

23-24

Слова-признаки.

2

Познакомить учащихся с прилагательными. Выработать навык дифференциации существительных, глаголов и прилагательных

25-26

Формирование навыка согласования слов. Составление словосочетаний сущ.+прилагательное.

2

 Формирование навыка согласования слов, подбора прилагательного к существительному

27-28

Распространение предложений при помощи слов-признаков.

2

Формирование навыка составления предложений с использованием прилагательных

29-30

Составление распространённых предложений из 5-6 слов.

2

Формирование навыка составления предложений (подлежащее-дополнение-обстоятельство).

с использованием прилагательных

31

Путешествие в страну предложений

1

Повторительно-обобщающее занятие. Обобщить знания о словах-признаках, их закрепить навык распространения предложений при помощи существительных, прилагательных.

32-34

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.

3

Формирование навыка пересказа текста с опорой на серию картин к нему

35-37

Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

3

Формирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетную картину

38-40

Пересказ без опоры на картинки. ( используются сказки, рассказы В.Осеевой, Н.Носова, М.Пришвина, Б. Чарушина и др.)

3

Формирование навыка пересказа текста на слух с предварительной беседой.

41-41

Развитие диалогической речи. Экскурсия в магазин. Ролевая игра
«Магазин».

2

Формирование навыка диалогической речи посредством ролевой  игры.

43-45

Инсценировка сказки «Репка»

 

3

Формирование навыка диалогической речи посредством театрализации

46-47

Экскурсия в магазин. Ролевая игра «Магазин»

 

2

Формирование навыка диалогической речи посредством ролевой  игры.

48-49

Инсценировка сказки «Колобок».

2

Формирование навыка диалогической речи посредством театрализации

50-51

  Экскурсия в парк. Беседа об изменениях в природе, жизни животных, птиц.

2

Формирование навыка диалогической речи посредством беседы- формирование навыка развернутых ответов на вопросы

52-55

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

4

Формирование навыка составления рассказа из трех-четырех распространенных предложений с опорой на серию картин

56-58

Составление рассказа по сюжетной картинке.

3

Формирование навыка составления рассказа из трех-четырех распространенных предложений с опорой на картину

59-61

Составление рассказа на заданную тему без опоры на картинки

3

Формирование навыка составления рассказа из четырех- пяти   распространенных предложений без опоры на наглядность

62-64

Составление рассказа по личным впечатлениям без опоры на наглядность. ( По материалам экскурсий, походов).

3

Формирование навыка составления рассказа из четырех- пяти   распространенных предложений без опоры на наглядность

65-66

Обследование устной речи

2

67 -68

Обследование чтения и письма.

2

Обследование навыков чтения и письма

        

Учебно - методическое обеспечение

Список литературы:

  1. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
  2. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
  3. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку.  Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  4. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  5. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  6. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
  7. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
  8. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
  9. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
  10. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
  11. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  12. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.
  13. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

Вариативные дидактические материалы:

  • Детское лото «Мы играем в магазин»
  • Домино «Животные»
  • Игра настольно-печатная «Кубики»
  • Кубики «Игрушки из глины», «Кто в тереме живет», «Сказка», «Ягоды»
  • Лото «Азбука в картинках»
  • Магнитная доска с набором пластмассовых букв.
  • Мозаика (2 разновидности)
  • Парные картинка
  • Резиновый массажный мяч.
  • Трафареты
  • Папки с картинками по лексическим темам
  • Шнуровки
  • Деревянные пазлы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с легкой степенью умственной отсталости

Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта по математике для X-XII классов, автором которого является Е.И.Капланская. Все содержание программы по математике для 10 класса п...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII в...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 8 класса с легкой степенью умственной отсталости.

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 8 класса с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII в...

Рабочая программа по чтению 5-9 классы для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1) в соответствии с ФГОС.

 Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом М...