Сборник логопедических консультаций для родителей
консультация

Зубова Наталья Петровна

Материал предназначен для использования при подготовке родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_konsultatsiy_uchitelya-logopedp.docx293.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

   Детский сад №7 комбинированного вида с.Аргаяш

СБОРНИК ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ  ДЛЯ

                             РОДИТЕЛЕЙ

                                                                                          Учитель- логопед: Н.П. Зубова

                                                                          Высшая квалификационная категория

Материал предназначен для использования при подготовке родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов.

Как помочь ребенку с нарушением внимания.

Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% де- вочек относятся к категории гиперактивных.

В дошкольном возрасте эти дети без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Они не могут сосредоточиться, спо- койно сидеть, постоянно ёрзают на стуле. Гиперактивные дети раз- дражают учителей, родителей, посторонних. Среди таких детей могут быть одаренные, но и их трудно терпеть в классе. Так. Т. Эдисон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям. Будучи ребёнком, Эдисон вступал в конфликты со всеми взрослыми, с которыми ему приходилось общаться. Он постоянно задавал вопросы и не всегда дожидался ответов, везде совал свой нос и всюду становился причи-

ной возникавших неприятностей. Мать вынуждена была забрать его из школы и обу- чать на дому. Невозможным и некорригируемым ребёнком считала маленького Чер- чилля его первая гувернантка. Негодовали и приходили в ярость и другие его учителя. В школе ему разрешалось выходить из класса во время уроков и обегать вокруг школы, чтобы освободиться от избыточной энергии.

Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается сам и ме- шает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность нецеле- направленна. Они не пользуются симпатиями у сверстников, не бывают лидерами. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть. Менее оп- тимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка. Такое состояние получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомога- ние и эмоциональные проблемы. Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет дефицит внимания обоснованно связы- вали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обу- словливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является пони- мание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологиче- скую поддержку, или в коррекционных классах.

Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в се- мье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуиро- вать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные

отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успеш- ность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им са- мим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, вос- питателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении зада- нии, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребен- ку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психоло- гом. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана обще- ния с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 - 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведе- нием ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмеша- тельства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спо- койном сидении в определенном месте после совершения проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запо- минание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно за- труднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания .

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания - завести дружбу со сверст- никами. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собесед- ника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооцен- ке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным факто- ром в достижении успеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверст- никами, можно предпринять следующие шаги.

  • Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хоро- шие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.
  • Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом.

-Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень воз- буждения у вашего ребенка чрезмерно высок.

  • Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значи- тельные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что боль- шинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

  1. Прежде чем поручить ребёнку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он справиться с этим. Не ожидайте, что поручение или свою обязанность ребенок сразу выполнит очень хорошо.
  2. Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке почаще.
  3. Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выпол- ненное задание.
  4. Почаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвле- каясь.
  5. Убедитесь, что ребенок видит связь между поступком и его последствием.
  6. Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: « Я, Алексей, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше».
  7. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.
  8. Не следует давать ребенку только директивные указания. Лучше говорить с ним в более мягкой форме.
  9. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он видит их: по- весьте на стену их перечень.
  10. Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Выключите телевизор, когда пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребенок делает уроки. Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните, что потом их можно забыть сделать.
  11. Предусмотрите еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды и мытьё игрушек. Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме.
  12. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способ- ностям.

До сих пор обсуждается соотношение медикаментозных и немедикаментозных мето- дов коррекции дефицита внимания. По вопросу медикаментозного лечения необходи- мо обратиться к специалисту — психоневрологу.

Каков прогноз для детей с дефицитом внимания? Раньше считалось, что труд- ности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи фокусировали свое внимание на гиперактивности как главном симптоме. В настоящее время основ- ным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с импульсивностью. Ги- перактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и им- пульсивность подвергается обратному развитию в значительно меньшей степени. По- этому надеяться, что время - лучший лекарь, в данном случае неправомерно, затра- ченные же усилия непременно принесут свой результат.

(По материалам журнала «Дефектология» №1.2000 год. Стр. 61 А.Г. Московкина, МПГУ)

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ

ПИЛКА ДРОВ. Дети становятся друг против друга парами, бе- рутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, ру- ки от себя - выдох.

ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.

ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезан- ные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» де- ти плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».

БАБОЧКИ» Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными ба- бочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к

«полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

ЗАДУТЬ СВЕЧУ. По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу

«Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу.

ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

КОСТЕР. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно вы- дыхая через рот.

ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1- 1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вы- резанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».

ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА

ЭХО. Детей распределяют на две группы. Одна из групп - «эхо». Первая группа громко произносит гласные звуки (А, О, У) или сочетания гласных (АУ, УА, ОА, УИ) . Вторая группа («эхо») тихо повторяет. метаются ролями.

ВЬЮГА. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у- у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сиг- налу «Вьюга закончилась» замолкают.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

  1. "Перекрестные движения".

При движении одновременно с правой рукой двигается левая нога и одновременно с левой рукой двигается правая нога. Можно проводить эти упражнения под музыку.

  1. "Ленивые восьмерки".

Сначала рисуют в воздухе восьмерку правой рукой, затем ле- вой, затем одновременно правой и левой.

  1. "Энергизатор".

Приложить ладонь к вискам. Выдохните с силой воздух. Медленно вдохните. Голова начинает легко подниматься, поднимается лоб, затем шея и верхняя часть тела. Ниж- няя часть тела и плечи расслабленны. Выдыхая, опускайте подбородок к груди. Вы- тяните голову-вперед, потягивая заднюю часть шеи. Расслабьтесь и глубоко дышите.

  1. "Шапка для размышления".

Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

  1. "Точки мозга".

Левую руку положить на пупок. Правой рукой массируем точки, которые располо- жены сразу же под ключицей, с правой и левой сторон груди. Представьте, что на носу у Вас кисточка и вы рисуете ей бабочку — 8 на потолке.

  1. "Симметричные рисунки".

Двумя руками одновременно рисуем в воздухе любые фигуры.

  1. "Активизация руки".

Держите одну руку рядом с ухом. Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одно- временно активируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырех направле- ниях (вперед, назад, к себе, от себя).

  1. "Качание головой".

Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Позвольте голове мед- ленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

  1. "Сова".

Ухватите плечо и сожмите его мышцы. Поверните голову так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через дру- гое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, да- вая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

ЯПОНСКАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентра- ции, успокоения нервной системы.

  1. Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с левого мизинца внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с левого мизинца сгибаем поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой, также начи-

ная с мизинца. Согнуть, подержать кулачки, выпрямить (20 раз).

  1. И, П. - - то же.

Начиная с указательного пальца левой руки нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой. Затем на двух руках вместе (20 раз).

  1. Для развития сосредоточенности.

Левую руку сжать в легкий кулачок. Правая рука — в виде сжатой "стрелки" из пальцев, направить ее в основание мизинца левой, не прикасаясь. Ощутить поток "энергии". Руки поменять (20 раз).

  1. Для развития концентрации, успокоения нервной системы.

Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. По- менять руки (20 раз).

Для развития памяти.

  1. Большим пальцем левой руки нажать на нижнюю подушечку указательного паль- ца, сгибая, его при этом, а затем выпрямляя. Затем поочередно на остальные. На пра- вой руке начинать с мизинца. Потом на обеих руках вместе (20 раз).
  2. Согнуть пальцы обеих рук в "кошачий коготь" или крючок.
  3. Поочередно начиная с указательного пальца соединяем все пальцы с большим, об- разуя "круг". Начинаем с левой руки.
  4. Сделать "захват" согнутыми в крючок указательными пальцами обеих рук, затем средними и т.д., потянуть, расправить диафрагму, закончить большим пальцем.
  5. Руки поднять вверх, делать поочередно "захват" "крючками" из пальцев в разные стороны, потянуть позвоночник вверх.
  6. Упражнение с орехами (2 ореха).

Всеми пальцами катать орехи по внутренней и внешней сторонах ладоней по часо вой и против часовой стрелки.

  1. Не очень острой палочкой (можно исписанным стержнем шариковой ручки) лег- ко "покалывать" ладони рук, начиная с левой, по часовой и против часовой стрелки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  1. Определение количества звуков в слове и их последова- тельности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),
  2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последо-

вательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

  1. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо доба- вить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
  2. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).
  3. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАК- ТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.
  4. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
  5. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.
  6. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем ме- сте(шуба, уши, кошка).
  7. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.
  8. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
  9. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.
  10. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве по- добрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в опре- деленной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р   У   Ч   К   А

рот Уля час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улицачехолкоркаастра

  1. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое по- следующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот- топор-рука.
  2. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определен- ного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
  3. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П        (простокваша).

  1. Вписать букву в кружрв. Рак-раО, каОа и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).
  2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
  3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо по- мочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному сло- ву.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).
  6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами).
  7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).
  8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  9. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).
  10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава).
  11. Записать гласные данного слова.
  12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа.
  13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка- даш.
  14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3?).
  2. Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.
  3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.
  4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.)
  5. Распространение предложений путём увеличения количество слов.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА

Письмо- сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном за- канчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребё- нок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять непра- вильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и акку- ратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора- на мизинец, средний и безымянный пальцы рас-

положены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисова- нии находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согну- ты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не заня- тая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способ- ствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачи- вания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в даль- нейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недоста- ток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см ( по образцу ). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколь- ко приёмов, периодически передвигая руку.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически зани- мался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, леп- ка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для де- вочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является ру- коделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме.

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ

СЛО- ВА

(перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв).

  1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых порах по слогам), после чего перед записью уче- ник читает с отбиванием слогового ритма.
  2. Запись слова с проговаривакием.
  3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом слова под- бираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный), а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с орфографией.
  4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.
  5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением экрана (ширмочка и т.п.).
  6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам (дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).
  7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью тоже под такт.
  8. До записи слова требуется, чтобы дисграфик посчитывал количество букв в нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па -по - пу и т.д.)
  9. При наличии слабого звукового анализа (звуки смешиваются, переставляются) он усиливается медленным произношением логопеда (в процессе диктовки или расчлене- ния слова на его элементы) и таким же повторением учеником по звукам или слогам: ннн-а ссс-то ллл-е ллл-е-жж-ит пе-рр-о (взрывные произносятся в слоге), Са-ша жи- вет дома.
  10. При недописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание их (учит..., книж..., удоч...), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полно- стью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова приставляется карточка с его окончанием; можно составлять так целые фразы. Детей нужно заставлять произно- сить особенно четко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой за- канчивает его.

Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с рифму- ющимся словом.

Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ при- меняется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением опреде- ленных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание, обводка определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на заданные буквы).

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КИНЕТИЧЕ- СКОЙ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА ПИСЬМА

  1. «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одно- временно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.
  2. «Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз.

Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

  1. «Шалтай - Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.
  2. «Кошка - мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.
  3. «Пальчики - драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.
  4. «Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с

большого пальца. Упражнение проводится под счет , пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

  1. «Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой па- лец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.
  2. «Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний паль- цы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем одно- временно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.
  3. «Раки». Положить на стол ладони рук: правая - с сомкнутыми пальцами, ле- вая - с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

14 основных правил красивой речи

хе, не торопясь, слитно.


  1. При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
  2. Во время речи следует держаться естественно, жела- тельно смотреть на собеседника.
  3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не подни- майте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдо-
  4. Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.
  5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.
  6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
  7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
  8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
  9. Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми от- резками.
  10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.
  11. Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спо- койно.
  12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.
  13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медлен- но, пока не почувствуете уверенность в речи.
  14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРУДНОСТЕЙ

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

  1. В письменных работах пропускает буквы.
  1. Низкий уровень развития фонематического слуха.
  2. Слабая концентрация внимания.
  3. Несформированность приемов самоконтроля.
  4. Индивидуально – типологические особенности лич- ности.

2. Неразвитость орфографи- ческой зоркости.

  1. Низкий уровень развития произвольности.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).
  3. Низкий уровень объема и распределения внимания.
  4. Низкий уровень развития кратковременной памяти.
  5. Слабое развитие фонематического слуха.

3. Невнимателен и рассеян.

  1. Низкий уровень развития произвольности.
  2. Низкий уровень объема внимания.
  3. Низкий уровень концентрации и устойчивости вни- мания.
  4. Преобладающая мотивация учения – игровая.

4. Испытывает затруднения при пересказе.

  1. Несформированность умения планировать свои дей- ствия.
  2. Слабое развитие логического запоминания.
  3. Низкий уровень речевого развития.
  4. Низкий уровень развития образного мышления.
  5. Низкий уровень развития логических операций (ана- лиза, обобщения, систематизации).
  6. Заниженная самооценка.

5. Неусидчив.

  1. Низкий уровень развития произвольности.
  2. Индивидуально – типологические особенности лич- ности.
  3. Низкий уровень развития волевой сферы.

6. Трудно понимает объяс- нение с первого раза.

  1. Несформированность приемов учебной деятельности.
  2. Слабая концентрация внимания.
  3. Низкий уровень развития восприятия.
  4. Низкий уровень развития произвольности.
  5. Низкий уровень развития общего интеллекта.

7. Постоянная грязь в тетра- ди.

  1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности.
  3. Недостаточный объем внимания.
  4. Низкий уровень развития произвольности.

8. Не справляется с задани- ями для самостоятельной

работы.

  1. Несформированность приемов учебной деятельности.
  2. Низкий уровень развития произвольности.

9. Постоянно забывает дома

учебные предметы.

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная

импульсивность.

2. Низкий уровень развития произвольности.

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости вни- мания.

10. Плохо списывает с дос- ки.

  1. Несформированность предпосылок учебной деятель- ности.
  2. Низкий уровень развития произвольности.
  3. Низкий уровень переключения внимания.
  4. Недостаточный объем внимания.
  5. Низкий уровень развития кратковременной памяти.

11. Домашнюю работу вы- полняет отменно, а в классе

справляется плохо.

  1. Низкая скорость протекания психических процессов.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности.
  3. Низкий уровень развития произвольности.

12. Любое задание необхо- димо повторить несколько раз, прежде чем ученик

начнет его выполнять.

  1. Низкий уровень концентрации и устойчивости вни- мания.
  2. Низкий уровень развития произвольности.
  3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого.
  4. Несформированность предпосылок учебной деятель- ности.

13. Постоянно переспраши- вает учителя.

  1. Низкий уровень объема внимания.
  2. Слабая концентрация и устойчивость внимания.
  3. Низкий уровень развития переключения внимания.
  4. Низкий уровень развития кратковременной памяти.
  5. Низкий уровень развития произвольности.
  6. Несформированность умения принять учебную зада- чу.

14. Плохо ориентируется в тетради.

  1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве.
  2. Низкий уровень развития произвольности.
  3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

15. Поднимает руку, а при ответе молчит.

  1. Несформированность отношения к себе как к школь- нику.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Низкий уровень развития произвольности.

16. Опаздывает на уроки.

  1. Несформированность приемов самоконтроля.
  2. Низкий уровень развития концентрации и устойчиво- сти внимания.
  3. Низкий уровень развития произвольности.
  4. Возможные трудности в семье.
  5. Причины вторичной выгоды.

17. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под пар- ту, играет, ест.

  1. Несформированность отношения к себе как к школь- нику.
  2. Преобладающая мотивация учения – игровая.
  3. Индивидуально – типологические особенности лич- ности.
  4. Низкий уровень развития концентрации и устойчиво- сти внимания.

5. Низкий уровень развития произвольности.

6. Несформированность приемов учебной деятельности.

18. Испытывает страх перед опросом учителя.

  1. Заниженная самооценка.
  2. Возможные трудности в семье.
  3. Внутреннее стрессовое состояние.
  4. Индивидуально – типологические особенности лич- ности.

19. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письмен- ная работа полностью от-

сутствует.

  1. Несформированность отношения к себе как к школь- нику.
  2. Преобладающая мотивация учения – игровая.
  3. Низкий уровень развития произвольности.
  4. Несформированность приемов учебной деятельности.

20. Во время урока выходит и отсутствует продолжи- тельное время.

  1. Отсутствует учебная мотивация.
  2. Несформированность отношения к себе как к школь- нику.
  3. Заниженная сомооценка.
  4. Внутреннее стрессовое состояние.
  5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР.

21. Комментирует оценки и поведение учителя своими

замечаниями.

  1. Возможные трудности в семье.
  2. Перенесение функции матери на учителя.
  3. Особенности развития «Я – концепции».

22. Долгое время не может найти свою парту.

  1. Слабое развитие ориентировки в пространстве.
  2. Низкий уровень развития образного мышления.
  3. Низкий уровень развития восприятия.
  4. Низкий уровень сформированности произвольности.
  5. Низкий уровень развития самоконтроля.
  6. Низкий уровень развития долговременной памяти.
  7. Адаптационный стресс (связанный с большим коли- чеством ярких событий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные консультации для родителей дошкольников, посещающих "Малышкину школу". О логопедических домашних заданиях.

Результативность коррекционной помощи ребёнку зависит то степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним...

Консультация для родителей на тему: «Как организовать логопедические занятия дома»

Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится:Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;«Лото» различной тематики (зоологическое, биологи...

Консультация для родителей:"Логопедические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков".

В данной консультации представлены логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков, которые помогают делать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познав...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Логопедическая группа: роскошь или необходимость?

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте соответствуют психи...

Сборник консультаций для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

Уважаемые родители и коллеги, предлагаю вашему вниманию консультации по нравствено-патриотческому воспитанию дошкольников....

Сборник Консультации для родителей

Здоровье детей в наших руках!...