Особенности структуры и взаимоотношений в семьях с детьми, страдающими шизофренией.
консультация

Смирнова Елена Евгеньевна

Особенности структуры и взаимоотношений в семьях с детьми, страдающими шизофренией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности структуры и взаимоотношений в семьях с детьми, страдающими шизофренией.

Шизофрения одно из наиболее распространенных психических заболеваний. Данное заболевание часто проявляется в юношеском возрасте и сопровождается снижением психической активности, нарушениями эмоционально-волевой сферы и самосознания, нарушениями социальной регуляции поведения и межличностного взаимодействия. Это может привести к искажению  полоролевой идентификации.

Вследствие психического расстройства, особенно  после выписки из стационара,  адаптационные возможности человека снижены и тогда семья должна стать  опорой для больного. Многие авторы указывают, что психическое заболевание является психотравмирующим событием для всей семьи. Оно изменяет образ жизни ближайших родственников, взаимоотношения между ними, нарушает их контакты с ближайшим социальным окружением [Зинкевич-Евстигнеева, Нисневич, 2000; Кабанов, 1998; Печникова 2007; Шипицына, 2005]. Ситуация психического заболевания юноши или девушки является для их родителей кризисом, преодолеть который самостоятельно зачастую не удается. Тяжелое психологическое состояние семьи, неадекватно реагирование на ситуацию ее членов  сказывается на реадаптации и реабилитации больного или больной. Следовательно, семьи больных шизофренией юношей и девушек остро нуждаются в психологической помощи и поддержке.

Родители юношей и родители девушек по-разному реагируют на наличие у их ребенка психического расстройства. Родителям юношей труднее осознать и принять этот факт, общество предъявляет мужчинам гораздо больше требований, чем женщинам: им нужно быть сильными, успешными, уметь зарабатывать деньги, тогда как женщина может быть слабой и пассивной [Бендас, 2006; Берн, 2004;  Здравомыслова,  Темкина, 1999]. Из-за этого психическое заболевание имеет более негативные последствия для юношей, их семьи более остро воспринимают трудности, с которыми им приходится сталкиваться в связи с возникновением у сына психического расстройства. Это влияет на обстановку и на взаимоотношения в семье. Ситуация заболевания девушки также является критической, но, поскольку требования, предъявляемые социумом к девушкам, меньше, чем к юношам, родителям девушек легче справиться со случившимся, что приводит к гораздо меньшим проблемам в семьях

В некоторых семьях заболевание ребенка послужило поводом для развода. У родителей формируется по отношению к заболевшему сыну или дочери определенная стратегия поведения. Виды стратегий:

  1. авторитарная - родители пытаются полностью взять на себя ответственность за жизнь ребенка и контролировать его во всем,
  2. отстранение от участия в жизни сына или дочери,
  3. субъективная, определяемая собственными  представлениями в выборе сферы осуществления контроля и оказания помощи ребенку,
  4. стратегия сотрудничества, подразумевающая совместное решение проблем.

После начала заболевания ребенка происходит изменение ролевой структуры семьи. Вследствие болезни возможности юношей и девушек становятся ниже, многие их обязанности перекладываются на других родственников. Появляются много конфликтных ролей. Это связано с самой ситуацией психического заболевания родственника, с ограничениями, которые накладывает болезнь ребенка на всех членов семьи, с перегрузкой домашними делами.

Многие родители испытывают дефицит знаний о заболевании своего ребенка, могут отказываться от лечения и применять нетрадиционные методы. Родители часто недооценивают тяжесть заболевания и не понимают, что поведение ребенка обусловлено болезнью.

Основные задачи психологического сопровождения семей больных шизофренией:

– предоставление родителями информации о психических расстройствах, их возможных последствиях и методах лечения;

– снятие у родителей остроты переживания критической ситуации, помощь в осознании и адаптации к факту наличия психического расстройства у ребенка;

– снятие у родителей эмоционального напряжения, вызванного болезненными проявлениями сына или дочери;

– формирование у родителей адекватного представления и отношения к болезни и изменившимся вследствие нее возможностям юноши или девушки;

– формирование адекватной стратегии поведения родителей, способствующей социальной адаптации больного или больной;

– повышение уровня социального функционирования больных;

– улучшение внутрисемейных отношений;

– восстановление социальных связей семьи.

Основные принципы психологической работы с семьей:

– уважение потребностей и готовности семьи к психологической работе;

– учет семейной динамики и актуального состояния родителей.

Литература:

Абрамова М.В. Психологическое сопровождение семей больных шизофренией юношеского возраста [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 6(14). URL: http://psystudy.ru  (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421000116/0059.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. ...

Памятки для родителей "Принципы воспитания","Основы взаимоотношений в семье между взрослыми и детьми"

Актуальной проблемой школьного образования остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родит...

«Использование изобразительной деятельности в реабилитационно-коррекционной работе с детьми, страдающими нарушением общения»

laquo;Ребёнок с задержкой психического развития», «ребёнок с нарушением общения» - это проблема, которая интересует врачей, психологов, логопедов, педагогов. Не всегда можно разобра...

Приемы и методы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра

В статье обобщен опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра....

Методические приёмы работы с детьми, страдающими алалией

Начальные этапы работы с детьми, страдающими алалией...

Организация и содержание логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией.

Логопедическое, клиническое психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых наруше...

Нетрадиционные приёмы повышения эффективности логопедической работы с детьми, страдающими псевдобульбарной дизартрией».

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого ап...