Рабочая программа по коррекционно-развивающей работе "Дефектологические занятия"
рабочая программа

Филина Вера Петровна

Рабочая программа предназначена на преодоление трудностей по усвоению программного  материала по учебным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zanyatiya_s_uchitelem_defektologom.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

              УТВЕРЖДЕНА

приказ № 173 от «17» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

 «Дефектологические занятия»

 (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1)

Класс: 10А

Объем – 68 занятий:

Учитель-дефектолог

В.П.Филина

        

г. Нефтеюганск-2023

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

3

1.2.

Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

6

1.3.

Создание образовательной среды

8

2.

Содержательный раздел

10

2.1.

Содержание занятий с обучающимися

10

2.2.

Календарно-тематическое планирование

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционно-развивающей работе «Дефектологические занятия» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ППк).

1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

        Программа разработана для обучающихся  10а класса с легкой умственной отсталостью,

составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с легкой умственной  отсталостью:

- при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественно стойкая недостаточность абстрактных форм мышления;

- сочетание интеллектуального дефекта с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной  сферы, произвольных форм поведения;

- недоразвитие познавательной деятельности проявляется в недостаточности логического мышления, наиболее сохранным является наглядно-действенное мышление, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнение предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам;

- замедленный темп мышления и инертность психических процессов определяют отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия;
- недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания;

-в эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения.

Особенности овладения школьниками предметными знаниями.

Изучение математического материала  представляет большие трудности. Узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают трудности в понимании задачи, которую они воспринимают не полностью, а фрагментарно. Несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости. Фрагментарность восприятия является причиной ошибочного вычисления значения числовых выражений, содержащих два и более действий. Слабая активность восприятия приводит к тому, что обучающиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении  или их нужно выделить в окружающей обстановке. Слабая  дифференциации математических знаний кроется в отрыве терминологии от конкретных представлений, реальных образов, объектов. Школьники не представляют себе реально такие единицы измерения как километр, и килограмм, а некоторое сходство в их звучании приводит к их уподоблению.

Главной особенностью нарушений письма при умственной отсталости является их неизолированный характер, т.е. нарушения письменной речи не являются самостоятельными расстройствами. При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.

        По результатам психолого-педагогической диагностики и анализа работы   за 2022-2023 учебный год ППКа определены индивидуальные  образовательные траектории на текущий учебный год (см. Таблица 1).

Таблица 1

Коррекционные задачи для обучающихся 10 «А» класса на 2023-2024 учебный год                

п/п

Ф.И. обучающихся

Задачи

1.

А. Люция

Образовательная задача:

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии.

Коррекционно – развивающая задача:

Сформировать готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности, способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку.

2.

К. Даниил

Образовательная задача:

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии

Коррекционно – развивающая задача:

Сформировать готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности, способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку

3.

Л. Артем

Образовательная задача:

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция умения принимать и сохранять цели и задачи своей деятельности, осуществлять самоконтроль

4.

М.Николай

Образовательная задача:

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция умения принимать и сохранять цели и задачи своей деятельности, осуществлять самоконтроль

5.

П.

Владислав

Образовательная задача:

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Сформировать знания о рабочих профессиях доступных для выпускника коррекционной школы

Коррекционно– развивающая задача:

Коррекция умения осуществлять самоконтроль в процессе деятельности и давать отчет о выполненной работе

6.

П. Максим

Образовательная задача:

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция целеполагания, самоконтроля.

7.

М. Владислав

Образовательная задача:

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Коррекция умения вести себя адекватно ситуации в соответствии с социально принятыми нормами.

Коррекционно – развивающая задача:  

Коррекция целеполагания, самоконтроля.

8.

М. Артем

Образовательная задача:

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция умения осуществлять самоконтроль в процессе деятельности и давать отчет о выполненной работе

9.

К. Максим

Образовательная задача:

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии

Коррекционно – развивающая задача на:

Коррекция целеполагания, самоконтроля.

1.1.Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися предметных (коррекционных) личностных результатов, формирует базовые учебные действий (см. Таблицу 2). Личностные результаты отражают: осознание себя как ученика, формирование мотивации к учению, способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью, навыки сотрудничества в учебной ситуации, ориентированность на достижение результата, проявление самостоятельности. В процессе реализации программы формируются базовые учебные действия (БУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Коммуникативные

Вступает и поддерживает коммуникацию.

Познавательные 

Использует усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

Регулятивные

осуществляет самоконтроль в процессе деятельности; адекватно реагируют на внешний контроль и оценку, корректирует в соответствии с ней деятельность.

Личностные

принятие социальной роли обучающегося; понимание значения собственного учения.

Таблица 2

Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты

Предметные

(коррекционные результаты)

  • Ведет себя с принятыми в обществе правилами и нормами поведения
  • Адекватно реагирует на внешний контроль и оценку
  • Инициирует поддерживает коммуникацию с взрослыми
  • Накапливает личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивает их во времени и пространстве.
  • Положительно воспринимает обучение, проявляет любознательность и интерес к новому.
  • Активное участвует в процессе обучения.

Должен  уметь:- делать обобщения и умозаключения самостоятельно и с помощью учителя;

- классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;

- устранять логические ошибки;

- хранить в памяти и использовать полученные инструкции;

- составлять план своей деятельности, корректировать ошибки.

Овладение основами грамотного письма; с пользование знаний в области русского языка и сформированных грамматико - орфографических умений для решения практических задач.

Развитие способности использовать математические знания в жизни.

Результативность реализации программы определяется успешностью обучающихся в усвоении программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом. Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по предметам учебного плана, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.). 

1.3.Создание образовательной среды

        Программа учитывает индивидуальные образовательные потребности обучающихся,  предполагает создание условий проведения коррекционной работы с учетом нозологии ребенка (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Сведения о создании условий для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

п.п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы  с обучающимися

1

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью

  • Печатные пособия: наборы сюжетных картинок;
  • дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки;
  • демонстрационные пособия для изучения геометрических величин,
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, серии  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • готовая студия для работы с песком,
  • Комплексы физминуток, глазодвигательной гимнастики
  • Метод наглядности
  • Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений)
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха)

2.Содержательный раздел

        Содержание программы интегрировано с содержанием учебных предметов русский  язык, математика , направлено на коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, на преодоление трудностей в усвоении программного материала по данным предметам, на расширение представлений об окружающем мире и обогащении словаря. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам  и соответственно отбираются содержание и методические приемы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Предпочтение в коррекционной работе отдается развитию у обучающихся приемов умственной деятельности и учебной деятельности обучающихся. Программа включает в себя 2 разделов. 

Раздел 1.  Коррекция трудностей в усвоении знаний по русскому языку

В процессе работы с программным грамматическим материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития обучающихся данного класса.

Раздел 2   Коррекция трудностей по усвоению   математических знаний

 Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Данный раздел включает  также темы, направленные на коррекцию пространственных и временных представлений:

  • Определение времени по часам, решение задач с понятием «Время».  Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Решение математических задач с единицами времени. Решение жизненных задач с единицами времени.

        При неблагоприятной эпидемиологической обстановке, во время актированных дней реализация программы будет осуществляться посредством дистанционных технологий. Обеспечение образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий является одной из востребованных на текущий момент форм обучения. При реализации программы планируется использование электронных ресурсов, рекомендованных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики российской академии образования».

        Занятия с учителем-дефектологом проводятся со всем классом, 2 раза в неделю по 20 минут . 

Структура занятия:

1.Организационный момент.

 Эмоционально-психологический настрой.

2. Введение в деятельность.

3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.

4. Итог. Рефлексия.

2.1. Содержание занятий с обучающимися

п/п

Раздел

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая

работа

1

Коррекция трудностей в знаниях по русскому языку.  

Личностные:

- принятие социальной роли обучающегося; понимание значения собственного учения;

-учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания);

Познавательные:

-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Развитие и коррекция восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука.

Развитие и коррекция орфографической зоркости.

Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов.

Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти.

Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством

письма по памяти

Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов.

Тренировка  в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов, объясняя, где надо, правописание в корне и приставке.

Тренировка в описании предмета или явления только одними существительными.

Подбор  близких и противоположных по значению существительные и использование их в устной и письменной речи

2

Коррекция трудностей  в знаниях по математике

Личностные:

- принятие социальной роли обучающегося; понимание значения собственного учения;

-учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания);

Познавательные:

-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Развитие и коррекция умения дифференцировать разряды чисел.

 Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа.

дифференцировать примеры.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры.

Развитие умения дифференцировать примеры.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры.

Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах.  Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя

Развитие логического мышления посредством решения задач. Развитие логического мышления посредством решения логических примеров (математический квадрат).

Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе использования геометрических фигур способом наращивания.  Развитие памяти, слухового

внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов.

Развитие и коррекция временных представлений

2.2. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

1 четверть

Виды устной и письменной речи.

1

2.09

Присчитывание равными числовыми группами

1

6.09

Диалог и монолог.

1

9.09

Нумерация арабская и римская.

1

13.09

Составление и запись различных видов записок в разговорном стиле.

1

16.09

Понятие «дороже - дешевле», «больше на… - меньше на …», «выгодно невыгодно».

1

20.09

Составление и запись различных видов записок в разговорном стиле

1

23.09

Умножение на однозначные числа.

1

27.09

Типы текстов.  

1

30.09

Определение времени по часам

1

4.10

Деловое повествование речи: памятки, инструкции

1

7.10

Умножение двузначные числа

1

11.10

Деловое повествование речи:   рецепты.

1

14.10

Сравнение чисел. Понятие «больше в … раз - меньше в … раз».

1

18.10

Деловое описание — объявление (о пропаже-находке животного).

1

21.10

Решение математических задач с единицами массы, длины

1

23.10

Художественное описание — загадки.

1

8.11

Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.

1

11.11

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

2 четверть

 Слово и его значение.

1

15.11

Решение задач на нахождение площади прямоугольника

1

18.11

Состав слова.  Разбор слов по составу.

1

22.11

Действия с обыкновенными дробями 

1

25.11

Упражнения в образовании существительных и прилагательных с помощью суффиксов (-оньк-, -еньк-, -оват-, -очк-, -ик, -к-).

1

29.11

Геометрические тела. Шар, куб, конус , цилиндр.  

1

2.12

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов -ени-, -ани-, -ость, -ств- .

1

5.12

 Соотношение мер объема. Преобразование мер объема.  

1

9.12

Правописание сложных  и сложносокращенных слов.

1

12.12

Единицы измерения величины объема. Способы измерения объема в быту.

1

16.12

Правописание приставок  и предлогов.

1

19.12

Объем параллелепипеда.

1

23.12

Правописание приставок  и предлогов.

1

27.12

Составные арифметические задачи.

1

30.12

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

3 четверть

Имя существительное как часть речи

1

Сравнение десятичных дробей

1

Правописание имен собственных.

Составление автобиографии

1

Сравнение десятичных дробей.

1

Правописание безударных окончаний имен существительных в  ед. и мн.  ч

1

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

Имя прилагательное как часть речи.

1

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

Согласование прилагательных с именами существительными

1

Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 100.

1

Правописание безударных окончаний прилагательных.

1

Нахождение среднего арифметического

1

Личное местоимение как часть речи.

1

Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000

1

Правописание местоимений с предлогами.

1

Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями.

1

Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола.

1

Правописание мягкого знака на конце глаголов.

1

Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями.

1

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

4 четверть

 

 Наречие как часть речи. Правописание наречий с  О и А на конце.

1

Проценты и   дроби.  

1

Правописание числительных.  

1

Нахождение нескольких процентов от числа.  

1

Правописание числительных.  

1

Нахождение нескольких процентов от числа. Решение задач.

1

Составление простых и сложных предложений.

1

Нахождение нескольких процентов от числа. Решение задач..

1

Составление простых и сложных предложений.

1

Составные арифметические задачи.

1

Частица как часть речи. Отрицательные частицы не и ни 

1

Нахождение числа по его одному проценту.

1

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Нахождение числа по   проценту.

1

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Решение задач на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рецензия на рабочую программу по коррекционно - развивающей работе (дефектологические занятия)

Рецензия на рабочую программу по коррекционно - развивающей работе (дефектологические занятия)...