Картотека игр по формированию представлений от частях суток у детей дошкольного возраста.
картотека

Зуева Ольга Львовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 26.09_kartoteka_igr_po_chastyam_sutok.doc449.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Картотека игр по  формированию   представлений от частях суток у детей дошкольного возраста».

 

 

Детям уже в дошкольном возрасте  необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время , чувствовать его длительность , менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр для формирования у дошкольников представлений о времени:

 

1. Игра  «Когда это бывает?»  Ребенку  предлагаются картинки с изображением различных видов деятельности, характерных для каждой части суток. Ребенок  дает названия частей суток, изображённых на картинке и затем отвечает на вопросы взрослого:

- Какое время суток?

-  Рассмотри рисунки. Когда это бывает? Почему ты так думаешь?

 

2. Игра  «Назови пропущенное слово».

Взрослый бросает ребенку мяч и начинает говорить предложение, ребенок заканчивает его.

- Мы завтракаем утром, а обедаем −…

- Мы умываемся утром, а ложимся спать −…

- Мы спим ночью, а просыпаемся −…

- Если мы завтракаем утром, то обедаем …

- Днём ты обедаешь, а вечером …

- Если сейчас утро, то после утра будет …

- Если сейчас день, то после будет …

- Если сейчас день, то что было до этого …

   

Игра «Разложи картинки по порядку».  (Утро, день, вечер, ночь)

Взрослый  говорит : Я положу картинку, где нарисовано утро. Какие ты положишь потом?  Или -  Я положу картинку, где нарисована ночь. Какие ты положишь потом? И т. д.

 

4. Игра «Назови соседей».

Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток.  Например, назови соседей утра. (У части суток − утра соседи − ночь и день, потому что до утра − ночь, а после утра − день.)  И т. д.

 

5. Игра « Вчера, сегодня, завтра». Игра проводится  с мячом. Взрослый бросает мяч и начинает предложение: «Мы рисовали…» Ребёнок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос «когда?»

Примерные фразы:

- Мы пойдём в бассейн…(сегодня).

- Мы будем рисовать …(завтра)

- Все дети спят … (ночью).

 

6. Игровое упражнение «Исправь ошибку».

Взрослый  говорит предложение, в котором допускает ошибку. Ребенок исправляет  ошибки.

Примерные фразы:

Вчера мы будем рисовать сказку.

Завтра ходили кататься с горки.

В будущем году мы ездили отдыхать на юг.

     

Знакомство со временем года.

 

  Со временем  года можно знакомить детей  уже в младшей группе. С этой целью используются наблюдения на прогулке, чтение  стихов, рассказов, сказок,  загадывание загадок, а так же рассматривание различных иллюстраций.

     -Когда это бывает? Рассмотри картинки. Что ты видишь на них? Почему ты так думаешь? Назови признаки каждого времени года. Что в это время делают люди? Как одеваются? Как ведут себя животные?

                           

                                        Лето                                                                                   Осень

 

                           

                                   Зима                                                                                       Весна

 

Загадки.

 

Что за волшебница краски взяла,

Листья покрасила,  с веток сняла.

Мошек упрятала спать до весны,

Птичек отправила в тёплые страны.

Что за волшебница, скажешь мне ты?

(осень)

Несу урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я  − … (осень)

Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, белю поля, дома,

Зовут меня …

(зима)

Прилетела без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(осень)

 

Утром мы во двор идём −

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

(осень)

 

 

 

Я раскрываю почки в зелёные  листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна. Зовут меня …

(весна)

 

Я соткано из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, купайтесь, − приглашаю!

И любите за это вы все меня. Я …

(лето)

           

Игры и игровые упражнения для знакомства

детей  с  временами года.

 

1.         «Когда это бывает?»  Детям предлагаются картинки, на которых нарисованы различные времена года.  Воспитатель называет одно из времён года, дети поднимают соответствующую картинку и объясняют свой выбор.

 

2.         «Разложи картинки по порядку». На столе 4 картинки с изображением времён года.  Детям предлагается разложить все картинки по порядку.

 

3. «Времена года».  Игра с мячом. Детям можно задать следующие вопросы:

- Какие времена года вы  знаете?

- Какой вы представляете зиму? 

      (Снежной, морозной, со льдами и сугробами.  Солнышко не поднимается высоко, греет слабо. Падает снег.)

- А что случается зимой с водой в реках, озёрах, прудах?

- Как приспосабливаются животные к зиме?

- Какое время года наступит после зимы?

- Какие признаки весны вы знаете?

- Какое время года наступит после весны?

- Какие пословицы вы знаете о лете?

 

 

Знакомство детей с календарём.

 

      В 5-6 лет у детей уже есть необходимый запас представлений, они уже знакомы с продолжительностью  суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе (6-7 лет), продолжив работу, можно дать знания о календарном годе.

      Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Наглядное представление о том, как дни «уходят», события «приближаются»  даёт отрывной календарь. Отрывая листочки, можно складывать их в коробку с ячейками. В одну ячейку складываются 7 листков − 7 дней недели.   В  следующую  − ещё 7 и т. д.  В конце месяца подсчитываются количество дней и недель.  А в конце года  − количество месяцев. Предложенное пособие может служить моделью календарного года.

 

 

Игры и игровые упражнения для знакомства

детей с  днями недели. (5-7 лет)

 

       Дети должны понимать вопрос: "Какой сегодня день недели?". Объясните, что понедельник - первый день недели, вторник - второй день недели, среда - третий день, середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый день, суббота - шестой день, воскресенье - седьмой.  Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье". - "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". - "А какой день будет завтра?" - "Вторник". Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например: "Завтра я пойду в гости" и т.д.

 

 

 

 

1. «Живая неделя».

Цифры от 1 до 7 перемешиваются и  раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я − понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели»:

- Назови дни недели, в которые взрослые трудятся.

- Назови все выходные дни.

- Отгадай загадку  и т. д.

 

Загадки:

 

Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний −

Появляется передний.

                        (Дни недели)

 

Есть семь братьев,

Годами равные,

Именами разные.

                          (Дни недели)

 

Усложнённый вариант: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку, по сигналу берут цифры со стола. Воспитатель предлагает им построиться «от вторника до вторника».  «Недели» выстраиваются по порядку одна напротив другой. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:

- Среда, назови своих «соседей».

- Пятница, какой день недели перед тобой?

- Суббота, какой день недели после тебя?

- Понедельник, между какими днями недели ты находишься? И т. д.

Дети возвращают карточки на столы,  и игра продолжается.

 

.«Назови дни недели».

Дети встают  в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя любой день недели. Например:

−Пятница. Назови следующий день недели. (Или назови предыдущий день недели.)

Ребёнок называет день недели и бросает мяч обратно воспитателю. Воспитатель  называет следующий  день недели и т. д.

Можно предложить назвать все дни недели по порядку. Дети бросают мяч друг другу.

Воспитатель называет число в пределах семи и бросает мяч ребёнку, тот называет соответственно день недели.

 

Игры и игровые упражнения для знакомства

детей с месяцами  (5-7 лет).

 

1. «Какое слово подходит?»

Воспитатель задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц зимы − (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц)  − октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль».

Дети отвечают: «Февраль».

Месяц лета … (апрель, май, март, июнь).

Месяц весны … (январь, декабрь, февраль, март).

Время года …(март, апрель, вечер, зима).

Части суток… (лето, май, апрель, ночь).

 

2. Беседа с детьми.

Можно, задавая вопрос, бросать ребёнку мяч.

Отгадайте загадку:

          Пришёл на день,

          А ушёл через год.

                           (Новый год)

- Какой последний месяц в году?

- Какой праздник в этом месяце отмечают?

- Когда приходит Новый год?

- Что будет после 1 января?

- Что будет, когда закончится январь?

- А потом?

- Сколько всего месяцев в году?

- Назовите все месяцы по порядку.

 

3. «Круглый год».

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает  кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов:

- Каким месяцем заканчивается год?

- Назови осенние месяцы?

- Какой месяц идёт после октября?

- В каком месяце день твоего рождения?

 

4. «Двенадцать месяцев».

Воспитатель раскладывает  на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаёт вопросы:

Первый месяц, как тебя зовут?

Двенадцатый месяц, назови себя.

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.

 

Загадки.

 

 

Дни его  − всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдёт −

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь.)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду  − упадёт

Не вода уже, а лёд.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

(Январь.)

Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём − капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это?

(Февраль.)

Солнышко  всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март.)

В ночь мороз,

С утра капель,

Значит, на дворе …  

 (Апрель.)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

(Май.)

 

Самый длинный, длинный день.

В полдень − крохотная тень,

Зацветает в поле колос,

Подаёт кузнечик голос,

Дозревает земляника,

Что за месяц, подскажи-ка.

(Июнь.)

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его − вершина лета,

Что, скажи, за месяц это?

 

(Июль.)

Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи.

(Август.)

В каком месяце лето кончается,

А осень начинается?

(Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь.)

 

Поле чёрно-белым стало,

И уже похолодало,

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития речи детей дошкольного возраста

Игра - является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Развитие всех высших психических функций, в т.ч речи, активно происходит именно в процессе игры....

Картотека подвижных и интеллектуальных игр для детей дошкольного возраста.

Проблема не всех современных родителей в то что они к сажелению мало играют со свои чадом, предлогаю не большую картотеку два в одном  с подвижными и интеллектуальными играми на улице, они не сло...

Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста...

Картотека считалок для детей дошкольного возраста

Считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пере­счет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или рас­пределения ро...

Картотека музыкально - дидактических игр на развитие голоса у детей дошкольного возраста.

Подбор музыкально - дидактических игр на развитие голоса.Например : Громко-тихо,Идите с нами играть,Не разбуди куклу и др....

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.

Подбор пальчиковых игр ,например : Дружные пальчики,Семья,Наша группа и др....