"Учитель-тьютор. Сопровождение ребенка с РАС в учебной деятельности"
презентация к уроку

Щербинина Марина Отариевна

"Учитель-тьютор. Сопровождение ребенка с РАС в учебной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_marina.pptx2.15 МБ
Файл vystuplenie_marina.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Основная цель тьюторского сопровождения — персональное сопровождение обучающегося с РАС, способного самостоятельно, в меру своих возможностей, решать жизненно важные проблемы.

Слайд 3

Для наиболее эффективной организации тьюторского сопровождения данной категории обучающихся я использую специальные формы, методы и средства. Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с РАС является метод безошибочного обучения . Безошибочным обучением является метод, позволяющий обучать ребенка новым навыкам без лишнего напряжения и тревоги вовремя занятия, связанных с совершением ошибок.

Слайд 4

Виды подсказок: Физическая. Жестовая. Моделирование. Речевая. Визуальная. Подсказка – это все то, что можно добавить к инструкции , чтобы помочь ребенку дать правильный ответ. Цель подсказки – обеспечить успех в обучении ребенка.

Слайд 5

Физическая подсказка. Целью физической подсказки является помощь ребенку в выполнении какого – либо навыка с использованием движений. Полная физическая подсказка является наиболее существенной для обучения и определяется как полная манипуляция телом ребенка для выполнения задания . Частичная физическая подсказка означает, что взрослый помогает ребенку совершить действие до определенного уровня, а завершает действие ребенок самостоятельно .

Слайд 6

Следующий вид помощи - это жестовая подсказка. Она заключается в использовании жеста, направляющего к ответу. При обучении ребенка различать предметы или карточки используют указательный жест.

Слайд 7

Подсказка-моделирование представляет собой визуальную демонстрацию действия для копирования ребенком.

Слайд 8

Визуальная подсказка помогает ребенку следовать правилам и инструкциям без помощи взрослого, облегчает понимание инструкций, является помощником при переходе от одного задания (шага) к другому.

Слайд 9

Вербальная подсказка – инструктирование, на данный момент, это самый распространённый вид помощи, который тьютор чаще оказывают ребенку.

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. Личный опыт.

Опыт моей работы свидетельствует о том, что о роли тьютора в образовательном процессе ребенка, о целях и задачах его работы бытует не совсем верное представление. Бывает, что не только родители, но и специалисты приписывают тьютору роль няни при ребенке с РАС. Между тем законодательно деятельность тьютора определена как многофункциональная педагогическая работа, направленная на персональное сопровождение ребенка в процессах воспитания и образования с учетом его психофизического состояния.

Основная цель тьюторского сопровождения — сопровождение обучающихся с РАСспособных самостоятельно, в меру своих возможностей, решать жизненно важные проблемы.

Для наиболее эффективной организации тьюторского сопровождения данной категории обучающихся я использую специальные формы, методы и средства. Опыт моей работы показал, что,  одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с РАС, является   метод безошибочного обучения.

Безошибочным обучением является метод, позволяющий обучать ребенка новым навыкам без лишнего напряжения и тревоги вовремя занятия, связанных с совершением ошибок.

Данный метод позволяет нам сформировать необходимый навык в правильной последовательности, грамотно предоставляя помощь и своевременно убирая ее для того, чтобы ребенок был не зависим от помощи тьютора. Для достижения данной цели мы используем различные виды помощи или по - простому «подсказки.

Подсказка – это все то, что можно добавить к инструкции, чтобы помочь ребенку дать правильный ответ.

Цель подсказки – обеспечить успех в обучении ребенка.

Виды подсказок. Существует пять видов подсказок:

  1. Физическая.
  2. Жестовая.
  3. Моделирование.
  4. Речевая.
  5. Визуальная.

Физическая подсказка.

Целью физической подсказки является помощь ребенку в выполнении какого – либо навыка с использованием движений. Например, одеваться, мыть руки, писать буквы или цифры. Движения рук ребенка корректируются движениями рук взрослого.

По мере того, как формируется навык, которому мы учим ребенка данная помощь должна снижаться. На первоначальном этапе мы используем полную физическую подсказку.

Полная физическая подсказка является наиболее существенной для обучения и определяется как полная манипуляция телом ребенка для выполнения задания. Как только мы видим, что помощь можно ослабить, у ребенка появляются предпосылки к самостоятельному выполнению, мы переходим на частичные подсказки.

Частичная физическая подсказка означает, что взрослый помогает ребенку совершить действие до определенного уровня, а завершает действие ребенок самостоятельно. Частичная подсказка дает ребенку меньше поддержки: физическая подсказка на уровне кисти, на уровне локтя, на уровне плеча. Ребенок получает больше самостоятельности, а взрослый меньше контролирует движения ребенка.

Следующий вид помощи - это жестовая подсказка. Она заключается в использовании жеста, направляющего к ответу. При обучении ребенка различать предметы или карточки используют указательный жест. Например, при обучении различать карточки с геометрическими фигурами круг и квадрат: «где круг?» и показывает на карточку с кругом. Далее подсказка редуцируется.

Подсказка-моделирование представляет собой визуальную демонстрацию действия для копирования ребенком. Например, если по инструкции ребенок должен поставить руки красиво, то взрослый должен смоделировать данную позу, а ребенок повторяет за ним.

Использование подсказки-моделирование предполагает, что ребенок уже освоил навык имитации. Все перечисленные подсказки относятся к физическим подсказкам.

Визуальная подсказка помогает ребенку следовать правилам и инструкциям без помощи взрослого, облегчает понимание инструкций, является помощником при переходе от одного задания (шага) к другому.

Например, во время мытья рук перейти от намыливания рук к споласкиванию, от споласкивания к закрыванию крана и т. д.

Вербальная подсказка – инструктирование, на данный момент, это самый распространённый вид помощи, который тьютор чаще оказывают ребенку.

Итак, как мы видим, что существует несколько видов разнообразной помощи и здесь встает вопрос, какой же вид помощи оказывать на уроке нашему подопечному. Вроде бы они все подходят и можно их оказывать в разной ситуации.

Попробуем разобраться в этом вопросе. Например, ситуация следующая: урок математики, учитель просит обучающихся вслед за ним списать пример с доски. А наш ученик не может долго концентрировать внимание на доске и словах учителя, часто отвлекается. Часто мы видим, что тьютор использует вербальную подсказку и шепчет ученику, например, «Пиши 4, ставь + и т. д.»  и ученик вроде бы так и делает, все проходит гладко и спокойно. Но, что происходит в данном случае, мы формирмируем у обучающегося навык выполнения инструкций тьютора и совсем не формируем навык следить за инструкциями и действиями педагога. Эффективной помощью в данной ситуации будет, если тьютор будет давать правильные вербальные подсказки, например: «Слушай учителя!», «Спиши с доски!».

Рассмотрим следующий вариант.

Предположим, ребенку необходимо переодеться на физкультуру, но в силу того, что у него слабый контроль над своим поведением, ему сложно спланировать свои действия. И, здесь, на первый взгляд, кажется, что необходимо инструктировать ребенка о последовательности действий. В данной ситуации, мы скорее всего сформируем у нашего ученика ожидание инструкции взрослого о том, что ему делать дальше. Гораздо эффективнее будет подготовить визуальное расписание, смотря на которое ребенок будет планировать каждый свой шаг.

Но бывают случаи, когда из-за дефицита внимания ребенку трудно правильно направлять свой взгляд на карточки и он продолжает действовать хаотично. В таком случае мы будем оказывать физическую помощь, направлять руки обучающегося и таким образом мы сформируем правильную последовательность цепочки действий.

Вербальная подсказка считается самой инвазивной, используя ее постоянно у ребенка наиболее всего формируется зависимость от взрослого.

Крайне важным моментом в работе тьютора является умение своевременно удалять помощь. Если мы сохраняем максимум помощи для ребенка, то наш подопечный всегда будет зависим от нас, мы не учим его чему-то самостоятельному. Такой ребенок всегда будет ждать помощь от взрослого. В свою очередь, если мы несвоевременно будем убирать помощь, а навык еще в стадии формирования, то мы рискуем получить нежелательное поведение у нашего обучающегося и не сформируем у него необходимый навык. Для того, чтобы обучение было успешным, и ученики приобретали много навыков необходима системная редукция подсказок.

Если при физическом виде помощи мы постепенно ослабляем нашу физическую помощь, то при остальных видах помощи мы будем задерживать подсказку во времени.

        В    заключении хотелось бы  еще  раз обратить Ваше внимание на необходимость анализа ситуации,  в которой оказывается помощь.  Предоставляя не правильную помощь или не своевременно убирая  её, мы делаем   ребенка  зависимым,  а наша задача сделать его самостоятельным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы деятельности школьного консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ.

отличительные  формы деятельности специалистов консилиума ОУ от деятельности специалистов в составе психолого-медико-педагогической комиссии.  Этапы сопровождения....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

Одарённость глазами учителя-тьютора

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не ...

Новые роли учителя – тьютор.

Новые роли учителя – тьютор....

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...