Коррекция нарушений речи у умственно отсталых учащихся
методическая разработка (5 класс)

Погорелова  Людмила Сейфуллаховна
Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых.
детей
определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.
У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались М. Е.
Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф.
Соботович, Е. М. Гопиченко, Р, И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты наблюдаются у 40—60% детей. В первых же классах вспомогательной школы, по данным М. В. Хватцева, Г. А. Каше, число детей с дефектами речи значительно выше.
 
По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах».
В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
Анализируя особенности речи у умственно отсталых школьников, В. Г.
Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи, отмечая, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Коррекция нарушений речи у умственно отсталых учащихся.

определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались М. Е.

Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф.

Соботович, Е. М. Гопиченко, Р, И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты наблюдаются у 40—60% детей. В первых же классах вспомогательной школы, по данным М. В. Хватцева, Г. А. Каше, число детей с дефектами речи значительно выше.

По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах».

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Анализируя особенности речи у умственно отсталых школьников, В. Г.

Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи, отмечая, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности.

Выделены приоритетные направления в логопедической работе с детьми с

умственной отсталостью:

- обеспечение интеллектуального и личностного развития детей с учетом

коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей;

-становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в

разнообразной деятельности;

-   развитие речи, особенно ее коммуникативной функции;

-   частичная интеграция детей с тяжелыми нарушениями в развития в

общество более здоровых сверстников;

- консультативно-методическая поддержка родителей (лиц, их

заменяющих).

 В. Хисамова в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью выделила следующие специфические особенности логопедической коррекции.

1. Систематический поиск индивидуальных подходов к ученику-

инвалиду.

В работе нельзя ориентироваться на «среднего» ученика, каждый ребенок исключителен. Для каждого составляется индивидуальная программа логопедической коррекции на основе комплексного мультидисциплинарного обследования. Эта программа в ходе работы постоянно корректируется на основе индивидуальных продвижений и личностных особенностей ребенка.

2. Формирование подражательной деятельности.

Первый шаг коррекционной работы - развитие произвольного внимания.

Важно, чтоб ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Для этого ведется работа по развитию подражательной способности ребенка. Это основа перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

3. Организация обстановки занятий.

Удержать произвольное внимание у данных детей очень трудно, поэтому в организации занятия важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть специфический интерес, местоположение логопеда.

4. Логопедические занятия носят игровой и комбинированный

характер.

Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. На занятии ведется работа над подвижностью артикуляционного аппарата, развитием фонематического слуха, звуковой культурой и лексико - грамматическим строем речи, развитием графомоторных навыков и высших психических функций. Используются яркие игрушки, компьютер, речевые игры.

5. Моделирование ситуаций.

Необходимо специально создавать условия, чтобы у ребенка возникла необходимость говорить. Это могут быть игровые, проблемные, тренинговые ситуации.

6. Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка.

Важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться. Если это происходит, то нарушается эмоциональная атмосфера занятия, падает результативность.

7. Медленный темп формирования новых навыков.

От «особых» детей нельзя ожидать быстрого положительного результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию, обрабатывают ее, и результат работы может проявиться только через 2- 3 года.

8. Постоянная востребованность приобретенных навыков.

Вся логопедическая работа с этими детьми была бы малоэффективна при отсутствии тесного продуктивного контакта с другими педагогами, специалистами, родителями. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми работает учитель-логопед 

Педагогические методы и приемы коррекции речи занимают ведущее место среди всех используемых видов работ. Выбор метода определяется характером речевого нарушения, целями и задачами логопедического воздействия, этапом работы, особенностями ребенка. На занятиях используется все разнообразие словесных, наглядных и практических приемов, которые обязательно сочетаются между собой между собой и отвечают теме занятия.

Психологическая направленность логопедической работы также

присутствует в программном содержании. Так для детей, имеющих проблемы в эмоционально- волевой сфере, используется психогимнастика с мимическими упражнениями, во время которой проводится работа по развитию мышц лица и артикуляционного аппарата и обучение умению эмоционально выражать свое настроение, характер предложенного героя сказки или мультфильма.

Значительное место в работе логопеда занимает развитие коммуникативной функции речи, т.к. она является базовой предпосылкой для вербального, т.е. речевого развития. Учитывая, генетический принцип развития типов общения формирование коммуникативной деятельности проводится в следующих направлениях:

Развитие эмоционального общения осуществляю через формирование аффектно - личностных отношений между взрослым и ребенком; через развитие умений понимать, называть базовые эмоции (добрый - злой, грустный - веселый) и узнавать их в графическом изображении.

Развитие делового общения предусматривается через

-   формирование интереса к предметно - игровой деятельности;

-   выполнение действий с предметами;

-   называние действий и качественных характеристик предметов;

-   формирование умений действовать совместно с взрослым,

подражанию, по образцу, по словесной инструкции.

Развитие речевого общения проводится через:

-   формирование интереса к слову и понимание обращенной речи;

-   формирование речевого подражания.

- освоение речевых средств: слоги, звукоподражания, слова,

- словосочетания, фразы и предложения и использование их в активной речи;

- - формирование форм высказываний (обращение - побуждение, просьба,

- обращение - сообщение, обращение - вопрос);

- - развитие диалогической речи.

- Надо отметить, что развитие каждого типа не приводит к вытеснению предыдущего. На логопедических занятиях необходимо применять прием по развитию речевой активности - комментированное рисование, когда по поводу появляющегося схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный эмоциональный опыт детей.

- Большинство занятий необходимо проводить в форме игры, которые должны носить единый сказочный или социальный сюжет, например, помогаем найти лесным зверюшкам спрятанные Бабой Ягой буквы.

- Также в настоящее время на занятиях активно применяют нетрадиционные технологии такие, как ароматерапию, цветотерапию, музыкотерапию, сказкотеранию. 

Исходя из выше изложенного следует отметить, что воздействие на речевую систему у детей с умственной отсталостью происходит разными средствами и в разных условиях. Звуки речи ставятся на логопедических занятиях, а закрепляются на всех других. Обогащение словарного запаса, развития грамматической стороны речи, умение владеть навыками

словообразования и словоизменения, совершенствование фонематических процессов находят закрепление на уроках чтения и письма.

Литература:

1. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994, Nº

2. Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева 3.С. Дети с проблемами в развитии / Под. ред. Л.П.Григорьевой. - М., 2002.

3• Лалаева

Р.И. Коррекционно-педагогическая работа логопеда во

вспомогательной школе. - М., 2001.

4. Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М., 2003.

5. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - Спб., 2002

6. Т.В.Хисанова. Специфика логопедической работы с тяжело умственно отсталыми детьми