Занимательная артикуляционная гимнастика с макаронами.
методическая разработка
Представляю разработанный мной комплекс артикуляцонной гимнастики с предметами, который использую в практике работы с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 330.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Занимательная артикуляционная гимнастика с макаронами»
Подготовила логопед-дефектолог Маслинских Анна Владимировна
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное его строение, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения, что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация во многом зависят от своевременности выявления нарушений в речевом развитии.
Физиологи придают большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, И.П. Павлов отмечал: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Язык представляет собой сложную мышечную структуру, объединяющую несколько внутренних мышц и содержащую волокна нескольких внешних мышц.
Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.
В настоящее время процент детей с речевыми нарушениями заметно возрос. Дети в большинстве случаев попадают к логопеду только преимущественно после 5 лет. В результате чего упускается самый значимый для речевого развития ребенка возраст, во время которого происходит активное становление и развитие мышц всего речевого аппарата. Для правильного звукопроизношения необходимо подготовить речевой аппарат к тем артикуляционным укладам, которые нужны для произнесения определенных групп звуков. Данную пропедевтическую работу необходимо начинать с младшей группы, чтобы успеть подготовить все мышцы речевого аппарата.
Для активизации мышц речевого аппарата используют артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Она является важной частью логопедической работы и помогает детям правильно произносить звуки, улучшить дикцию и избежать проблем с речью.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для детей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия помогут:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
• Развитию гибкости органов речевого аппарата.
На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи.
При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».
Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность. Однако, выполнение этих упражнений может показаться ребятам немного скучным и монотонным. Именно здесь на помощь приходят различные предметы, которые превращают артикуляционную гимнастику в увлекательную игру!
Почему предметы так важны?
• Повышение интереса и мотивации: Использование предметов делает процесс более интересным и привлекательным для ребенка. Он не просто выполняет упражнения, а играет, экспериментирует и взаимодействует с различными материалами.
• Развитие мелкой моторики: Многие упражнения с предметами требуют точности и координации движений, что способствует развитию мелкой моторики.
• Наглядность и понимание: Предметы помогают ребенку лучше понять, как правильно выполнять упражнение и какое положение должны занимать артикуляционные органы.
• Сенсорное развитие: Использование предметов с разной текстурой, формой и цветом стимулирует сенсорное развитие ребенка.
Макароны могут стать неожиданно полезным и веселым инструментом в артикуляционной гимнастике. В своей практике я предпочитаю работать с макаронами «Цветочками», шпажками и тонкими шпателями. Мною был разработан комплекс артикуляционных упражнений, который включает в себя динамические и статические упражнения, будет полезен и интересен детям разного возраста.
Сначала нанизываем определенное количество макарон (в зависимости от возраста и особенностей ребенка) на шпажку.
- «Прогулка»: ребенок отделяет острым кончиком языка по одной макаронине и отвозит на другую сторону шпажки. Когда все макаронины «погуляли», то они возвращаются по одной домой при помощи языка. Для дошкольников старшего возраста можно предложить считать макароны парами, тройками. В ходе упражнения обращаем внимание на натяжение языка «иголочкой».
- «Карусель»: ребенок «отвозит» все макароны на середину шпажки и широким языком раскручивает их, выполняя «лакательные» движения языком. Важно удерживать макароны в центре шпажки и раскручивать их языком в форме «Чашечки».
- «Лифт»: шпажка с макаронами ставится вертикально и удерживается двумя руками вверху и внизу. Ребенок поднимает острым языком макароны вверх. Каждый подъем – один этаж. Таким образом, закрепляем порядковый счет, а также вырабатываем силу языка.
Дополнительно в артикуляционной гимнастике я использую тонкие шпатели. Вот примеры упражнений:
- «Качели» - шпатель располагается сначала над верхней губой, а затем под нижней. Ребенок острым языком старается дотянуться до палочки вверх и вниз, качая язык. Взрослый считает до десяти.
- «Часики» - шпатель ставится сначала у правого уголка рта, а затем у левого. Ребенок старается острым языком дотянуться до палочки, изображая маятник часов. Взрослый считает до десяти.
- «Усы» - шпатель располагается над верхней губой, а ребенок языком старается его удержать. Взрослый считает до десяти. Обращаем внимание, что язык находится в статическом положении.
- «Борода» - шпатель располагается под нижней губой, а ребенок языком старается его удержать. Взрослый считает до десяти. Обращаем внимание, что язык находится в статическом положении.
- «Фокус» - ребенок показывает широкий язык, а взрослый кладет на него шпатель и считает до десяти. Обращаем внимание, что язык находится в статическом положении.
- «Горка» - ребенок языком «перепрыгивает» шпатель и упирается за нижние зубы. Взрослый считает до десяти. Обращаем внимание, что язык находится в статическом положении.
- «Силач» - ребенок удерживаем шпатель губами, а взрослый пытается забрать палочку. Обращаем внимание на силу смыкания круговой мышцы рта.
Важные рекомендации при проведении упражнений в домашних условиях:
• Возраст: Подбирайте предметы и упражнения, соответствующие возрасту и возможностям ребенка.
• Безопасность: Используйте только безопасные и гигиеничные предметы.
• Чистота: Все предметы должны быть чистыми перед использованием.
• Индивидуальный подход: Адаптируйте упражнения и выбор предметов к индивидуальным потребностям и интересам ребенка.
• Постепенность: Начинайте с простых упражнений и постепенно переходите к более сложным.
• Регулярность: Занимайтесь артикуляционной гимнастикой регулярно, хотя бы 5-10 минут в день.
• Поощрение: Хвалите ребенка за его усилия и достижения.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении, стопы плотно стоят на полу.
Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо в зеркале, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение – следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Чем раньше начать развивать артикуляционный аппарат детей, тем правильнее будет их речь в будущем.
Используемая литература:
- Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников». М.: Астрель, 2017.
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Санкт-Петербург, 2007.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников». М., «Просвещение», 1973.
- Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей». М.: ГНОМ и Д, 2007.
- Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». СПб.: КАРО, 2017.
- Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для артикуляционной гимнастики
Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...

Артикуляционная гимнастика с опорными картинками
Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....
Презентация "Артикуляционная гимнастика"
Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...

Артикуляционная гимнастика
Артикуляционая гимнастика для дошкольников и младших школьников с элементами глобальногочтения...

Как проводить артикуляционную гимнастику.
Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнени...

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"
Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...













