Доклад на МО учителей-дефектологов "Нарушения голоса у детей с нарушением слуха"
материал

Конева Елена Николаевна

В докладе говорится об особенностях голоса детей с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_2024.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №18»

Доклад для выступления на МО учителей-дефектологов:

«Нарушения голоса у детей с нарушением слуха»

Подготовила:

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Конева Е.Н.

2023-2024

Голос имеет важное социальное значение в развитии ребенка, в общении с однолетками и взрослыми. Нарушения голосообразования влияют на развитие речи, нервно-психическое состояние, усложняют коммуникацию, нередко является причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека.        

Работа над голосом с глухими и слабослышащими детьми - один из важных разделов над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

К сожалению, вопрос развития голоса (как в норме, так и у детей с нарушенным слухом) недостаточно освещен в литературе. Однако, исследования Хватцева М. Е. , Ляпидевского С. С. , Правдиной О. В. , Лавровой Е. В. дают общие представления о процессе развития голоса слышащего ребенка. Особенности голоса детей с нарушенным слухом выделены в работах Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау.

Особенности голоса детей с нарушенным слухом.

Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением. Представляется необходимым изучить особенности голоса детей с нарушенным слухом, выявить причины и рассмотреть основные нарушения голоса, встречающиеся у глухих и слабослышащих.

Анализ литературы показывает, что данный вопрос недостаточно освещен в литературе. Голос глухих и слабослышащих изучали Вильсон Д. , Митринович-Моджеевска А. , Рау Ф. Ф. Краткие замечания по этому вопросу можно найти в работах Е. С. Алмазовой, Л. В. Неймана, О. В. Правдиной. Прежде чем рассматривать нарушение, определим, что такое нормальный голос человека. Д. Вильсон отмечает, что нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, высота основного тона голоса должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость .

А. Митринович-Моджеевска расстройства голоса у глухих относит к функциональным нарушениям голоса и описывая их природу замечает, что анатомическое строение и функциональные возможности голосового аппарата глухого ребенка в течение первых 2-3 лет являются совершенно нормальными. Позднее начинают развиваться функциональные расстройства, которые с течением времени могут приобрести стойкий характер .

Д. Вильсон рассматривает расстройства голоса у детей с нарушенным слухом, как органические. И связывает их с несовершенным, искаженным восприятием речи окружающих и своей собственной. Автор акцентирует внимание на зависимости нарушений голоса и степени потери слуха (чем меньше степень потери слуха, тем легче нарушения голоса).

Е. С. Алмазова также относит особенности голоса глухих к органическим нарушениям, однако, как и Митринович-Моджеевска указывает на некоторые функциональные изменения голосового аппарата.

Можно сделать вывод о том, что причиной расстройств голоса при нарушенном слухе является несовершенное восприятие ребенком речи окружающих и своей собственной; и неспособность голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата глухого ребенка точно и активно функционировать.

Нарушение дыхательной функции во время голосообразования характеризуется укорочением фазы выдоха; частыми, слишком короткими вдохами; неравномерностью ритма дыхательных движений, отсутствием “опоры дыхания”.

Признаком правильного функционирования двигательного аппарата гортани является мягкая голосоподача. У глухих все исследователи отмечают часто встречающиеся твердую и придыхательную атаку звука. Это обусловлено рядом причин: неправильное дыхание; отсутствие координации между выдохом и моментом закрытия голосовой щели; поступление в легкие слишком большого количества воздуха во время вдоха; слишком сильное смыкание голосовых складок (при твердой атаке) или слишком слабое (при придыхательной атаке).

Часть выдыхаемого голоса у глухих может проходить между голосовыми складками, вследствие чего появляется шум, портящий голос. Попеременно то одна то другая складки перестают колебаться, что также сказывается на качестве голоса. Д. Вильсон и А. Митринович-Моджеевска указывают, что как следствие функциональной неполноценности голосового аппарата могут появляться узелки певцов. Резонаторная функция, как правило, бывает нарушенной, что объясняется отсутствием эластичности и упругости резонаторных полостей. Направление голоса в резонаторные полости является сложной задачей для детей с нарушенным слухом. Мышцы, участвующие в образовании замыкающего глоточного кольца слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости. Этим можно объяснить часто встречающуюся у глухих носовую окраску голоса. А. Митринович-Моджеевска указывает, что возникающие нервные импульсы тоже отклоняются от нормы, вследствие чего нарушаются функции нервных центров. Причиной этого также является функциональная неполноценность голосового аппарата.

Перейдем к анализу изменений тембра, силы, высоты и резонанса, характерных для детей с нарушенным слухом

    К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса:

1. Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; такой голос определяют еще как “глухой”. Д. Вильсон называет такой тембр “придыхательным”. Такое звучание голоса обусловлено неполным смыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым. Воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего появляется шум. Обычно такой голос встречается у глухих детей, с очень малыми остатками слуха. Слабо выраженное придыхание (когда шумовой компонент невелик и фонация не пропадает полностью), по мнению Вильсона может встречаться и у слабослышащих.

2. Хриплый голос. Д. Вильсон описывает его как сочетание огрубелости голоса и придыхания. Педагогу, обнаружившему такое изменение голоса рекомендуется направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани. 3. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Такое изменение голоса возникает в результате сильного напряжения мышц. Ф. Ф. Рау отмечает, что такой голос часто встречается у позднооглохших, которые, переключаясь на вибрационный контроль, стремятся усилить получаемые при фонации ощущения, а также у детей с очень малыми остатками слуха.

4. Гнусавый голос. Очень распространенное нарушение голоса. Ф. Ф. Рау видит его причину в опущении мягкого неба. Нам же это нарушение представляется еще и следствием нарушения резонанса. Д. Вильсон не относит это изменение к нарушениям тембра.

    К нарушениям силы относятся следующие определения голоса:

1. Голос очень тихий, слабый. Такой голос характерен для маленьких детей в начале обучения. Чаще встречается у глухих детей, которые не умеют пользоваться своим голосом.

2. Крикливый голос. Характерен в большей мере для слабослышащих, со значительными остатками слуха.

Кроме того, громкость голоса зависит еще и от индивидуальных психологических особенностей ребенка, его темперамента.

С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса: 1. Слишком высокий или слишком низкий голос; несоответствующий возрасту ребенка. По данным Ф. Ф. Рау этот дефект встречается нечасто. Д. Вильсон, напротив, отмечает распространенность этого нарушения, причем, чаще встречается более высокий (в сравнении со слышащими сверстниками) тон голоса. У маленьких детей, по его данным, высота основного тона обычно находится в пределах нормы. 2. Фальцетный голос –высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. Ф. Ф. Рау относит этот дефект к очень грубым, отрицательно влияющим на разборчивость речи. 3. Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках. По данным Д. Вильсона у детей с нарушенным слухом могут встречаться следующие нарушения резонанса:

1. Гиперназальность. При которой в качестве резонатора избыточно используется полость носа. Часто это возникает из-за небно-глоточной недостаточности. Особенно страдает качество гласных звуков.

2. Гипоназальность. Возникает при недостаточном использовании носового резонанса. Гипоназальность проявляется при произнесении носовых согласных: м и н. Они звучат как б и д. 3. Глоточный резонанс. Возникает вследствие локализации звука в глотке и задних отделах полости рта.

4. Тупиковый резонанс. Представляет собой глухой звук “как из бочки”, появляющийся в тех случаях, когда центр фокуса находится в полости носа (хоаны и задняя часть носовых проходов свободна, а передние отделы непроходимы). По данным исследований Д. Вильсона у детей с нарушенным слухом иногда встречается комбинация нескольких нарушений резонанса.

Необходимо отметить, что выделенные нами качественные изменения голоса детей с нарушенным слухом значительно варьируются в зависимости от степени снижения слуха.

Д. Вильсон отмечает, что у ребенка с небольшой потерей слуха может иметь место лишь незначительное изменение тембра и резонанса; тогда как у ребенка со значительной потерей слуха могут быть нарушения тембра, силы, высоты, резонанса, монотонность интонаций, нарушения темпа и ритма речи (6, с. 343). Лучшее качество голоса ребенка с легкой степенью тугоухости по сравнению с глухим, с нашей точки зрения, можно объяснить следующими обстоятельствами:

во-первых, его голос развивается в естественных условиях (в речевом общении), путем подражания речи взрослых;

во-вторых, слабослышащий значительно чаще пользуется своим голосом, используя в качестве средства общения устную речь;

в-третьих, он может контролировать голос с помощью слуха.

Авторы Е. С. Алмазова, Д. Вильсон, О. В. Правдина, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау единодушны во мнении, что характерные для детей со сниженным слухом особенности голоса определяют следующие изменения их устной речи: нарушения артикуляции звуков речи, монотонность интонаций, сложности с выделением словесного и логического ударения, нарушения темпа и ритма речи. Выраженность этих изменений у каждого конкретного ребенка зависит не только от состояния слуха детей, но и от качества специально организованной работы над голосом и устной речью.

Анализ данных исследований Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау показал, что необходимо выделить следующие основные положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми.

    Перечислим и раскроем их.

1. Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций (лепета) у глухих детей и не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих.

2. Максимально использовать слуховые возможности ребенка. Поскольку большинство детей имеют более или менее значительные остатки слуха, важно с самого начала воспользоваться этим и дать детям возможность услышать свой голос, голос педагога и окружающих людей. Необходима интенсивная тренировка слухового восприятия.

Нужно научить детей различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса. Таким образом, ребенок научится модулировать собственный голос, что поможет ему выделять словесное ударение, выражать различные интонации. Кроме того, слуховое восприятие, дополненное тактильно-вибрационными и кинестетическими ощущениями поможет старшим дошкольникам выработать навыки самоконтроля над голосом.

3. Работу над голосом нужно проводить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией.

Известно, что голосовой аппарат –это сложная система, все части которой тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому формирование полноценного голоса невозможно без соответствующего речевого дыхания и артикуляции. И с нашей точки зрения в работе с глухими и слабослышащими целесообразно использование ортофонических упражнений, применяемых для коррекции голоса в логопедии. Работа над голосом должна быть неотъемлемой частью работы над произношением.

4. Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка. Уже в начале обучения педагог оказывается в ситуации, когда с одним ребенком нужно проводить работу по вызыванию голоса, а с другим, уже непосредственно развивать голос или исправлять его нарушения. В дальнейшем, развитие каждого ребенка идет в индивидуальном темпе. Помимо этого, у каждого появляются различные нарушения голоса, обуславливающие особенности индивидуальной работы. Таким образом, очень трудно предъявлять детям общие для всей группы требования, невозможно применять ко всем одни и те же приемы. Поэтому, чаще всего, возникает необходимость основную часть работы над голосом проводить на индивидуальных занятиях. Во фронтальные занятия, как правило, можно включать уже отработанные, сформированные навыки, совершенствовать усвоенные детьми в процессе индивидуальной работы над голосом умения.

Мы знаем, что голос является одним из факторов внятности устной речи. Поэтому качество голоса ребенка с нарушенным должно быть максимально приближено к норме. И основная цель работы над голосом научить ребенка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Рассмотрим путь к достижению этой цели на основе задач, выделенных в программе, в разделе обучения устной речи.

Задачи работы над голосом различаются в зависимости от состояния слуха детей. В детском саду для глухих работа в основном сводится к обучению детей использовать голос, приближенный к норме. Формированию необходимых для нормального голоса модуляций не уделяется особого внимания. Требования, предъявляемые к голосу детей к концу разных лет обучения различны.

Непосредственная работа над голосом является работой над всеми его качествами – силой, высотой, тембром и их изменчивостью в речевом процессе. Логопеды Е. С. Алмазова, Ф. А. Ивановская, Е. В. Лаврова, О. В. Правдина, С. Л. Таптапова и др. определяют два направления работы над голосом:

  1. развитие голоса, то есть улучшение работы голосового аппарата, улучшение звучания голоса;
    2) коррекция нарушений голоса.

Изучение теоретических основ работы над голосом позволяет сделать следующий вывод:

Для организации полноценной работы необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе, его акустических характеристиках; о физиологии голосообразования; о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса детей с нарушенным слухом; и о характерных для глухих и слабослышащих нарушениях голоса.

— Учитывая знания о развитии голоса ребенка в норме, необходимо как можно раньше начинать работу над голосом с неслышащими дошкольниками.

— В соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием слуха ребенка необходимо варьировать программные требования, приемы и темпы работы. Ведущей формой организации должны быть индивидуальные занятия.

— Учитывая физиологические основы голосообразования, работу над голосом необходимо строить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией (звукопроизношением). Только такой подход поможет скоординировать работу речевого аппарата.

— В работе над голосом необходимо максимально использовать остаточный слух ребенка, так как слуховой контроль благоприятно отразится на качестве голоса. Наряду со слуховым контролем необходимо использовать тактильно-вибрационный.

— Для развития голоса ребенка с нарушенным слухом большое значение имеет комплексное воздействие: сурдопедагога, воспитателя, родителей, которые должны побуждать ребенка пользоваться своим голосом в общении с окружающими, должны помогать контролировать звучание голоса.

— В соответствии с требованиями аналитико-синтетического метода голосовые упражнения должны проводиться на материале слогов, слов и фраз. Весь речевой материал ребенок должен уметь произносить.

— Материал для работы над голосом должен быть эмоционально насыщенным, разнообразным.

— В процессе работы над голосом необходимо развивать голосовые возможности ребенка, формировать правильные навыки пользования голосом и исправлять его нарушения.

— Только хорошо организованная, систематическая работа поможет достичь основной цели: формирования у ребенка навыка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Ощущение и восприятие детей с нарушением слуха""

Данная работа расскрывет особенности восприятия мира глухими летьми ....

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....

Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....