Конспект логопедического занятия «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
план-конспект

Приобщение, формирование интереса и положительного отношения к творчеству А.С. Пушкина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pushkin.docx785.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

«Путешествие по сказкам  А.С. Пушкина»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/5/41248_3aa34a6f6541193fa479a55efa348c5e.jpg.jpg

Разработала:

учитель-логопед Соколова Е.И.

Конспект логопедического занятия

Тема занятия: Путешествие по сказкам   А.С. Пушкина.

Цель: Приобщение, формирование интереса и положительного отношения к творчеству А.С. Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить представления детей о сказках А.С.Пушкина;

- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов;

- совершенствовать навык составления и чтения слов;

- совершенствовать навыки составления предложения и схем; 

- совершенствовать навык чтения.

Коррекционно-развивающие: 

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать зрительное внимание, восприятие, память. 
- развивать мелкую и общую моторику;

Воспитательные: 

- воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;

- воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование: картинки к сказкам А.С.Пушкина; предметные картинки с изображением бочки, корыта, зеркальца, щита, пушки, лука, трубы; ребус, звуковые и слоговые схемы слов; индивидуальные конверты с карточками слов для составления предложения; индивидуальные конверты с карточками со слогами для составления слов; индивидуальные звуковые пеналы для составления звукового анализа слов. 

Предварительная работа. Чтение сказок А.С.Пушкина. Заучивание отрывков из произведений поэта. Просмотр мультфильмов.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Есть на свете много сказок:

Интересных и смешных,

Удивительных, волшебных.

С детства очень любим их.

Есть на свете много сказок,

Всех их нам не сосчитать.

А вы хотели бы, ребята,

К сказке в гости попасть?

- Ребята, вы любите сказки? По первым буквам названий картинок прочитайте слово и узнаете автора, чьи сказки мы сегодня вспомним. 
Дети проходят к магнитной доске. На ней закреплены предметные картинки: портфель, утка, шапка, карандаш, иголка, носорог. Дети отгадывают зашифрованное слово «Пушкин».

2. Упражнение «У лукоморья…»

Логопед предлагает выполнить упражнение. 

У Лукоморья дуб зеленый;

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в стороны и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами)

Златая цепь на дубе том:

(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д.) 

И днем и ночью кот ученый

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному пальцам).

Все ходит по цепи кругом;

(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д.) 

Идет на право – песнь заводит,

(Правую руку отвести в правую сторону)

Налево – сказку говорит.

(Левую руку отвести в левую сторон).

3. Игра «Составь подписи к картинкам»

 Логопед на магнитную доску помещает иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина и карточки:

- Вы должны определить, к какому произведению сделана каждая иллюстрация, и найти название сказки на карточках.

Дети выполняют задание.

F:\ЗАНЯТИЕ ПУШКИН\Kartinki_pro_skazki_Pushkina_8_18044821.jpgF:\ЗАНЯТИЕ ПУШКИН\s1200.jpgF:\ЗАНЯТИЕ ПУШКИН\skazka_o_care_saltane_3_15084014.jpgF:\ЗАНЯТИЕ ПУШКИН\zolotoj_petushok_800_auto_jpg.jpg

- Прочитайте подпись под картинкой и объясните, как догадались, что это за произведение. 

4. Игра «Составь и прочитай слова»

Дети берут конверты с карточками со слогами: Гви, дон, Сал, тан, Чер, но, мор, тка, чи, ха, по, ва, ри, ха, бо, га, ты, ри, рыб, ка, ста, рик, пе, ту, шок, ста, ру, ха, ца, ри, ца. 

- Возьмите конверты со слогами, прочитайте слоги и составьте имена героев сказок А.С.Пушкина.

5. Звуковой анализ слова царица

Логопед помещает на магнитную доску иллюстрацию царицы из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2018/12/d9cad5080acd33a8f83cda45cf7e68fa.jpg

- Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

- Составьте звуковую схему слова  царица. 

Дети выполняют звуковой анализ слова.

Логопед задает вопросы.

- Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Есть в слове мягкие согласные? Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение? (И т. п.)

6. Упражнение «Составь схему»

Логопед помещает на магнитную доску изображение белки из «Сказки о царе Салтане».

http://cdn01.ru/files/users/images/c7/9e/c79eea26b7e5b4d39d1115772f612174.jpg

- Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная,

Да затейница, какая!

- Рассмотрите картинку и составьте предложения.

Ответы детей: Белка сидит под высокой елью. Белка грызет золотые орешки. Белка поет веселые песенки.

- Определите, сколько слов в предложении «Белка живет в хрустальном доме», выложите схему предложения.

Дети выкладывают схемы предложений. 

Логопед задает вопросы.

- Сколько слов в предложении? Какое слово третье по счету? Есть в предложении предлог? (И т.п.)

7. Разгадывание ребуса

Логопед размещает на доске карточку с ребусом.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/5/41248_18a25c60d40d59d4552c62dfbecfd33c.jpg.jpg

- Разгадайте ребус и расскажите, что вы делаете.

Ответы детей: На первом рисунке изображен пар. На втором рисунке изображены усы. Нужно убрать последнюю букву, остается ус. Соединяем две части, получается парус.

8. Подвижное упражнение «Ветер по морю гуляет»

http://minimy.in.ua/wp-content/uploads/2016/01/%D0%92%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5-%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82.jpg

Ветер по морю гуляет

(Плавные волнообразные движения рук)

И кораблик подгоняет;

(Ладони сложить лодочкой)

Он бежит себе в волнах

(Плавные волнообразные движения рук)

На поднятых парусах

(Руки соединить над головой)

Мимо острова крутого,

(Руками показать круг)

Мимо города большого;

(Ладони сложить в виде крыши дома)

Пушки с пристани палят,

(Топнуть ногой)

Кораблю пристать велят.

9. Дыхательная гимнастика «Море шумит»

- Волны на море шумят. Плавно поднимите руки вверх через стороны, поднимитесь на носочки - вдох. Плавно опустите руки вниз, на выдохе произнесите: ш-ш-ш.

Дети выполняют дыхательную гимнастику и проходят на свои места.

10. Упражнение «Составьте и прочитайте предложения» 
         Логопед помещает изображение золотой рыбки.

http://1liski.detkin-club.ru/images/custom_4/3405_594d001c25b6a.jpg

- Приплыла к нему рыбка – спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

-  Из какой сказки А.С. Пушкина эти строки? 

- Это отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».

- Возьмите конверты со словами и составьте предложения.

Дети составляют из слов предложения:

Золотая рыбка живет в океане.

 Царица смотрится в зеркальце.

Старик забросил невод в море.

Старик поймал золотую рыбку.

 Старик идет к синему морю.

Старик отпустил золотую рыбку.

Старуха сидит у разбитого корыта.

11. Окончание занятия 

- Вы хорошо знаете произведения А.С.Пушкина.
Логопед оценивает работу каждого ребенка и раздает детям листочки с изображением героев из сказок А.С.Пушкина для раскрашивания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия "Путешествие в страну Звукляндию" для детей старшего дошкольного возраста

Материал представлен в виде конспекта интегрированного логопедического занятия по дифференциации звуков. В основу легли материалы М.Ф. Фомичевой...

Конспект открытого интегрированного логопедического занятия «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «Фруктерию»

Цель: Развитие всех компонентов устной речи  в различных видах деятельности.Коррекционно-образовательные задачи. Уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Фрукты». Совершенствовать син...

Конспект логопедического занятия:"Путешествие по стране красивой и правильной речи"

Конспект логопедического занятия:"Путешествие по стране красивой и правильной речи"...

Конспект логопедического занятия "Путешествие в весенний лес"

НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР...