Проект "Посткроссинг"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Звездочка»
Проект
«Посткроссинг» или «Почтовая служба детского сада»
Автор проекта: Федоренко О.О.
Богородск, 2023
Название проекта | «Посткроссинг» или «Почтовая служба детского сада» |
База реализации проекта | МАДОУ «Звездочка» |
Цель проекта | Осуществление общественно-значимой деятельности, направленной на формирование у детей представлений о стране, в которой мы живём через игровую и организованную деятельность посредством участия в сетевом проекте “Посткроссинг”. |
Задачи проекта | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир, расширение кругозора; развитие познавательной инициативы (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста, развивать творческие способности, воображение, художественный вкус в результате оформления открыток и конвертов; заложить у детей основы географических знаний, используя проект «Посткроссинг»; прививать интерес к общению с помощью писем и открыток. |
Разработчик проекта | Кузнецова Оксана Андреевна |
Образовательные области | Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие |
Тип, вид проекта | Информационно-практико-ориентированный |
Продолжительность | Долгосрочный (1 год) |
Участники проекта | Дети подготовительной группы, педагоги, родители. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2023 – сентябрь 2024 |
Этапы реализации проекта | I этап – организационный (подготовительный) Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка плана мероприятий. Определение количества ресурсов, необходимых для выполнения проекта. II этап – познавательно-исследовательский (практический) Разработка мероприятий проекта: конспектов НОД, презентаций, консультаций. Подбор и систематизация материала по теме проекта. Отслеживание продвижения проекта. Решение возникающих проблем. Информирование участников о ходе проекта. III этап – рефлексивный. Проведение итогового мероприятия (развлечения). Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта: создание лэпбуков, коллекций. |
Предполагаемый результат | Ожидаемые результаты. Участие в проекте «Посткроссинг» станет для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Благодаря этому проекту: дети приобретут, опыт общения с детьми из других городов, поселков и деревень; совершат путешествие по России, не выходя из дома; получат представления о своем городе Богородск и других уголках нашей необъятной страны, что способствует воспитанию патриотизма и любви к малой Родине; познакомятся с эпистолярным жанром общения – письма. научатся умению создавать коллекции, например, марок и открыток; увеличится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии детей; накопится банк материалов по ознакомлению с окружающи миром. |
Пояснительная записка
Посткроссинг или старое-новое хобби для взрослых и детей.
Как давно вы получали письмо или открытку? Не СМС, не сообщение в социальной сети или различных мессенджерах, а обыкновенное бумажное послание в конверте или без него?
Вы когда-либо пытались рассказать людям, живущим на другой стороне планеты, насколько хорошо то место, где вы родились? Вы мечтаете о кругосветном путешествии, чтобы познакомиться с разнообразием культур? Еще нет? Тогда посткроссинг - это шанс реализовать вашу мечту.
Слово «посткроссинг» представляет собой сложение двух слов “postcard” - открытка и “crossing” - пересечение, и, таким образом, означает «обмен открытками».
Посткроссинг – это проект, созданный для обмена почтовыми открытками с людьми со всего мира. Основатель посткроссинга - португальский программист Пауло Магальхаес. В 2005 г. он создал сайт, через который любители традиционной (почтовой) корреспонденции могли находить себе подобных. Уникальность созданного проекта – сочетание новейших средств общения (Интернет) с традиционными (почтовые открытки). Суть идеи посткроссинга - в свободном обмене открытками, письмами с людьми по всему миру.
Участником проекта могут стать люди любого пола, возраста, социального статуса. Встречаются и целые семьи, с общим увлечением. Посткроссеры получают подарки почти каждый день! Нет ничего приятнее, чем найти в почтовом ящике стопочку красивых открыток! Не зря девиз посткроссинга – «Сюрприз в почтовом ящике»!
Стоит ли увлекать посткроссингом дошкольников? Наш опыт показывает, что стоит! А разумно выстроенная мотивация и эмоциональное стимулирование процесса гарантируют успешность мероприятия.
Тема проекта: Посткроссинг как инновационная форма организации работы по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта:
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Метод проектов актуален и эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и социально-коммуникативные навыки. Коллективный проект «Посткроссинг» или «Почтовая служба детского сада» помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Посткроссинг содействует становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности.
Посткроссинг позволяет увлечь и объединить общим интересным делом всех участников образовательных отношений (детей, родителей, сотрудников).
Цель проекта: создание условий для познавательного развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и организованную деятельность посредством участия в сетевом проекте Посткроссинг.
Задачи проекта:
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир, расширение кругозора;
развитие познавательной активности (интерес и деятельность) и самостоятельности детей дошкольного возраста, привитие навыков культуры сбора и оформления материала в рамках коллекционирования;
развитие социально-коммуникативных навыков;
формирование представлений о достопримечательностях как своей страны и родного города, так и зарубежных стран и городов;
воспитание бережного отношения к культурному наследию разных стран и народов.
Краткое описание проекта.
В основе проекта – популярный сетевой Интернет-проект «Посткроссинг» – обмен открытками между участниками со всего мира. Но, в отличие от обычного посткроссинга, в детском саду проект стал познавательным. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, развития коммуникативных навыков общения, как письменных, так и устных.
Используя информационно-коммуникационные технологии, «Посткроссинг» позволяет познакомить детей со всем миром. Для реализации проекта было разработано перспективное планирование, включающее все образовательные области. Содержание работы включает в себя комплекс подпроектов - «Посткроссинг между детскими садами России», «Мой город Богородск», «Открытки
моей бабушки», «Почта», непосредственно образовательную деятельность, социальные акции, организацию выставок и конкурсов.
Находясь на этапе реализации проекта, нашли единомышленников. Более года в рамках Всероссийского проекта «Посткроссинг между детскими садами России» почти 60 детских садов состоят в переписке. Участники проекта обмениваются не только открытками, но и презентациями о своих городах, педагоги имеют возможность обмениваться информацией.
Проект «Посткроссинг» задумывался мной, как проект, направленный на познавательное развитие дошкольников подготовительной группы. Но уже на этапе планирования стало понятно, что образовательные, а так же воспитательные задачи, которые будут решаться посредством этого проекта, гораздо шире. Посредством проекта можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО.
Образовательные области, задействованные в проекте:
Образовательные области | Задачи | Содержание |
Социально-коммуникативное развитие | - Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками; - Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых. | - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. - Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. - Расширять представления детей об истории семьи. - Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей. - Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности. - Привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, коллекций); формировать умение эстетически оценивать окружающую среду. |
Познавательное развитие | - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. | -Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети: - познакомить детей с историей родного посёлка, его гербом и флагом; - познакомить детей с архитектурными памятниками поселка; - конкретизировать понятия детей о своем городе; - закрепить и расширить знания о реке Ока и Волга; - продолжать знакомить детей с известными людьми города; - расширить и закрепить знания детей о растительном мире Богородска; - познакомить детей с картой Богородского района, формировать понятие Районный центр – Богородск. - Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине - России: - воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения культуры своего народа, государственной символики России: флаг, герб, гимн, язык, традиции; - знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России. - Знакомить детей с окружающим социальным миром, формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле: - познакомить детей с многообразием народов, живущих на Земле; - вызвать интерес к культуре, языку, быту, традициям народов мира; - познакомить детей с климатическими и природными условиями жизни людей, животных и растений Земли; - познакомить с картой мира, с глобусом (учить находить и показывать 5–6 разных стран мира); - развивать у детей положительное отношение и чувство симпатии ко всем расам и народам. - развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций. |
Речевое развитие | - овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
. | - формирование словаря: - продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей; - побуждать детей интересоваться смыслом слова; - совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. - развитие связной речи: - развивать умение поддерживать беседу; - совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения; - развивать монологическую форму речи; - развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта; - формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. - развитие речевого творчества, ознакомление с художественной литературой: - продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; - вызвать у детей интерес к традициям, быту народов мира посредством народного фольклора; - познакомить детей с произведениями отечественных и иностранных писателей; - познакомить детей с творчеством писателей-земляков. |
Художественно- эстетическое развитие | - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). | - Воспитывать эмоциональное отношение детей к видам и жанрам искусства (изобразительному, музыкальному, литературному); - Расширить знания детей об изобразительном искусстве – познакомить с печатной графикой - познакомить с художниками — иллюстраторами - формировать умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности - формировать стремление передавать свои впечатления и знания в разных видах продуктивной деятельности: аппликация; рисование; лепка; художественное конструирование. |
Физическое развитие | - развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. | - развитие мелкой моторики рук; - формирование умения сохранять правильную осанку в различных видах деятельности; - воспитание умения чередовать умственную и физическую работу с целью предупреждения утомления - познакомить дошкольников с национальными видами спорта. |
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный (подготовительный)
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка плана мероприятий.
Определение количества ресурсов, необходимых для выполнения проекта.
II этап – познавательно-исследовательский (практический)
Разработка мероприятий проекта: конспектов НОД, презентаций, консультаций.
Подбор и систематизация материала по теме проекта.
Отслеживание продвижения проекта.
Решение возникающих проблем.
Информирование участников о ходе проекта.
III этап – рефлексивный.
Проведение итогового мероприятия (развлечения).
Анализ результатов проектной деятельности.
Обобщение опыта: создание лэпбуков, коллекций.
Ожидаемые результаты.
Участие в проекте «Посткроссинг» станет для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
Благодаря этому проекту:
дети приобретут, опыт общения с людьми из разных стран;
совершат путешествие по миру, не выходя из дома;
получат представления о своем городе и других уголках нашей необъятной страны, что способствует воспитанию патриотизма и любви к малой Родине;
получат представления о других странах и городах, их особенностях и достопримечательностях.
познакомятся с эпистолярным жанром общения – письма.
научатся умению создавать коллекции, например, марок и открыток;
увеличится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОО, занимающих активную позицию в воспитании и развитии детей;
накопится банк материалов по ознакомлению с сёлами, городами и странами.
Реализация проекта
«Посткроссинг» или «Почтовая служба детского сада»
(этапы и мероприятия)
Этап | Мероприятие | Ответственные | Результат | |
подготовительный | 1 | Выявление проблем и способа их решения | Воспитатель | Формирование идеи проекта |
2 | - Ознакомительная стадия («Посткроссинг», его задачи), практическое знакомство с работой сайта «postkross.ru.». -Представление образовательных и управленческих задач проекта | Воспитатель | Знакомство с проектом, мотивация работы к началу проекта | |
4 | Разработка проекта; Составление плана работы | Воспитатель | Написание проекта | |
5 | Консультация родителей по ознакомлению с проектом | Воспитатель | Получение поддержки на реализацию проекта | |
7 | Первичная диагностика компетенций детей по задачам проекта | Воспитатель | Карта диагностики | |
8 | Подготовка материально-технической базы проекта | Воспитатель | Покупка, изготовление необходимого оборудования, расходных материалов, атрибутов для реализации проекта | |
1 | Вводное мероприятие «Адресованная другу ходит весточка по кругу…» | Воспитатель | Начало проектной деятельности. Знакомство детей с проектом посткроссинг. | |
Основной | 2 | Регистрация на сайте «postkross.ru.» , «postkross.me.» «postkross.com.» организация взаимопосещения групп для знакомства со страницами группы на сайте посткроссинга. | Воспитатель | Начало проектной деятельности |
3 | Регистрация на форуме «Наша сеть», для участия во Всероссийском проекте «Посткроссинг между детскими садами России» | Воспитатель | Начало проектной деятельности | |
5 | Отражение хода проекта на сайте, освещение через раздаточный материал для родителей, информационные стенды | Воспитатель | Консультации для родителей «Посткроссинг - увлекательное хобби для вашего ребенка», «Коллекционирование – это интересно» Ознакомление родителей с ходом реализации проекта, поддержание мотивации к дальнейшему взаимодействию | |
6 | Оформление папки регистрации полученных и отправленных открыток | Воспитатель | ||
7 | Организация экскурсий на почту. | Воспитатель | Погружение детей в проект | |
8 | Создание коллекции открыток для обмена | Воспитатель, родители | Знакомство детей с достопримечательностями родного города. | |
10 | Минипроект «История почтовой открытки» | Воспитатель | Выставка «Бабушкины открытки» | |
13 | Минипроект «Мы - путешественники» | Воспитатель | Выставка детского творчества «Люди планеты Земля» | |
18 | Создание коллекции флагов стран, городов участников посткроссинга | Воспитатель | ||
Завершающий | 1 | Оформление стенда «Наш посткроссинг» | Воспитатель | Обобщение материала, полученного в процессе обмена. |
2 | Создание презентации «Страны и люди планеты Земля» | Воспитатель | Обобщение информационного материала по теме | |
3 | Создание презентации «Города России» | Воспитатель | Обобщение презентаций о городах России, полученных в ходе проекта «Посткроссинг между городами России» | |
4 | Создание лэпбуков: «Москва», «Богородск», «Казань» | Воспитатель | Использование инновационных технологий для обобщения материала, полученного в ходе проекта | |
5 | Итоговая диагностика компетенций по проекту | Воспитатель | Оценка результативности проекта, выявление слабых сторон, планирование на следующий год | |
6 | Итоговое мероприятие для детей | Воспитатель | Подведение итогов проекта в формате развлечения для детей, поощрение участников проекта | |
7 | Родительские собрания | Воспитатель | Поощрение наиболее активных участников проекта из числа родителей, освещение результатов проекта родительской общественности | |
9 | Обобщение педагогического опыта | Воспитатель | Представление проекта на образовательных сайтах, на методических мероприятиях на уровне города, участие в конкурсах, выставках | |
10 | Анализ полученных результатов проекта, исходя из цели и задач, планирование проекта на следующий год | Воспитатель |
Материально-технические ресурсы:
- ноутбуки с выходом в Интернет, принтер;
- политические карты мира (3 шт.);
- сумки почтальонов, почтовый ящик;
- контейнеры для хранения чистых открыток и конверты для марок;
- альбомы для хранения полученных открыток;
- марки и открытки, наклейки и штампики, трафареты;
- фотобумага;
- цветная бумага, цветные ручки, карандаши, фломастеры, краски, кисточки, клей, ножницы, картон.
Финансовые затраты:
- оплата интернета;
- открытки и марки;
- расходные материалы для самостоятельного изготовления открыток: (бумага, картон, карандаши, краски, фломастеры, ножницы, клей, картриджи для цветного принтера для печати сканированных копий самостоятельно изготовленных открыток).
Промежуточные выводы:
Проект реализуется в детском саду в подготовительной группе с сентября 2023года. В проекте участвуют дети подготовительной группы (13 человек.) компенсирующей направленности. Промежуточная диагностика показала, что дети стали лучше ориентироваться по карте, находить Богородск, реку Волгу, столицу нашей страны – Москву. На политической карте мира находили и отмечали страны, из которых приходили открытки. Дети могут называть достопримечательности родного города, и некоторые достопримечательности мест, откуда приходили открытки. Называют памятные даты, государственные праздники. Дети познакомились с коллекционированием открыток, в группах появились коллекции открыток на разные темы, и некоторые дети начали собирать открытки дома.

