Статья по теме "Совершенствование навыков социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ментальные нарушения"
методическая разработка

Киселева Юлия Эдуардовна

Социализация умственно отсталых школьников является одной из ключевых задач специального образования. Успешная интеграция в общество позволяет им адаптироваться к жизни, приобретать навыки самостоятельности, устанавливать и поддерживать социальные контакты, что, в конечном итоге, повышает качество их жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Совершенствование навыков социализации умственно отсталых школьников: методические рекомендации.

Введение

Социализация умственно отсталых школьников является одной из ключевых задач специального образования. Успешная интеграция в общество позволяет им адаптироваться к жизни, приобретать навыки самостоятельности, устанавливать и поддерживать социальные контакты, что, в конечном итоге, повышает качество их жизни.

Актуальность

Умственная отсталость оказывает влияние на все сферы развития ребенка, в том числе на социальную. Дети с умственной отсталостью часто испытывают трудности в общении, понимании социальных норм, адаптации к новым ситуациям. Поэтому целенаправленное и систематическое формирование навыков социализации является крайне важным.

Цель: оказание методической помощи педагогам в организации работы по совершенствованию навыков социализации умственно отсталых школьников.

Задачи:

  1. Определить теоретические основы социализации умственно отсталых школьников.
  2. Выявить особенности социализации детей с умственной отсталостью.
  3. Предложить эффективные методы и приемы формирования социальных навыков.
  4. Разработать практические рекомендации по организации работы с родителями.
  5. Предложить критерии оценки эффективности работы по социализации.

Целевая аудитория:

Педагоги, дефектологи, социальные педагоги, психологи, работающие с умственно отсталыми школьниками.

1. Теоретические основы социализации умственно отсталых школьников

  • Социализация: Процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей, установок, моделей поведения, присущих данному обществу, социальной группе.
  • Основные факторы социализации: Семья, школа, сверстники, средства массовой информации.
  • Особенности социализации умственно отсталых школьников: Замедленный темп, затрудненное усвоение социальных норм, потребность в постоянной поддержке и руководстве.

2. Особенности социализации детей с умственной отсталостью

  • Трудности в понимании социальных ситуаций: Неспособность распознавать и интерпретировать вербальные и невербальные сигналы, трудности в понимании контекста.
  • Ограниченный социальный опыт: Меньшее количество контактов с другими людьми, ограниченность возможностей для приобретения социального опыта.
  • Трудности в установлении и поддержании социальных контактов: Сложности в установлении дружеских отношений, поддержании разговора, разрешении конфликтов.
  • Зависимость от окружающих: Высокая степень зависимости от родителей и педагогов, низкая самостоятельность.
  • Низкая самооценка: Неуверенность в себе, страх неудачи, негативное отношение к себе.
  • Проблемы с адаптивным поведением: Трудности в самообслуживании, выполнении повседневных задач, соблюдении правил поведения.

3. Методы и приемы формирования социальных навыков

  • Обучение социальным навыкам:
  • Моделирование: Демонстрация правильного поведения педагогом или другими учениками.
  • Ролевые игры: Разыгрывание различных социальных ситуаций (например, знакомство, покупка товара, обращение за помощью).
  • Социальные истории: Краткие истории, описывающие конкретную социальную ситуацию и предлагающие варианты поведения.
  • Обучение по шагам: Разделение сложного навыка на более простые этапы.
  • Создание поддерживающей социальной среды:
  • Вовлечение учеников в совместную деятельность: Игры, проекты, мероприятия.
  • Организация внеурочной деятельности: Кружки, секции, клубы по интересам.
  • Формирование позитивных взаимоотношений в классе: Поощрение дружелюбия, взаимопомощи, уважения.
  • Методы коррекции поведения:
  • Поощрение позитивного поведения: Похвала, награды, поощрительные жетоны.
  • Игнорирование нежелательного поведения: В случае, если оно не представляет опасности для ребенка или окружающих.
  • Использование тайм-аута: Кратковременное исключение ребенка из ситуации в случае нежелательного поведения.
  • Использование наглядных материалов:
  • Карточки с изображением эмоций.
  • Схемы и алгоритмы выполнения различных действий.
  • Фотографии и видеоролики, демонстрирующие социальные ситуации.

4. Практические рекомендации по организации работы с родителями

  • Информирование родителей: Проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций, рассылка информационных материалов.
  • Обучение родителей: Проведение тренингов, мастер-классов по формированию социальных навыков у детей.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс: Участие в организации мероприятий, оказание помощи в выполнении домашних заданий, поддержка ребенка в развитии социальных навыков.
  • Установление доверительных отношений: Проявление эмпатии, готовность к выслушиванию проблем, предоставление поддержки и советов.

5. Критерии оценки эффективности работы по социализации

  • Уровень развития социальных навыков:
  • Умение устанавливать и поддерживать социальные контакты.
  • Умение понимать и интерпретировать социальные ситуации.
  • Умение разрешать конфликты.
  • Умение следовать социальным нормам и правилам.
  • Уровень адаптивного поведения:
  • Умение самообслуживания.
  • Умение выполнять повседневные задачи.
  • Умение соблюдать правила поведения.
  • Социальная адаптация:
  • Участие в социальной жизни школы и общества.
  • Позитивные взаимоотношения с другими людьми.
  • Уверенность в себе и своих силах.
  • Субъективное благополучие:
  • Положительное эмоциональное состояние.
  • Удовлетворенность жизнью.

Формы оценки:

  • Наблюдение за поведением учеников в различных социальных ситуациях.
  • Беседы с учениками, родителями, педагогами.
  • Использование диагностических методик (например, социометрия).
  • Анализ документации (например, дневники наблюдений, социальные карты).

Методические приемы и примеры занятий:

  • Игра “Угадай эмоцию”: Педагог показывает карточки с изображением различных эмоций (радость, грусть, злость, страх), а ученики угадывают, какая эмоция изображена на карточке.
  • Ролевая игра “В магазине”: Ученики разыгрывают ситуацию покупки товара в магазине, один ученик играет роль продавца, другой – покупателя.
  • Социальная история “Как попросить о помощи”: Педагог читает историю о ребенке, который столкнулся с трудностями и не знал, как попросить о помощи, затем ученики обсуждают, как можно было бы решить эту проблему.
  • Проект “Мой друг”: Ученики выбирают себе друга из класса и в течение недели наблюдают за его поведением, затем рассказывают о своих наблюдениях и делятся впечатлениями.

Заключение

Совершенствование навыков социализации умственно отсталых школьников – это длительный и трудоемкий процесс, требующий систематической и целенаправленной работы. Использование предложенных в данной методической разработке рекомендаций поможет педагогам эффективно организовывать работу по формированию социальных навыков, что, в конечном итоге, способствует успешной адаптации и интеграции умственно отсталых школьников в общество.

Литература

  • Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999.
  • Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2008.
  • Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.
  • Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.
  • Шипицына Л.М. “Необучаемый” ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005.

Приложение

Примеры карточек, схем, социальных историй

Примеры материалов для приложения:

1. Карточки с изображением эмоций:

  • Изображения лиц, выражающих: радость, грусть, злость, страх, удивление, обиду, смущение.
  • Можно использовать фотографии реальных людей или мультяшных персонажей.
  • Важно, чтобы изображения были четкими и понятными.

2. Схемы и алгоритмы выполнения различных действий:

  • Пример: Алгоритм “Как попросить о помощи”:
  1. Определи, в чем тебе нужна помощь. (Картинка: знак вопроса)
  2. Подойди к человеку, который может помочь. (Картинка: человек, идущий к другому человеку)
  3. Посмотри ему в глаза и вежливо попроси о помощи. (Картинка: два человека, смотрящие друг на друга)
  4. Поблагодари за помощь. (Картинка: рука, пожимающая руку)
  • Пример: Алгоритм “Как поздороваться”:
  1. Посмотри на человека. (Картинка: глаз)
  2. Улыбнись. (Картинка: улыбающееся лицо)
  3. Скажи: “Здравствуйте!” (Картинка: речевой пузырь с надписью “Здравствуйте!”)
  4. Если хочешь, можешь пожать руку или кивнуть головой. (Картинка: рука, пожимающая руку; кивающая голова)

3. Социальная история “Как вести себя в автобусе”:

“Маша едет в автобусе. В автобусе много людей. Маша садится на свободное место. Она ведет себя тихо и спокойно. Она не кричит и не мешает другим пассажирам. Когда подходит ее остановка, Маша встает и выходит из автобуса. Она говорит “Спасибо” водителю.”

Вопросы для обсуждения:

  • Почему Маша вела себя тихо и спокойно в автобусе?
  • Что бы произошло, если бы Маша начала кричать и бегать по автобусу?
  • Почему важно говорить “Спасибо” водителю?

4. Социальная история “Что делать, если тебя обидели”:

“Петя играет на площадке. Другой мальчик толкнул Петю, и он упал. Пете стало больно и обидно. Что нужно делать Пете?

Петя может:

  • Сказать обидчику: “Мне больно и обидно. Пожалуйста, больше так не делай.”
  • Позвать взрослого на помощь.

Петя не должен:

  • Драться.
  • Кричать.
  • Обзываться.”

Вопросы для обсуждения:

  • Почему Петя должен сказать обидчику, что ему больно и обидно?
  • Когда нужно позвать взрослого на помощь?
  • Почему нельзя драться, кричать и обзываться?

Важно: При создании наглядных материалов учитывайте возрастные и индивидуальные особенности учеников, используйте простой и понятный язык, яркие и запоминающиеся образы. Не бойтесь экспериментировать и адаптировать материалы под конкретные ситуации и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Деловое письмо как одно из средств социализации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями»

Проект, направленный на социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассчитан на 7,8,9 классы коррекционной школы....

Совместная работа семьи и школы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с ограниченными возможностями здоровья

Наши учащиеся имеют сложную структуру нарушений ЦНС.  Из этого следует, что перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения н...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"

Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.

Рабочая программа учебного предмета  "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....

Здоровеьесберегающие технологии в работе учителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения.

На сегодняшний день в школах наблюдается большой процент учащихся, имеющих нарушение зрения. Контингент таких учеников обучается в гимназиях, лицеях, коррекционных  школах и классах. Дети данной ...

Адаптивная физическая культура, как метод социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья

К 2020 году уровень занятости среди людей с ограниченными возможностями удвоился и достиг 50%. Сейчас только каждый второй студент с ограниченными возможностями впоследствии трудоустраивается, в после...