Статья по теме "Совершенствование навыков социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ментальные нарушения"
методическая разработка
Социализация умственно отсталых школьников является одной из ключевых задач специального образования. Успешная интеграция в общество позволяет им адаптироваться к жизни, приобретать навыки самостоятельности, устанавливать и поддерживать социальные контакты, что, в конечном итоге, повышает качество их жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Совершенствование навыков социализации умственно отсталых школьников: методические рекомендации.
Введение
Социализация умственно отсталых школьников является одной из ключевых задач специального образования. Успешная интеграция в общество позволяет им адаптироваться к жизни, приобретать навыки самостоятельности, устанавливать и поддерживать социальные контакты, что, в конечном итоге, повышает качество их жизни.
Актуальность
Умственная отсталость оказывает влияние на все сферы развития ребенка, в том числе на социальную. Дети с умственной отсталостью часто испытывают трудности в общении, понимании социальных норм, адаптации к новым ситуациям. Поэтому целенаправленное и систематическое формирование навыков социализации является крайне важным.
Цель: оказание методической помощи педагогам в организации работы по совершенствованию навыков социализации умственно отсталых школьников.
Задачи:
- Определить теоретические основы социализации умственно отсталых школьников.
- Выявить особенности социализации детей с умственной отсталостью.
- Предложить эффективные методы и приемы формирования социальных навыков.
- Разработать практические рекомендации по организации работы с родителями.
- Предложить критерии оценки эффективности работы по социализации.
Целевая аудитория:
Педагоги, дефектологи, социальные педагоги, психологи, работающие с умственно отсталыми школьниками.
1. Теоретические основы социализации умственно отсталых школьников
- Социализация: Процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей, установок, моделей поведения, присущих данному обществу, социальной группе.
- Основные факторы социализации: Семья, школа, сверстники, средства массовой информации.
- Особенности социализации умственно отсталых школьников: Замедленный темп, затрудненное усвоение социальных норм, потребность в постоянной поддержке и руководстве.
2. Особенности социализации детей с умственной отсталостью
- Трудности в понимании социальных ситуаций: Неспособность распознавать и интерпретировать вербальные и невербальные сигналы, трудности в понимании контекста.
- Ограниченный социальный опыт: Меньшее количество контактов с другими людьми, ограниченность возможностей для приобретения социального опыта.
- Трудности в установлении и поддержании социальных контактов: Сложности в установлении дружеских отношений, поддержании разговора, разрешении конфликтов.
- Зависимость от окружающих: Высокая степень зависимости от родителей и педагогов, низкая самостоятельность.
- Низкая самооценка: Неуверенность в себе, страх неудачи, негативное отношение к себе.
- Проблемы с адаптивным поведением: Трудности в самообслуживании, выполнении повседневных задач, соблюдении правил поведения.
3. Методы и приемы формирования социальных навыков
- Обучение социальным навыкам:
- Моделирование: Демонстрация правильного поведения педагогом или другими учениками.
- Ролевые игры: Разыгрывание различных социальных ситуаций (например, знакомство, покупка товара, обращение за помощью).
- Социальные истории: Краткие истории, описывающие конкретную социальную ситуацию и предлагающие варианты поведения.
- Обучение по шагам: Разделение сложного навыка на более простые этапы.
- Создание поддерживающей социальной среды:
- Вовлечение учеников в совместную деятельность: Игры, проекты, мероприятия.
- Организация внеурочной деятельности: Кружки, секции, клубы по интересам.
- Формирование позитивных взаимоотношений в классе: Поощрение дружелюбия, взаимопомощи, уважения.
- Методы коррекции поведения:
- Поощрение позитивного поведения: Похвала, награды, поощрительные жетоны.
- Игнорирование нежелательного поведения: В случае, если оно не представляет опасности для ребенка или окружающих.
- Использование тайм-аута: Кратковременное исключение ребенка из ситуации в случае нежелательного поведения.
- Использование наглядных материалов:
- Карточки с изображением эмоций.
- Схемы и алгоритмы выполнения различных действий.
- Фотографии и видеоролики, демонстрирующие социальные ситуации.
4. Практические рекомендации по организации работы с родителями
- Информирование родителей: Проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций, рассылка информационных материалов.
- Обучение родителей: Проведение тренингов, мастер-классов по формированию социальных навыков у детей.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс: Участие в организации мероприятий, оказание помощи в выполнении домашних заданий, поддержка ребенка в развитии социальных навыков.
- Установление доверительных отношений: Проявление эмпатии, готовность к выслушиванию проблем, предоставление поддержки и советов.
5. Критерии оценки эффективности работы по социализации
- Уровень развития социальных навыков:
- Умение устанавливать и поддерживать социальные контакты.
- Умение понимать и интерпретировать социальные ситуации.
- Умение разрешать конфликты.
- Умение следовать социальным нормам и правилам.
- Уровень адаптивного поведения:
- Умение самообслуживания.
- Умение выполнять повседневные задачи.
- Умение соблюдать правила поведения.
- Социальная адаптация:
- Участие в социальной жизни школы и общества.
- Позитивные взаимоотношения с другими людьми.
- Уверенность в себе и своих силах.
- Субъективное благополучие:
- Положительное эмоциональное состояние.
- Удовлетворенность жизнью.
Формы оценки:
- Наблюдение за поведением учеников в различных социальных ситуациях.
- Беседы с учениками, родителями, педагогами.
- Использование диагностических методик (например, социометрия).
- Анализ документации (например, дневники наблюдений, социальные карты).
Методические приемы и примеры занятий:
- Игра “Угадай эмоцию”: Педагог показывает карточки с изображением различных эмоций (радость, грусть, злость, страх), а ученики угадывают, какая эмоция изображена на карточке.
- Ролевая игра “В магазине”: Ученики разыгрывают ситуацию покупки товара в магазине, один ученик играет роль продавца, другой – покупателя.
- Социальная история “Как попросить о помощи”: Педагог читает историю о ребенке, который столкнулся с трудностями и не знал, как попросить о помощи, затем ученики обсуждают, как можно было бы решить эту проблему.
- Проект “Мой друг”: Ученики выбирают себе друга из класса и в течение недели наблюдают за его поведением, затем рассказывают о своих наблюдениях и делятся впечатлениями.
Заключение
Совершенствование навыков социализации умственно отсталых школьников – это длительный и трудоемкий процесс, требующий систематической и целенаправленной работы. Использование предложенных в данной методической разработке рекомендаций поможет педагогам эффективно организовывать работу по формированию социальных навыков, что, в конечном итоге, способствует успешной адаптации и интеграции умственно отсталых школьников в общество.
Литература
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999.
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2008.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.
- Шипицына Л.М. “Необучаемый” ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005.
Приложение
Примеры карточек, схем, социальных историй
Примеры материалов для приложения:
1. Карточки с изображением эмоций:
- Изображения лиц, выражающих: радость, грусть, злость, страх, удивление, обиду, смущение.
- Можно использовать фотографии реальных людей или мультяшных персонажей.
- Важно, чтобы изображения были четкими и понятными.
2. Схемы и алгоритмы выполнения различных действий:
- Пример: Алгоритм “Как попросить о помощи”:
- Определи, в чем тебе нужна помощь. (Картинка: знак вопроса)
- Подойди к человеку, который может помочь. (Картинка: человек, идущий к другому человеку)
- Посмотри ему в глаза и вежливо попроси о помощи. (Картинка: два человека, смотрящие друг на друга)
- Поблагодари за помощь. (Картинка: рука, пожимающая руку)
- Пример: Алгоритм “Как поздороваться”:
- Посмотри на человека. (Картинка: глаз)
- Улыбнись. (Картинка: улыбающееся лицо)
- Скажи: “Здравствуйте!” (Картинка: речевой пузырь с надписью “Здравствуйте!”)
- Если хочешь, можешь пожать руку или кивнуть головой. (Картинка: рука, пожимающая руку; кивающая голова)
3. Социальная история “Как вести себя в автобусе”:
“Маша едет в автобусе. В автобусе много людей. Маша садится на свободное место. Она ведет себя тихо и спокойно. Она не кричит и не мешает другим пассажирам. Когда подходит ее остановка, Маша встает и выходит из автобуса. Она говорит “Спасибо” водителю.”
Вопросы для обсуждения:
- Почему Маша вела себя тихо и спокойно в автобусе?
- Что бы произошло, если бы Маша начала кричать и бегать по автобусу?
- Почему важно говорить “Спасибо” водителю?
4. Социальная история “Что делать, если тебя обидели”:
“Петя играет на площадке. Другой мальчик толкнул Петю, и он упал. Пете стало больно и обидно. Что нужно делать Пете?
Петя может:
- Сказать обидчику: “Мне больно и обидно. Пожалуйста, больше так не делай.”
- Позвать взрослого на помощь.
Петя не должен:
- Драться.
- Кричать.
- Обзываться.”
Вопросы для обсуждения:
- Почему Петя должен сказать обидчику, что ему больно и обидно?
- Когда нужно позвать взрослого на помощь?
- Почему нельзя драться, кричать и обзываться?
Важно: При создании наглядных материалов учитывайте возрастные и индивидуальные особенности учеников, используйте простой и понятный язык, яркие и запоминающиеся образы. Не бойтесь экспериментировать и адаптировать материалы под конкретные ситуации и задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи проектной деятельности".
В статье говорится о методах работы с детьми с ОВЗ....
Проект «Деловое письмо как одно из средств социализации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями»
Проект, направленный на социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассчитан на 7,8,9 классы коррекционной школы....

Совместная работа семьи и школы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с ограниченными возможностями здоровья
Наши учащиеся имеют сложную структуру нарушений ЦНС. Из этого следует, что перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения н...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"
Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....

Здоровеьесберегающие технологии в работе учителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения.
На сегодняшний день в школах наблюдается большой процент учащихся, имеющих нарушение зрения. Контингент таких учеников обучается в гимназиях, лицеях, коррекционных школах и классах. Дети данной ...

Адаптивная физическая культура, как метод социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья
К 2020 году уровень занятости среди людей с ограниченными возможностями удвоился и достиг 50%. Сейчас только каждый второй студент с ограниченными возможностями впоследствии трудоустраивается, в после...
