Занятие-путешествие по развитию речи с использованием раздела «Сказка развивает руки» из универсальной схемы работы со сказкой по методике Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)
план-конспект
В данной статье представлен конспект занятия-путешествия по развитию речи по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди", разработанный с использованием раздела "Сказка развивает руки" из универсальной схемы работы со сказкой по методике Л.Б.Фесюковой "Воспитание сказкой".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 72.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-путешествие по развитию речи с использованием раздела «Сказка развивает руки» из универсальной схемы работы со сказкой по методике Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» .
(по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)
Цель: Закрепление полученных знаний по развитию речи.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить со сказками на основе мнемотаблицы, сопоставлять художественные рисунки со схемой.
- Учить выделять поступки героев и давать им элементарную оценку;
- Закреплять умение образовывать качественные и относительные прилагательные; подбирать прилагательные к существительному.
- Закреплять умение согласовывать существительные с числительными.
- Закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
- Закреплять умение определять место звука в слове.
- Закреплять умение выкладывать картинку из счетных палочек.
- Закреплять умение решать проблемные ситуации.
Развивающие:
- Развивать познавательные психические процессы: память, внимание, мышление;
- Развивать мелкую и крупную моторику рук; словарный запас; связную речь.
- Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение слушать взрослого и выполнять его инструкции).
Воспитательные:
- Учить заботиться о других людях в трудных жизненных ситуациях, продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность
Оборудование: Презентация, ноутбук, мнемотаблица - схема сказки «Гуси-лебеди», кинетический песок, поднос, сухой бассейн с гречневой крупой, камешки марблс в виде яблок, серия сюжетных картинок «Как растет яблоня», набор картинок для определения места звука в слове, схемы места звука в слове, счётные палочки.
Ход занятия.
1.Организационыый момент.
Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте.
Логопед: А сейчас подойдите ко мне.
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
2. Основная часть.
Логопед: - Ребята, я видела чудо сегодня во сне:
Герои всех сказок явились ко мне!
Как будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кащей-
Все творили добро!
Семь гномов волшебных, и славный Иван
Спасают Царевну из западных стран.
Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок
Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!
И просит Емеля, лежа на печи:
-Ты книжку открой, и все сказки прочти!
Логопед: - Как вы думаете, о чем я видела сон? (выслушивает ответы детей: о сказках) Правильно, о сказках!
- Образование прилагательных от существительных.
Ребята, а как можно сказать о сказке? Какая она? Если в сказке есть чудо, то она какая? (чудесная);
а если есть волшебство? (волшебная);
а если добро, то… (добрая);
есть радость, то… (радостная);
есть загадки, то... (загадочная);
есть мудрость, то… (мудрая) .
Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? (ответы детей: «В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.
Ребята, а вы хотите оказаться в сказке?
Для этого нам нужно сказать волшебные слова:
… Закрываем глазки, попадаем в сказку,
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно глазки открывать…
- Рассмотреть мнемотаблицу и узнать название сказки.
Логопед: Как вы думаете, какая здесь зашифрована сказка? Кто догадается? (Гуси – лебеди) Как вы догадались?
Логопед: Правильно. Молодцы. А теперь послушайте сказку.
Было то в одной деревне в маленькой избушке древней
Муж с женою дружно жили, да двоих детей растили:
Свою дочку Машеньку, да сыночка Ванечку.
Вот родители решили в город съездить как-то раз,
Ну, а старшей дочке Маше дали строгий свой наказ:
Братика не оставлять, вместе с Ванечкой гулять,
Чтобы гуси Бабки-Ёжки не смогли его забрать!
Маша всё им обещала, только слово не сдержала,
А с подружками своими всё играла, да играла,
Ваню в травку посадила, и про братика забыла.
Логопед: Ребята, что потом произошло в сказке? Посмотрите по схеме. (Верно, Гуси-Лебеди унесли Ванюшу)
Правильно! А какие гуси-лебеди? (Злые, хитрые, страшные, быстрые, серые, длинношееи)
_- Как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждаю детей к сопереживанию героям сказки)
Ответы детей: родители будут переживать за Ванечку, беспокоиться, плакать и т. д.
Логопед: Ребята, нам нужно Машеньке помочь. Я уверена, что у нас все получится, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер. Вы согласны? Тогда слушайте сказку дальше.
Гуси–лебеди летели, с неба вниз они глядели:
Ваню сразу увидали и с собою в лес забрали:
«Га-га-га, да га-га-га, нас послала Баб-Яга,
Нам Ванюша очень нужен – пригодится он на ужин»
Взяли Ванечку с земли и на крыльях унесли.
3.Пальчиковая гимнастика «Гуси»
Логопед: Ребята, давайте выполним пальчиковую гимнастику.
Гуси-гуси! Га-га-га! (делаем из ладони «Гуся»)
На дворе растет трава («раздвигаем руки»)
Клювики все открывают (« гусь открывает «клюв»)
Гуси травку здесь щипают («щипаем пальчиками»)
Гусь стоит и все гогочет (« гусь открывает «клюв»)
Ущипнуть тебя он хочет («щипаем» пальчиками)
Логопед: Молодцы! А наша сказка продолжается.
Маша сразу спохватилась, горько-горько повинилась,
Кинулась туда-сюда, а гусей нет не следа.
Побежала догонять, братца Ванечку спасать,
Видит, стоит в поле печка, а гусей там не видать.
- Ты мне, печка, помоги, братец мой у Бабы Яги.
Отвечает печка: «Что же! Помоги тогда мне тоже,
Пироги ты налепи, да на противень разложи».
4.Развитие мелкой моторики и образование относительных прилагательных.
Логопед: Ребята нам надо помочь Машеньке и налепить пирожков.
Логопед: Из чего пекут пирожки?
Дети: Пекут из теста, берут муку, добавляют молоко, сахар, яйцо.
Логопед: Подходим к нашему тесту (кинетический песок) и аккуратно лепим пирожок и кладем его на противень. С чем могут быть пирожки?
Дети: Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т.д.
Логопед: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру какие-маленькие, а пироги - большие
Логопед: Если пирог с вишней, то он какой? - вишневый. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой, грушей, абрикосом, яйцом? Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог, грушевый, абрикосовый, яичный
Логопед: Давайте подберем слова и расскажем, какие у нас получатся пирожки (вкусные, ароматные, пышные, мягкие.)
Молодцы. Отлично справились с заданием, слушайте продолжение сказки
Маша к братику спешит, видит: яблонька стоит,
Ветки низко опустила, много яблок там висит.
«Яблонька, мне помоги, братец мой у Бабы Яги,
Путь мне к лесу подскажи и дорогу укажи»
Яблонька сказала: «Что же! Помоги тогда мне тоже,
Мои яблочки найди и в коробку их сложи».
5. Сухой бассейн.
Логопед: Ребята, посмотрите, что это в коробке? (гречневая крупа) Правильно, а в ней спрятались яблочки. По очереди подходим к коробке, опускаем туда руку и ищем по одному яблочку.
6. Согласование существительных с числительными.
Логопед: А теперь давайте их посчитаем:
1 яблоко, 2 яблока, 3 яблока, 4 яблока, 5 яблок, 6 яблок, 7 яблок.
7. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Логопед: Молодцы! А теперь Вам нужно правильно разложить карточки, чтобы показать последовательность роста яблони и составить по картинкам рассказ (Семя---отросток---цветущая яблоня---яблоня с плодами)
Вопрос:- Какие благоприятные условия необходимы для роста яблони? (свет, тепло, вода).
Логопед: А мы слушаем продолжение сказки.
Маша дальше побежала, речка на пути ей стала,
Берега кисельные, а река молочная.
Маша перейти по речке на бережок тот просится.
Реченька волной качает, речка Маше отвечает:
«В речку камни угодили, путь мне - речке преградили.
Помоги мне, ради Бога, укажу тебе дорогу»
Маша камни убрала, через речку перешла.
8. Определение места звука в слове.
Логопед: Ребята, нам надо помочь Маше и убрать камни из реки. Только камни эти не простые, на них нарисованы картинки. Вы берете камень, называете эту картинку, определяете место звука Р в слове и кладете камень к нужной схеме.
Логопед: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Куда же пришла наша Машенька?
Дети: В лес.
Логопед: Правильно. Становитесь в круг и повторяйте со мной.
9. Физминутка.
«Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.
Влево – вправо повернулись, и цветочкам улыбнулись.
По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.»
Логопед: «Вот мы и зашли в лес. А как нужно себя вести в лесу?» (не кричать, не топтать и рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не выдёргивать с корнем грибы, не сбивать ногами ядовитые грибы). Дети, посмотрите, куда мы с Машенькой пришли?
Дети: К дому Бабы-Яги.
Логопед: Правильно. Послушайте продолжение сказки.
Смотрит Маша: у окошка отдыхает Бабка - Ёжка,
Пряжу тонкую прядёт, да своих гусей пасёт.
А Ванюшка на крылечке, пригорюнившись, сидит:
Не смеётся, не играет, он вздыхает и грустит.
Логопед: Ребята, чтобы Баба-Яга отдала нам Ванюшу, нужно ее задобрить. Что же нам для неё сделать? (Дети предлагают варианты)
10. Выкладывание картинки из счетных палочек.
Логопед: (обращает внимание детей на стол с счетными палочками) - Смотрите, мне кажется, Баба – Яга даёт нам подсказку. По-моему, она хочет, чтобы Вы сделали для нее красивую избушку. (Дети из счетных палочек все вместе выкладывают на столе дом для Бабы-Яги)
Логопед: О, чудо! Смотрите, ребята, Бабе -Яге очень нравится ваша избушка. Она отпустила Ванечку. А давайте с Вами пофантазируем, как наши герои могут возвратиться к себе домой к родителям? Предлагайте свои варианты.
Дети отвечают на вопрос.
Логопед: Молодцы! А сказка «Гуси-Лебеди» тоже закончилась хорошо.
Маша с Ванечкой домой прибежали,
Там родителей своих они встречали.
Обнимались все друг с другом, были рады
Ели пряники и горы шоколада.
Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Логопед: Пора и нам в детский сад, закрывайте глазки и скажите волшебные слова:
… Глазки закрываем, и в сад мы попадаем
Раз, два, три, четыре, пять,
Вот мы в садике опять
Логопед: Открывайте глаза, вот мы уже не в сказке, а в детском саду.
- Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: - Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки «Гуси-лебеди»!
Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, внимательные, умные, и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказкотерапии «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Знакомство со сказкой "ГУСИ - ЛЕБЕДИ"...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси – ...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» «Формирование духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР в ходе коррекционно-образовательной деятельности» «Игра-путешествие по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Открытое занятия по образовательной области "Речевое развитие" для воспитанников с задержкой психического развития, проводимого в виде игры путешествия....

Сценарий осеннего праздника по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» -- «Проделки Бабы Яги» (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...


