Занятие-путешествие по развитию речи с использованием раздела «Сказка развивает руки» из универсальной схемы работы со сказкой по методике Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)
план-конспект

Колесникова Юлия Леонидовна

В данной статье представлен конспект занятия-путешествия по развитию речи по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди", разработанный с использованием раздела "Сказка развивает руки" из универсальной схемы работы со сказкой по методике Л.Б.Фесюковой "Воспитание сказкой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gusi-lebedi.docx72.14 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-путешествие по развитию речи с использованием раздела «Сказка развивает руки» из универсальной схемы работы со сказкой по методике Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» .

 (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)

Цель: Закрепление полученных знаний по развитию речи.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать  знакомить со сказками на основе мнемотаблицы, сопоставлять  художественные рисунки со схемой.

- Учить выделять  поступки героев и давать  им элементарную оценку;

- Закреплять умение образовывать качественные и относительные прилагательные; подбирать прилагательные к существительному.

- Закреплять умение согласовывать существительные с числительными.

- Закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

- Закреплять умение определять место звука в слове.

- Закреплять умение выкладывать картинку из счетных палочек.

- Закреплять умение решать проблемные ситуации.

Развивающие:

- Развивать познавательные психические процессы: память, внимание, мышление;

- Развивать мелкую и крупную моторику рук; словарный запас; связную речь.

- Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение слушать взрослого и выполнять его инструкции).

Воспитательные:

- Учить заботиться о других людях в трудных жизненных ситуациях, продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.

- Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность

Оборудование: Презентация, ноутбук, мнемотаблица  - схема сказки «Гуси-лебеди», кинетический песок, поднос, сухой бассейн с гречневой крупой, камешки марблс в виде яблок, серия сюжетных картинок «Как растет яблоня», набор картинок для определения места звука в слове, схемы места звука в слове, счётные палочки.

Ход  занятия.

1.Организационыый момент.

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте.

Логопед: А сейчас подойдите ко мне.

Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть.

Логопед: - Ребята, я видела чудо сегодня во сне:

Герои всех сказок явились ко мне!

Как будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кащей-

Все творили добро!

Семь гномов волшебных, и славный Иван

Спасают Царевну из западных стран.

Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок

Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!

 И просит Емеля, лежа на печи:

-Ты книжку открой, и все сказки прочти!

 Логопед:  - Как вы думаете, о чем я видела сон? (выслушивает ответы детей: о сказках) Правильно, о сказках! 

  1. Образование прилагательных от существительных.

Ребята, а как можно сказать о сказке? Какая она? Если в сказке есть чудо, то она какая? (чудесная);
а если есть волшебство? (волшебная);
а если добро, то… (добрая);
есть радость, то… (радостная);
есть загадки, то... (загадочная);
есть мудрость, то… (мудрая) .

Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? (ответы детей: «В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.

Ребята, а вы хотите оказаться в сказке?

Для этого нам нужно сказать волшебные слова:

… Закрываем глазки, попадаем в сказку,

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно глазки открывать

  1. Рассмотреть  мнемотаблицу и узнать название сказки.

Логопед: Как вы думаете, какая здесь зашифрована сказка? Кто догадается? (Гуси – лебеди)  Как вы догадались?

 Логопед: Правильно. Молодцы. А теперь послушайте сказку.

Было то в одной деревне в маленькой избушке древней

Муж с женою дружно жили, да двоих детей растили:

Свою дочку Машеньку, да сыночка Ванечку.

Вот родители решили в город съездить как-то раз,

Ну, а старшей дочке Маше дали строгий свой наказ:

Братика не оставлять, вместе с Ванечкой гулять,

Чтобы гуси Бабки-Ёжки не смогли его забрать!

Маша всё им обещала, только слово не сдержала,

А с подружками своими всё играла, да играла,

Ваню в травку посадила, и про братика забыла.

Логопед: Ребята, что потом произошло в сказке? Посмотрите по схеме. (Верно, Гуси-Лебеди унесли Ванюшу)

Правильно! А какие гуси-лебеди? (Злые, хитрые, страшные, быстрые, серые, длинношееи)

_- Как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждаю детей к сопереживанию героям сказки)

Ответы детей: родители будут переживать за Ванечку, беспокоиться, плакать и т. д.

Логопед: Ребята, нам нужно Машеньке помочь. Я уверена, что у нас все получится, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер. Вы согласны? Тогда слушайте сказку дальше.

Гуси–лебеди летели, с неба вниз они глядели:

Ваню сразу увидали и с собою в лес забрали:

«Га-га-га, да га-га-га, нас послала Баб-Яга,

Нам Ванюша очень нужен – пригодится он на ужин»

Взяли Ванечку с земли и на крыльях унесли.

3.Пальчиковая гимнастика «Гуси»

Логопед: Ребята, давайте выполним пальчиковую гимнастику.

Гуси-гуси! Га-га-га! (делаем из ладони «Гуся»)

На дворе растет трава («раздвигаем руки»)

Клювики все открывают (« гусь открывает «клюв»)

Гуси травку здесь щипают («щипаем пальчиками»)

Гусь стоит и все гогочет (« гусь открывает «клюв»)

Ущипнуть тебя он хочет («щипаем» пальчиками)

Логопед: Молодцы! А наша сказка продолжается.

Маша сразу спохватилась, горько-горько повинилась,

Кинулась туда-сюда, а гусей нет не следа.

Побежала догонять, братца Ванечку спасать,

Видит, стоит в поле печка, а гусей там не видать.

- Ты мне, печка, помоги, братец мой у Бабы Яги.

Отвечает печка: «Что же! Помоги тогда мне тоже,

Пироги ты налепи, да на противень разложи».

4.Развитие мелкой моторики и образование относительных прилагательных.

Логопед: Ребята нам надо помочь Машеньке и налепить пирожков.

Логопед: Из чего пекут пирожки?

Дети: Пекут из теста, берут муку, добавляют молоко, сахар, яйцо.

Логопед: Подходим к нашему тесту (кинетический песок) и аккуратно лепим пирожок и кладем его на противень. С чем могут быть пирожки?

Дети: Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т.д.

Логопед: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру какие-маленькие, а пироги - большие

Логопед: Если пирог с вишней, то он какой?  - вишневый. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой, грушей, абрикосом, яйцом? Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог, грушевый, абрикосовый, яичный

Логопед: Давайте подберем слова  и расскажем, какие у нас получатся пирожки (вкусные, ароматные, пышные, мягкие.)

Молодцы. Отлично справились с заданием, слушайте продолжение сказки

Маша к братику спешит, видит: яблонька стоит,

Ветки низко опустила, много яблок там висит.

«Яблонька, мне помоги, братец мой у Бабы Яги,

Путь мне к лесу подскажи и дорогу укажи»

Яблонька сказала: «Что же! Помоги тогда мне тоже,

Мои яблочки найди и в коробку их сложи».

5. Сухой бассейн.

Логопед: Ребята, посмотрите, что это в коробке? (гречневая крупа) Правильно, а в ней спрятались  яблочки. По очереди подходим к коробке, опускаем туда руку и ищем по одному яблочку.

6. Согласование существительных с числительными.

Логопед: А теперь давайте их посчитаем:

1 яблоко, 2 яблока, 3 яблока, 4 яблока, 5 яблок, 6 яблок, 7 яблок.

7. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Логопед: Молодцы!  А теперь Вам нужно правильно разложить карточки, чтобы показать последовательность роста яблони и составить по картинкам рассказ (Семя---отросток---цветущая яблоня---яблоня с плодами)

Вопрос:- Какие благоприятные условия необходимы для роста яблони? (свет, тепло, вода).

Логопед: А мы слушаем продолжение сказки.

Маша дальше побежала, речка на пути ей стала,

Берега кисельные, а река молочная.

Маша перейти по речке на бережок тот просится.

Реченька волной качает, речка Маше отвечает:

«В речку камни угодили, путь мне - речке преградили.

Помоги мне, ради Бога,  укажу тебе дорогу»

Маша камни убрала, через речку перешла.

8. Определение места звука в слове.

Логопед:  Ребята, нам надо помочь Маше и убрать камни из реки. Только камни эти не простые, на них нарисованы картинки. Вы берете камень, называете эту картинку, определяете место звука Р в слове и кладете камень к нужной схеме.

Логопед: Молодцы, ребята, вы  справились и с этим заданием. Куда же пришла наша Машенька?

Дети: В лес.

Логопед: Правильно. Становитесь в круг и повторяйте со мной.

9. Физминутка.

«Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.

На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.

Влево – вправо повернулись, и цветочкам улыбнулись.

По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.»

 Логопед: «Вот мы и зашли в лес. А как нужно себя вести в лесу?» (не кричать, не топтать и рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не выдёргивать с корнем грибы, не сбивать ногами ядовитые грибы). Дети, посмотрите, куда мы с Машенькой пришли?

Дети: К дому Бабы-Яги.

Логопед: Правильно. Послушайте продолжение сказки.

Смотрит Маша: у окошка отдыхает Бабка - Ёжка,

Пряжу тонкую прядёт, да своих гусей пасёт.

А Ванюшка на крылечке, пригорюнившись, сидит:

Не смеётся, не играет, он вздыхает и грустит.

Логопед: Ребята, чтобы  Баба-Яга отдала нам Ванюшу, нужно ее задобрить. Что же нам для неё сделать? (Дети предлагают варианты)

10. Выкладывание картинки из счетных палочек.

Логопед: (обращает внимание детей на стол с счетными палочками) - Смотрите, мне кажется, Баба – Яга даёт нам подсказку. По-моему, она хочет, чтобы Вы сделали для нее красивую избушку. (Дети  из счетных палочек все вместе выкладывают на столе дом для Бабы-Яги)

Логопед:  О, чудо!  Смотрите, ребята, Бабе -Яге очень нравится ваша избушка. Она отпустила Ванечку.  А давайте с Вами пофантазируем, как наши герои могут возвратиться к себе домой к родителям? Предлагайте свои варианты.

Дети отвечают на вопрос.

Логопед: Молодцы! А сказка «Гуси-Лебеди» тоже закончилась хорошо.

Маша с Ванечкой  домой прибежали,

Там родителей своих они встречали.

Обнимались все друг с другом, были рады

Ели пряники и горы шоколада.

Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Логопед: Пора и нам в детский сад,  закрывайте глазки и скажите волшебные слова:

…  Глазки закрываем, и в сад мы попадаем

Раз, два, три, четыре, пять,

 Вот мы в садике опять

Логопед:  Открывайте  глаза,  вот мы уже не в сказке, а в детском саду.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед: - Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки «Гуси-лебеди»! 

Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, внимательные, умные, и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Русская народная сказка "Гуси-лебеди"...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница:  Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси – ...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...