Использование технологии проблемного обучения в специальной (коррекционной) школе.
учебно-методический материал
В коррекционной школе реализовать проблемное обучение в полном объёме достаточно сложно. Но практика показала, что использование элементов проблемного обучения достаточно эффективно применяется на уроках русского языка и других предметах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии проблемного обучения в специальной (коррекционной) школе на уроках русского языка
Подготовила Г. Д. Безносова.
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка, в том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Изменяющиеся условия диктуют педагогу необходимость в развитии умения ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий, которые направлены на реализацию государственных образовательных стандартов.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (интеллектуальными нарушениями), применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути модернизации учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.
На сегодняшний день в образовательных учреждениях одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей. Такими, несомненно, являются коррекционно-развивающие технологии, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с интеллектуальными нарушениями. Данные технологии способствуют усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения жизненной компетентности обучающихся, и использование их в своей деятельности.
Рассмотрим подробнее одну из таких технологий - технологию проблемного обучения.
Проблемным обучением считается такое обучение, где организация учебного процесса включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации.
В коррекционной школе реализовать проблемное обучение в полном объёме достаточно сложно. Но практика показала, что использование элементов проблемного обучения достаточно эффективно применяется на уроках русского языка и других предметах. Ведь коррекционно-развивающее обучение направлено на исправление дефектов личности с одновременным развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. Для учителя должно быть важным как работал каждый ученик, менялся ли вид деятельности ученика, была ли на уроке создана ситуация, при которой он самостоятельно обрабатывал учебную информацию и включала ли эта ситуация элементы познавательного аспекта.
Проблемно-диалогическая технология ставит перед собой цель научить школьников самостоятельно решать проблемы. Средством для достижения которой служит открытие новых знаний под руководством учителя.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций на уроке.
Что в принципе является проблемным уроком, почему он так называется? Таким уроком можно назвать урок, на котором преподаватель перед тем, как дать новый материал создает затруднительную ситуацию, тем самым побуждая обучающихся мыслить и искать выход из неё на протяжении самого урока.
Как создать проблемную ситуацию на уроке? Проблемная ситуация, действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».
Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. Предлагаются следующие варианты:
- Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
- Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
- Третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
Методические приемы, которые помогают в создании проблемных ситуаций, а учеников привести к выявлению проблемы:
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик (Что удивляет? В чём затруднение? Какой возникает вопрос? Что надо узнать?), которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Например, на уроке можно предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий (Определите сами… Сделайте вывод… Как мы можем ответить на вопрос…), которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Существует и третий метод - это сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно») - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся. При такой работе достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Создание проблемной ситуации для обучающихся начинается с новизны информации, необычайности, неожиданности, несоответствия с прежними знаниями. Они являются сильными возбудителями познавательного интереса, которые обостряют эмоциональные и мыслительные процессы и заставляют наблюдать, искать, догадываться, находить выход из возникшей проблемной ситуации.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога, что отличает его от традиционной модели. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания.
Для уроков русского языка более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, а также с установлением взаимосвязи проблемно - диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.
Уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, я строю на основе диалога учителя с классом. При этом использую диалог, организованный на страницах самих учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и инструкций к отдельным заданиям, носящих исследовательский характер.
Основными элементами проблемного обучения, наиболее часто используемыми в специальной школе, являются проблемные вопросы и проблемные ситуации.
Уметь ставить вопросы и искать пути их решения - основа проблемного обучения. Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности, а также повышению учебной мотивации. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и поэтому необходима каждому педагогу.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь образовательная технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии
Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....
Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Статья "Использование игровых технологий обучения в специальной (коррекционной) школе".
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу обучающихся, воспитанников на творческо-по...

Использование мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В данной работе говорится о важности использования мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида, о правильном применении мультимедийных презентаций в учебном...

Использование ИКТ – технологий в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
выступление на интернет конференции...

Использование современных образовательных технологий при обучении детей специальных (коррекционных) классов 8 вида
Докладна педагогическом совете школына тему« Использование современных образовательныхтехнологий при обучении детей специальных(коррекционных) классов 8 вида »...

Статья на тему: «Использование компьютерных технологий в учебной деятельности специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и другие вопросы задаёт, наверное, каждый учитель, пр...
