Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения
консультация

Консультация о значимости и правилах выполнения артикуляционной гимнастики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – это одна из задач, стоящих перед педагогами и родителями. Для чёткого и правильного произношения всех звуков родного языка необходимы достаточная подвижность, точность, амплитуда движений органов артикуляции, которые развиваются постепенно, в течении первых 4-5 лет жизни ребёнка. Артикуляционная гимнастика играет важную роль в развитии подвижности органов речи, с помощью которой осуществляется тренировка движений языка, губ, щёк и формируются артикуляционные уклады необходимые для произнесения требуемого звука. Артикуляционные упражнения лучше объединять в комплексы, каждый из которых готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, необходимых для правильной артикуляции определённого звука или группы звуков. Условно выделяется пять комплексов артикуляционных упражнений.

    Основной комплекс, с которого начинается артикуляционная гимнастика и отрабатываются движения и положения губ, языка, необходимых для чёткого, правильного произношения всех звуков.

    Комплекс упражнений, который способствует выработке артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения свистящих звуков: «Наказать непослушный язычок», «Лопатка», «Блинчик на тарелочке», «Качели», «Пирожок», «Желобок», «Горка», «Киска сердится», «Катушка», «Заборчик», «Трубочка», «Рупор», «Почистим зубки», «Часики» и др.

   Комплекс упражнений, который способствует выработке артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения шипящих звуков: «Лопатка», «Блинчик», «Пирожок», «Качели», «Язык перешагивает через зубы», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Горка», «Саночки», «Часики» и др.

    Комплекс упражнений, который способствует выработке артикуляционных укладов звуков, необходимых для правильного произношения звуков [Л] [Л]: «Наказать непослушный язычок», «Лопатка», «Блинчик», «Качели», «Вкусное варенье», «Пощёлкать кончиком языка», «Индюк», «Катушка», «Пароход» и др.

Комплекс упражнений, который способствует выработке артикуляционных укладов звуков, необходимых для правильного произношения звуков [Р] [Р]:

«Качели», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Болтушка», «Индюк», «Фокус», «Барабан» и др.                

Требования и правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • сначала упражнения выполнятся в медленном темпе перед зеркалом, затем зеркало убирают, со временем переходят к более быстрому темпу;
  • упражнения выполняются осмысленно (рассказывается положение органов артикуляции при выполнении)
  •  все движения в упражнениях выполняются по порядку, с паузами перед каждым движением;
  • каждому упражнению даётся название: «Часики», «Лошадка», «Заборчик» и т. д.;
  • к каждому упражнению подбирается образ -наглядное представление,
  • проводит артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно по 2-3 раза в день, каждое упражнение выполняется по 5-7 раз по 10 секунд;
  • при выполнении упражнения ребёнок учится внимательно слушать и выполнять инструкцию;
  • артикуляционные упражнения разделяются на динамические (артикуляционные движения), статические (удержание артикуляционных поз).

    В речи все звуки произносятся друг за другом и вследствие чего артикуляционные органы должны быстро менять своё положение. Для того чтобы звуки, слова, фразы произносились чётко и внятно необходима подвижность и скоординированная работа артикуляционного аппарата.

Список литературы:

  1. Пятница Т.В., Солоухина – Башинская Т.В.  Справочник дошкольного логопеда. – Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс: 2011.
  2. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. -  Ярославль: Академия развития, 2008.
  3. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

В статье раскрывается вопрос о значении артикуляционной гимнастики и методике выполнения упражнений.Подобран комплекс артикуляционной гимнастики для практического использования родителями в домашних у...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения!"

Артикуляционная гимнастика -  это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи"

Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение форм работы....

мастер-класс "Артикуляционная гимнастика как основа формирования речевых звуков"

Цель мастер–класса: повышение  компетентности родителей по использованию артикуляционной  гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:1.  Познакомить участников...

Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хор...