ФП. Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением безударного «О» в словах. РСВ. Тема «Транспорт». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.
план-конспект

Иссабекова Жанара Сафаргалиевна

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Темы занятия: ФП. Звук «Р».  Автоматизация. Работа над произношением безударного «О» в словах.

РСВ. Тема «Транспорт». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.

Цели: ФП. Автоматизировать произношение звука «Р» во всех позициях: изолировано, в слогах, словах, предложениях, тексте; формировать правильное произношение безударного «О».

РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов и словосочетаний с помощью речевого материала по теме «Профессии» с КИ.

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП. - закрепить произношение звука «Р» во всех позициях: изолировано в слогах, словах, предложениях, тексте;

- закрепить правильное произношение безударного «О» в словах.

РСВ. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания с речевым процессором на рабочем и резервном расстоянии;

Коррекционно-развивающие задачи:

ФП. - закрепить самостоятельное произношение звука «Р»;

- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Профессии»;

- расширять словарь синонимов по теме «Транспорт»;

- развивать навыки словоизменения и словообразования;

- развивать познавательную активность;

- развивать логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме «Транспорт»;

- развивать мыслительную деятельность путём применения упражнения «Что лишнее?»;

- развивать языковой анализ и синтез;

- развивать зрительный гнозис;

РСВ. - Совершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

Коррекционно-воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

- воспитывать положительные качества личности: целеустремлённость, дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность;

Оборудование:

- презентация с заданиями по теме «Транспорт»;

- карточки с речевым материалом по объявлению темы и целей занятия;

- карточки с речевым материалом по теме «Транспорт»;

- иллюстративный материал по теме «Транспорт».

План занятия:

I Организационный момент.

1. Компьютерный слайд №1. Определение темы занятия.

2. Карточка №2. Постановка целей.

3. Формулировка критериев оценки.

II Работа над формированием произношения.

  1. Карточка № 3. Работа с речевым материалом. (Вставь звук. Прочитай слова.)
  2. Карточка №4. Работа с речевым материалом. (Послушай. Повтори слоги)
  3. Карточка №5. Работа с иллюстративным материалом. (Назови транспорт.)
  4. Карточка № 6. Работа с изображениями. (Сколько предметов транспорта? Сколько осталось? Составь числовое выражение.)
  5. Компьютерный слайд №2. Работа с изображениями. (Назови картинки.)
  6. Карточка № 7. Работа с речевым материалом. (Составь словосочетания).
  7. Карточка № 8. Работа с изображениями и речевым материалом. (Дополни предложения.)
  8. Карточка №9. Работа с речевым и иллюстративным материалом. (Составь предложения. Покажи).
  9. Карточка № 10. Работа с речевым материалом. (Расставь знаки орфоэпии. Прочитай, Соблюдая правило.

III Работа над развитием слухового восприятия.

1.Восприятие предложений, слов и словосочетаний на рабочем расстоянии шёпотом. (Слушай и повторяй на рабочем расстоянии.)

2.Восприятие звуков транспорта на резервном расстоянии. (Слушай и звук транспорта на резервном расстоянии.)

IV Итог занятия.

1) карточка №11. (Что ты делала на занятии?)

2) самооценка;

3) оценка учителем.

Ход занятия:

I Организационный момент.

 (Ш.): Здравствуйте.

(У.): Здравствуй. Садись. Посмотри, на этот весёлый смайлик! Давай улыбнёмся друг другу, и будем работать в хорошем настроение.  Как ты слышишь?

(Ш.): Я слышу хорошо.

(У.): какое сегодня число?

(Ш.): Сегодня…..марта.

(У.): какое будет занятие?

(Ш.): Будет занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

1. Определение темы занятия.

(У.): Посмотри на слайд №1 и скажи одним словом: что летает, плавает и едет?

(Ш.): «Транспорт»

(У.): Правильно. А теперь определим, над каким звуком будем работать? Назови второй звук в слове транспорт?

(Ш.): Звук «Р»

(У.): Верно. Прекрепи звук “Р” и тему занятия на доску. Также мы будем работать над правилом орфоэпии безударный «О» в словах. Назови тему занятия.

(Ш.): Называет.

Карточка № 1.

Тема: Звук «Р». Работа над правилом орфоэпии. Тема «транспорт»

2. Определение целей.

(У.): Исходя из темы занятия, определи цели.

(У.): хорошо говорить…

(Ш.): звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

(У.): работать над…

(Ш.): правилом орфоэпии безударный «О» в словах.

(У.): развивать слух и речь на материале темы…

(Ш.): Транспорт.

 (У.): А что мы будем делать, чтобы достичь этих целей?

Карточка № 2.

(Ш.): Мы будем

- говорить и читать слоги, слова, словосочетания и предложения со звуком «Р»

- слушать;

- выполнять разные задания.

3. Формулировка критериев оценки.

(У.): Если выполнишь задание правильно, положишь пазл. Соберёшь всю картинку – значит, работала отлично. Если одного или двух пазлов будет не хватать – значит, работала хорошо. Если не хватает больше пазлов – надо стараться. Приступим к выполнению заданий. Старайся хорошо говорить звуки.

II Работа над формированием произношения.

1.Поиграем в игру «В слове звук вставь, будь внимательна, смотри!» карточка №3

Тракто...,

кате….,

ве...толёт,

эксковато…,

...акета

(У.): что ты сделала?

(Ш.): Я вставляла буквы в слова и читала.

(У.): как ты справилась с заданием?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Возьми пазл.

2. Закрепление звука в слогах, словах, словосочетаниях. предложениях.

(У.): Повтори слоги.

(Ш.): Читает

Карточка № 4

Ра-ро- ру

Ар-ор-ур

Ара-ора-ура

Кра-кро-кру

Тра-тро-тру

Дра-дро-дру

(У.): что ты сделала?

(Ш.): Я повторила слоги.

(У.): как ты справилась с заданием?

(Ш.): Хорошо.

Возьми пазл.

Учитель предлагает школьнику карточку №5.

На карточке №5 – изображён транспорт: корабль, трактор, эксковатор, бульдозер, троллейбус, трамвай, скорая помощь, автокран, пожарная машина, самолет.

(У.): Что это?

(Ш.): Транспорт.

(У.): Назови транспорт и распредели его по видам.

(Ш.): Называет и распределяет.

(У.): что ты сделала?

(Ш.): Я назвала и распределила транспорт.

(У.): Как ты справилась с заданием?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Молодец. Положи пазл.

Во всех словах есть звук «Р»?

(Ш.): Нет.

(У.): В каком слове нет звука «Р» ?

(Ш.): В слове самолёт.

(У.): Что ты сделала?

(Ш.): Я искала слово, в котором нет звука «Р».

(У.): Ты справилась с заданием?

(Ш.): Да.

(У.): Возьми пазл.

Учитель предлагает карточку №6

(У.): Составь задачу по картинке. Грузовик – это какой транспорт?

(Ш.): Это наземный транспорт.

 (У.): Что ты сделала?

(Ш.): Я называла вид транспорта и составила задачу.

 (У.): Как ты справилась с заданием?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Молодец. Положи пазл. Как ты думаешь из какого материала сделан грузовик?

Компьютерные слайды  № 2.

На слайдах – изображения материала из которых сделан транспорт.

(У.): Назови материалы, из которых делают транспорт.

(Ш.): Называет.

(У.): А теперь определим, из какого материала сделан наш грузовик.

Кузов из железа (какой?) - железный.

Дверца из металла (какие?) – металлические.

Колеса из резины (какие?) - резиновые.

Сиденье обшитое кожей (какое?) – кожанное.

Фары из стекла (какие?) - стеклянные.

(У.): Что ты сделала?

(Ш.): Я образовывала имена прилагательные.

(У.): Молодец, ты все правильно сделала! Возьми пазл.

Карточка  № 7.

(У.): Составь словосочетания с этими словами.

железный                  сиденье

стеклянные                кузов

металлические          фары

кожанное                  дверца

(Ш.): Составляет.

Железный кузов

Стеклянные фары

Металлические дверца

Кожаное сиденье

(У.): Что это?

(Ш): Это части машины.

(У.): Как можно назвать машину по-другому?

(Ш): Атомобиль.

(У.): Что ты сделала?

(Ш): Я составляла словосочетания.

(У.): Как ты справилась с заданием?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Молодец. Положи пазл.

Карточка № 8.

(У.): Рассмотри иллюстрации и дополни предложения.

(Ш.): Рассматривает иллюстрации и дополняет предложения:

Макар ремонтирует металлическую дверь.

Макар красит железный кузов.

Макар протирает стеклянные фары.

Макар приводит в порядок кожаное сиденье.

(У.): Что ты сделала?

(Ш.): Я дополняла предложения.

(У.): Молодец! Возьми пазл! А теперь составь предложения по картинкам из набора слов! Карточка №9

Рома  смастерил для брата  …(трамвай).

(У.): как назвать трамвай ласково?

(Ш.): Трамвайчик.

Регулировщик регулирует… (движение).

Ирина сидит за рулём … .(троллейбуса)

(У.): Трамвай, троллейбус – это какой транспорт?

(Ш.): Общественный.

(У.): Верно! В общественном транспорте нельзя стоят около дверей, они могут травмировать. В транспорте будь всегда осторожна и соблюдай правила безопасности.

(У.): Что ты сделала?

(Ш.): Я составляла предложения.

(У.): Как ты справилась с заданием?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Умничка! Положи пазл.

 (У.): Вспомним правило.

Безударную “О” в словах говорим, как “А”

(У.):  Расставь надстрочные знаки в словах, применяя правило орфоэпии и прочитай их. Карточка №10

Вертолет, трактор, грузовик, пароход, корабль, троллейбус.

(Ш.): Расставляет и читает.

(У.): Что ты сделала?

(Ш.): Я расставляла знаки в словах и прочитала их, соблюдая правило орфоэпии.

(У.): Как ты справилась с заданием?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Молодец. Старайся всегда хорошо говорить звуки, чтобы понимали тебя другие люди. Положи пазл.

III Работа над развитием слухового восприятия.

(У.): Будем слушать предложения, словосочетания, слова на рабочем, резервном расстоянии и развивать шепотную речь.

(У.):  Слушай внимательно, сначала будешь слушать на рабочем расстоянии, потом на резервном и далее будешь слушать шёпотную речь.

(Ш.): Хорошо.

Карточка №11

Регулировщик регулирует дорожное движение.

Милиционер говорит в рупорт.

Штурман за штурвалом корабля.

(У.) А сейчас будешь различать звуки транспорта.

(Ш.): Различает.

Карточка №12

Железный кузов

Стеклянные фары

Металлические дверца

Кожаное сиденье

 (У.): Что ты сделала?

(Ш.): Я слушала и повторяла.

(У.) Как ты справилась с заданием?

(Ш.):  Хорошо.

(У.) Молодец. Положи пазл.

(Ш.): Кладёт пазл.

(У.): Что получилось?

(Ш.): Воздушный транспорт.

(У.): На воздушном транспорте летают по небу. С этой темой мы подробнее познакомимся на следующем занятии.

IV Итог занятия.

(У.): Как ты занималась?

(Ш.): Отлично.

(У.): Почему ты так решила?

(Ш.): Потому что я хорошо говорила звук «Р»,

 внимательно слушала, правильно выполняла задания и собрала всю картинку.  

 (У.): Тебе было трудно?

(Ш.): Мне было легко.

(У.): Что тебе понравилось? Что нового узнала?

(Ш.): Слушать звуки транспорта.

(У.): Всегда будь внимательно и аккуратно, а особенно, когда идёшь вдоль дороги. Что нового узнала на занятие?

(Ш.): Что автомобиль по другому - это машина.

(У.): Занятие окончено. Попрощайся.

(Ш.): До свидания!

 (У.): До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка — английского языка по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»

Интегрированный урок русского языка — английского языка  по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»...

Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме"Звук "л".Автоматизация. Работа над голосом.Тема "Учебные вещи""

Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме "Звук "л". Автоматизация. Работа над голосом. Тема "Учебные ввещи""  проводилось с учеником 1 класса 2 отделения.У ребёнка четвертая степень тугоухости....

Игра "Лишнее слово " по теме"Транспорт"

Игра "Лишнее слово " по теме"Транспорт"...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено  для обучающегося  3  класса  второго отделения школы для глухих и сла...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено для обучающегося 5  класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...

Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи. Тема: Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Кот-путешественник».

Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи предназначено для обучающихся 5(2) класса второго  отделения школы для глухих и слабослышащих детей....