ФП. Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением безударного «О» в словах. РСВ. Тема «Транспорт». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.
план-конспект
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Темы занятия: ФП. Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением безударного «О» в словах.
РСВ. Тема «Транспорт». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.
Цели: ФП. Автоматизировать произношение звука «Р» во всех позициях: изолировано, в слогах, словах, предложениях, тексте; формировать правильное произношение безударного «О».
РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов и словосочетаний с помощью речевого материала по теме «Профессии» с КИ.
Коррекционно-образовательные задачи:
ФП. - закрепить произношение звука «Р» во всех позициях: изолировано в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закрепить правильное произношение безударного «О» в словах.
РСВ. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания с речевым процессором на рабочем и резервном расстоянии;
Коррекционно-развивающие задачи:
ФП. - закрепить самостоятельное произношение звука «Р»;
- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Профессии»;
- расширять словарь синонимов по теме «Транспорт»;
- развивать навыки словоизменения и словообразования;
- развивать познавательную активность;
- развивать логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме «Транспорт»;
- развивать мыслительную деятельность путём применения упражнения «Что лишнее?»;
- развивать языковой анализ и синтез;
- развивать зрительный гнозис;
РСВ. - Совершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.
Коррекционно-воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
- воспитывать положительные качества личности: целеустремлённость, дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность;
Оборудование:
- презентация с заданиями по теме «Транспорт»;
- карточки с речевым материалом по объявлению темы и целей занятия;
- карточки с речевым материалом по теме «Транспорт»;
- иллюстративный материал по теме «Транспорт».
План занятия:
I Организационный момент.
1. Компьютерный слайд №1. Определение темы занятия.
2. Карточка №2. Постановка целей.
3. Формулировка критериев оценки.
II Работа над формированием произношения.
- Карточка № 3. Работа с речевым материалом. (Вставь звук. Прочитай слова.)
- Карточка №4. Работа с речевым материалом. (Послушай. Повтори слоги)
- Карточка №5. Работа с иллюстративным материалом. (Назови транспорт.)
- Карточка № 6. Работа с изображениями. (Сколько предметов транспорта? Сколько осталось? Составь числовое выражение.)
- Компьютерный слайд №2. Работа с изображениями. (Назови картинки.)
- Карточка № 7. Работа с речевым материалом. (Составь словосочетания).
- Карточка № 8. Работа с изображениями и речевым материалом. (Дополни предложения.)
- Карточка №9. Работа с речевым и иллюстративным материалом. (Составь предложения. Покажи).
- Карточка № 10. Работа с речевым материалом. (Расставь знаки орфоэпии. Прочитай, Соблюдая правило.
III Работа над развитием слухового восприятия.
1.Восприятие предложений, слов и словосочетаний на рабочем расстоянии шёпотом. (Слушай и повторяй на рабочем расстоянии.)
2.Восприятие звуков транспорта на резервном расстоянии. (Слушай и звук транспорта на резервном расстоянии.)
IV Итог занятия.
1) карточка №11. (Что ты делала на занятии?)
2) самооценка;
3) оценка учителем.
Ход занятия:
I Организационный момент.
(Ш.): Здравствуйте.
(У.): Здравствуй. Садись. Посмотри, на этот весёлый смайлик! Давай улыбнёмся друг другу, и будем работать в хорошем настроение. Как ты слышишь?
(Ш.): Я слышу хорошо.
(У.): какое сегодня число?
(Ш.): Сегодня…..марта.
(У.): какое будет занятие?
(Ш.): Будет занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
1. Определение темы занятия.
(У.): Посмотри на слайд №1 и скажи одним словом: что летает, плавает и едет?
(Ш.): «Транспорт»
(У.): Правильно. А теперь определим, над каким звуком будем работать? Назови второй звук в слове транспорт?
(Ш.): Звук «Р»
(У.): Верно. Прекрепи звук “Р” и тему занятия на доску. Также мы будем работать над правилом орфоэпии безударный «О» в словах. Назови тему занятия.
(Ш.): Называет.
Карточка № 1.
Тема: Звук «Р». Работа над правилом орфоэпии. Тема «транспорт»
2. Определение целей.
(У.): Исходя из темы занятия, определи цели.
(У.): хорошо говорить…
(Ш.): звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
(У.): работать над…
(Ш.): правилом орфоэпии безударный «О» в словах.
(У.): развивать слух и речь на материале темы…
(Ш.): Транспорт.
(У.): А что мы будем делать, чтобы достичь этих целей?
Карточка № 2.
(Ш.): Мы будем
- говорить и читать слоги, слова, словосочетания и предложения со звуком «Р»
- слушать;
- выполнять разные задания.
3. Формулировка критериев оценки.
(У.): Если выполнишь задание правильно, положишь пазл. Соберёшь всю картинку – значит, работала отлично. Если одного или двух пазлов будет не хватать – значит, работала хорошо. Если не хватает больше пазлов – надо стараться. Приступим к выполнению заданий. Старайся хорошо говорить звуки.
II Работа над формированием произношения.
1.Поиграем в игру «В слове звук вставь, будь внимательна, смотри!» карточка №3
Тракто...,
кате….,
ве...толёт,
эксковато…,
...акета
(У.): что ты сделала?
(Ш.): Я вставляла буквы в слова и читала.
(У.): как ты справилась с заданием?
(Ш.): Хорошо.
(У.): Возьми пазл.
2. Закрепление звука в слогах, словах, словосочетаниях. предложениях.
(У.): Повтори слоги.
(Ш.): Читает
Карточка № 4
Ра-ро- ру
Ар-ор-ур
Ара-ора-ура
Кра-кро-кру
Тра-тро-тру
Дра-дро-дру
(У.): что ты сделала?
(Ш.): Я повторила слоги.
(У.): как ты справилась с заданием?
(Ш.): Хорошо.
Возьми пазл.
Учитель предлагает школьнику карточку №5.
На карточке №5 – изображён транспорт: корабль, трактор, эксковатор, бульдозер, троллейбус, трамвай, скорая помощь, автокран, пожарная машина, самолет.
(У.): Что это?
(Ш.): Транспорт.
(У.): Назови транспорт и распредели его по видам.
(Ш.): Называет и распределяет.
(У.): что ты сделала?
(Ш.): Я назвала и распределила транспорт.
(У.): Как ты справилась с заданием?
(Ш.): Хорошо.
(У.): Молодец. Положи пазл.
Во всех словах есть звук «Р»?
(Ш.): Нет.
(У.): В каком слове нет звука «Р» ?
(Ш.): В слове самолёт.
(У.): Что ты сделала?
(Ш.): Я искала слово, в котором нет звука «Р».
(У.): Ты справилась с заданием?
(Ш.): Да.
(У.): Возьми пазл.
Учитель предлагает карточку №6
(У.): Составь задачу по картинке. Грузовик – это какой транспорт?
(Ш.): Это наземный транспорт.
(У.): Что ты сделала?
(Ш.): Я называла вид транспорта и составила задачу.
(У.): Как ты справилась с заданием?
(Ш.): Хорошо.
(У.): Молодец. Положи пазл. Как ты думаешь из какого материала сделан грузовик?
Компьютерные слайды № 2.
На слайдах – изображения материала из которых сделан транспорт.
(У.): Назови материалы, из которых делают транспорт.
(Ш.): Называет.
(У.): А теперь определим, из какого материала сделан наш грузовик.
Кузов из железа (какой?) - железный.
Дверца из металла (какие?) – металлические.
Колеса из резины (какие?) - резиновые.
Сиденье обшитое кожей (какое?) – кожанное.
Фары из стекла (какие?) - стеклянные.
(У.): Что ты сделала?
(Ш.): Я образовывала имена прилагательные.
(У.): Молодец, ты все правильно сделала! Возьми пазл.
Карточка № 7.
(У.): Составь словосочетания с этими словами.
железный сиденье
стеклянные кузов
металлические фары
кожанное дверца
(Ш.): Составляет.
Железный кузов
Стеклянные фары
Металлические дверца
Кожаное сиденье
(У.): Что это?
(Ш): Это части машины.
(У.): Как можно назвать машину по-другому?
(Ш): Атомобиль.
(У.): Что ты сделала?
(Ш): Я составляла словосочетания.
(У.): Как ты справилась с заданием?
(Ш.): Хорошо.
(У.): Молодец. Положи пазл.
Карточка № 8.
(У.): Рассмотри иллюстрации и дополни предложения.
(Ш.): Рассматривает иллюстрации и дополняет предложения:
Макар ремонтирует металлическую дверь.
Макар красит железный кузов.
Макар протирает стеклянные фары.
Макар приводит в порядок кожаное сиденье.
(У.): Что ты сделала?
(Ш.): Я дополняла предложения.
(У.): Молодец! Возьми пазл! А теперь составь предложения по картинкам из набора слов! Карточка №9
Рома смастерил для брата …(трамвай).
(У.): как назвать трамвай ласково?
(Ш.): Трамвайчик.
Регулировщик регулирует… (движение).
Ирина сидит за рулём … .(троллейбуса)
(У.): Трамвай, троллейбус – это какой транспорт?
(Ш.): Общественный.
(У.): Верно! В общественном транспорте нельзя стоят около дверей, они могут травмировать. В транспорте будь всегда осторожна и соблюдай правила безопасности.
(У.): Что ты сделала?
(Ш.): Я составляла предложения.
(У.): Как ты справилась с заданием?
(Ш.): Хорошо.
(У.): Умничка! Положи пазл.
(У.): Вспомним правило.
Безударную “О” в словах говорим, как “А”
(У.): Расставь надстрочные знаки в словах, применяя правило орфоэпии и прочитай их. Карточка №10
Вертолет, трактор, грузовик, пароход, корабль, троллейбус.
(Ш.): Расставляет и читает.
(У.): Что ты сделала?
(Ш.): Я расставляла знаки в словах и прочитала их, соблюдая правило орфоэпии.
(У.): Как ты справилась с заданием?
(Ш.): Хорошо.
(У.): Молодец. Старайся всегда хорошо говорить звуки, чтобы понимали тебя другие люди. Положи пазл.
III Работа над развитием слухового восприятия.
(У.): Будем слушать предложения, словосочетания, слова на рабочем, резервном расстоянии и развивать шепотную речь.
(У.): Слушай внимательно, сначала будешь слушать на рабочем расстоянии, потом на резервном и далее будешь слушать шёпотную речь.
(Ш.): Хорошо.
Карточка №11
Регулировщик регулирует дорожное движение.
Милиционер говорит в рупорт.
Штурман за штурвалом корабля.
(У.) А сейчас будешь различать звуки транспорта.
(Ш.): Различает.
Карточка №12
Железный кузов
Стеклянные фары
Металлические дверца
Кожаное сиденье
(У.): Что ты сделала?
(Ш.): Я слушала и повторяла.
(У.) Как ты справилась с заданием?
(Ш.): Хорошо.
(У.) Молодец. Положи пазл.
(Ш.): Кладёт пазл.
(У.): Что получилось?
(Ш.): Воздушный транспорт.
(У.): На воздушном транспорте летают по небу. С этой темой мы подробнее познакомимся на следующем занятии.
IV Итог занятия.
(У.): Как ты занималась?
(Ш.): Отлично.
(У.): Почему ты так решила?
(Ш.): Потому что я хорошо говорила звук «Р»,
внимательно слушала, правильно выполняла задания и собрала всю картинку.
(У.): Тебе было трудно?
(Ш.): Мне было легко.
(У.): Что тебе понравилось? Что нового узнала?
(Ш.): Слушать звуки транспорта.
(У.): Всегда будь внимательно и аккуратно, а особенно, когда идёшь вдоль дороги. Что нового узнала на занятие?
(Ш.): Что автомобиль по другому - это машина.
(У.): Занятие окончено. Попрощайся.
(Ш.): До свидания!
(У.): До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Интегрированный урок русского языка — английского языка по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»
Интегрированный урок русского языка — английского языка по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»...

Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме"Звук "л".Автоматизация. Работа над голосом.Тема "Учебные вещи""
Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме "Звук "л". Автоматизация. Работа над голосом. Тема "Учебные ввещи"" проводилось с учеником 1 класса 2 отделения.У ребёнка четвертая степень тугоухости....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и сла...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 5 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...
Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи. Тема: Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Кот-путешественник».
Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи предназначено для обучающихся 5(2) класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих детей....


