Развитие фонематического восприятия у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством использования игровых технологий
презентация к уроку

Natalia Cutaeva

Методические условия: изучение  передового педагогического опыта коллег  по формированию  фонематического восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями;                                               

- подбор и внедрение в педагогический  процесс системы работы по формированию фонематического восприятия у  учащихся младших классов  с интеллектуальными нарушениями с использованием  педагогических игр, игровых упражнений

-изготовление дидактических игр, пособий  для развития фонематического восприятия

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА : Развитие фонематического восприятия у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством использования игровых технологий

Слайд 2

Научно- исследовательские условия: изучение и анализ работ отечественных педагогов о фонематическом слухе как основе становления фонематического восприятия (В.И Бельтюков, Е.Н.Винарская, А.Н.Гвоздев, М.Е.Хватцев, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин и другие), о последовательности процесса восприятия детьми звуков речи (В.И.Бельтюков, А.Н. Гвоздев и М.Е.Хватцев), об особенностях фонематического и речевого развития учащихся с нарушением интеллекта (А.К.Аксёнова, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Д.И.Орлова, В.Г.Петрова); изучение работ педагогов, которые занимались разработкой теории игры , её методологических основ, выяснением её социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б.Эльконин и др. Методические условия: изучение передового педагогического опыта коллег по формированию фонематического восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями; - подбор и внедрение в педагогический процесс системы работы по формированию фонематического восприятия у учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями с использованием педагогических игр, игровых упражнений -изготовление дидактических игр, пособий для развития фонематического восприятия Организационно-педагогические условия: выступление на заседаниях методического объединения ; открытые занятия; транслирование опыта работы в сетевых сообществах Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 3

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Игровые технологии используемые в процессе развития фонематического восприятия позволяют Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе изучения мира звуков, букв и работе с ними Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления; Стимулировать речевую активность Более успешно формировать умение сознательно выполнять звуко-слоговой анализ и синтез Повысить познавательную активность и работоспособность детей Создать нужную мотивацию к занятиям Несовершенное фонематическое восприятие с одной стороны отрицательно влияет на звукопроизношение, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное письмо и чтение не возможно. Необходимость поиска путей для совершенствования процесса овладения грамотой. Поскольку этот процесс основывается на своевременно и в полном объёме сформированном фонематическом восприятии

Слайд 4

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Своевременно и в полном объеме сформированное фонематическое восприятие является в дальнейшем гарантией успешного овладения различными формами письменной речи (Б. Г. Ананьев, Т. Г. Егоров, Л. Е. Жукова, Р. Е. Левина, Д. Б. Эльконин и др.) В свою очередь, нарушенное речевое развитие, недостаточность усвоения семантической стороны родного языка негативно влияют на становление всей фонематической системы учащихся с интеллектуальными нарушениями, затрудняя процесс овладения ими письменной речью (А. К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р. Е. Левина, Д. И. Орлова, В.Г. Петрова, Л. И. Савка, М.А Савченко и др.). Разработка научно- методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Т.Б. Филичевой, Т.А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко и др. Т.К. Селевко выделил преимущества игровых технологий, так как они позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс, служат средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, способствуют повышению результатов обучения.

Слайд 5

Цель: Создание условий для развития фонематического восприятия у младших школьников с интеллектуальными нарушениями через систему педагогических игр и игровых технологий Задачи: Изучить игровые технологии, методическую литературу, опыт работы педагогов в данном направлении Провести диагностику развития фонематического восприятия у младших школьников с интеллектуальными нарушениями Внедрить игровые технологии на каждом периоде коррекционно- развивающей работы с обучающимися Создать обучающие пособия для развития фонематического восприятия Цель и задачи педагогической деятельности

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Создание системы работы по развитию фонематического восприятия у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, через педагогические игры и игровые упражнения, которые позволять повысить эффективность коррекционно- развивающей работы

Слайд 7

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования 1 этап- начальный – была выявлена проблема, проведена первичная диагностика развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (использовалась тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников Т. А. Фотековой) 2 этап- основной – разработка системы педагогических игр на развитие фонематического восприятия на каждом периоде работы изготовление комплектов дидактических игр, направленных на развитие умений узнавать звук на фоне слова; вычленять звук и определять его место в слове; определять слоговой состав слова; составлять схему слова систематическое применение дидактических игр на каждом периоде развития фонематического восприятия у учащихся на индивидуальных и групповых логопедических занятиях 3 этап- заключительный – подведение итогов работы по развитию фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями посещающих логопедические занятия

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Всю систему логопедической работы по развитию фонематического восприятия можно разделить на три основных периода Период работы Подготовительный Основной «Напоминания» з Цель Формирование базы для развития фонематического восприятия Развитие фонематического восприятия Напоминание образов звуков, поддержание состояния фонематических процессов (анализа и синтеза) в пределах нормы Задачи Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, речевого слуха 1этап: дифференциация гласных звуков 2 этап: дифференциация согласных звуков 3 этап: формирование сложных форм фонематического восприятия Восстановление уровня развития фонематического восприятия, который был в конце учебного года.

Слайд 9

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Содержание работы на каждом периоде по развитию фонематического восприятия Период Содержание работы Подготовительный В процессе специальных игр и упражнений развивать у детей способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки. Занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти Основной Построен на играх, которые способны научить ребенка различить слова близкие по слуховому составу, слоги и далее фонемы родного языка. Начинаем с дифференциации гласных звуков. Затем приступаем к анализу согласных звуков . Далее идет работа по формированию сложных форм фонематического восприятия. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков и их характеристику. «Напоминания» В течение первых учебных недель проходит блок занятий, упражнения, игры которого помогают детям быстро выйти на уровень развития фонематического восприятия, который был в конце учебного года.

Слайд 10

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Комплекс игр и игровых упражнений на каждом периоде работы Период Подготовительный Основной «Напоминания» Игры Словесные, дидактические, с предметами. «Тишина», «Угадай, что звучит», «Тихо-громко», «Где звук», «Угадай по звуку», «Чей, голосок», «Звучащие коробочки» «Первый звук», «Звуковые решетки» , «Звуковые дорожки», «Звуковые домики» «Волшебные прищепки», «Подбери букву», «Построй домик» «Покупки», «Подарки», «Собери бусы», «Веселый паровозик», «Сыщики» «Первый звук», «Звуковые решетки» «Звуковые дорожки», «Звуковые домики» «Волшебные прищепки», «Подбери букву», «Построй домик» «Покупки», «Подарки», «Собери бусы», «Веселый паровозик», «Сыщики»

Слайд 11

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Игровые технологии превращают сложную, кропотливую работу по развитию фонематического восприятия в творческий, увлекательный процесс .

Слайд 12

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны разработана система педагогических игр в соответствии с определенным периодом развития фонематического восприятия подобраны и модифицировать общеизвестные игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия у младших школьников с интеллектуальными нарушениями изготовлены дидактические игры, пособия обобщён опыт работы по теме «Развитие фонематического восприятия у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством использования игровых технологий» практическая значимость подобных игровых упражнений по развитию фонематического восприятия заключается в повышении эффективности коррекционного воздействия, улучшении качества результатов работы

Слайд 13

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Динамика сформированности фонематического восприятия у учащихся на начало и конец учебного года с 1 по 3 класс

Слайд 14

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Динамика сформированности фонематического восприятия , артикуляционной моторики, звукопроизношения, звуко-слоговой структуры, навыка языкового анализа слова у учащихся на конец учебного года с 1 по 3 класс

Слайд 15

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Мастер-класс на ШМО учителей начальных классов «Использование игровых технологий на логопедических занятиях по формированию фонематического восприятия в условиях реализации ФГОС образования» Открытое индивидуальное занятие по логопедии в 3 классе «Автоматизация звука «ж» в слогах, словах» в рамках районного совещания руководителей ОО Публикация на всероссийском педагогическом портале «МЕТОДКАБИНЕТ.РФ» http:// методкабинет.рф / index.php /publications/ logopediya /6612-maksimtseva.html Публикации в сети интернет на сайте Инфоурок https://infourok.ru/individualnoe-zanyatie-po-logopedii-3-klass-avtomatizaciya-zvuka-zh-v-slogah-slovah-4583527.html

Слайд 16

Литература 1.Амбрукайтис И.А. Фонетический принцип в обучении правописанию учащихся младших классов вспомогательной школы: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1973. 195 с. 2.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977. – 176с. 3. Буслаева Е. Н. Развитие фонематического восприятия умственно отсталых школьников младших классов.: Дисс. … канд. пед. наук. Москва, 2003. 193с. 4.Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 147 с. 5.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991– 480 с. 6.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. –227с. 7.Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Под ред. P. E. Левиной. М.: Просвещение, 1971. 191 с. 8.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1998. – 286 с. 9.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. – 224 с. 10.Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза// Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. 11.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. –СПб.: Питер, 2008. – 224 с. 12. Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме // Советская педагогика, 1952. –№ 6 –51 с. 13.Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с. 14.Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. М.: Академия, 2002. 160 с. 15.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. – М.: Айрес – пресс, 2007. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия у младших школьников

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Дети с  речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая расп...

""Коррекция фонетико - фонематического восприятия у младших школьников"

что такое фонематическое восприятие или фонематический слух? игры для развития фонематического слуха для младших школьников с нарушением слуха...

Консультация для учителя "Развитие фонематического восприятия у младших школьников "

Основные понятия проблемы. Приёмы работы по развитию фонематического восприятия у младших школьников....

Доклад "Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики"

В выступлении говорится об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной д...

Активизация познавательной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через использование игровых технологий на уроках математических представлений."

ldquo;Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его...

Игровые технологии в работе учителя – логопеда с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии.  Они как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, лично...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для младших школьников с нарушением зрения "Урожай-собирай"

Коррекционное занятие для учащихся второго класса. Использование графических упражнений способствуют развитию навык прослеживания глаз за действием руки; умения удерживать в поле зрения стимул дл...