Главные вкладки

    « А был ли мальчик?» (по повести Л.Д. Басовой «Зойка и пакетик»)
    методическая разработка (краеведение, 7 класс) по теме

     

     

    Разговор об удивительной повести, в которой  наша местная писательница Басова Людмила Дмитриевна поднимает проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon l.d.basova.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  
    КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

    «А был ли мальчик?»

    (тема выбора по повести

    Л.Д.Басовой

    «Зойка и Пакетик»)

                           

                             

     

           

                                          Смолякова Н.А.

    учитель русского языка и литературы.

    МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа» 

                             

     

    Тема: « А был ли мальчик?» (по повести Л.Д. Басовой «Зойка и пакетик»)

    Цель: - на примере героев повести «Зойка и Пакетик» показать последствия  

                  необдуманных поступков, определение жизненной позиции героев;

                - развитие логического мышления, усиление коммуникативных  

                  свойств  речи, обогащение и усложнение словарного запаса;

                - воспитание чувства любви к ближнему;

             

    Оборудование:    

     выставка книг Л.Д.Басовой, фотографии, дипломы.

                                             Эпиграф: «Чем меньше равнодушных, тем

                                                             больше шансов спасти Пакетика»

    Ход урока.

    1.Слово учителя, беседа.

         «Детство – самая счастливая пора».

    -Можете ли вы, ребята, согласиться с этим утверждением?

    -Как вы думаете, можно ли слово «счастливая» в данном предложении заменить словами «безоблачная», «беспроблемная»?

        Действительно, это только кажется, что в детстве все безоблачно. На самом деле и в детстве очень много проблем. И проблемы эти особенно трудны, потому что маленький человек сталкивается и с радостью, и с горем впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные проблемы, решать которые приходится самим детям.

         Мы познакомились с рассказом Евгения Носова «Тридцать зерен», в котором увидели, что каждый человек – индивидуальность, что каждый человек несет ответственность не только за себя, но и за тех людей, которые его окружают, и поэтому должен оценивать последствия своих поступков.

        Сегодня я хочу предложить вам поговорить об удивительной повести, в которой вслед за Е.Носовым наша местная писательница Басова Людмила Дмитриевна поднимает проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает.

    2. Рассказ подготовленного ученика о Л.Д. Басовой ( прием творческого чтения – способствует развитию читательского восприятия):

       

       

      Людмила Дмитриевна Басова  родилась в 1940 году в Душанбе в Таджикистане. Окончила Таджикский государственный университет (вечернее отделение). Работать стала с 17 лет, в газете прошла путь от корреспондента до ведущего журналиста. Писала судебные очерки, материалы на тему морали, была очень известна и популярна в республике. Рассказы начала писать в начале  60-х годов. Публиковалась поначалу в газетах и литературных журналах «Памир» (Душанбе), «Звезда Востока» (Ташкент), «Москва» (Москва)

                 В 1980 году вышла первая книга рассказов «Слова на снегу», потом в издательстве «Детская литература» вышел сборник повестей и рассказов «Зойка и пакетик». Рецензент, представлявший Людмилу Басову союзному читателю, писал о ней: «Само материнство водит рукой писательницы Людмилы Басовой. Она пишет о явлениях горьких, болезненных, потому что знает все дело в любви. Любовь рождает жизнь, нелюбовь – жизнь убивает. И поэтому нельзя молчать о зле, чтобы оно торжествовало. Людмила Басова срывает личины, под которым обычно скрывается зло…»

               Людмила Дмитриевна много переводила с таджикского, книги таджикских писателей выходили в ее переводе практически во всех престижных центральных издательствах: «Советский писатель», «Художественная Литература» и др., публиковалась в журнале «Дружба народов» Так в союзных республиках обычно зарабатывали русские литераторы, самим им в центр пробиться было довольно трудно из-за уродливой национальной политики.

            Развал Союза приняла как великое потрясение, как трагедию: «Проснуться однажды утром за границей – это весьма острое ощущение, но далеко не из приятных…» А потом была гражданская война, бесконечные проводы родных, друзей.

    С 1994 года Людмила Дмитриевна  живет в селе Новом. «До последнего не хотели уезжать из Душанбе, всю войну там пережили, все надеялись, что как –то образуется. Просто уже корнями вросли в Таджикистан, у меня не только могилы родителей, но и бабушки с дедушкой там остались. Там родились все мои трое детей. Пока политики не сделали то, что они сделали, прекрасно уживались с таджиками. В писательском доме, где мы жили, только наша семья была русской, да одна смешанной: у дочери поэта Мирзо Турсун-заде муж русский. А жили все, как родные, прощались очень тяжело. Но уехать все же пришлось».

       В настоящее время Людмила Дмитриевна состоит во Владимирской писательской организации как член Союза писателей России, публикуется во всех практически газетах как независимый журналист, а также в альманахе  «Владимир», в литературно- художественном и краеведческом сборнике «Годова гора».

            В 2000 году Людмила Дмитриевна стала победителем конкурса «Вместе». На фотографии председатель Фонда защиты гласности и Союза журналистов России Алексей Симонов вручает Л.Д. диплом победителя Всероссийского конкурса «Вместе» (о проблемах беженцев), учрежденного Верховным комиссариатом ООН. Справа – американец Джозеф Гардни – представитель ООН.

       

       А в 2001г. – лауреатом конкурса «Вопреки». Решением областной писательской организации Людмиле Дмитриевне Басовой присуждена  литературная стипендия, учрежденная Е. Шараповым.

         

    3. Слово учителя.

        Сегодня на уроке мы  поговорим  о повести Л.Д. Басовой «Зойка и Пакетик». Попытаемся вместе ответить  на вопрос, поставленный в теме нашего урока. (Обращается внимание на тему)

     2. Свободная беседа (развивает речь, мышление, активизирует внимание).

    -    Интересно ли было читать повесть?

         -    Какие эпизоды вы считаете самыми яркими?

    -   Что осталось непонятым?

         -    Какие чувства вы испытали, читая повесть?

    4. Анализ и интерпретация прочитанной повести.

    - Почему повесть называется «Зойка и Пакетик», хотя, как вы заметили, Пакетику отводится очень мало страниц? ( проблемный вопрос).

     

    Работа в группах. Задание : составить кластер.

    1 группа – круг общения Зойки

    2 группа – круг общения Пакетик

    5. Эвристическая беседа.

    - Почему рассказ начинается со знакомства с собакой Альфой?

    ( только собаке главная героиня Зойка могла доверить все свои мысли)

    - Зойка очень легко говорит неправду.  Как вы думаете, является это случайностью?

      Задание:  Найдите в тексте эпизоды, которые являются доказательством.

    ( стр.5 – учительнице « понимаете, сегодня ночью… сердце так схватило. Я говорю «скорую, а она »- нет, и все тут…

    Стр.6 – матери «Мамочка! Прости, что срываюсь. Просто у нас «окно». Анна Сергеевна заболела, а мне так хотелось именно утром тебя поздравить…

    Стр.20.- Мама! Я иду к Оле Киселевой. Классная попросила позаниматься с ней математикой…)

    (-

    Нет, это не случайность. Неискренность отношений родителей, ложь отца, который каждый вечер уходит «выгуливать» собаку, постоянная занятость матери  воспитанием чужих семей)

    - Вернемся к кластерам и посмотрим, что представляет круг общения  Зойки и Пакетика. (  зачитывается круг общения Зойки, затем Пакетика.)

    - Что объединяет Зойку и Пакетика? (барак)

    - Чей круг общения шире? (конечно же, Зойкин)

    - Но чувствует от этого Зойка себя счастливее?

    (- Нет, поэтому ее тянет в барак, так как она не находит той теплоты, искренности, честности дома. Ее тянет к Пакету, который был искренен с ней, который радовался ее появлению, был счастлив видеть ее).

    - А платила ли Зойка такой же любовью Пакетику?

    (- Нет, она ничего не сделала, чтобы помочь ему, вытащить его из этой «ямы» «…смотрела с жалостью, как, стесняясь и не умея справиться с голодом, жадно ел  Пакетик, какие у него маленькие , грязные, с въевшимися цыпками ручонки. Не повезло Пакетику – живет со старой, глухой, почти выжившей из ума бабкой да непутевой сестрой, которая таскается по пьяным компаниям, всюду прихватывая за собой братишку…

    Но эту жалость к Пакетику Зойка в себе не любила. Она размягчала ее, заставляла думать о том, о чем думать не хотелось.» 

    - Зойкино равнодушие убило Пакетика. Не думая о последствии, именно она приносит в барак эфир. « Кто-то у нее из барачных просил достать эфир. Вату к носу, морду в целлофан – и полный балдеж»

    - «… Зойка хватает его за руки. Они совсем холодные. Что же он не отвечает! Да ведь у него пакет на голове, вот почему он молчит. Зойка срывает пакет, запах эфира разливается в воздухе…»

    Вывод: Да, любовь рождает жизнь, а нелюбовь жизнь убивает. Страшен тот факт, что о мальчике больше никто не вспомнит. И остается страшное ощущение: а был ли мальчик?

    - Как вы думаете, а для чего автор вводит в повествование дневник девочки военного времени?

    (-Это  дневник маленькой девочки, в котором она описывает  трудную жизнь в годы войны,  молодых ребят – солдат, за которыми она ухаживает в госпитале, о том, как страшно видеть их смерть.

    - Автор вводит этот дневник для того, чтобы читатель мог увидеть проблемы детей в голодное военное время и сравнить с теми проблемами, которые создают себе ребята в настоящее время.)

    - Вы догадались, чей это дневник?

     ( Анны Сергеевны, учительницы русского языка и литературы)

     - Прочитаем последний эпизод повести.

        - Случайно ли  автор приводит свою героиню в дом Анны Сергеевны?

        (- Только «эти чистые синие глаза » могли понять Зойку. И, закрывая повесть, хочется верить, что Зойкина жизнь с этой минуты должна измениться, она обязательно  сделает правильный выбор!)

    6. Чтение стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя…»

    7. Вывод.

     « Не оставляй же, читатель, никого – ни друга своего, ни встречного человека со злом один на один. Вставай рядом. Чем меньше равнодушных, тем больше шансов спасти Пакетика».

    4.Домашнее задание:

        подготовить устное сообщение на тему: «Современность

        проблемы, поднятой Л.Д.Басовой в повести «Зойка и Пакетик»»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наглядный материал_Ноты скрипичного и басового ключа_вариант 1

    Материал  для распечатки и использования на уроке сольфеджио...

    Наглядный материал_Ноты скрипичного и басового ключа_вариант 2

    Материал  для распечатки и использования на уроке сольфеджио...

    Наглядный материал_Ноты скрипичного и басового ключа_вариант 3

    Материал  для распечатки и использования на уроке сольфеджио...

    Инструкционно - технологическая карта "Заваривание чайного пакетика в чашке".

    Инструкционно - технологическая карта заваривания чайного пакетика в чашке....

    "Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).

    Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...

    Басовый ключ для начинающих

    Басовый ключ с самого начала с примерами и заданиями...