Великая Отечественная война в истории нашего села
творческая работа учащихся (краеведение, 11 класс) по теме

Куанышева Мариям Заманбековна

 

Данная исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны.

Научная значимость работы заключается в выявлении условий жизни людей, их выживания в суровые годы военного лихолетья, тяжёлого труда в военные годы, жертв принесённых во имя Победы. Людей проживающих рядом с нами, проанализировать их жизнь и цену победы. Осуществление поиска, изучения и систематизации документальных материалов об участниках Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voyna_nauchno-issled.rabota.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Кирово

                                                                                                                 

 Научно -  исследовательская работа                    

«Великая Отечественная война в истории нашего села»

                                                                                                                             Выполнила:

ученица 11 класса

Шлычкова Екатерина

Руководитель:

учитель истории Куанышева М.З.

                                                                               

Содержание

 I. Введение……………………………………………………………3

II. Основная часть.

 2.1.Никто не забыт. Ничто не забыто.   ……………………………4

 2.2.Мои односельчане годы Великой Отечественной войны……. 6

III. Заключение .,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,… .11

IV.Список литературы    …………………………………………..12

I. Введение

Моя исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны

Научная значимость работы заключается в выявлении условий жизни людей, их выживания в суровые годы военного лихолетья, тяжёлого труда в военные годы, жертв принесённых во имя Победы. Людей проживающих рядом с нами, проанализировать их жизнь и цену победы. Осуществление поиска, изучения и систематизации документальных материалов об участниках Великой Отечественной войны.

Задачи исследования:

 -  способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории своей малой Родины;                                                                                                                                      -  узнать как можно больше информации  об участниках Великой Отечественной войны, жителей села Кирово;                                                                                  -  привести в соответствие имеющие данные о точных потерях, уточнить списки погибших, списки не отмеченных на сельском обелиске и в Книге Памяти;                                                                                                                                            -показать, как отразилась война на судьбах кировчан, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу                                                                         -    использовать в работе  информационных технологии,  создать электронные презентации.                                                                                                                                  

Степень изученности проблемы

В художественной и научной литературе можно найти много работ по данной проблеме, которые  я  и  использовала. Я просмотрела и перечитала много книг о войне.  В этих книгах, в стихах показана весь трагизм Великой войны, жизнь в военные годы.  Многие стихи переложены на песни. Эти песни пели в военные годы на фронтах и в тылу. Их поют и сейчас.  

 Из газетных статей про период войны я узнала много о земляках-саратовцах, переживших страшные годы войны. В школе мы с ребятами встречались с  ветеранами, тружениками тыла. Постоянно общаюсь моей тётей, которая много рассказывала о прошлой жизни, о истории села. Много ценных материалов у нас есть в школьном музее, которые помогают осознать величие, значимость тех героических лет. Судьба наших предков, нашей семьи - яркое отражение истории нашей страны.

                             Основные этапы проекта.

 - совместная деятельность с учителем истории Куанышевой М.З., работниками сельского дома досуга и сельской библиотеки  по подготовке материалов;                                                                                                                                                    - работа с первоисточниками наиболее полно освещающих избранную проблему;                                                                                                                                                - знакомства и встречи с людьми – очевидцами событий прошлых лет;                    - изучение литературы и периодической печати;                                                                     - выбор методов исследования под руководством учителя истории.                                            

 -самостоятельная работа с данными по Великой Отечественной войне;           - работа с архивными материалами;

-анализ собственных данных, их сопоставление;                                                                                                                         - работа по подготовке исследованных материалов к оформлению, составление таблиц,  создание электронных презентаций.

                                            II. Основная часть 

  1. Никто не забыт. Ничто не забыто.

Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это я и хочу показать в своей работе.

     Все дальше в прошлое уходят события Ве ликой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы.

В селе Кирово есть улица Мира, так жители хотели показать, что главное в жизни любого человека – это мирное небо над головой.  Но лучшим памятником героям – землякам и всем погибшим в той войне - ПАМЯТЬ. Сохранение её для потомков.

 На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной. Этого не достаточно. Хотелось  бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.                                                                                    

Вот уже 70 лет минуло с той поры когда коварный враг напал на нашу страну. Много народа не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей, на суше и на море. Везде. Сейчас можно услышать, что не осталось тайн, и мы знаем всё о той войне.    

22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первые победы над страшным врагом - это было тоже в 41-ом. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны.  Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирала силы и Саратовская земля...

Так если мы знаем всё о войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной – « Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой некуда деться, когда из под вороха современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный и динамичный мир, оставшейся за кадром кинохроники тех жестоких лет? Нет, последнее слово о войне ещё не сказано. Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники.                                    Каким вырастет  новое поколение? А способен ли наш народ и сейчас на повторение подвига единения, братства , выполнить священный долг защиты Отечества?  Хорошо ли нам живущим  ныне быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? Нет. «Не должно этого быть!» решили мы с ребятами  и началась серьёзная работа.

     Погибшие живут среди живых,

     Ушедшие ушли, чтобы вернуться.

     Во всех сердцах, во всех домах людских

     Неслышные шаги их раздаются.

     Забыть их – значит их предать!

     Стать равнодушным хуже, чем убийцей.

     И не чугун, не бронза, не гранит, которые не раз бывали лживы,

     А память поколений их хранит. Вот почему посмертно они живы.

     Мы учимся сегодня, чтоб завтра строить, чтоб небосвод был вечно голубой -  Нет, не забудем никогда героев, что ради жизни шли в бессмертный бой!        

 Нам предстояло узнать об участии наших земляков в Великой Отечественной войне, в ходе которой была одержана нелегкая победа.  О героях, которые очень необходимы были тогда стране. Они проявили свои положительные качества, они-то и облегчили победу, а кто  они эти героические люди, когда-то также учившиеся в школе,

2.2. Мои односельчане годы Великой Отечественной войны.

Все сметающей на своем пути военной машине, могло противостоять лишь единство фронта и тыла многонациональной сражающейся страны, которое опиралось  на глубинное чувство патриотизма и государственного самосохранения русского и других народов, ясное осознание ими смертельной опасности и угрозы порабощения, нависшей над Отечеством, над каждой нацией, над каждой семьей. Но в 1942 году в результате насильственного переселения немцев Поволжья, решением президиума Верховного Совета РСФСР  Лизайдергейский кантон был переименован в Безымянский район, а село Кеппенталь в село  Кирово. Местные жители в большинстве своем были немцы, по данным переписи 1926 года в селе было 93 двора, в которых проживало 396 человек, из них немцев - 386 человек, таким образом, выслано было почти все население. Репрессированным людям запрещали участвовать в военных действиях, но они самоотверженно трудились в местах ссылки, внося свой вклад в приближение победы.  Опустевшее село было заселено эвакуированными из Курской и Тамбовской областей, их родные и близкие были на фронте.

 Часть из них по окончании войны осела в селе и таких ветеранов войны насчитывалось 24 человека. Это Акажанов Кублан, Миненков Василий Егорович, Биченков Алексей Семенович, Ворначев Михаил Дмитриевич, Велько Моисей Семенович, Гальцев Дмитрий Тимофеевич, Евтушенко Андрей Максимович ,Жданов Антон Андреевич, Зайченко Александр Михайлович, Истомин Петр Петрович, Ковалев Нинолай Николаевич, Козорез Павел Федотович ,Корчагин Петр Андриянович, Кононенко Иосиф Демьянович ,Мамзелев Егор Тимофеевич, Мусагалиев Габдулл Каримович, Мищенко Павел Егорович, Остапец Петр Романович, Парисеев Александр Яковлевич, Перелыгин Степан Петрович, Сало Яков Гаврилович, Сарбалиев Амир,Тонкошкур Василий Васильевич. Несмотря на то, что они не коренные жители мы на протяжении всех лет гордимся и помним их заслуги перед Родиной. Их имена занесены в Книгу Памяти «Они сражались за Родину». На примере их жизни, их беззаветного служения Родине, их отваги и мужества выросло не одно поколение моих односельчан. Хочется немного рассказать о некоторых из них, отдать дань памяти и уважения их военной доблести. Сталинградская битва. 200 дней и ночей. Одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины , погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.

Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу. И среди них был наш земляк, Мусагалиев Габдулл Каримович, он родился в 1913 г. в Московской области. Перед войной переехал в село Штайнгат. На фронт ушел в 1941 году, был пехотинцем, затем пулеметчиком. Участник Сталинградской битвы. Участвовал в освобождении Латвии, Эстонии, дошел до Польши.

 В бою потерял правую руку и был комиссован в 1944 году. Награжден медалями «За  Отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Пройдут века, а немеркнущая слава  доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя "Сталинград" золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.

Особое значение немецкое командование придавало захвату Ленинграда – колыбели трех революций, крупного индустриального, научного и культурного центра СССР. Его падение, по планам гитлеровцев, должно было предшествовать взятию Москвы. Таким образом, Гитлер рассчитывал достичь большего политического эффекта. Оборона Ленинграда сорвала все планы врага.
В конце сентября 1941г положение советских войск на фронте ухудшилось.
К этому времени 300-тысячная группа армии ”Север” полностью опоясала стальным кольцом Ленинград, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот. Лишь узкая полоска водного пространства по Ладожскому озеру связывала осаждённый город с большой землёй, но и она подвергалась непрерывному артиллерийскому и авиационному воздействию врага.
Убедившись, что штурмом Ленинград взять не удастся, немецко-фашистское командование начало планомерную осаду города. 21 сентября в ставке врага были разработаны тезисы доклада “О блокаде Ленинграда”, в которых говорилось:”...сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, вглубь России или возьмём в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии”.
Днём и ночью воины фронта с помощью населения создавали  многополосную оборону. В главной полосе обороны была создана широко разветвлённая сеть траншей и ходов сообщения; многочисленные стальные и железобетонные доты, изготовленные рабочими ленинградских заводов, дзоты и хорошо оборудованные открытые огневые точки давали возможность простреливать все подступы к переднему
 краю. Оборона противника просматривалась с тысяч укрытых и замаскированных наблюдательных пунктов.

Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город.
Вражеская авиация усилила налёты на Ленинград. Пользуясь подавляющим превосходством в воздухе, бомбардировщики днём и ночью сбрасывали на город тысячи фугасных и зажигательных бомб.
Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941г было не более чем на 30 - 60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи. А в Ленинграде кроме коренного населения находились десятки тысяч беженцев, войска. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400г, а все остальные - по 200г недоброкачественного хлеба в сутки. Резко сократилась выдача других продуктов.
В сентябре 1941г начала действовать знаменитая Дорога жизни - водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. Эта дорога приобрела стратегическое значение, она помогла отстоять советским людям колыбель Великого Октября.

И одним из этих мужественных людей, который воевал в блокадном Ленинграде, все время, пока она длилась,  был  Гальцев Дмитрий Тимофеевич 1913 года рождения. Его фронтовая эпопея началась с 23 июля 1940 года на советско-финской войне, в качестве артиллериста истребительно-противотанковой артиллерии 220 артполка, с июля 1940 по август 1941 года был стрелком 7-го рабочего батальона. А затем был переведен в 21  армейский отдельный рабочий батальон, в котором в 1945 году встретил победу.Всю тяжесть военных действий, голод и холод  в блокадном Ленинграде, он разделил со своими однополчанами и жителями  города.  Был награжден медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»,а в 1944 году, в результате разведывательной вылазки на позиции врага, взял «языка» и получил медаль «За отвагу».  

Хотелось бы остановиться еще на одном крупном сражении, на Курской дуге.

Остапец Петр Романович родился 10 января 1923 года, на Украине. Семья, спасаясь от фашистов, уходила все дальше на восток пока в сентябре 1941 года не остановилась жить в селе Кирово. Был призван на фронт в январе 1942 года в войска Изюмо-Барвинского направления под Харьковом в  качестве химика, а затем и пулеметчика. Был в окружении, имел три ранения. Дошел с боями до Берлина. За участие в ожесточенных боях на Курской дуге,

 операциях по форсированию Днепра, в районе Канево, награжден медалью «За боевые заслуги», за освобождение города Львова – медалью «За отвагу», за форсирование Одера награжден орденом «Красной звезды». Имеет благодарности за успешные боевые действия на Курской дуге, за освобождение городов Шепетовка, Тернополь, очищение от вражеских соединений Домбровского угольного бассейна в Силезии, за отличные действия при освобождении столицы Чехословакии – города Праги, древней столицы Польши – города Кракова, за взятие Берлина. Демобилизовался из армии в 1947 году. И 9 Мая он, вместе с другими ветеранами войны, будет встречать юбилей Победы, за которую он сражался. Солдаты воевали во имя мира и мечтали о будущем мире, в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

И вся страна, весь советский народ прикладывали неимоверные усилия, чтобы приблизить этот час.  И, чтобы обеспечить успешные действия на передовой, трудилась все, от мала до велика.  

В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Главным девизом всей страны стало: «Всё для фронта, всё для победы!» В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.

Женщины, старики, многие дети начали работать с 10 лет, выполняя непосильный взрослый труд, Пахали и боронили на плохоньких лошадях, на быках и даже на коровах. В бригаду давали две коровы на них боронили и доили, кормили рабочих.

В войну и послевоенные годы был страшный голод, ели крапиву, лебеду, из соболька пекли лепешки. Весной по огородам дети собирали перемерзлую картошку. Летом ловили сусликов. Не хватало дров, керосина, не было спичек. Колхоз получал все более трудные задания: новую группу людей в армию, новую партию тракторов и автомашин, лошадей - для формирования новых полков. Матери, старики и дети работали день и ночь. И это было легче не намного чем на войне, а может и трудней.»

И в моем селе есть такие люди, труженики тыла, которые в тяжелое военное время отдавали все свои силы и способности для приближения победы.

Это Кочергина Антонина Дмитриевна, Федоренко Евдокия Дмитриевна, Ильина Лидия Павловна, Широченко Иван Акимович, Спасская Елена Гавриловна, Гальцева Александра Никифоровна, Истомина Мария Антоновна, Горб Зинаида Васильевна. Низкий Вам поклон.

Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили люди, особенно дети военного поколения: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.         

 Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

 Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя

Поклонимся, поклонимся друзья!

                                           

III.  Заключение

Во всех уголках нашей страны война отозвалась эхом горечи. Всюду изыскивались, мобилизовывались средства и ресурсы для оказания помощи фронту. В ходе войны перед тружениками всей страны, а также  нашей Саратовской области,  в то время вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...  Саратовская область и наше село внесли свою долю,  свой вклад в дело  Победы . Тогда люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности.

Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего села, невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов,  да просто какой трудной была в то время жизнь нам особенно важно.                                                                                                                                                      Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость подобной работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину, я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.

Вглядитесь в эти фотографии. У этих портретов одно имя –ПАМЯТЬ.     Память о вечно живых, которые, не жалели себя, не щадили своих жизней, чтобы их дети, внуки, правнуки  жили в свободной стране, были счастливы, свободны.                                                                                                                                          Я могу долго смотреть на эти старые фотографии, пытаться представить их живыми, молодыми в окружении своих родных и близких. Я часто думаю, а смогла бы я ?… вытерпеть все то, что вытерпели они?                                          И мне хочется им сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Мне есть с кого брать пример в жизни. Я постараюсь поступать так, чтобы мне не было стыдно смотреть на вас, хотя бы на этих фотографиях. Я буду достойна  Вас, мои дорогие предки».

  День Победы. Он настал. Настал благодаря героическим, неимоверным усилиям советского народа, потери которого огромны.  К подножию великих монументов и скромных обелисков  в этот день люди несут цветы. Плачут и скорбят о погибших. Наша память и величайшая благодарность будут вечны!

Литература:

1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.

3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.

4. Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976.

5. Доризо Н. День нынешний и день вчерашний. М., Военное издательство.

6.Рождественский Р. «Реквием» «Детская литература», 1984.

7. «Краткие очерки из Истории Саратовского края ». 1987.

8.Олещенко Н.М «Во имя победы». М.;  1997.

9.Материалы из газеты «Сельская правда», 1995-20011 гг.

При подготовке использованы материалы:

Федеральная архивная служба России (Росархив):
kinarh@online.ru: http://www.rusarchives.ru

Федеральный электронный ресурс «Подвиг народа»http://podvignaroda.mil.ru/

 Президентская библиотека, электронный читальный зал http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx

Книга Памяти по Саратовской области

Фонды краеведческого музея Саратовской области

Материалы Кировского ДД, школьного архива МОУ СОШ с.Кирово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Великая Отечественная война в воспоминаниях наших земляков, Орловой Эльвиры Петровны и Воробьёва Владимира Васильевича», проведённый в 8 – 9 классах.

Сценарий составлен в традиционной форме: информационный блок. Следует избегать излишнего пафоса, громких слов о патриотизме. Каждый может определить свою роль в этом мероприятии: подготовка устных соо...

Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва. Наши земляки приближали Победу»

Цель: показать ход и раскрыть значение Орловско - Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе войны. Воспитать чувства патриотизма, самопожертвования на примере героизма советских в...

Сочинение на тему: «След Великой Отечественной войны в истории нашей семьи»

"70 летию Великой Победы посвящается" слышим мы каждый день с экраной телевизоров, радио и видим на сайтах интернета. Наверное в нашей стране нет такой семьи, которой не каснулась бы костлявая рука Ве...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

        Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...

Создание Книги Памяти «Памятная книга о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла села Зарубино»

Введение   Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а законч...

Исследовательская работа «История памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945г. в селе Нижний Суэтук»

Исследовательская работа «История памятника  погибшим  воинам  в годы Великой Отечественной войны  1941 – 1945г. в селе Нижний Суэтук»...

Герои Великой Отечественной войны в названиях улиц села Якшур-Бодья

Научно-исследовательская работа посвящена истории Героев Великой Отечественной войны, в чью честь впоследствии названы улицы села Якшур-Бодья....