Гражданственность и патриотизм в содержании образования и воспитательной работы
статья по краеведению по теме

Что означают понятия патриотизм и гражданственность. Как воспитать настоящего патриота?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanstvennost_i_patriotizm.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданственность и патриотизм в содержании  образования и воспитательной работы.

Прежде рассмотрим, что означают эти понятия:

Патриотизм ( от греч. patris – родина ) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; любовь к родине.

Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных качеств личности, формирующихся в системе образования и других видов деятельности; «понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».

Сущность гражданственности заключается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством и народом, использовании своих прав, соблюдении Конституции. Все эти качества в значительной мере формируются у учащихся в ходе изучения исторических дисциплин.

Честь, долг, дисциплина, самодеятельность, человеческое достоинство, гражданственность, любовь к Родине, к своему народу, природе, уважение к стране, государству, всему отечеству – вот слагаемые патриотического воспитания учащихся. 

 Возможно ли организовать жизнь подрастающего поколения так, чтобы дети не только умом, но и сердцем понимали свою ответственность, обязанности перед Родиной? Если возможно, то каким образом? Чем определяется гражданственность в обществе? Это феномен общественного или индивидуального сознания? Как формировать гражданственность в современной России?

Гражданственность – очень яркая черта личности. Она не появляется автоматически с приобретением гражданства, но формируется в человеке постепенно, начиная с детства.

Для честного исполнения своего гражданского долга не обязательно ждать каких-то особых случаев и условии. Отличная учеба, добросовестный труд на благо общества, борьба за правопорядок предоставляют большие возможности для проявления нравственной и гражданской зрелости. Исполнить свой долг перед обществом – честь для каждого.

В наше время возрастает ответственность личности за свою воспитанность и поведение. Человек не должен искать оправдании своих недостатков, начинать надо всегда с себя. Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой.

Ясно, что формирование гражданина – дело очень серьезное, ведь именно он, гражданин опора Отечества. Одной из приоритетных целей образования сегодня является воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные достоинства, обладающего чувством гордости за свою страну, республику, свой город или село и способного самореализоваться в условиях российской действительности.

Общество осознало, что сегодня необходимо уделять больше внимания патриотическому воспитанию. За долгие годы реформ мы потеряли патриотическое воспитание, в результате у определенной части молодежи сложилось безразличное отношение к Родине, нет чувства ответственности за будущее страны.

Но разве только на уроках граждановедения формируются российские граждане? В журнале «Педагогика» за 1999 год в статье доктора философских  наук Г.Филонова опубликована статья «Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития». Он справедливо замечает, что гражданское образование – это не школьный предмет, «это вся окружающая среда, атмосфера школы, совместно с взрослыми проекты, реальное участие в жизни своего поселка, города».

Именно гражданское образование во всем своем богатстве призвано в России выполнить социальный заказ общества. Заказ велик: обществу нужен гражданин, патриот. Потребность в  образованном, творческом, думающем созидателе жизни на Земле – совершенно естественная потребность россииского социума. Но не так просто выполнить потребность и заказ общества, как может показаться на первый взгляд.

С одной стороны, россииское государство всерьез занимается проблемами гражданского образования. Конституция РФ объявила права и свободы человека высшей ценностью. Государственная политика в области образования отражена во многих нормативно-рекомендательных документах.

Но с другой стороны, проблему создает необходимость создания единой слаженной системы воспитания.

Из чего складывается система работы

Основные направления:

1. Защитники Родины.

2. Возвращение к истокам.

3. Природное наследие.

Одной из проблем преподавания истории  является то, что описания прошлого учащиися воспринимает весьма отвлеченно. Как же заинтересовать ученика, сделать так, чтобы история стала для него интересной? Наибольшие возможности в решении этого вопроса предоставляет краеведческий материал. Знакомятся ученики с этим материалом на уроках, при посещении музеев, опросах сторожилов, на страницах местной печати. Вот уже третий год при школе действует краеведческий кружок «Поиск». Основное направление  в деятельности кружка – изучение истории города. Живущим на территории района есть чем гордиться: город Менделеевск – город шести Героев Советского Союза, город, в котором бывали в разные годы Д.И.Менделеев, Б.Пастернак, Я.И.Збарский, А.С.Карпов. Главная задача – содействовать воспитанию поколения людей, знающих и любящих свой край, уважающих славное прошлое народа, умеющих ценить и понимать настоящее. Результатом поисковой деятельности является участие кружковцев в различных конкурсах, где их работы отмечены грамотами и дипломами. Привлекая учащихся к активной поисковой работе, решается как педагогическая задача воспитания патриотов, истинных граждан своего Отечества, так и организационная – занять детей полезным трудом. Данные конкурсы, вне всякого сомнения, заметно оживляют, активизируют краеведческую работу, у школьников появляется конкретный стимул к творчеству, поиску, исследованию. Другим, не менее важным, результатом является создание в школе музейного уголка. В музее есть  стенды, посвященные  периоду Великой Отечественной войны, воинам-авганцам, учительским династиям   и др. При музее действует лекторская группа состоящая из учащихся школы. Ими проводятся экскурсии для  гостей школы, учеников младших классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель

Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма.(Из опыта работы)         В наши дни, когда функци...

Сообщение на МО «Формирование у школьников с ООП чувство гражданственности и патриотизма» (из опыта работы)

                         "Сообщение на МО «Формирование у школьников с ООП чувство гражданственности и патриотизма» (из опы...

Практико-значимая работа. «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма»

Школьный музей может и должен обеспечивать условия реализации содержания образования и учебно-познавательной деятельности, формирующих патриотизм школьников. Он интегрирует в себе возможности носителя...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в условиях введения ФГОС в практике работы учителя истории сельской школы.

Материал посвящён опыту работы учителя истории сельской школы по патриотическому воспитанию в условиях введения ФГОС ООО....

внеклассная работа как средство воспитания гражданственности и патриотизма

В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства ...