СТИХОТВОРЕНИЕ, РАСКРЫВАЮЩЕЕ ЧУВСТВО ЛЮБВИ К ЖЕНЩИНЕ
статья по краеведению по теме

Поэзия была для А.К.Толстого высшим выразителем любви, любви, которая помогает людям одолевать все тяготы, страдания, выйти из жизненных тупиков. Такой, на наш взгляд, и была во многом любовь А.К. Толстого к С.А.Миллер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no2.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

СТИХОТВОРЕНИЕ, РАСКРЫВАЮЩЕЕ ЧУВСТВО ЛЮБВИ К ЖЕНЩИНЕ

Поэзия была для А.К.Толстого высшим выразителем любви, любви, которая помогает людям одолевать все тяготы, страдания, выйти из жизненных тупиков. Такой, на наш взгляд, и была во многом любовь А.К. Толстого к С.А.Миллер.

Настоящая любовь пришла к А.К.Толстому именно со встречей с Софьей Андреевной на балу, зимой 1850-1851 года, когда он сопровождал будущего императора Александра II , любившего маскарады, и вручил свою визитную карточку незнакомке в маске.

«С густыми пепельными волосами Софья Андреевна была очень женственна; высокая, стройная, с тонкой талией. Но хорошенькой не была и с первого взгляда могла привлечь внимание разве что в маске. Необыкновенный вибрирующий голос (её пение завораживало). Мнения современников о ней противоречивы.

Обладая, по выражению П. Шаляпина, незаурядным эстетическим вкусом, С.А. Миллер стала лучшим и самым строгим критиком Алексея Константиновича. Своей любви А.К. толстой остался верен. Ему впервые было кому раскрыть душу «А душа у него высокого строя, гармоничная и тоскующая».

Найдя свою любовь, он открыл и свой путь в поэзии. «Его сверхчувственное слияние с природой и обострённое восприятие нравственных законов жизни сочеталось не только с тонкой нервной организацией, но и с духовной стойкостью. Он всегда увлекался философией, оккультными науками, но его целостное мировоззрение отразилось в слове с приходом любви».

Одним из впечатляющих из всей русской любовной лирики является стихотворение А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» (1851), посвящённое С.А. Миллер

Строки этого стихотворения, ставшие словами известного романса, автобиографичны: они обращены С.А.Миллер, тогда ещё будущей жены А.К. Толстого. В этой, говоря словами Елены Тахо – Годи, стихотворной новелле Толстой с летописной точностью запечатлел все свои впечатления то встречи с незнакомкой. Читатель становится свидетелем многолюдного и шумного бала, в суете которого появляется женщина в маске:

…но тайна

Твои покрывала черты…

Слово «тайна», сводящее к шепоту всё течение стихотворения, становится, на наш взгляд, эмоциональным и смысловым центром всего произведения.

Лица героини не видно, но её тонкий стан, задумчивый вид, печальный взгляд – всё это воспроизведено с живописной зримостью. И всё-таки в портрете незнакомки есть какая-то неопределённость, недоговорённость.

Ощущение недосказанности возникает потому, что в описании героини сталкиваются противоположные начала: в её дивном голосе слышится и звук нежной свирели, и рокот морского вала, её речь весела, но очи печальны, её смех одновременно «и грустный и звонкий». Тайна, покрывающая черты незнакомки - не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик.

Лирический герой стихотворения ещё сам полон неопределённых чувств - ему грустно и одиноко, ему ещё только кажется, что он полюбил, он сам ещё в этом не уверен. «Мимолётное виденье» растревожило его душу, лишило покоя, наполнило его сердце неясными грёзами ( недаром возникает параллель с пушкинским « Я помню чудное мгновенье…»: у Толстого « В тревоге мирской суеты…», у Пушкина  - «В тревоге шумной суеты »).

Простое «непоэтическое» слово в окружении традиционных, общепринятых эпитетов и образов, как нельзя лучше передаёт душевное состояние героя (и автора), бесконечно уставшего от светской – тире «житейской суеты», именно в любви видит жизненный идеал, а идеал всегда далёк от земного существования, поэтому герой и уходит в мир грёз и фантазий. «Тайна» незримо царит во всех строках стихотворения, и эхо её слышно в самых последних , не дающих прямого ответа рассудку, но ясных для сердца:

И грустно я так засыпаю,

И в грёзах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Но нужно сказать, что произведение А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» представляет собой не просто свидетельство о знаменательной вехе в биографии его автора. Направленность, удивительная музыкальность этой стихотворной новеллы привлекли к ней подлинных ценителе поэзии. Благодаря Петру Ильичу Чайковскому, стихотворение превратилось в романс, который уже более века исполняют всё новые и новые поколения певцов.

Стихотворение состоит из 5 строф с перекрёстным типом рифмовки, написано трёхстопным амфибрахием, что делает стихотворение задушевным и содержит сочетание мужских и женских рифм:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

В данном стихотворении автор в целях большей художественной выразительности использует сравнения и метафоры, например, звучание голоса, как звон свирели, как вал моря.

Поэт использует приёмы словесной инструментовки, например:

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал.

Повторение звука [Л] придаёт стихотворению плавность, напевность, а повторение звука [Р]  в сочетании «как моря играющий вал» передаёт энергичный шум моря.

Для большей выразительности А.К. Толстой вводит в стихотворение и инверсии, например:

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый прилечь…

В целом, для данного стихотворения  характерен прямойпорядок слов в предложениях, например:

Я вижу печальные очи,

Я слышу весёлую речь.

Для выделения какого-либо признака автор использует повторы, например, голос звучал:

Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал.

(анафора)

или

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Поэт подчёркивает всеохватность чувства любви героя. В целом стихотворение является типичным образцом «романсовой» лирики Алексея Константиновича Толстого.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок « Музыкальная гостиная». Тема: «Великое чувство любви в музыке» - (8класс)

Ожидаемый и диагностируемый результат:ПредметныеУглубить понимание учащимися  различных музыкальных  жанровМетапредметныеФормировать умение сравнивать, находить общее и различия, обобщ...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ( ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ).

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ( ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ).                                    ...

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ Сценарий утренника к 70-летию Победы Цель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа. Задачи: - Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г ; - Разв

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫСценарий утренника к 70-летию ПобедыЦель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа.Задачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событи...

План конспект открытого урока "Рreparing for mother\'s day" чувство любви и уважение к родителям.

Цели углубить и закрепить знания учащихся по теме "Family", "Meals" увеличить словарный запас учащихся, развивать навыки говорения, внимание, речь; воспитывать интерес к изучаемому языку, чувство любв...

Мир, в котором нет любви (Судьбы женщин в «тёмном царстве»)

Цели:-обучение учащихся элементам сравнительного анализа героев  драматических произведений на русском и тувинском языках с целью подготовки к домашнему сочинению «Мир, в котором нет любви (Судьб...

Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

Статья ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К «МАЛОЙ РОДИНЕ»

Основополагающие факторы современного воспитательного процесса школьников заложены в Федеральном Законе «Об образовании». В нем духовно-нравственное развитие учеников в общеобразовательной...