«Нашествие кочевых народов на Северный Кавказ» (готы, гунны)
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме

 

познакомить  учащихся с нашествием кочевых         народов на

                                 Северный Кавказ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kubanovedeniya_v_6_klasse.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  Кубановедения в 6 классе

Раздел:                   История Кубани

Тема:                    «Нашествие кочевых народов на Северный    Кавказ» (готы, гунны)

Тип урока:              введение нового материала.

Форма урока:        традиционный урок

 Цель:                      познакомить  учащихся с нашествием кочевых         народов на

                                 Северный Кавказ

знать:                      

  1. причины проникновения кочевых народов на Северный Кавказ;
  2.  условия, способствующие победам завоевателей;  
  3. последствия нашествия кочевых народов на Кубань

уметь:                       

  1. развивать навыки работы с картой; иллюстративным материалом;
  2. применять изученные термины в рассказе;
  3. выделить главное и заполнить таблицу

Оборудование:

  1. Карта «Великое переселение народов»
  2. Атлас История Кубани
  3. Основа таблицы  «Нашествие гуннов и готов на Северный Кавказ»
  4. Терминологический лист
  5. Иллюстративный материал
  6. Записи на доске (дата, тема, цель, план урока)

План урока:

  1.  Орг. момент урока
  2. Изучение нового материала:
  1. описание готов и их вторжения в Северное Причерноморье
  2. причины, условия, последствия проникновения гуннов на Северный Кавказ
  1.   Физкультминутка
  2. Закрепление знаний: игра «Данетка»
  3. Контроль:  вопросы теста

План сообщения нового материала:

  1.  Переселение готов в Северное Причерноморье
  2.  Причины завоевательных походов гуннских племен
  3.  Проникновение гуннов на Северный Кавказ
  4.  Последствия нашествия гуннов на Северный Кавказ

Основные понятия:

Великое переселение народов – массовое перемещение народов в 4 – 7 вв., изменившее этническую и политическую карту Европы

Кочевники – племена и народы, занимавшиеся скотоводством и мигрирующие в поисках новых пастбищ

Готы – германские племена,  сформировавшиеся на Скандинавском полуострове, переселившиеся в Северное Причерноморье

Гунны – кочевой народ,  тюркоязычной группы, перемещение которых вызвало Великое переселение народов, ранее кочевавший близ Китая

Опорные предложения:

  1. высокое искусство владения оружием.
  2. разорение и частичное уничтожение народов, подвергшихся их ударам.
  3. слабость племен Северного Кавказа, разрозненных и ослабленных внутренними конфликтами и войнами.
  4. война – постоянный промысел и основной источник добывания жизненных благ.
  5. кочевой образ жизни
  6. агрессивность и быстрота нападения
  7. замедление развития хозяйства у покоренных народов
  8. использование военного опыта покоренных народов
  9. избыток населения

Личная карточка учащегося

Фамилия учащегося

Форма работы

Оценка

  1. Вопросы о готах
  2. Заполнение таблицы
  3. Взаимоопрос по таблице
  4. Данетка
  5. Тест

Ход урока

  1. Орг. момент

Ребята, сегодняшний наш урок является очередным в цикле изучения страниц истории Кубани.  

Тема нашего урока: «Нашествие кочевых народов на Северный Кавказ»

Вам представляется прекрасная возможность мысленно перенестись в то далекое время, представить себя на месте жителя Кубани, или представителя кочевых народов, оказавшихся на Кубани.

 Вы должны знать:

  1. причины проникновения кочевых народов на Северный Кавказ;
  2. условия, способствующие победам завоевателей;  
  3. последствия нашествия кочевых народов на Кубань

Вы должны уметь:                                  

                 развивать навыки работы с картой;

  1. иллюстративным материалом; 
  2. применять изученные термины в рассказе; 
  3. выделить главное и заполнять таблицу

             

Эпиграфом к нашему занятию я взяла строки

Бывают края,

Что недвижны веками

Зарывшись во мглу и мох,

Но есть и такие,

где     каждый камень

Гудит голосами эпох

      И. Сельвинский

  1.  Введение  нового материала.
  1. Ребята, по ходу моего рассказа попытайтесь определить:
  1.  внешний облик готов
  1. этническую принадлежность вторгшихся на Кубань племен;
  2.  где  эти племена  жили первоначально;
  3.  какой образ жизни вели;
  4.  каковы последствия вторжения

Впервые с готами вы познакомились при изучении истории Древнего мира, и римляне называли их варварами, дикарями, т.к. их внешний вид говорил сам за себя: длинные, густые волосы, одетые в звериные шкуры, вели себя необузданно и грубо, говорили на непонятном им языке.  Готы относились к германской группе племен и первоначально жили на территории нынешних  Швеции и Германии. Жили в лесах, но в первые века нашей эры, готы снялись с насиженных мест и стали кочевать на другие более плодородные земли.

В середине 3 века готы обрушиваются на ослабленное Боспорское царство. Боспорские правители, не имея сил для отражения агрессии со стороны воинствующих племен, разрешили им свободный проезд через пролив. Более того, они предоставили в распоряжение готов свой флот, который те использовали в пиратских целях в Причерноморье и Средиземноморье. Готы совершали грабительские походы на греческие прибрежные города Афины, Коринф, Эфес и другие.

Следствием господства готов на море явилось почти полное прекращение внешней торговли Боспорского царства. Под ударами готов гибнут мелкие поселения, а крупные города приходят упадок, что вызвало экономический кризис в государстве.

(Завершение учителем рассказа и обращение к учащимся.)

 Учитель: Ребята, обратитесь к вопросам, поставленным мною ранее, а также покажите на карте:

  1. переселения готов
  2. Боспорское царство
  3. Афины, Коринф, Эфес
  4. Северное Причерноморье
  5. Средиземноморье

2. – 4. Учитель. Ребята, посмотрите на план,  и скажите,  к изучению какого  вопроса мы переходим? Молодцы, к вопросу о вторжении на Северный Кавказ гуннов. По ходу рассказа вам предстоит заполнить таблицу «Нашествие гуннов на Северный Кавказ» Для помощи вам, подготовлены опорные предложения, которые вы можете активно использовать при заполнении таблицы.

Табл. «Нашествие гуннов на Северный Кавказ»

Причины завоевательных и захватнических войн

Условия, способствующие нашествию гуннов

Воинские качества и боевая тактика гуннов

Последствия

     Ребята, в 4 – 7 веках начинается Великое переселение народов. Начало Великому переселению народов положило нашествие тюркских племен гуннов в Европу.  И вызвано оно было целым рядом причин:

  1. избыток населения
  2. война – постоянный промысел и основной источник добывания жизненных благ
  3. кочевой образ жизни

В последней четверти 4 века этот новый племенной союз вторгся на территорию Северного Кавказа. Какие условия способствовали нашествию гуннов?

  1. слабость племен Северного Кавказа, разрозненных и ослабленных внутренними конфликтами и войнами.

Успех завоевателям был обеспечен за счет определенных воинских качеств и боевой  тактики, применяемых гуннами:

  1. высокое искусство владения оружием
  2. агрессивность и быстрота нападения
  3. использование военного опыта покоренных народов

Последствия. Подвергнув территорию Боспорского царства опустошительному погрому, гунны:

  1. разорили и частично уничтожили народы, подвергшиеся их ударам
  2. замедлили темп хозяйственного развития покоренных народов

Ну, что же вы прекрасно справились с заданием. Обратитесь к своему соседу и расскажите ему о вторжении гуннов на Северный Кавказ по плану (таблице). Оцените его рассказ.

 

 Учитель. Ребята, на протяжении нашего урока вы немного утомились. Давайте сбросим с себя лишний груз и расслабимся.

Повторяйте за мной:

Раз – подняться-разогнуться.

Два – согнуться-разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – усталость мы отбросим.

Учитель:  Ну, и теперь настало время закрепить изученный нами материал. Я предлагаю Вам поиграть в игру «Данетка». Условия ее очень просты: я называю известные вам факты и события, а вы, соглашаясь – поднимаете красные карточки, не соглашаясь – синие. Вопросы могут быть заданы не по порядку. Итак – начнем!

  1. Готы относились к германской группе народов (да)
  2. Гунны вторглись на территорию Турции (нет)
  3. Вторжение готов и гуннов на территорию Северного   Причерноморья  привело к расцвету этих земель (нет)
  4. Гунны, кочевой тюркоязычный народ, пришедший из глубин Азии (да)
  5. Одним из главных условий победы гуннов явились агрессивность и быстрота нападения (да)
  6. Основной свой удар готы обрушили на ослабленное Боспорское царство (да)
  7. Великое переселение народов началось в 20 веке (нет)
  8. Народы Северного Кавказа не смогли победить кочевников из-за внутренних конфликтов (да)
  9. Кочевники – это оседло живущие племена (нет)
  10. Готы совершали грабительские походы на греческие прибрежные города Афины, Коринф, Эфес (да)

Учитель: Вы успешно справились с «Данеткой», и я надеюсь у вас не вызовет затруднения тестовая работа.

Тестовая работа

  1. Германские племена готов появились на территории Северного Причерноморья в:

а) 3 веке

б) 5 веке

в) 6 веке

  1. Великое переселение народов вызвали миграции:

а)   индийцев

б)   гуннов

в)  вандалов

  1. Определите государство, куда вторглись готы и подвергли его жесточайшему разграблению:

а) Хазарское царство

б) Египет

в) Боспорское царство

  1. Определите причины вторжения гуннов  в Северное Причерноморье:

а) война – постоянный промысел и основной источник добывания жизненных благ

б) разорение и частичное уничтожение народов, подвергшихся их нападению

      в) кочевой образ жизни

  1. Вторжение готов и гуннов на территорию Северного Причерноморья привело:

а) расцвету крупных и мелких городов на этой территории

б) замедлили темп хозяйственного развития покоренных народов

в) привело к развитию взаимоотношений между народами местными и пришлыми

 Учитель. Итак, ребята вам стали известны, народы, волею судеб оказавшиеся на территории нашего края. Они были не первыми, и, к сожалению не последними на территории нашей малой родины. Но это вы будете изучать на последующих уроках Кубановедения.

Проверка тестов

Я сегодня хочу поставить оценки следующим учащимся:

………………………………………………………………

Я же в свою очередь благодарю Вас за урок, мне было приятно познакомиться с вами и проводить урок.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние гунны

Первое тюркское государство в Центральной Азии...

Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ

Презентация урока по кубановедению для 6 класса....

Технологическая карта урока кубановедения в 6 классе по теме "Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ"

Цели  и задачи урока:познакомить учащихся с кочевниками гуннами, характеризовать нашествие гуннов в связи с  Великим переселением народов, выяснить причины военных побед гуннов и последствия...