Нижегородские сказители
план-конспект урока по краеведению (6 класс) по теме

Шитова Светлана Александровна

пусто

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nizhegorodskie_skaziteli.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородские  сказители

Цели: закрепить знания о сказителях нижегородской области; дополнить знания о сказках;  учить детей сочинять сказки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя с элементами беседы

         Только представьте себе: многие сказочники знали более ста сказок. Причем в зависимости от того, кто ее слушал, рассказывали одну и ту же сказку по-разному: то сделают из сказки сказочку для самых маленьких,  то расскажут так.  Что у слушающих слеза выступит, а то так рассмешат, что не сразу и успокоишься. А ведь сказители часто не знали даже обыкновенной грамоты, зато они знали особенности сказки, умели украсить свой рассказ нужной и единственно нужной и единственно верной манерой сказывания, которая помогла сказителю усилить очарование сказки интонацией, голосом, мимикой. Например, рассказывая о сварливой старухе, сказочник с такой интонацией передаст ее слова, что на миг слушателям покажется, что видят они эту старуху.

         Кстати, небольшое отступление.  Постарайтесь понять и запомнить то, что я сейчас скажу. Настоящий писатель-творец не столько в своем произведении рассказывает о событиях, героях, сколько показывает их, рисует словами, как красками. И если вы зримо представите себе то, о чем читаешь, значит, перед вами действительно художественное произведение.

Но вернемся к сказочникам. А если сказочник любит своего героя, то голос рассказчика станет особенно проникновенным, нежным, а лицо будто просветлится все. Манера эта передавалась от сказителя к сказителю.  Но как один человек не похож на другого, так и манера сказывания зависела от личных качеств сказителя.

Но нас сейчас интересует, прежде всего,  то, как нашим неграмотным сказителям удавалось запоминать так много сказок. Уверяю вас, специально они их не учили.

           Помогала же им сама сказка, которая всегда начинается с зачина. Дальше в зависимости от группы (волшебная, о животных, бытовая), к которой относится сказка, герои, наделенные определенными качествами, вступают в противоборство, противоречие, иначе говоря, в конфликт.

Общие черты есть и в сюжете. Об этом вы сами говорили очень подробно. Заканчивается сказка концовкой.  Помогают сказителю и традиционные в сказке повторы, общие места. И конечно,  сказку нельзя представить без постоянных эпитетов. Я начну приводить примеры таких сказочных эпитетов, а вы, ребята, продолжите: добрый молодец, серый волк, красна девица …

          Часто определение ставится после определяемого слова: солнце красное, красавица писаная, нередко встречаются слова с уменьшительно-ласкательным значением: зернышко, травушка…  И еще очень часто встречаются усилительные частицы: -то, вот, что за, -ка. Все это делает строй сказки плавным, напевным.

  1. Беседа обобщающего характера. Подбор примеров.

          Вот, ребята, сама сказка, ее жанровые особенности помогали сказителям. Помогут они и вам, когда вы будете сочинять свою собственную волшебную сказку. Только сначала, ребята, подберите свои примеры тех художественных особенностей сказки, о которых мы только что говорили. И тогда, я уверена, сказка получится по-настоящему интересной и волшебной!  

  1. Проба пера. Работа над черновиками сказок.
  2. Подведение итогов. Домашнее задание: дописать сказку.

В помощь учителю

Жили-были сказочники в Нижегородской области (о сказителях А.П. Марковой,  А.Н. Юматовой,  А.В. Алексеевой, М.А. Сказкина и  др.)

Александра Петровна Маркова

         Жила была в городе Богородске бабушка   Александра Петровна Маркова. Старенькая - престаренькая. Много нее было друзей.

Идет, бывало, она по улице, - с одним поговорит, другому совет даст, третьего о его делах расспросит, о себе расскажет…                                                                                                                  

Трудно ей жилось в старые времена. Выросла Александра Петровна

В бедной рабочей семье.  Отец ее плотничал, а мать была прачкой. В детстве будущей сказочнице почти не пришлось учиться, а раннее замужество и заботы о хлебе насущном, казалось, навсегда отодвинули ее мечту об образовании.

         В 30-е годы 20 века, несмотря на свой возраст (а ей было тогда уже за сорок), пошла Александра Петровна в школу, грамоту освоила, считать научилась, а потом бухгалтерские курсы закончила, на медсестру выучилась. После работала она в яслях да в детских садах. Своих детей растила, чужих берегла.   От любви к детишкам и сказки собирать да рассказывать стала.  А началось это еще в юные годы. Уже тогда она с большим интересом слушала сказки  от своих дедушек и бабушек да от тех мастеровых людей, рядом с которыми жила на одной  из окраинных улиц  Саратова. Позже появилось желание не только слушать, но и самой рассказывать да и записывать услышанное. И так повелось с той памятной Александре Петровне поры.   Окружат ее, бывало, ребятишки и наперебой: «Расскажите, пожалуйста, сказку о колобке»,  «Нет лучше про то, как  репку из земли тянули».

          Особенно любила рассказывать бабушка Маркова сказки о зверюшках   да о птичках. К тому же Александра Петровна не просто рассказывала свои сказки, а как будто на сцене представляла. Ребята как живых видели то лисичку-сестричку – обманщицу, то важного индюка, то завистливого гуся. Бабушка рассказывает – представляет, а детишки слушают и смеются. Да и как им не смеяться! Одна ее сказка потешнее другой.

         Так вот слушают сказки бабушки Марковой и ума набираются, добру учатся и, конечно, догадываются, что такое может и людей случиться. И поэтому они особенно радуются, что синичка в одной из сказок без гнездышка не осталась – приютили ее добрые ласточки.

Много, очень много знала сказок Александра Петровна.  Лучшие из них печатались книжными издательствами в виде небольших сборников для детей дошкольного и младшего школьного возраста под названием «Сказки бабушки Марковой».

         Наряду с такими произведениями, где события происходит в мире животных, Александра Петровна знала немало сказок и иного, социально-бытового содержания. В них действие разворачивается в человеческом обществе, и речь идет прямо, а не иносказательно об отношениях между людьми.

         Сказки,  которые почти на протяжении восьмидесяти лет своей жизни рассказывала Александра  Петровна Маркова, и ныне вызывают большой интерес у юных и взрослых читателей, ибо была она из плеяды «природных русских педагогов» - сказочников, высоко оцененных в свое время основоположником нашей  национальной педагогической науки

 К.Д. Ушинским.

   Александра Николаевна Юмакова

          Александра Николаевна Юмакова родилась в селе Белышеве Ветлужского района.  Сказки очень любила  слушать и рассказывать с самого детства.  Отец маленькой Саши, Николай Васильевич не только крестьянствовал,  а и портняжничал, особенно по зимам.  Как вспоминала сама Александра Николаевна: «А портные и да плотники почти всегда сказки говорят, потому что они руками, а голова,  да язык у них не заняты, вот они  и рассказывают!..»  

         Переняв то своего отца его обширный сказочный репертуар, в котором преобладали  сказки о животных и произведения острого социально-бытового содержания, Александра Николаевна сначала воспользовалась только первой из названных сказочных разновидностей. Очень часто рассказывала она своим, да и соседским, детям такие присущие,  пожалуй, только ее репертуару сказки: про дружбу петушка с котиком, о зайчике, оказавшемся в беде, про хитрую лису, которая так бессовестно обманывала доверчивого зайца…

Александра Васильевна Алексеева

         Видной сказочницей нашей области давно зарекомендовала себя уроженка села Большое Болдино Александра Васильевна Алексеева. Еще в детстве увлекшись рассказываемыми бабушкой сказками, Александра Васильевна с молодых лет стала известна в родном селе как незаурядная сказочница и песенница. Именно поэтому к ней и  обратился в 1928 году ленинградский ученый  – корреспондент В.И. Чернышев, разыскивая сказки и предания пушкинских мест во время фольклорной экспедиции в Большеболдинский район. Вспоминая о той встрече с юной Сашей Метелкиной, маститый ученый напишет, что семнадцатилетняя девушка – «грамотная, училась в школе две зимы. Рассказала шесть сказок, слышанных ею от бабушки.  В  городе не жила.  Ее сказок никто не записывал.  Несколько смущалась тем, что я записываю ее сказки и отметил биографические сведения о ней.  Просила не печатать о ней в газете».

В то время от А.В. Алексеевой были записаны и в 1950 году опубликованы сказки « Волшебное кольцо», «Про разбойников», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»,  « Про орла» и др.. С той памятной даты пролетело не одно десятилетие.  Много событий произошло  за эти годы в жизни Александры Васильевны. Было счастливое замужество, воспитание детей, работа, а позднее – заслуженный отдых и постоянные хлопоты по дому. И всегда и всюду  - давняя и неизменная любовь к устному народному творчеству. С годами рос и совершенствовался ее сказочный репертуар. В общей сложности имеется более тридцати текстов, записанных от А.В. Алексеевой.

         В репертуаре сказочницы преобладают волшебные сказки.  В  них, наряду со многими фантастическими персонажами и событиями, действуют чудесные помощники героя, взятые преимущественно из числа хорошо знакомых читателю  домашних животных и обитателей среднерусских лесов («Про коровушку Буренушку», «Волшебное колечко»,  «Мальчик с пальчик»). Как и традиционные волшебные сказки, встречающиеся в классических сборниках устного народного творчества, сказки, рассказываемые Александрой Васильевной, прославляют подвиги людей, готовых до последнего вздоха бороться за торжество правды и добра.

Унаследованные от дедов и прадедов сказки А.В. Алексеевой сохранили и донесли до нашего времени не только богатой тематическое разнообразие сюжетов, но и донесли до нашего времени не только тематическое разнообразие сюжетов, но и особенности речевого оформления произведений этого жанра. Они сберегли для потомков все то, что было присуще русской народной сказке.

Михаил Ананьевич Сказкин (Лебедев)

        Имя Михаила Ананьевича Сказкина ( настоящая фамилия -  Лебедев) занимает одно из почетных мест в ряду русских сказочников. Уроженец села Темта, расположенного в шести километрах от современного города Урень, М.А. Сказкин (1883 – 1967) всю свою жизнь, за исключением лет, проведенных на службе в царской армии в период 1-й мировой войны, прожил в лесной стороне нижегородского Заволжья.Не случайно поэтому события, о которых рассказывает он в своих сказках, нередко разворачиваются в поле или лесу, а многие его герои пашут землю и выращивают хлеб и слывут непревзойденными в мастерстве кузнецами, лесорубами, плотниками.

         Рано лишившись матери, будущий сказочник с детских лет познал беспросветную нужду, которая была уделом большинства крестьянских ребятишек дореволюционной России. Вспоминая о годах своего детства, Михаил Ананьевич рассказывал: « Мать умерла рано, не помню ее. Остались мы у отца пятеро. Очень бедно жили. Отец в батраках ходил. В лето, когда мне в школу идти, бегали мы как-то в лес. Там ягоды да грибы собирали, ну и, конечно, играли, перепрыгивали через канаву. И там один из друзей нечаянно мне топором по ноге ударил да и порубил пятку. Через это, почитай, я  и в сказки ударился.  Полтора года просидел дома, никуда не ходил из-за больной ноги. Ребятишки придут из школы, сядут за стол читать, а я смотрю на них. Стал приглядываться, чего они делают. А тут один принес мне книгу с азбукой, я и затвердил все слова, стал помаленьку читать. Тут как раз и принесли книгу сказок. Очень мне понравилась сказка о царе Картаусе…»

         Сказки уводили начинающего читателя в мир добрых дел и невероятных свершений. Нужда и голод гнали в ту пору многих детей на заработки. Не миновал этой участи и десятилетний Миша Лебедев. Отец отдал его работать на водяную мельницу, что стояла на речке Усте. Нещадно угнетаемый мельником «мальчишка на посылках», выполняя нелегкие задания, за тяжелым трудом не растерял своего пристрастия к сказкам.  Более того, мельница стала для Миши местом, где он познакомился с новыми сказками, полученными теперь не из книг, а непосредственно из уст народа. Приезжавшие на помол зерна крестьяне иногда не одни сутки ожидали своей очереди  и нередко, коротая дни, рассказывали деревенские новости и, конечно, занимательнейшие сказки. К ним-то и любил бегать, выкраивая хотя бы чуточку свободного времени, маленький слушатель.

Еще в детские годы Миша самостоятельно овладел грамотой, а к моменту призыва  в армию научился мельничному и плотничному делу, да с помощью отца освоил сапожное ремесло. Не оставлял юный Лебедев и полюбившиеся ему сказки. Потом в жизни у сказочника была такая мрачная страница, как служба в армии во время 1 мировой войны. После возвращения домой крестьянствовал. Он не только трудился, а и с неменьшим мастерством рассказывал сказки.

        Шли годы, а с ними неизменно росло мастерство сказочника, расширялся его репертуар.

           Репертуар нашего сказочника поистине феноменален как в количественном отношении, так и по содержанию.  Важнейшей особенностью его является редкостное разнообразие сюжетов. В репертуаре М.А. Сказкина широко представлены все три жанровые разновидности сказок, однако,  особый интерес вывзывают среди них волшебные  и социально-бытовые.

       Активно обращаясь к устойчивым сказочным сюжетам былого, творчески разрабатывая, видоизменяя, совершенствуя и умело сочетая их, М.А. Сказкин создавал новые изумительные сказки, существенно обогащая сокровищницу русского устного народного творчества.

Используемая литература

  1. Жили-были сказочники: Сказки родного края/  Сост. В.Н. Морохин. – нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990, - 287 с.
  2. О родной земле, о её людях, о ваших сверстниках: Беседы о  книгах писателей–горьковчан с учащимися 6-8 кл. – Горький, 1985. - С. 10-11.