Проект "Мир вокруг нас".
материал по краеведению на тему

Участие в областном эколого-краеведческом конкурсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_avtosohranennyy.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №57»

Проект «Мир вокруг нас»

Экологическое воспитание дошкольников в творческом объединении школы раннего развития «Ступеньки» на занятиях творческого объединения «Мой родной край».

Руководитель творческого объединения «Ступеньки»: Александрова Анна Валерьевна

Руководитель творческого объединения «Мой родной край»: Арупова Гульбану Адиетовна

Заместитель директора по ДО, учитель географии:

Вострикова Елена Александровна

Астрахань 2012г.

Содержание:

Актуальность реализации идеи экологического воспитания дошкольников.

Содержание экологического проекта «Мир вокруг нас», в школе раннего развития «Ступеньки» на базе МОУ «СОШ№57».

Реализация проекта «Мир вокруг нас» и его структура.

Диагностика экологического воспитания детей.

Протоколы диагностики и практическая деятельность по уходу за природными объектами.

Участники проекта.

Оборудование и материалы для проведения исследований.

Сроки реализации проекта, ведение дневника наблюдений.

Этапы деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.

Эффективность деятельности.

Список литературы.

1.Актуальность реализации идеи экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников актуально так как экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Экология – это комплекс наук (общая, лесная, медицинская, космическая экология и другие), исследующих различные аспекты взаимоотношения живых организмов и условий среды. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к окружающей действительности.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

В раннем детстве – формировать чувство эмоциональной близости с природой.

В школьные годы – способствовать пониманию целостной картины мира.

В период взросления и зрелости – развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

Первым звеном в системе экологического образования является дошкольное.

Из этой проблемы вытекает цель данного проекта:

Ознакомление дошкольников с живой и не живой природой, формирование начал экологической культуры.

Задачи проекта:

Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

Формирование знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

Развитие эмоционально – доброжелательного отношения в процессе общения с живыми объектами, осознания как активного субъекта окружающего мира;

Развитие интереса к окружающему миру, умения правильно взаимодействовать  природой и рационально использовать природные ресурсы.

Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, пришкольного участка, города и т.д., развивать интерес к родному краю;

Совершенствования нравственно – экологического воспитания, эстетического отношения к окружающей действительности.

За основу своей работы в данном направлении мы взяли «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой рекомендована Министерством образования и науки Р.Ф. для дошкольных образовательных учреждений.

Данная программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.); стимулирует развитие любознательности.

Воспитанникам творческого объединения «Мой родной край», на занятиях которого происходит экологическое образование дошкольников, участвующим в данном проекте легче адаптироваться к школьной программе «Окружающего мира» и помогает им в дальнейшем образовании.

2. Содержание экологического проекта «Мир вокруг нас», в школе раннего развития «Ступеньки» на базе МОУ «СОШ№57».

В начале работы, руководителем творческого объединения «Мой родной край», проводится диагностика экологической воспитанности детей. Что позволяет выявить наиболее важные направления в работе конкретно с каждым ребенком и поможет дифференцированно строить ее; она выявляет характер представлений ребенка о живом, помогает изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов, проанализировать характер ребенка ко всему живому в естественных условиях.

Используется при этом метод индивидуальной беседы. В зависимости от уровня экологической воспитанности детей и планируется реализация проекта «Мир вокруг нас».

Ребенок и окружающий мир

Предметное окружение Явления общественной жизни Мир природы

Реализация проекта целесообразна при подаче экологических знаний в процессе интеграции разных видов деятельности – у детей будут складываться более полные представления об окружающем мире.

Следует подвести детей к пониманию того, что разнообразный растительный и животный мир является необходимым звеном цепочке биосистемы на земле; показать, что почти все пищевые связи в природе начинаются с зеленных растений, роль которых очень велика.

Знакомство детей с законами природы, ответственность за совершение действий в окружающей действительности. Рациональное использование природных ресурсов в быту (воды, энергии и т.д.). Экологически грамотное поведение. Помощь ребенка взрослым – беречь растения, охранять насекомых, бросать мусор в специально отведенных местах. А также, что человек должен учиться у природы.

Необходимо дать детям знания к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва тем благоприятнее это сказывается на здоровье и жизни людей. Обратить внимание детей не только на доброжелательное отношение к природе, но и гуманное отношение к людям.

Кем бы не стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.

Таким образом, у подрастающего поколения можно сформировать и должно сформироваться новое экологическое сознание.

3. Реализация проекта «Мир вокруг нас» и его структура.

Подготовка педагогов к осуществлению экологического образования детей

осуществляется через изучение программы развития и воспитания детей «Детство», а также в работе по экологическому воспитанию Т.М.Бондаренко «Экологическое занятие с детьми 5-7 лет».

проводится через работу методического объединения педагогов дополнительного образования, где изучают опыт работы по данному направлению.

ведется через заседания педагогических советов посвященных экологической тематики.

проводятся открытые занятия, мероприятия, семинары, конкурсы по экологическому просвещению.

проходят через занятия педагогов на курсах повышения квалификации, которые проводит Институт

Экологическое образование детей складывается из взаимосвязи трех основных блоков:

1.Работа с детьми – это диагностика (первичная, текущая, контрольная), запись наблюдений за природой на прогулке, из окна класса. Целевые прогулки на территорию школьного двора. Игры (подвижные, дидактические, словесные, материал, который связан со знаниями о природе). Рассказы педагога о явлениях природы, чтение детской литературы, просмотр фильмов. Беседы и разговоры с детьми, рассматривание картинок, иллюстраций о природе. Сбор семян растений, осенних  листьев. Проведение опытов. Труд детей и педагога в уголке природы, классе. Создание поделок и творческие работы воспитанников. Подготовка и проведение экологических праздников.

2. Работа с педагогами дополнительного образования – это совместная деятельность педагога руководителя творческого объединения «Ступеньки» Александровой А.В. и руководителя т/о «Мой родной край» Аруповой Г.А. Данные занятия проводятся 1 раз в неделю группах школы раннего развития «Ступеньки».

Занятия т/о «Мой родной край» посвящены наблюдениям, изодеятельности, экскурсиям, экотеатру. Ознакомление с трудом взрослых в природе.

Руководитель т/о «Ступеньки» организовывает детей на посещение т/о «Мой родной край», оформлению уголка природы, проведению тематических мероприятий, праздников. Также  в совместной деятельности участвует педагог дополнительного образования т/о «Фейерверк», который ставит танцевальные номера и участвует в  проведении с детьми осеннего бала и других праздников, мероприятий экологической тематики.

3.Работа с родителями – это организация консультаций на следующие темы: «Учимся у природы», «Природа и фантазия», «Кошка в доме», «Если ребенка ужалила пчела» и т.д. Особое место во взаимодействии с родителями отводится проведению экологических праздников, акций. Родители помогают детям в разучивании стихотворений, участвуют в конкурсах и викторинах. Помогают оформлять творческие работы детей.  Пошив и изготовление костюмов для экоспектаклей.

Правильное взаимодействие этих трех блоков создает благоприятные условия для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирует основы базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка детей к жизни в школе и современном обществе.  

4.Диагностика экологического воспитания детей.

Для решения задач по экологическому воспитанию мы используем педагогическую диагностику как на начальном этапе, так и в промежуточные периоды и при подведении итогов работ по определенным темам.

Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, помогает решить целый ряд взаимосвязанных задач, а именно:

выявить, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;

выявить как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;

понять какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

увидеть, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманитарное, эстетическое, познавательное).

Для решения данных задач используем разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент, дидактические игры.

Результаты заносятся  в протоколы и анализируются.

Для анализа и характера освоенных детьми знаний используем следующие показатели (критерии оценки):

-Полнота (или объем знаний).

-Глубина освоенных знаний.

Критерии освоения познавательных умений:

(в баллах)

0 – узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.

1 – нарастание знаний о некоторых познаваемых объектов.

2 – нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.

3.установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Появление обобщенности знаний.

4 – система знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.

5.Протоколы диагностики и практическая деятельность по уходу за природными объектами.

(примерная)

Задания воспитателя

Оценка и действия детей

Оценка деятельности детей в ходе выполнения заданий

Степень самостоятельности

Качество выполнения труда

Культура труда

В планировании

В выполнении трудового процесса

Обеспечить уход за комнатными растениями (уборка пыли, поливка, рыхление);


Игра «Научи Незнайку»  (как правильно поливать растение, рыхлить почву, убирать пыль с растений);


Убрать необходимое для труда оборудование;


Рассказать о последовательности трудовых действий.

Ребенок принимает (не принимает) цель труда в игровой (вне игровой) деятельности

Самостоятельно цель не ставит (ставит)

Предметы труда выделяет (не выделяет) с помощью педагога

Отдельные трудовые операции осуществляет самостоятельно, не качественно (получаемый результат хорошего качества)

Выполняет аккуратно (делает неряшливо)

По результатам диагностики знаний детей о природе, о развитии трудовой деятельности по уходу за живыми объектами педагог планирует организацию педагогического процесса, направленного на воспитание основ экологической культуры, осуществляет выбор методов и форм организации детей, их сочетание, учитывая психическое развитие дошкольников.

Экологический проект способствует не только образованию, но и развитию ребенка (как всех высших психических процессов, так и эстетически наклонностей).

 

6.Участники проекта.

В проекте участвуют дети двух возрастных групп: средней и старшей (подготовительной к школе). Дети среднего дошкольного возраста выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем больше объем исследований, которые, как формы обобщения материала, становится более разнообразным.

Руководитель творческого объединения «Ступеньки» - педагог наставник организовывает осуществление проекта, через работу с детьми и взаимодействие с родителями и педагогами дополнительного образования; оформлению и подготовке к занятиям творческого объединения «Мой родной край». Оказывает всяческое содействие и помощь детям в усвоении нового материала и подготовке домашних заданий. В школе раннего развития «Ступеньки» педагогом оформлен живой уголок и кабинет.

Педагог творческого объединения «Мой родной край» -  осуществляет проект, через организацию занятий по экологии, его основной целью является направить внимание детей к явлениям и объектам природы, заботы о растениях и животных уход за ними, интерес к их жизни. Также проведению мероприятий посвященных экологическим проблемам, экскурсии, походы, выставки творческих работ, оформление кабинета и зала природы.  

Руководитель танцевального ансамбля «Фейерверк» Малышкина Любовь Александровна подбирает песни, танцы, инструментальные произведения, связанные с тематикой проекта, готовит с детьми пластические этюды, организации праздников.

Заместитель директора по дополнительному образованию, учитель географии – Вострикова Елена Александровна осуществляет контроль над организацией работ творческих объединений и реализации экологического проекта «Мир вокруг нас», утверждает и корректирует календарно – тематические планы творческих объединений, дает рекомендации. Посещает занятия творческих объединений, организует ярмарки и выставки творческих работ. Оказывает методическую помощь педагогам, содействует в организации и проведении экологических мероприятий.

7.Оборудование и материалы для проведения исследований.

Дождемеры для измерения количества выпавших осадков;

Термометр для измерения температуры воздуха;

Кормушки, скворечники;

Лупы;

Волшебный мешок; для игр «Угадай, что в мешочек», «Определи на ощупь»;

Коробки для коллекции плодов, семян, сухих листьев, камушек, кусочков коры;

Канцелярские товары;

Веревки;

Лопатки;

Упаковочные материалы (стаканчики из под йогурта, сметаны и др.) для проведения экспериментов;

Литература по данной тематике: стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки;

Слайды, фотографии, репродукции картин с изображением,.

разнообразных растений, животных, птиц и т.д.

8.Сроки реализации проекта.

Срок реализации проекта «Мир вокруг нас» 3 года. Дети среднего дошкольного возраста выполняют меньший объем работы, чем средняя и старшая группы.

Ведение дневника наблюдений

В начале учебного года дошкольники получаю  задания для наблюдений над природой от педагога и занесении их в дневник наблюдений.

1. Сравните изображения на  рисунках с наблюдениями, которые проводились на экскурсии. Какой рисунок напоминает вам погоду, которая была во время экскурсии? Раскрасьте этот рисунок. В квадратиках поставьте условные знаки – ясно или пасмурно, тепло или холодно было в этот день.

При выполнении этих заданий педагог обращает внимание детей на то рисунок, который больше соответствует наблюдениям, которые проводились во время экскурсии. После работы с рисунком следует познакомить учащихся с условными знаками и поставить их в соответствующем квадратике

2.Наблюдайте за лужами. Отметьте, когда вы наблюдали намерзшие лужи. Отметьте, когда лужи покрылись льдом.

При выполнении этого задания дети закрашивают квадратик с названием того месяца, когда они видели лужи намерзшими

3. Как изменилась окраска листьев и кустарников? Раскрасьте те листья, которые вы видели. В свободные клеточки положите небольшие листья и обведите их простым карандашом. Раскрасьте листья цветными карандашами или красками.

4. Нарисуйте, какими были деревья.

Эти задания дети выполняют в течение всей осени. В начале педагог дает задание понаблюдать за деревьями. Учащиеся рисуют на контуре дерева листья зелеными, желтыми или красными в зависимости от их состояния в природе. Работа со вторым контуром проводится аналогично в октябре после наблюдений деревьев в природе и, наконец, в ноябре после окончания листопада.

5. Раскрасьте траву, какой вы ее видели в сентябре, октябре, ноябре. Дополните рисунок из своих наблюдений за цветущими растениями.

Задание, как и предыдущее, выполняется в несколько этапов.

6.Закрасьте квадратики с названием того месяца, когда вы видели муравьев, жуков, бабочек.

7.Если вы увидели лягушек, ящериц, закрасьте квадратик с названием того месяца, когда вы наблюдали за этими животными.

8.Наблюдайте за птицами. Обведите контуры или раскрасьте рисунки тех птиц, которых вы видели.

9.Закрашивая квадратики, отметьте, какие виды работ вы наблюдали. Нарисуйте другие виды работ, которые вам пришлось наблюдать.

9.Этапы деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.

1 . Подготовительный этап.

(проектирование, организация среды)

Изучение опыта работ по экологическому образованию и воспитанию педагогов доп. образования

август 2012

Вострикова Е.А.

Заседание дополнительного образования

Знакомство с системой экологического воспитания и подготовка к ее внедрению.

август 2012

Арупова Г.А.

Заседание дополнительного образования

Подготовка педагогов к работе в системе экологического воспитания дошкольников.

июль-август 2012

Александрова А.В.

Арупова Г.А.

Самообразование

Утверждение проекта и необходимой документации для осуществления программы по экологическому воспитанию.

август 2012

Александрова А.В.

Арупова Г.А. Вострикова Е.А.

Юшко Н.В.

Подготовка материала, оборудования для проведения наблюдений и исследований.

август-сентябрь 2012

Александрова А.В.

Арупова Г.А. Вострикова Е.А.

Выбор объектов для наблюдений

август –сентябрь 2012

Арупова Г.А.

Первично- ознакомительные занятия

Помощь педагогам в осмыслении действительности и осознании необходимости экологического воспитания

август, октябрь 2012г

Вострикова Е.А.

Заседание дополнительного образования

2. Практический этап.

(пути реализации системы экологического воспитания)

Организация экологических наблюдений за выбранными объектами

еженедельно

Педагог доп. образования

Экскурсии наблюдения

Обсуждение записей по наблюдениям за объектами

сентябрь

Александрова А.В.

Арупова Г.А.

Заседание дополнительного образования

Практикум по наблюдению за растениями

сентябрь - октябрь

Арупова Г.А.

Заседание дополнительного образования

Роль наглядности и логически построенной беседы

октябрь

Александрова А.В.

Заседание дополнительного образования

Оформление уголка природы и зала природы

сентябрь-ноябрь

Александрова А.В.

Арупова Г.А. Вострикова Е.А.

Проведение праздника «Золотая осень»

Ноябрь

Александрова А.В.

Арупова Г.А. Вострикова Е.А.

Малышкина Л.А.

родители

Утренник и чаепитие дошкольников

Организация зимней подкормки птиц, изготовление и вывешивание кормушек

декабрь

Александрова А.В.

Арупова Г.А. родители

Экологическое мероприятие, акция

Работа с календарями природы

ежедневно

Александрова А.В.

Экологическое выполнение задания

3. Внедрение модели экологического проекта в массовую практику в дальнейшем.

Отбор пакета документации по экологическому воспитанию и дальнейшее его распространение.

апрель 2013


Вострикова Е.А.

Проведение открытого экологического мероприятия для детского сада и в начальной школе.

апрель 2013

Арупова Г.А.

Участие в конкурсах, смотрах экологического характера.

по мере проведения

Александрова А.В.

Арупова Г.А. Вострикова Е.А.

родители

10.Эффективность деятельности.

Эффективность экологического воспитания определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

Эффективность экологического воспитания мы оцениваем по следующим показателям:

Общественная направленность детей («на себя», «на объект», «на других людей»);

Способности адаптироваться к современным экологическим условиям жизни;

Подготовленность детей к восприятию окружающего мира;

Воспитание чувств эмоциональной близости с миром живой природы;

Умение применять элементарные знания о естественной природе при общении друг с другом;

Применение основ экологической культуры в повседневной жизни;

Подготовленность детей к обучению в школе.

Список литературы.

Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Т.М.Бондаренко «Экологическое занятие с детьми 6-7 лет».

Брем А. «Жизнь животных».

А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

А.Т.Зверева «Экологические игры».

Н.Ф.Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».

С.Е.Шимаева «Четыре времени года».

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно – исследовательский проект «Кристаллы вокруг нас.»(презентация)

Среднесрочный, групповой проект учащихся 8 класса.Представлен на районном конкурсе исследовательских проектов в категории "Исследуй все". Занял 2 место....

Проект "Цветы вокруг нас"

Проект облагораживания пришкольной территории, в котором участвовала практически вся школа....

Социальный проект "Право вокруг нас"

Гражданско – правовое образование – одно из основных направлений образования, развития и становления личности, успешной социализации младшего школьника, основа ранней профилактики правонарушений среди...

Учебный проект "Симметрия вокруг нас"

Краткосрочный учебный проект по теме "Осевая симметрия" выполнен учащимися 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида совместно с учителем математики. Данный проект предназначен для выявлени...

Исследовательский проект "Физика вокруг нас"

Физика внутри человеческого организма...

Исследовательский проект "Физика вокруг нас"

Физика внутри человеческого организма...