Материалы студенческой конференции Семья на Северном Кавказе
классный час по краеведению (11 класс) по теме

Порублева Ирина Юрьевна

Содержится сценарий конференции Семья на Северном Кавказе и брошюра с текстами выступлений студентов о семйных традициях народов Северного Кавказа (казаков, осетинов, иегушей, чеченцев, дагестанцев, армян), материал для инсценирования - казачья легенда "Цветок бессмертника", стихи Ф.Алиевой, К. Кулиева, Р. Гамзатова, Р. Астаханеова о семье на Кавказе, пословицы и поговорки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Светлоградский педагогический колледж»

Материалы

курсовой литературно-педагогической

конференции

«Семья на Северном Кавказе»

Светлоград, 2012 г.

 

             

  Содержание:

Доклады и сообщения участников конференции

Уважение к старшим - основа организации семьи на Кавказе        с.4

Семейное воспитание у казаков                                                          с.5                                                                                                

Воспитание в чеченских семьях                                                с.7

Аталычество                                                                                          с.8

           Традиции армянской свадьбы                                                             с.10                              

Обряд избегания                                                                                   с.11

Закон кавказского  гостеприимства                                                    с.13

        Литературная часть

        Кавказские пословицы о воспитании                                                с.15

         Материал для инсценирования                                                           с.16

        ( по мотивам казачьей легенды «Цветок бессмертника»)

        Стихотворения о семье и воспитании                                                 с.18

Составитель: Порублева И.Ю., преподаватель филологических дисциплин ГБОУ СПО «Светлоградский педагогический колледж»

                                    Любовь и уважение к родителям,                

                                      без всякого сомнения, есть чувство святое.

                                     Виссарион Григорьевич Белинский

Существенным элементом духовного наследия каждого народа является его педагогическая культура, ее идеи и воспитательный опыт, выработанные народом на протяжении веков и тысячелетий. Для совершенствования нашей воспитательной системы мы часто обращаемся к вековым прогрессивным традициям предков, которые отражают в концентрированном виде всю национальную и традиционную культуру воспитания, о возрождении которой общество все чаще и чаще стало задумываться.

Духовное богатство традиций, народных обычаев дает нам возможность показать лучшие образцы из прошлой жизни предков, выявить позитивные примеры для формирования мировоззрения молодежи. Обычаи и традиции отражают исторически сложившуюся национальную культуру и национальный менталитет того или иного этноса. Они затрагивают все без исключения стороны общественной и личной жизни.

Поэтому изучение обычаев старины для их обобщения в современной воспитательной практике просто необходимо. Это тем более важно, что недооценка воспитательной роли ранее действовавших воспитательных систем привела сегодня к негативным последствиям.

Доклады и сообщения участников конференции

              Уважение к старшим - основа организации семьи на Кавказе

                                                                                            Дзюба Е., группа 5 «Б»,  

                                                                              специальность Информатика

Основой организации семьи на Кавказе традиционно являлось признание авторитета старших и главенства в семье мужчины. В семье и в роду у всех народов Кавказа почитание старших является священным долгом, законом. Присутствие старшего в обществе всегда имело ощутимое нравственное значение. При решении основных вопросов, принимаемых в роду, за советом всегда обращаются к старшему, и при этом последнее слово нередко остается именно за ним.

В селении любой человек почтенного возраста имеет право сделать замечание подростку или юноше, который чем-то нарушил общественный порядок, принятые нормы поведения, может дать более молодому мужчине какое-то поручение, и попробовал бы последний как-то огрызнуться, не выполнить просьбу. Это было бы позором для его семьи, родителей, ближайших родственников. Общественное осуждение и урон для чести рода были гарантированы.       Немецкий естествоиспытатель К. Кох по этому поводу писал: «В то время как у нас, к сожалению, государство очень редко берет под защиту стариков, и они полностью зависят от молодого поколения, у горцев они пользуются всеобщим почтением. Тот, кто оскорбил старика или пожилую женщину, подвергается не только всеобщему презрению, но его поступок обсуждается народным собранием, и он несет кару в зависимости от величины проступка».

Младшему, если даже на то имелись веские причины, непозволительно было на просьбу старшего отвечать «некогда», «не могу», «не хочу» и т. д., стоять перед ним, держа руки в карманах или скрестив их на груди, курить, выражаться нецензурными словами. Ни при каких обстоятельствах нельзя было обгонять старшего в пути, пересекать ему дорогу, окликать его. В последнем случае следовало догнать его и, поравнявшись, почтительно к нему обратиться. «Лета ставятся у горцев выше звания, – отмечал в своих описаниях абазинского быта русский офицер Ф.Ф. Торнау. – Молодой человек самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь».

Следует отметить, что большинства из перечисленных выше принципов взаимоотношения старшего и младшего горцы строго придерживаются и в настоящее время. В первую очередь, это такие

требования к младшему, как проявление им во всех своих действиях корректности и уважения по отношению к старшему, почитание появления старшего обязательным вставанием, обязательная просьба прощения у старшего, если младшему необходимо срочно по какой-то важной причине прервать беседу, запрет на выражение упрека в адрес старшего, указывая на его неправоту и др.

Институт почитания старших у горских народов Кавказа имеет свои устоявшиеся традиции, которые и в наше время передаются из поколения в поколение.

Семейное воспитание у казаков

                                                                                       Кобозева С. группа 4 «А»,

                                                           специальность Дошкольное образование

В прошлые века казачьи семьи были большими, иметь 7~8 детей считалось вполне нормально. И рождение сына праздновалось как рождение воина. Его никогда не называли «мальчиком», а только казаком, казачонком.

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака, крёстный отец и крёстная мать должны были участвовать в воспитании ребёнка.

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

После рождения  ребёнка особо не торопились распеленывать. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».

В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал.

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если

 начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье.

В разных казачьих регионах были свои традиционные этапы, когда сына учили стрелять, фехтовать, джигитовать. Дарили и жеребенка, чтобы он сам вырастил его — и нередко с этим конем шел на службу. Сторонние наблюдатели отмечали отношение казаков к своим детям как «весьма гуманное» — по сравнению с крестьянскими, мещанскими, даже дворянскими семьями, где лучшим методом воспитания считалась порка. Казаки ребят наказывали редко. Вырабатывалось чувство собственного достоинства. Лихость и удаль были главным критерием в играх казачат, их проказах. Они стремились отличиться в станичных состязаниях, скачках, кулачных боях, плясках. Поощрялась самостоятельность. Казачата без взрослых пасли лошадей и скот. Подростки организовывали ватаги для рыбалки и охоты, сами запасали для этого все необходимое, уходили в степь, в горы, тайгу — таким образом, закреплялось чувство казачьего братства с теми самыми сверстниками, с которыми через несколько лет пойдут в полк.

Рождение девочки не было таким торжеством, как рождение сына. Это событие было тихой домашней радостью. Но и девочка училась «стать» настоящей казачкой. У нее тоже вырабатывалось особое достоинство, гордость, хозяйственность. Она тоже проходила своеобразные обряды посвящения — например, на Тереке родители ставили ее в 12 лет на лавку, и она спрыгивала во «взрослую» одежду: юбку, сарафан или круг, сделанный из пояса. С малолетства дети получали трудовые навыки. Для разных возрастов существовала своя специализация, в каких работах участвуют ребята 6—8 лет, в каких — 10—12-летние. Девочки учились стряпать, печь хлеб, шить, стирать, нянчить младших братьев и сестер. А после того, как «стал» казаком или казачкой, требовалось ими «быть». Жить по казачьим принципам, не изменять им. Для мужчины «быть» начиналось в 17 лет. Для женщины — с выхода замуж. Возможность «быть» казаком определялась не только им самим, но и его семьей. Как будет служить казак, зависело и от того, как казачка «мужнину честь блюдет» и хозяйство ведет. Не зря же говорилось, «хорошей хозяйкой дом держится». «Быть» казаками значило и родить новых казачат. И помочь им стать казаками. Воспитать, поставить на ноги.

Совершенно особым у казаков было и отношение к старикам. У крестьян причисление к старикам было обидным. Это значило — уже нахлебник. А у казаков старик — это всегда было почетно. Это носитель традиций, памяти, ветеран. Неуважение к нему являлось страшным

прегрешением. При старших считалось неприличным сидеть (если они не позволят), курить, появляться не вполне одетыми. Промчится молодой казак, не поздоровавшись, старик его остановит: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду». Молодой обязательно доложит. И внушение получит. А старик придет, побеседует о жизни, не вспоминая проступка. Но провинившийся будет жаться в сторонке и от стыда сгорать. И молодой офицер дома, в станице, первым здоровался со стариком-рядовым. А если, допустим, станичный атаман получил от императора полковничьи или генеральские погоны, то старики, урядники или рядовые, запросто могли с него погоны сорвать. Если сочтут, что он сделал нечто недостойное. И наказания не понесут, потому что сам атаман об этом ни за что наверх не доложит, постарается миром замять.

Воспитание в чеченских семьях

                                                                       

                                                                                 Нещадимова В. группа 4 «А»,

                                                          специальность Дошкольное образование

В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводилась усвоению детьми порядка, этикета. Все стороны этикета достаточно четко были разработаны поколениями, о чем можно судить по застольному этикету. Так, по правилам этикета, младшим не полагалось раньше старших садиться за трапезу, садиться на место старших, разговаривать во время трапезы. Члены малой семьи в отсутствии гостей принимали пищу вместе, а при гостях сначала накрывали на стол мужчинам, а потом ели женщины и дети. В больших семьях трапеза организовывалась по-разному: в одних случаях ели все мужчины вместе с отцом – главой семьи, затем кормили детей, а потом женщины (мать, дочери, снохи и т.д.). Могли принимать пищу отдельно семейные пары: глава семьи со своей женой, сыновья со своими детьми.

Следует отметить, что чеченцы не одобряли разновременный прием пищи в семье, поскольку считали, что в доме не будет достатка и согласия, если каждый будет есть отдельно от других. Они считают, что оставлять начатый и недоеденный кусочек хлеба, чурека или другую часть пищи нельзя, подразумевая тем самым, что оставляешь свое счастье. Думается, что старшие и родители этим приучали детей к аккуратности и бережливому отношению к хлебу.

В семьях придавалось большое значение физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков. Следует отметить, что дети и подростки, как в процессе непосредственного участия в трудовой жизни семьи, так и во время разнообразных игр, разных юношеских состязаний (бег, метание камня, скачки на лошади, борьба и др.) получали физическую закалку. Чеченцы постепенно приучали мальчиков к мужским видам труда: пасти скот и ухаживать за ним, рубить дрова, возить с поля на арбе урожай и

др. С раннего возраста мальчиков приучали к верховой езде, уходу за лошадьми. Также стремились научить мальчиков переносить трудности, закалить характер. Как правило, «уроки» начинали с простейших поручений и завершали их привитием навыков самостоятельной работы.

Девочек учили домашнему труду: убирать помещение, месить тесто, готовить пищу, стирать, шить, заниматься обработкой шерсти, вышивать и т.д. Также девочки помогали матери по уходу за детьми. В малой семье девочки являлись единственными помощницами матери в домашних делах, выполняя посильные хозяйственные обязанности. У всех народов Кавказа о дочери судили по матери, а о матери судили по дочери. Очень часто родственники и соседи сравнивали дочь с матерью и говорили: дочь такая же, как мать; так же говорили: будет такая же, как и мать. Если в поведении растущей девочки родственники или соседи видели просчеты, то делали вывод, что из матери воспитательница – никакая, и добавляли, что из девочки хозяйка – никудышная. Если же девочка росла аккуратной, трудолюбивой, приобретала хорошую репутацию – хвалили мать.

В целом в семье чеченцев существенная роль отводилась воспитанию детей. Правила поведения, трудовые традиции передавались детям именно в семье, им внушалось и объяснялось с самого раннего детства, что следует выполнять просьбы и поручения старших, необходимо помогать в работе, в жизни, друг другу. И здесь личный пример родителей и старших являлся и является главным и лучшим средством передачи положительных традиций.

Поздней осенью и зимой, когда свободного времени бывало больше, в чеченских семьях было принято собираться дома вокруг очага. Люди старшего возраста рассказывали о прошлом своих предков и историю народа, вспоминали героические дела дедов, исторические сказания, легенды, рассказывали собравшейся молодежи сказки, разные легенды и притчи, загадывали загадки, знакомили с пословицами и поговорками. Безусловно, такие вечера оказывали положительное нравственное влияние в условиях, когда не было каких-либо общеобразовательных школ, радио и телевидения.

Существенное влияние на быт сельской чеченской семьи оказывали шариатские нормы.

                               Аталычество

                                                                       Гусейнова Н., группа 4 «Б»

                                                       специальность Иностранный язык

В одних культурах  в чужие семьи передавали всех детей, в других – преимущественно или исключительно мальчиков. Сильно варьирует возраст передачи ребенка. В Европе многие дети воспитывались в чужих семьях –  заботливые кормилицы, которым ребенок доверяет больше, чем родителям, и  подмастерья, старательно осваивающие секреты мастерства – образы,

знакомые нам еще по детским рассказам.  Европейские монастыри, закрытые школы и университеты –  тоже, по - своему, эквивалент аталычества.

В средневековой Европе обязательных общих правил, видимо, не было. Одних детей отдавали в чужие семьи в три года, других – в семь, третьих – в 9-10 лет. Один из исследователей английской истории, Лоуренс Стоун, писал, что в Англии XVI–XVII вв. вне родительской семьи воспитывались две трети мальчиков и три четверти девочек.

Кавказское аталычество отличается от европейского. В средневековой Европе аристократические семьи чаще отдавали своих детей  в семьи более высокого социального статуса, где мальчики сначала были пажами, потом - оруженосцами.

На Кавказе, если ребенка передавали  «сверху вниз», то он был привилегированным членом семьи – ему уделяли даже больше внимания, чем собственным детям, за него несли повышенную ответственность, в нем видели будущего покровителя всей семьи. В кавказском аталычестве новые  отношения приравнивались к кровному родству, причем отец ребенка, занимая более высокое положение, чем аталык, автоматически становился покровителем всей семьи аталыка.

Более пространное и содержательное описание того же порядка дал затем П. С. Потемкин в «Кратком описании о кабардинских народах» 1784 г. Как только, сообщает Потемкин, у владельца родится мальчик, его отдают кому-нибудь из узденей, который должен его воспитывать и содержать на своем иждивении до его совершеннолетия. В награду за это питомец отдает своему воспитателю девять десятых всякой своей добычи. Точно так же каждая мать, какого бы она рода ни была, отдает свою новорожденную дочь на воспитание в чужую семью. «Отец, - пишет далее Потемкин, - видит своего сына в первый раз лишь тогда, когда у сына рождается первый ребенок. Тогда отец снимает с жены сына ту шапку, которую девушка носит до замужества и рождения у нее ребенка. Одновременно отец дарит сыну дом, скотину и пр., по своему состоянию».

Потемкин же впервые попытался дать и объяснение описываемого им порядка: дети отдаются на воспитание в другую семью, «дабы чрез то не допустить юность вкусить негу, на которую горячность родителей невольно иногда попускают».

В современной истории изучения генезиса института аталычества можно выделить два основных направления. Первое и наиболее раннее из них сводится в общих чертах к «народной» трактовке причин его бытования, заключающейся в утверждении необходимости строгого воспитания детей (особенно мальчиков - будущих воинов), которое возможно лишь в чужой семье вне родительской опеки. В последнее время среди исследователей адыгов (кабардинцев) возникла теория, связывающая происхождение аталычества с военным воспитательством, институтом наездничества. Второе обосновывает связь аталычества с древнейшим обществом.

Утверждается, что это стадиальный институт универсально-исторического характера. Первым в череде тех, кто затронул проблему генезиса аталычества, был М. Ковалевский. Он полагал, что «в старые годы обычай этот был всеобщим» и корни его следует искать в глубокой древности - в эпохе материнского рода и так называемого коммунального брака, характеризующегося полигамией и отсутствием отцовского права, когда «родство по отцу еще не известно». Его ученик М.О. Косвен также считал, что аталычество имеет первобытные корни, однако подверг критике теорию «коммунального брака», называя ее «крайне искусственной или даже вымышленной».

Традиции армянской свадьбы

                                                           Снхчян А.А. группа 4 «А»,

                                                        специальность Дошкольное образование

Армянские свадьбы всегда щедры и неповторимы. Еще совсем недавно армянская мать сама выбирала для сына будущую супругу, а сегодня влюбленные вправе самостоятельно строить семью. Армянская свадьба – это яркий праздник. Песни, танцы, красноречивые тосты – все это важная часть рождения новой семьи. Человек, который хотя бы раз побывал на армянской свадьбе, не забудет её никогда.

Сватовство и обручение

Чтобы получить благословение родителей на брак, сын должен привести в дом исключительно порядочную девушку из хорошей семьи. О репутации девушки справляются у старших в ее роду. В знак обручения будущая невеста получает в подарок от семьи жениха драгоценность, обычно это кольцо. Однако это происходит не сразу, поскольку принято, что родители девушки должны несколько раз отказывать сватам до своего конечного согласия на брак. Армянские свадебные традиции требуют, чтобы дата венчания назначалась через месяц после обручения. Тогда же обсуждаются размер выкупа за невесту и ее приданое.

Свадьба

Армянскую свадьбу испокон веков гуляли на два дома. Обычно это происходило поздней осенью или зимой. Утром во дворе жениха совершался обряд приношения в жертву быка, сопровождался он танцами и песнями. Жених должен был хранить нож, которым совершил надрез на шее животного. Посажённый отец жениха измазывает кровью его лоб. Все это приносило в дом достаток и дарило в будущем молодой семье много детей. По армянской свадебной традиции в церковь жених и невеста шли уже вместе, при этом их привязывали друг к другу платком. Сопровождали пару родные и близкие, неся в руках огонь (факелы или свечи) и громко распевая песни. Во время венчания над головами жениха и невесты держали высоко поднятые ножны и меч. Священник повязывал молодоженов специально

свитым шнуром из зеленых нитей, его мог снять только сам священнослужитель, дав, таким образом, свое разрешение на первую брачную ночь.

Гулянье

Согласно давним армянским свадебным традициям, праздник длится целых три дня. Из заколотого быка готовят кушанья. Празднуют с плясками, танцами и винными реками. На столах всегда много фруктов и зелени. Традиционно также подают шашлык. В своих тостах армяне сначала упоминают покойных родственников, а затем желают молодоженам всяких благ.

Среди подарков на армянской свадьбе преобладают деньги, невесте дарят драгоценности. Всю собранную сумму денег после праздника отдавали матери невесты. Другими подарками она одаривала своих новых родственников в доме мужа. На второй день армянские свадебные традиции предусматривали гулянье для молодежи. И уже на третий день наступала кульминация свадьбы – невеста шла в дом жениха. Молодоженов при этом посыпали зерном, мелкими деньгами и конфетами, желая им благополучия и достатка.

Обряд избегания.

                                                                                     Дудукина З. группа 4 «А»,

                                                        специальность Дошкольное образование

У народов Северного Кавказа существовала целая система обычаев и запретов, соблюдаемых новобрачными и членами их семей. По своему происхождению они очень древние.

 Действие запретов наступало обычно со времени сватовства молодых: встречи их строго ограничивались и облекались тайной. Жених и невеста не показывались вместе на людях, всячески избегали друг друга.

 Запреты и избегания распространялись не только на молодых, но и на их родственников.

 Невеста всячески избегала встреч с родственниками жениха, то же самое делал и жених. Однако, выплатив часть калыма, фактически приобретал супружеские права, и мог тайно посещать свою невесту. Обычай посещения женихом невесты имел определенное воспитательное значение, так как встречи были подчинены строгим правилам, запрещающим любые телесные контакты. После заключения брака и свадьбы молодожены продолжали при посторонних избегать друг друга.

Долгое время супруги общались через посредников, обычно роль посредников выполняли младшие члены семьи. Супруги никогда не называли друг друга по имени. Например, у ногайцев муж к жене обращался: «эй, женщина», «мать детей», а жена: «мой богач», «мой хозяин», «отец детей».

Муж и жена не должны были проявлять друг к другу внимание, показывать чувства привязанности, вместе идти по улице (по обычаю муж шел впереди, а позади него, на расстоянии 5–6 шагов, шла жена с детьми), сидеть рядом в общественных местах. Только с возрастом отношения между супругами становились немного открытыми и теплыми.

 Обычай избегания более всего соблюдался молодой невесткой. Если в семье проживал свекор или другой мужчина старшего возраста, то молодая женщина должна была обращаться к нему только через третье лицо, обычно через своих детей или младших братьев и сестер мужа. Она могла лишь отвечать на вопросы старшего, и то шепотом или кивком головы.

 Невестки прибегали к различным хитростям и уловкам, чтобы не нарушать данный обычай. Однажды молодая невестка, соблюдавшая запрет разговаривать со старшими родственниками мужа, нечаянно уронила в колодец ведро и не могла его оттуда достать. В доме в этот момент, кроме старшего брата мужа, к которому она не могла прямо обратиться, никого не было. Дабы не нарушать обычай, она взяла в руки домбру, приблизилась к юрте и тихонько запела:

 Ой, старший брат, старший брат,

Ведро упало в колодец.

Достань его, старший брат.

Замечания, предназначавшиеся невестке, свекор адресовал жене, дочери так, чтобы их слышала невестка. Недаром у ногайцев существует поговорка: Дочь, тебе говорю, невестка, слушай!

О снятии запрета свекром невестка узнавала от свекрови или старшей тетки мужа. Получив разрешение, невестка делала свекру подарок – обычно бешмет, который ей для этого специально присылали из отцовского дома.

Обычаи избегания у некоторых народов  сохранились и до наших дней. Следует лишь отметить, что они не столь строги, как раньше. В большинстве случаев их придерживаются и чтят в сельской местности, в семьях с традиционными взглядами и укладом.

 В настоящее время обычаи избегания молодыми начинают соблюдаться, как и прежде, с момента сватовства. Молодые стараются избегать своих будущих родственников, при встрече уклоняются от прямого разговора. Правда, эти запреты в нынешних условиях длятся не долго. Как правило, через неделю после свадьбы, свекровь преподносит снохе подарок (золотое украшение или отрез на платье) и дает разрешение на общение с ней.

 Со свекром же дело обстоит несколько сложнее, снятие запрета на общение может произойти через месяц или после рождение внука или внучки, а может не быть и вовсе (хотя такое встречается редко). В этом случае посредниками в общении между невесткой и свекром выступают младшие члены семьи, а позже внуки, внучки.

 Пожизненными для снохи являются запреты и на телесные контакты с родственниками мужа. С родственницами же мужа телесные контакты в виде объятий, поцелуев при встрече приветствуются.

 Запреты и избегания, касающиеся зятя не столь строги и продолжительны. После официального приглашения зятя в дом родителей жены, многие запреты смягчаются. Но при этом обращение по имени к тестю и теще, а также к старшим родственникам жены не допускается. Для общения с ними зять использует известные термины родства.

 Отношения между тестем и зятем становятся более доверительными, но зять всегда помнит и соблюдает «этикетную дистанцию». Он не должен курить или пить при тесте, садится за стол раньше него, вести при тесте не приличные разговоры и т.д.

 Уважительное отношение сохраняется и к теще. Отношения между зятем и тещей стали более теплыми и доверительными, но обычаи избегания и запреты они стараются соблюдать.

 Таким образом, семейно-брачные запреты и избегания продолжают оставаться одним из элементов весьма важного блока традиционной культуры горцев. Обычаи избегания позволяют регулировать отношения между членами семьи и предотвращать семейные конфликты.

 В условиях духовного кризиса, который переживает современная семья, обычаи избегания нельзя считать вредными пережитками прошлого, напротив, они помогают строить взаимоотношения между родственниками и создавать здоровый микроклимат в семье.

             Закон кавказского  гостеприимства

                                                                           Абдулгалимова М.  группа 4 «А»,

                                                          специальность Дошкольное образование   

      «С гостем приходит счастье», — говорят кабардинцы. Для гостя предназначено лучшее из того, что есть в доме. Например, у абхазов «каждая семья старается приберечь хоть что-нибудь для неожиданных гостей. Так, рачительные в старину хозяйки припрятывали. . . пшеничную муку, сыр, сладости, фрукты, водку в бутылках ... а во дворе гуляли куры, ревниво оберегаемые от родных». К приезду гостя и в его честь обязательно резали какое-нибудь домашнее животное или птицу. У адыгов, как и у ряда других народов, существовал «обычай засевать для гостей часть поля и держать специально для них определенное количество голов скота». С этим связано представление, также широко распространенное, о том, что в любом хозяйстве есть «доля гостя», которая принадлежит ему по праву. Гость «имеет в моем доме свою долю и вносит в дом изобилие», говорили горцы Грузии.

Каждый горец имел специальное помещение для гостей (так называемая кунацкая.) Гостевой дом являлся также своеобразным клубом,

где собиралась молодежь, исполнялись музыка и танцы, происходил обмен новостями и т. п. У некоторых адыгских дворян и князей стол в кунацкой был постоянно накрыт в ожидании случайного гостя, и блюда сменялись трижды в день, независимо от того, приходили ли гости, или нет. Кабардинцы держали в кунацкой поднос с мясом и сыром, и называлось это «пища того, кто придет». По представлениям абхазов, то, что укрыто от гостя, принадлежит дьяволу

Соблюдение законов гостеприимства считалось одной из наиболее важных обязанностей человека, дети с молоком матери впитывали гостеприимство как непреложный закон жизни. Нарушителей закона наказывали. Так, например, в Осетии за это сбрасывали со связанными руками и ногами в реку с высокого обрыва. При столкновении обязанностей гостеприимства с обязательствами кровной мести преимущество отдавалось первым. Известны случаи, когда преследуемый находил спасение в доме своего кровника, ибо нарушение священных законов гостеприимства считалось большим грехом, чем неисполнение обычая кровной мести. Конфликт между этими обычаями лежит в основании множества фольклорных рассказов (в поэме Важа Пшавела «Гость и хозяин»),

В культуре семейных отношений и обычаях горцев  значительную роль играет домашний очаг. В связи с очагом и окружающим его культом стоит и порядок установления искусственного родства или побратимства. У черкесов, осетин и горцев Грузии обыкновенным порядком его заключения является совместное вкушение пищи и питья из одной чаши, в которую предварительно брошены мелкие монеты. Всякий чужеродец, переступивший порог жилища, становится временным членом семьи и вправе рассчитывать на ее помощь и защиту.

 Но пользуется он привилегиями гостя лишь до тех пор, пока остается в общении с очагом. Стоит ему выйти за порог приютившего его двора, и обязанность хозяина охранять гостя от врагов и мстить за его обиду, как за обиду родственника, сразу прекращается. Убийца собственного сына хозяина не подлежит мести до тех пор, пока пребывает под одной с ним кровлей, питаясь яствами от одного с ним очага. Но когда между обоими прекращено общение домашнего культа, хозяин считал долгом мстить своему недавнему гостю за причиненную им обиду. В древности подобные обычаи существовали и у славян.

Но поскольку  я по национальности даргинка, хочу рассказать вам об особенностях нашего застолья. Пища даргинцев отражает традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства, преобладающей всегда была растительная, а в высокогорье - молочно-мясная пища. Из мучных изделий наиболее распространены хинкал, пироги (чуду) с разнообразной начинкой. Хлеб преобладал пшеничный и ячменный, пресный и дрожжевой, был и кукурузный (заменил просяной).

Популярны также супы, каши; из напитков – хлебный, буза, кипяченое вино, медовуха, квас из толокна с солодом, позднее – чай, водка. В советское время увеличилось потребление овощей, консервантов, появились фабричные изделия и полуфабрикаты, новые блюда.

В Дарго обычно собираются небольшие компании, человек 5-6. По сути дела, это не столько застолье, сколько дружеское или семейное общение и демонстрация талантов, оно сопровождается рассказами, застольными песнями или танцами.

Кроме того, существует застольный этикет, то есть участники семейной трапезы обязаны соблюдать определенные нормы поведения. Первым к пище прикасается глава семьи. Брать пищу следует обязательно правой рукой. Есть за столом следует неторопливо и аккуратно,. Брать из общей посуды полагается те куски, что расположены ближе, неприлично выбирать себе лучший кусок, если он находился в непосредственной близости от одного из сотрапезников, откусывать от целой лепешки, макать надкушенный хлеб в общую чашу со сладостями или подливами, наблюдать за соседом во время еды, откусить и положить обратно в общее блюдо непонравившийся кусок. Недопустимо во время еды ковырять в зубах, носу, почесывать голову, вычищать остатки пищи под ногтями, чавкать за столом, втягивать губами пищу, долго и неаккуратно размешивать еду в пиале. Подобных правил во время трапезы придерживались и многие другие народы Кавказа.

               

                             Литературная часть

                  Пословицы о семье и воспитании

Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего птенца.

Гнев матери как снег: выпадает много, но тает быстро.

  Ингушские

Побои матери не болят.

  Кумыкская

Что ты сделаешь для отца, то сделает для тебя твой сын.

Кто не любит детей, тот никого не любит.

  Осетинские

В своей семье урода не бывает.

В многодетной семье корка хлеба не черствеет.

Без ребенка в семье нет счастья.

Воск мнут, пока он горяч, ребенка воспитывают сызмальства.

Кто не почитает старших, сам не достоин почитания.

  Адыгейские

Один на свете - не беда. Плохие дети - вот беда.

  Балкарская

Из-за плохого сына бранят отца.

       Дети детей - слаще меда.

  Кумыкские

Мать - опора дома.

  Лакская

Ребенка надо воспитать пока он в колыбели, а теленка - пока он на привязи.

  Лезгинская

Дом с детьми - базар, дом без детей - могила.

Сын - памятник отцу.

  Ногайские

                 Материал для инсценирования

 

«Цветок бессмертника».

По мотивам казачьей легенды

Сказитель:

Однажды казачка к родне уходила-

От дома день-два лишь пути,

Отец с мужем в поле, сынок с ними вместе,

Чего ж было ей не уйти?

И вот путь назад. Полчаса уже ходу.

Станица уже так близка...

Но что это?! Дым, вороньё на деревьях,

Не видит она куреня...

Пустилась бегом. Закричала, завыла:

Казачка:

«Где муж? Где отец? Где семья?

Станичники, где вы? Хоть кто отзовитесь !»-

Сказитель:

В ответ только крик воронья.

Казачка:

О, ханские воины! Нет вам прощенья

За ваши набеги на Русь!

Не сдамся! И коль, я клянусь, уцелею,

Всё ж я до вас доберусь!

Сказитель:

И вот, лишь воды с собой взяв, да хлебину,

Пустилась в дорогу она,

Совсем не роптала она на судьбину.

Встречай же казачку Орда!

Прошло дней немало.

Истрёпано платье и ноги избитые в кровь.

Истресканы губы, печальные очи,

Лишь только чернеется бровь.

Вот ханские воины.

Воины: Стой!

Казачка: Пропустите! Мне к хану по делу!

Хан: Впустить! Мне скучно! Весь день я от скуки

Страдаю. Так дайте же ей говорить!

Казачка:

Что ж, хан! Я тебе благодарна,

Что выслушать хочешь меня.

От встречных людей я случайно узнала-

В полоне моя здесь семья.

Отдай же отца мне и сына и мужа.

Без них мне и жизнь не мила!

А нет - так и я здесь навеки останусь,

Коль в дикое поле пришла!

Хан:

О, женщина! Подвиг твой, правда, прекрасен!

Но выбор поставлю такой:

Да, я отпущу....

Пусть же пленник уходит.

Уходит один лишь с тобой!

Ну что ж ты, решила?

Кого выбираешь?

Сказитель:

Заплакала горько она, а чуть успокоившись,

Твёрдо сказала:

Казачка:

Я выбираю отца!

Хан:

Казачка! Одумайся! Сын ещё кроха,

А мужу ещё жить и жить!

Отец же старик- сед и немощен.

В пору могилу ему уже рыть!

Казачка:

Поверь же мне, хан!

Всех люблю очень сильно,

Но я ведь ещё молода.

А, значит, когда-то уляжется горе-

Будет и муж у меня.

Муж будет. И будут ещё, значит, дети

(Хоть мне не забыть первенца),

А вот уж кого никогда и не будет,

Так это родного отца!

Хан:

Что ж, вижу, не только храбра, ты, казачка,

Но и бесконечно мудра!

И я, восхищаясь, тебе разрешаю,

Что б всех ты троих увела.

А пропуском будет цветок сей невзрачный.

Запомни, однако, одно:

Лишь только цветок тот от солнца завянет,

Пройдёт разрешенье моё

И верные воины вонзят свои сабли

В то сердце, что дышит любовью

Казачка:

Спасибо же, хан!

Не завянуть цветочку - слезами его орошу,

А коль начнёт вянуть, так я его кровью

И гибели не допущу.

            Стихотворения по теме конференции

Фазу Алиева

И есть в горах неписаный закон,

 Хранимый с незапамятных времен:

 Все мужество - души орлиный взлет -

 Отец сынам в наследство отдает.

 Пусть это мужество хранят сыны

 И в годы мирных дел, и в дни войны,

 Пусть и в трудах, и в праведном бою

 Прославят землю отчую свою!

 Есть и другой неписаный устав:

 Любая девушка, замужней став,

 Как дар заветный, дочерям должна

 Всю красоту свою отдать сполна.

 Пускай проводят в радости они

 Весны своей улыбчивые дни,

 Когда ж их годы юности пройдут,

 Пусть юным этот дар передадут.

 Какой бы ты красивой ни была,

 Какой бы горделивой ни была,

 Не зазнавайся - помнить ты должна,

 Что красота лишь в долг тебе дана.

 И чтоб должницей вечною не стать,

 Ее должна ты дочкам передать,

 Чтоб с гордостью несли они черты

 Подаренной тобою красоты.

Фазу Алиева

Счастливого пути, сынок!

 Не на пороге

 Дают мужчинам цену,

 А в дороге.

Фазу Алиева

Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.

 Там на тебя с оценкой взор нацелят.

 А ты - мой плод. Росла не за межой.

 И по тебе они меня оценят.

Р. Гамзатов

Вот мы сегодня в доме,

Я боли в сердце не таю.

На твои клоню ладони

Седую голову свою.

Мне горько, мама, грустно, мама,

Я - пленник глупой суеты,

И от меня так в жизни мало

Вниманья чувствовала ты.

Кружусь на шумной карусели.

Куда- то мчусь, но вдруг опять

Сожмется сердце: « Неужели

Я начал маму забывать? »

А ты с любовью, не с упреком,

Взглянув тревожно на меня,

Вздохнешь, как будто ненароком,

Слезинку тайно оброня ...

Звезда, сверкнув на небосклоне,

Летит в конечный свой полет.

Тебе твой мальчик на ладони

Седую голову кладет.

К.Кулиев

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Спите, люди, тьма кругом,

Спите, ветры и метели,

Спите, речки подо льдом,

Спи, ущелье!

Спи в горах, обвал слепой,

И не грохочи спросонья.

Спи, нависший над тропой

Снег на склоне!

Прибывший издалека,

Миновавший льды и бездны,

Спи под кровом кунака,

Друг любезный!

Спи, все горе на земле,

Боли нам не причиняя.

Навсегда усни в стволе,

Пуля злая.

Смерть, ты тоже отдохни,

Стариков оставь в покое.

Пьяным сном своим усни,

Зло людское!

Спите, люди, в поздний час,

Спите, взрослые и дети,

Будто бы врагов у вас

Нет на свете!

Спящие мы все равны,

Мы во сне — все молодые.

Пусть вам, люди, снятся сны Золотые!

Пусть придет во время сна

Все, что наяву хотите.

Если совесть не черна,

Сладко спите!

Руслан Астаханов

Для чеченца гость — судьбы посланец

Приезжайте к нам, друзья — кавказцы,

 На любимый издревле хинкал.

 Нет меж нами никаких градаций -

 Наш закон — что скажет аксакал.

 Приезжайте, россияне, в гости

 В праздник на изысканный шашлык.

 Посидим, подумаем без злости,

 Как сорвать навязанный ярлык.

 Приезжайте, хоть из-за границы

 За чеченский пиршественный стол.

 Поразят вас горные зарницы

 И сердечной дружбы ореол.

 Для чеченца гость — судьбы посланец,

 Для чеченца гость — и друг, и брат.

 Приезжайте, опьянит вас танец

 И лугов кавказских аромат.

Источники:

  1. Смирнова Я.С.

Семья и семейный быт народов Северного Кавказа, Наука, 1983

  1. Воспитательные традиции кавказской семьи

http://ypk.yspu.yar.ru

  1. Губаева Б.С.  Женщины в республиках Северного Кавказа

http://ethno-photo.livejournal.com

  1. Семья и семейные традиции на Кавказе

http://www.ethnomuseum.ru



Предварительный просмотр:

Курсовой классный час «Семья на Северном Кавказе»

Литературно-педагогическая конференция

Цели:

– познакомить студентов с семейными традициями народов Северного Кавказа;

– развивать умение выступать публично, артистизм, эстетический вкус;

– воспитывать патриотические чувства и уважение к культуре других

народов.

Оборудование: 

план,  презентация, высказывания о семье, цитаты из стихотворений Ф.Алиевой о детях, пословицы народов Кавказа, портреты Ф.Алиевой, К.Кулиева, Р.Гамзатова, ноутбук музыка («Колыбельная мира» К.Кулиева, «Казачья свадебная», «Судьба» на стихи К.Кулиева, тексты выступлений, стихотворений, брошюры с материалами конференции.

Эпиграфы к конференции:

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

                                                                                                       Василий Сухомлинский

Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое.

                                                                                          Виссарион Григорьевич Белинский

План проведения и ход мероприятия:

  1. Приветствие и вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые присутствующие.

Разрешите поприветствовать вас на конференции, посвященной теме «Семья на Северном Кавказе». Это одно из первых мероприятий, с которых начинается Неделя филологических дисциплин. Надеемся, что вы примете активное участие в работе Недели.      

Существенным элементом духовного наследия каждого народа является его педагогическая культура, ее идеи и воспитательный опыт, выработанные народом на протяжении веков и тысячелетий. Для совершенствования нашей воспитательной системы мы часто обращаемся к традициям предков, которые отражают национальную и традиционную культуру воспитания, о возрождении которой общество все чаще и чаще стало задумываться.

Наша конференция носит подзаголовок литературно-педагогическая, поскольку речь сегодня пойдет о семье, а где, как не в семье человек усваивает азы взаимоотношений с людьми и правила поведения, этот процесс нашел отражение в культуре – фольклоре, авторской поэзии, которые помогут нам сегодня сделать серьезный разговор более живым.

  1. Сценка «Цветок бессмертника»

  1. Организационный момент.

Итак, как и любая научная конференция, наша строит свою работу по секциям или «круглым столам», тематика которых такова

Уважение к старшим - основа организации семьи на Кавказе        

Семейное воспитание                                                                                          

Свадебные обряды                                                                                          

Закон кавказского  гостеприимства      

                                             

После прослушивания ряда сообщений каждый стол обсудит сказанное и сформулирует впечатление в виде кратких ответов и тезисов (листы для этой работы у вас на столах). Обычно на конференциях, которые длятся по несколько часов, а иногда и дней, предусмотрена культурная программа, поэтому сегодня прозвучат не только стихи, но и музыка, хотя она тоже будет связана с нашей темой.

  1. Прослушивание сообщения

«Уважение к старшим - основа организации семьи на Кавказе»;

  1. Стихотворение Расула Гамзатова «Матери»

  1.  Сообщение «Семейное воспитание в чеченских семьях»

  1. Прослушивание «Колыбельной мира»  на слова К.Кулиева

  1. Сообщение «Семейное воспитание в казачьих семьях»

  1. Работа над пословицами

Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего птенца.

Гнев матери как снег: выпадает много, но тает быстро.

  Ингушские

Побои матери не болят.

  Кумыкская

Кто не любит детей, тот никого не любит.

  Осетинская

Любишь ребенка - полюби и его плач.

 Татская

В своей семье урода не бывает.

В многодетной семье корка хлеба не черствеет.

Без ребенка в семье нет счастья.

Воск мнут, пока он горяч, ребенка воспитывают сызмальства.

Кто не почитает старших, сам не достоин почитания.

  Адыгейские

Один на свете - не беда. Плохие дети - вот беда.

  Балкарская

Из-за плохого сына бранят отца.

  Кабардинская

       Дети детей - слаще меда.

  Кумыкские

Мать - опора дома.

  Лакские

Ребенка надо воспитать пока он в колыбели, а теленка - пока он на привязи.

  Лезгинские

Дом с детьми - базар, дом без детей - могила.

Сын - памятник отцу.

  Ногайские

Что ты сделаешь для отца, то сделает для тебя твой сын.

  Осетинская

  1. Сообщение «Аталычество»;

  1. Стихотворение Ф.Алиевой « И есть в горах неписаный закон»  

  1. Сообщение  «Свадебные обряды на Кавказе - армянская свадьба»

  1. Музыка «Казачья свадебная»

  1. Сообщение «Обряд «избегания» 

  1. Стихотворение Руслана Астаханова «Для чеченца гость — судьбы посланец»

  1. Сообщение «Закон кавказского гостеприимства».

Итак, мы прослушали с вами ряд сообщений по теме «Семья на Северном Кавказе», конечно, вопрос этот серьезный, можно даже сказать глобальный, и в рамках часа невозможно его рассмотреть достаточно глубоко. Однако, кое-какие ценные выводы, я полагаю, сформулировать возможно, что я и предлагаю оперативно сделать каждому столу.

  1. Работа над тезисами под песню «Судьба» на стихи К.Кулиева

 (Выступление от каждого стола)

Я соглашусь с утверждением, что духовное богатство традиций, народных обычаев дает нам возможность не только показать лучшие образцы из прошлой жизни предков, но и выявить позитивные примеры для формирования мировоззрения новых поколений. Обычаи и традиции отражают исторически сложившуюся национальную культуру и национальный менталитет. Они затрагивают все без исключения стороны общественной и личной жизни.

Поэтому изучение обычаев старины для их обобщения в современной воспитательной практике просто необходимо. Это тем более важно, что недооценка воспитательной роли привела сегодня к негативным последствиям.

  1. Представление сборника материалов, завершение работы.

И в заключение я хочу вам представить сборник, а результатом любой научной конференции является публикация сборника материалов этой конференции. Вот теперь такой сборник есть и у нас, он содержит и материалы выступлений, и литературный материал. Эту публикацию можно использовать как для проведения классных часов в группах, так и занятий на педагогической практике. Каждая группа за участие получает такой сборник, просьба передать его классному руководителю.

Благодарю за внимание и работу, до новых встреч.

  Подготовила и провела Порублева И.Ю., преподаватель филологических дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

Материалы студенческой конференции «Современные информационные технологии» ОБПОУ КМТ

Статья Дубик АС  Афонин А.С. «Спутниковое позиционирование на основе систем ГЛОНАСС / GPS в дорожных и дорожно-строительных работах»...

Материалы студенческой конференции "На пути к информационному обществу" ОБПОУ КМТ

Статья Дубик АС Соглаев Д.С. «Системы мониторинга и управления специальным транспортом в сфере ЖКХ на основе спутниковых технологий»...

Языковые семьи народов Северного Кавказа. Языковые семьи народов Крайнего Севера.

Россия является многонациональным государством со множеством малых народностей на территории, поэтому сохранение их культуры и исключительного образа жизни является одним из приоритетов государства....

Материалы студенческой научной конференции

Применение средств коррекционно-оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы...