Познавательные игры по краеведению
методическая разработка по краеведению по теме

Полулях Светлана Алексеевна

 

Краеведческие игры помогут  достичь оптимальных результатов в развитии познавательных способностей учащихся с задержкой психического развития.

Игры составлены с учётом интеллектуальных возможностей  учащихся, направлены на развитие различных показателей познавательной деятельности (память, внимание, мышление) и апробированы  педагогами МСКОУ  школы-интерната №4.       Данные игры можно  использовать учителями специальных  и   общеобразовательных        школ в классах с коррекционной направленностью, а также классными руководителями,       воспитателями,  студентами  педколледжей и педвузов.       Игровой материал можно использовать на уроках, факультативных занятиях, на  внеурочных        мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnye_moi_igry.doc893 КБ

Предварительный просмотр:

Полулях Светлана Алексеевна, учитель истории МСКОУ школы-интерната VI вида №4

Познавательные игры по краеведению.

                                                                                       

  Игра – путь детей к познанию мира,

                                                         в котором  они живут и который

                                                                             призваны изменить.

                                                                            А.М. Горький.

Краеведческие игры помогут  достичь оптимальных результатов в развитии познавательных способностей учащихся с задержкой психического развития.

Игры составлены с учётом интеллектуальных возможностей  учащихся, направлены на развитие различных показателей познавательной деятельности (память, внимание, мышление) и апробированы  педагогами МСКОУ  школы-интерната №4.

      Данные игры можно  использовать учителями специальных  и   общеобразовательных  

      школ в классах с коррекционной направленностью, а также классными руководителями,

      воспитателями,  студентами  педколледжей и педвузов.

      Игровой материал можно использовать на уроках, факультативных занятиях, на  внеурочных  

      мероприятиях.

Познавательная игра «Колесо историю»

Цели: 

  1. Развитие познавательной активности.
  2. Развитие творческой активности.
  3. Воспитание любви к традициям родного края.

Оборудование: оформление зала картинами природы Урала, детскими рисунками, слайдами. Колесо (можно использовать колесо прялки) с секторами. Ведущие в костюмах народов Южного Урала.

Вед.1

Храня преданья вековые

Велик и молчалив Урал,

Таким и видится наш край,

Истории его не забывай!

Вед. 2

Богат Урал своей историей,

Своими традициями и обычаями.

Вед. 3

Добро пожаловать, гости дорогие!

Без вас ничего не начинаем.

Кому - игры, кому - хоровод,

Кому песенка в прикус.

Все, как когда-то в старину.

Вед. 4

Чтобы дети знать могли

О традициях, истории родной земли.

Вед. Крутит «Колесо истории»

Сектор 1. Народные игры: «Нос», «Ряжение».

Ребята идут по кругу с закрытыми глазами, ведущий (о нем никто не знает) дергает игрока за нос. Ведущий возвращается в круг, а игрок должен угадать, кто его дернул за нос. Отгадав, все ребята говорят:

- Чей нос?

- Славин.

- Куда ходил?

- Славил.

- Что выславливал?

- Копейку.

- Что купил?

- Пряник.

- С кем съел?

- Один.

- Не ешь один, а лучше спляшем!

и т.д.

«Ряжение». Ребята готовят маски и разыгрывают сценки. Каждая маска - символ: коза - плодородие, медведь - богатство, волк - злость, лиса - хитрость, корова - долгая жизнь. Коза - одна из главных уважаемых фигур на празднике,  ряженые продают козу, приговаривая:

Мы из этого села,

Чтоб жизнь была весела,

Вас поздравляем с Новым годом,

Откройте дверь - коза войдет!

Если желаешь вывести зло,

Если хотите, чтоб в жизни везло,

Чтобы хлеба хватало, в каждой избе,

Откройте дверь танцующей козе.

Торговец хочет купить козу, но подтрунивает над ней, чтобы она танцевала. И только оценив ее - покупает и уводит, коза упирается. Ее можно выкупить угадайками и пословицами.

Вед.

И вновь колесо истории куда-то покатилось.

Сектор 2: художники - герольды.

Вед.

Нарисуйте герб Челябинска, каким он должен быть по вашему мнению.

Герб - это символ нашего города.

Сектор 3: Разгадай «Чайнворд»

  1. Б

А

Ш

К

И

  1. Р

Ы

Ч

К

О

В

А

Р

Н

4. А

Р

К

А

О

Л

Е

И

6. С

С

А 5.

И

М 5.

1. Коренной житель Урала.

2. Известный исследователь Южного Урала в ХVIII веке.

3. Название села, названного в память об Отечественной войне 1812 года (загранпоходе).

4. Древнее городище на Южном Урале.

5. Река на Южном Урале.

6. Место проживания крестьян.

Сектор 4. Уральские сказы. Инсценировать отрывок.

Вед.

Вот и остановилось «Колесо истории». Что-то мы узнали новое, но впереди еще много открытий. Спешите познавать историю нашего края.

Награждение команд.

Викторины и тесты по истории родного края.

Тест

1.  Крепость Челяба была основана в:

а)  1732 

6)   1736                                                    

в)  1738

2.  Челябинская крепость была построена

 а) каменной

б) земляной

в) деревянной

3.  Отряды Пугачева предприняли поход на Урал, и (но)

а) Челябинск не подвергся нападению

б) Пугачев сам руководил захватом крепости

в) Челябинск был захвачен повстанцами во главе с И. А. Грязновым  

4.  Какое событие разбудило наш город в конце XIX в?

а) открытие залежей железных руд

б) строительство железной дороги                        

в)  денежные вклады меценатов в обустройство города

5.  Кем был захвачен Урал в годы гражданской войны

а) Колчаком                                                          

б) Красновым

в) Деникиным

6.  В здании, какого театра разместили в годы Великой Отечественной войны завод из Москвы "Калибр"

а) в театре юного зрителя  

б) в оперном театре

в) в драмтеатре

Тест – игра  «по страницам истории Южного Урала»

  1. Кто заложил «на реке Миясе в урочище Челяби» крепость?

            а) В.Н. Татищев

            б) А.И. Тевкелев

            в) Екатерина II

  1. Сопоставьте даты и события.

     а) основание Челябы                                                                                         1. 1781

     б) начало крестьянской войны по руководством  Е Пугачева                      2. 1736

     в) Челяба стала уездным городом                                                                    3. 1773

  1. Что лишнее?

В конце XIX века Челябинск торговал хлебом, скотом, сельскохозяйственными

машинами, лесом, чаем.

  1. Назовите не менее 5 народностей, поселившихся на Южном Урале в конце XVI и XVII веков (русские, татары, чуваши, мари, мордва).
  2. Ясак – это:

           а) женское украшение

           б) повинность в виде налога

           в) конская сбруя

  1. Соотнесите город и промысел:

           а) Касли                    1) добыча золота

           б) Златоуст               2) чугунное литье

           в) Пласт                    3) оружейное дело  

  1. Найдите на карте и напишите города-крепости, основанные в XVIII веке на Южном Урале (не менее 4). (Оренбург, Чебаркуль, Челябинск, Троицк).
  2. Дополните предложение о крестьянской войне под предводительством

 Е. Пугачева. «Опасения воевод оправдались, и утром ….. января ….. года вспыхнуло восстание, в ….. , которое  возглавил атаман ….. и хорунжий …..» (5 января, 1774 год, Челябинск, Максим Уржумцев, Наум Невзоров).

Литература:

1.Игры: Энцикл. Сб./ Редкол. А.И. Лазарев и др.. сост. В.А. Черноземцев, Юж.-Урал. КН. Изд-во, АОЗТ «Оренбургское книжное издательство», 1995.

      2.Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Уральский перекресток, жур-

         нал-путеводитель. № 1 (27) 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра по тепловым явлениям для 8 классов "Своя игра"

Игра предназначена для  закрепления и проверки знаний учащихся по теме "Тепловые явления".Данная игра проводится в виде командных соревнований, класс делится на 3 группы,цель которых ответить на ...

Познавательная игра по биологии "Своя игра.Живая планета"для учащихся 6 - 7 классов

Познавательную игру "Своя игра. Живая планета"  можно провести как внеклассное мероприятие и урок обобщения за 1 полугодие в 6-7классах, изучающих раздел биологии "Бактерии. Грибы. Растения". Воп...

Познавательная игра по биологии "Своя игра. Тайны организма" для учащихся 6 класса

Разработка  познавательной игры по биологии "Своя игра. Тайны организма" для учащихся 6 класса включает в себя сценарий и презентацию. Цель игры: формирование  познавательного  интереса...

Интеллектуально-познавательная игра по физической культуре "Своя игра"

Аналог телевизионной игры "Своя игра". Игра предназначена для учащихся 5-7 классов, может быть использована для внеклассного мероприятия и подготовки к олимпиаде по физической культуре....

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

 Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...

Методы учебно-познавательной деятельности: учебно-познавательная игра

В ходе учебно-познавательной игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей....