Осознанное отношение детей старшего дошкольного возраста к природе родного края
материал по краеведению на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx96.41 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»    

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

на тему:

«Осознанное отношение детей старшего дошкольного возраста к природе родного края»

Выполнила: Ипатова В. Ю.

воспитатель МБДУ «Детский сад №11»

Научный руководитель:

Мурашкина Т.В.

ст. преподаватель кафедры

дошкольного образования

Чебоксары

2012

Структура проекта

Введение……………………………………………………………………..3

1. Анализ ситуации…………………………………………………………..4-5

1.1 Анализ внешней среды………………………………………………….6

1.2 Анализ внутренней среды………………………………………………..7

1.3 Проблематика……………………………………………………………..8

2 Основная часть

2.1 Концептуализация проекта……………………………………………….9

2.2 Целеполагание…………………………………………………………….10

2.3 Ожидаемые результаты………………………………………………..11-12

2.4 Реализация проекта……………………………………………………….13

2.4.1 Этапы работы над проектом…………………………13

2.4.2 План действий по реализации проекта…………..14-15

2.4.3 Ресурсное обеспечение…………………………….16

2.5 Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга……..17-28

3 Заключение…………………………………………………………………29-30

Список литературы…………………………………………………………..31-33

Приложение……………………………………………………………….…34-39

ВВЕДЕНИЕ

Природа - источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на Земле.

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики.

Слово «экология» стало модным. К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности — проблема, выдвинутая реалиями конца XX в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер[21;19]. Спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.

  1. Анализ ситуации

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус, а не любуется им) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным. Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры.[22; 5]

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанного правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Учитывая всё выше сказанное, можно считать, что формирование экологической культуры это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

  1.  Анализ внешней среды

Положительные моменты

Негативные тенденции

I. Деятельность МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары регулируется:

 1. Правовыми документами

  1. Конвенция о правах ребенка;
  2. Всеобщая декларация прав человека;
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
  4. Законодательными актами РФ:
  5. Конституция РФ;
  6. Семейный кодекс РФ;
  7. Закон РФ «Об образовании»;
  8. Закон ЧР «Об образовании»;
  9. Закон ЧР «О языках в ЧР»;
  10. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

II. Государство в последние годы стало больше уделять внимание на экологическое состояние окружающей среды.

  1. Экологическое состояние окружающей среды с каждым годом ухудшается.
  2. Увеличивается количество видов птиц, животных, растений, попадающих в Красную книгу
  3. Переоценка значения ДОУ в воспитании детей; перенесение ответственности за воспитание детей на ДОУ.

  1. Анализ внутренней среды

Положительные моменты

Негативные тенденции

  1. Наличие документов, регламентирующих и регулирующих деятельность  МБДОУ «Детский сад № 11» г. Чебоксары:
  1. Типовое положение о ДОУ;
  2. Концепция дошкольного воспитания.
  3. Локальные акты:
  4. Устав МБДОУ Детский сад №11»  г. Чебоксары
  5. Договор между МДОУ и законными представителями воспитанников.
  1. Наличие комплексной программы: «Программа воспитания ребенка-дошкольника» под руководством О.В. Драгуновой, 1995 г.,
  2. Наличие парциальных программ по экологическому воспитанию:

Николаева  С. Н.  «Экологическое воспитание в детском саду»

  1. Методическое обеспечение:

Учебно-методическая, подписные и периодические издания.

Имеется необходимая материально-техническая база для формирования осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе родного края: уголки природы, прогулочные веранды с насаждениями деревьев, кустарников.

  1.  Материальный уровень родителей ниже среднего, вследствие этого высокая занятость на работе. Многие родители уделяют недостаточно внимания детям, мотивируя это отсутствием времени; часть родителей занимаются детьми эпизодически.
  2. Низкая заинтересованность родителей в формировании осознанного отношения детей к природе родного края.                                    
  3. Формализм при выборе                                    способов вовлечения родителей в совместную               деятельность.
  4. Практические умения и навыки                                     уход а    за комнатными      растениями сформированы  недостаточно.                                    
  5. Не имеют достаточные              знания о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы.

Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанного правильного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, перед нами стоит задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возрастаю.

  1. Проблематика

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.  Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

                    Древо проблем

Все проблемы

Самая важная проблема

Проблемы по приоритетам

1. Работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически.

2. Не был достаточно оснащён педагогический процесс.                                   3. Мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера.

  1. Формирование осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе родного края.
  1. Родители  с трудом проявляют интерес и желание принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в группе.
  2. Родители не умеют  самостоятельно организовать работу со своими детьми по формированию осознанного отношения к природе Родного края.

  1. Основная часть

2.1. Концептуализация проекта

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Итак, мы выяснили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

  1. Целепологание

Цель проекта:

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.

  1. Ожидаемые результаты

Дети

1. Проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода).

2. Будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

4. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

5. Будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

6. Узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.

7. Узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

8. Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

9. Узнают много интересного из жизни растений   ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).

10. Закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных  районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. Будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

11. Будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

Педагоги

1.Выражен интерес к изучению данной проблемы.

2.Сформировано желание активно использовать осознанное отношение к природе .

Родители

1.Проявляют интерес и желание принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в группе.

2.Умеют самостоятельно организовать работу со своими детьми по формированию осознанного отношения к природе Родного края.

  1. Реализация проекта:

–        определение темы, постановка цели и задачи;

–         определение методов и приёмов работы;

–        диагностирование экологического воспитания;

–         подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

–        подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

–        подбор материала для творческого труда;

–         составление перспективного плана.

 

  1. Этапы работы над проектом

Проект  включает три основных этапа:

1-й — подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования; предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2-й — собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3-й — обобщающий (заключительный).

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендации.

  1. План действий по реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Сроки: ноябрь  2011

2 этап. Исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Сроки : декабрь – март 2012.

1.Организация в группах познавательно - экологической среды.

2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ.

3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям.

Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

5. Посадка цветника, уход за цветами.

6. Посадка аллеи берез. Уход за саженцами.

8. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.

9 .Выпуск экологических газет.

10. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.

11. Операция «помоги природе». Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

12. Операция «Подарок птицам» Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.

13.Познавательное развлечение «Птичьи заботы» в старшей и подготовительной группах.

14. Викторина «Знаем ли мы растения нашего края?» в старшей и подготовительной группах.

15. Экскурсии в парк города. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

16. Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов природных объектов.

Выставка макетов о родном  крае: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.

17. Экологическая экскурсия «На природу, в поле пойдем»

18. «Напиши письмо сове». Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме «Природа».

19. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов «Вторая жизнь упаковки».

20. Оборудование в саду уголка «Детская лаборатория» для опытов и экологических исследований.

21. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ ( статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.

22. Фотовыставка «Природа просит помощи» с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

23. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей «Это интересно. Из жизни природы.» ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д.)

24. Викторина между старшими группами «Лучший знаток деревьев».

25. Составление гербария «Наши растения».

26. Опытно-исследовательская деятельность на огороде. Цель: вырастить зерновую культуру для получения полноценного урожая зерновых.

3 этап. Обобщающий.

Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Педагогический Совет по итогам проекта.

Обобщение результатов работы

1.Диагностирование уровня экологического развития дошкольника.

2. Просмотр презентаций детских исследовательских работ.

3. Обобщение уровня обогащения предметно - развивающей среды в группе и в целом в детском саду.

4. Педагогический Совет по обобщению результатов работы по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе  по экологическому воспитанию дошкольников.

  1. Ресурсное обеспечение

Методическое:

Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова Н. А. «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Материально — техническое:

1. Уголки природы в каждой возрастной группе.

2. Общий цветник и огород  для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.

3. Вся территория вокруг сада с природными объектами.

4. Опытно - экспериментальная зона в группе «Огород на окне».

2.5 Мониторинг проекта

Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста.

Для осуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач:

  1. Выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы.
  1. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей.
  1. Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.

Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.

Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру.

За экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети старшей группы, приблизительно равные по уровню развития, в количестве 20 человек.

Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей навыков экологической культуры у детей старшего  дошкольного возраста.

Для констатирующего эксперимента были подобраны следующие задания:

  1. Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
  2. Моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе.
  3. Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.

Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированное этого качества.

Задание 1

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных (домашних и диких).

Оборудование. Два больших листа бумаги: первый разделен на три части (хозяйственный двор, лес, жилое помещение); на втором листе изображены голубое небо, ветви деревьев и земля. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, собаки, кошки; волка, лисицы, медведя, зайца. Фигурки птиц: голубя, воробья, сороки, курицы.

Инструкция к проведению.

В игровой форме ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и поселить их по домикам ( с учётом места проживания).

Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, ребёнку предлагается ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией.

После того, как ребёнок справился с заданием, ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

  1. Как называется животное (птица)?
  2. Какие его характерные особенности ?
  3. Чем питается животное (птица)?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень(3 балла)

Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам: звери, птицы. Аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности. Без особого труда отвечает на поставленные педагогом вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).

Средний уровень (2 балла)

Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает с замешательством. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).

Уровень ниже среднего(1 балл).

Ребенок допускает частые ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Затрудняется назвать характерные особенности. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то отвечает в основном не верно. Не проявляет и не выражает свое отношение к животным (птицам).

Задание 2

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), бегония и бальзамин султанский (огонёк), колеус; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон. Инструкция к проведению.

Педагог называет ребёнку четыре комнатных растения. Просит ребенка показать эти растения.

  1. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
  2. Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).
  3. Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем из представленных на картинках растений (даны в скобках) предлагается выбрать:

A)        сначала деревья (берёза, липа, тополь);

Б) деревья у которых есть иголки, и деревья у которых есть листочки (лиственные и хвойные) (ель, осина);

B)        ягоды и грибы (земляника, опята);

Г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан). Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок самостоятельно называет все виды растений: деревья, цветы. Без труда отличает хвойные деревья от лиственных, ягоды от грибов; цветы сада от цветов леса. Рассказывает как правильно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает сове отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии растений: деревьев и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Рассказывает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Элементарные практические навыки и умения ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Уровень ниже среднего.(1 балл)

Ребенок затрудняется называть растения: деревья, цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений. Не сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Затрудняется рассказывать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей времен года. Оборудование. Карточки с изображением разных времен года. Инструкция к проведению

Педагог спрашивает у ребёнка, какое время года ему нравится больше всего и почему?

Затем педагог предлагает выбрать карточку, на которой изображено это время года.

Педагог предлагает ребенку прослушать ситуации и ответить на вопрос «Когда это бывает?»:

  1. Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
  2. Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
  3. С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.
  4. На деревьях распускаются листочки. Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок правильно называет характерные признаки каждого времени года. Проявляет фантазию в ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?». Комментирует карточку с изображением выбранного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает значительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» отвечает односложно. Выражает эстетическое отношение к природе.

Уровень ниже среднего (1 балл)

Ребенок не знает характерных признаков времен года. В ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» называет только время года. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4

Цель. Определить уровень отношения к миру природы.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы.

  1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос: «Если быу тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)
  2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?
  3. Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
  4. Как ты можешь помочь птицам зимой?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла).

Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к природе.

Средний уровень (2балла).

Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

Уровень ниже среднего ( 1 балл).

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме.

Задание 5.

Цель: выявления практических навыков бережного отношения к объектам природы.

Инструкция к проведению.

Животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, загрязнили их воду невредными добавками, поставили в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за обитателями уголка природы.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок правильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её.

Средний уровень (2 балла).

Ребенок правильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение.

Низкий уровень (1 балл).

Ребенок не справился с поставленной задачей.

По результатам выполненного задания все дети были распределены на три группы по уровням развития: высокий (15-13 баллов), средний(12-8 баллов), низкий (7-5 баллов).

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 1 и 2.

Наименьшее количество ошибок допустили Настя Р. и Дима К. - 2 человека (высокий уровень).

Настя Р., Дима К. правильно выполнили задания. Дима без особого труда распределила представителей животного мира по видам, четко отвечала на поставленные вопросы. Ребёнок самостоятельно называл разные виды растений. Без помощи взрослого называл условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Дима знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.

Настя Р. при ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл характерные признаки времен года. По памяти воспроизводил сезонные особенности того или иного времени года. Выражал эстетическое отношение к природе. Дети правильно нашли выход из специально созданных ситуаций.

К среднему уровню были отнесены дети - Алена А., Катя Г., Арсений К., Рома М., Настя К. - 5 человек контрольной группы и Марина Б., Соня О., Ваня И., Катя Т. - 4 человека экспериментальной группы.

Марина Б. иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Соня О. иногда допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, цветов. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

К низкому уровню развития были отнесены дети - в контрольной группе – Юра Д., Рома В., Данил С., Дана С. - 4 человека и в экспериментальной группе - Егор М., Нелли, Саша М., Игорь Б., Настя Н. -5 человек.

Настя Н. часто допускала ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялась, а если и отвечала, то в основном неверно. Саша М. не всегда правильно называла характерные признаки времен года. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы.

В 5 задании все дети с желанием брались за работу, но побеспокоились о еде лишь немногие дети. Сухое растение и грязная вода так и остались без внимания детей. Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе взрослых по формированию у детей бережного отношения к природе. С целью сравнения результатов констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах строим секторную диаграмму (рис.1, рис.2)

Рис. 1 Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе

Рис. 2 Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе

Как видно и в контрольной (10%), и в экспериментальной (10%) группах мало детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний. Средним уровнем обладает 50% детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низким уровнем сформированности экологических знаний владеет соответственно 40% и 50% детей.

Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанного правильного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, перед нами стоит задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.

Методика совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе через формирование экологической культуры у средних дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента)

На следующем этапе нашего исследования мы приступим к воспитанию у детей осознанного правильного отношения к природе через формирование экологической культуры.

Целью формирующего эксперимента является разработка и апробация методики формирования экологической культуры.

При разработке методики формирования экологической культуры старших дошкольников мы будем опираться на особенности экологического воспитания данной возрастной группы.

Характерной чертой старших дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка уже имеется, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом и с другими объектами. Педагогу необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы.

Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.

Познание природы помогает детям старшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления дошкольников с природой педагог решает важные задачи экологического развития, формирования у детей элементарных форм наглядно-образного мышления.

Воспитатель должен создать условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

Данная методика построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

В ходе формирующего эксперимента мы должны стараться, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию, по изобразительному искусству и музыкальному развитию, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг.

Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Разработан цикл наблюдений с проведением опытов, доступных для детей этого возраста и с использованием художественного слова, все это помогает детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы и правильно вести себя в мире природы.

В становлении экологического сознания особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения детей в природе.

Сюжетно-ролевые игры помогают отображать разнообразные бытовые сюжеты, дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях. Игры для детей - способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. В играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания. Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности. Дидактические игры и упражнения так же должны быть использовали в эксперименте.

В работе используется экологическое лото. Его цель: развивать умение классифицировать животных (дикие, домашние).

Игры-медитации: «Я-солнце», «Я-дождь», «Я-ветер», «Я- облачко». Например: «Я - облачко, большое, пушистое. Я свободно и легко плаваю в синем небе. Мои руки лёгкие, они помогают мне лететь. Я поднимаю глаза вверх, всем своим телом вдыхаю воздух, наполняюсь влагой. Я могу напоить дождиком землю, я выдыхаю и потоком мелких капелек падаю на землю».

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумываются над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу - своего края, и всей планеты. Например, такое письмо «Здравствуйте, дети! Нам очень нравится жить в этой комнате, радовать вас своими листьями и цветами, очищать воздух. Но многие из нас страдают от неправильного ухода. Поэтому мы обращаемся к вам за помощью - узнайте, как за каждым из нас правильно ухаживать, и мы всегда будем вашими лучшими друзьями. Комнатные растения».

Эффективным методом расширения знаний по экологии, по нашему мнению, является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, т.к. они ум обогащают, и душу волнуют: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

В работе с детьми могут быть использован разнообразные иллюстрации, гербарии, альбомы («Животные Красной книги», «Знай, люби, береги»); таблицы, схемы («Круговорот воды в природе», «Строение растений» и другие); карты, макеты, фотографии, натуральные природные объекты (растения, грунт, вода и другие).

Во время работы с натуральными природными объектами внимание детей обращается на то, чтобы не нанести животному вреда, а после проведения наблюдения отпускали их на волю.

Творческое общение с природой - действенный метод экологического воспитания и развития лучших человеческих качеств. Поэтому непосредственная образовательная деятельность начинается с любования природой; готовые знания не навязываются, а предоставляют детям возможность делиться своими чувствами. Всё это происходит на лоне природы, с объединением музыки, трудового воспитания. Вместе с детьми составляли экологические сказки. Именно через фантазию, детское творчество лежит путь к сердцу ребёнка.

Составляющая формирования осознанного отношения к природе, как познавательной ценности, является воспроизведение приобретённых знаний о природе в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

В совместной деятельности по изодеятельности с помощью красок дети передают «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», о ней заботились, её оберегали, то дети используют яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» - о ней не заботились, её загрязняли, дети используют мрачные, тёмные цвета.

Музыкальная деятельность содействует проявлению чувств словами звуков (шум воды, шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображают движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например, рака, грибка, зайчика, цыплёнка, капельки воды. Проведение праздников экологического характера также помогают детям ощутить себя частью природы.

В дошкольном учреждении есть хорошо оснащённый зал, где проводятся физкультурные и эколого-оздоровительные мероприятия. На них мы знакомим детей с правилами поведения в лесу, разыгрываем различные ситуации экологического характера, выполняем различные физические упражнения.

Проблему формирования экокультуры можно и нужно решать с помощью родителей.

Анализ и результаты исследования

Чтобы убедиться в эффективности используемого формирующего эксперимента, будет проведён контрольный эксперимент, по той же диагностической методике.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была ориентирована на воспитание осознанного, правильного отношения к природе детей 5-6 лет.

В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит пред человечеством важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста ведётся слабо.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе через формирование экологической культуры. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.

В процессе работы будут замечены такие изменения: дети заметно расширят свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрастет интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появятся желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос всё ещё остаётся актуальным. Однако в плане развития методики по воспитанию осознанного правильного отношения к природе детей 5-6 лет через формирование экологической культуры переработаны известные методические аспекты и будут адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Ручеек».

Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получают не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (труде в природе, наблюдениях, играх и других). Данная работа опирается на следующие основные принципы:

  1. во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями материале;
  2. во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры);
  3. в-третьих, активного включения детей;
  4. в-четвёртых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что воспитание осознанного правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях.


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акулинцева Т. Будем экологически грамотными// Дошкольное воспитание - 1996-№7-36-42с.
  2. Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -1993-№ 12-68-69с.
  3. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание -2003-№ 12-52с.
  4. Бушканец М.Г., Леухин Б. Д. Хрестоматия по педагогике, М.: Просвещение, 1976 -432с.
  5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой - М.: Просвещение, 1980-270с
  6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада- М.: Просвещение,1982- 256с.
  7. Градобоева Г. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание - 1988-№7-6-8с.
  8. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности - Самара, 1997 - 135с.
  9. Ельникова К. Календарь работ в уголке природы // Дошкольное воспитание- 1991- № 1 - 80-82с.
  10. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии - М.: Перемена, 1996-123с.
  11. Запольский А.К., Салюк А.И. Основы экологии - Киев, Высшая школа,2001-42с.
  12. Зеньковский ВВ. Психология детства - Екатеринбург, 1995-258с
  13. Ибраимова М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным //Дошкольное воспитание - 1990-№ 1-30-32с.
  14. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003- 326с.
  15. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду - 2005-№ 4-54-56с.
  16. Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада.-М.,1983 - 137с.
  17. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника.- С-П.: Речь, 2002.-113с.
  18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика-М.,2000 -256с.
  19. Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание - 2007-№10-108-112с.
  20. Колмакова М.Н., В.И. Логинова История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия - М.: Просвещение, 1988 -447с.
  21. Лихачев Б.Т. Экология личности// Педагогика - 1993-№ 2-19-21 с.
  22. Лисенко Н.В. Практическая экология для детей - Ивано-Франковск.: Версия, 1999-127с.
  23. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия - М.: Просвещение, 1974, 86с.
  24. Лучин М.В. Детям о природе- М.: Просвещение, 1989-133с.
  25. Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второй половины 19 - начала 20вв.-М., Просвещение, 1990-409с.
  26. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.,1995-267с
  27. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001- 263с.
  28. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999-257с.
  29. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание-1998- № 2-13-17с.
  30. Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольной воспитание- 2002-№ 4-5-17с, 95-126с.
  31. Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник-1997-№ 1-6-12с.
  32. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 1998.
  33. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование - 2004-№ 11-4-14с.
  34. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001-374с.
  35. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности - М., Просвещение, 1987- 323с
  36. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду.- М.,2000-294с.
  37. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Дет. Энциклопедия: Экология. - М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1988-543с.
  38. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С.58–63.

                                                                                                     

Приложение 1

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе

Ф.И.

Знания о животных, птицах.

Знания о растит.

мире

Знания о характерных признаках времен года

Отнош.

к миру природы

Спец. ситуац.

Сумма

баллов

Уровень экол. знаний

1.

Арина Л

2

2

2

2

1

9

С

2.

Катя Г.

2

2

1

2

1

8

С

3.

Дима К.

2

1

1

1

1

6

Н

4.

Арсений К.

2

1

2

2

1

8

С

5.

Вика Р

3

3

3

3

2

14

В

6.

Рома В.

1

1

1

2

1

6

Н

7.

Рома Ч.

2

2

1

2

1

8

С

8.

Никита Е.

2

2

1

1

1

7

Н

9.

Диана Н.

1

2

1

2

1

7

Н

10

Марина К

2

2

2

1

1

8

С

Условные обозначения: В- высокий уровень, С- средний уровень, Н - низкий уровень.

Высокий уровень - 1 человек, средний уровень - 5 человек, низкий уровень - 4 человека.

Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе

Ф.И.

Знания о животных, птицах.

Знания о растительном мире

Знания о характерных признаках времен

Отнош.

к миру природы

Спец. ситуац.

Сумма баллов

Уровень экол.

знаний

1.

Вика И.

2

2

1

2

1

8

С

2.

Вика В.

1

1

2

1

1

6

Н

3.

Нелли

2

1

2

1

1

7

Н

4.

Лиана И.

1

2

1

1

1

6

Н

5.

Кристина

1

2

2

1

1

7

Н

6.

Соня К.

2

2

1

2

1

8

С

7.

Максим А.

.3

3

3

3

2

13

В

8.

Карина

2

2

2

1

1

8

С

9.

Аня К.

1

1

1

1

1

5

Н

10

Катя Т.

2

1

2

1

1

7

С

Условные обозначения:

В - высокий уровень

С - средний уровень

Н - низкий уровень.

Высокий уровень – 1 человек,

Средний уровень – 4 человека,

Низкий уровень- 5 человек.

Уровни сформированноcти экологических знаний

Таблица 3. Констатирующий срез.

Уровень

Группа

контрольная

экспериментальная

Высокий

10%

10%

Средний

50%

40%

Низкий

40 %

50%


Приложение 2

Работа с родителями

 Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? __________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

 

 

Приложение 3.

Анкета для родителей "Использование художественной литературы в семье"

«Книга в семье»

ФИО____________________________________

Возрастная группа________________________

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

_____________________________________________________________

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.

_____________________________________________________________

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

– Смотрю   содержание,   учитываю  возраст,   отбираю   по  иллюстрациям,   покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______________

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________

Как часто? При каких ситуациях?

– Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)

Приложение 4.

Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию.

1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах Чувашии, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

5. Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по воспитанию любви к родному краю детей старшего дошкольного возраста

В своей консультации знакомлю с приемами и способами воспитания у детей любви к родному краю...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Трудовая деятельность в уголке природы» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Трудовая деятельность в уголке природы» (для детей старшего дошкольного возраста).Цель: закреплять трудовые умения и навыки по посадке растений и у...

Комплекс игр, направленный на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Дети, имеющие нарушения слуха, имеют более низкий социометрический статус в сравнении с детьми, имеющими сохранный слух. В связи с этим учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, с...

Формирование осознанного отношения к своему здоровью на занятиях плаванием у детей старшего дошкольного возраста

Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической культурой и плаванием. Выполняя физические упражнения, у детей развивается ловкость, гибкость и быстрота. Они на практик...

Особенность коррекции нарушений ОДА у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях край

Аннотация: В статье представлена проблема нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера. В ходе диагностики ОДА у детей 6-...

«Мой край родной - Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств, любви к малой Родине, Республике Башкортостан.Задачи:обучающие:- уточнять и расширять знания детей о родном городе;- закреплять знан...

Дополнительная образовательная программа "Тоонто нютаг - Родной край" для детей старшего дошкольного возраста

В 1992г. В республике Бурятии вышел закон о придании статуса государственного бурятскому языку. Язык - душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в ра...