История села Овчинец Суражского района Брянской области
статья по краеведению по теме

Исаченко Леонид Семёнович

В данной работе содержатся исторические сведения о селе Овчинец  и основании в ней школы. В работе используются материалы школьного архива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_shkolysela.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

История села Овчинец Суражского района Брянской области

Историческая справка о школе

 

В1891 году Овчинский дьяк собрал пять мальчиков богатых крестьян  и на

частной квартире стал обучать их грамоте . Обучать своих детей захотели и другие

жители села. На общем сходе решили своими силами построить школу .Срубили две

большие избы , соеденили их стенами  и получилось здание школы . Классная

комната , квартира учителя ,а между ними коридор и учительская .

В официальном отчете записано , что школа построена и открыта в 1893 году . В

1898 году в Овчинец приехал первый учитель . В 1921 году школу перевели в

усадьбу генерала Есимонтовского В., где она находится и поныне.

В 1932 году школа получила статус  неполной средней школы . Нынешнее деревянное

здание школы , методом народной стройки , построено в 1964 году . Это 7 классных

комнат и учительская .

С 1998 года школе передан детский сад . С 1996года  школа отапливается газом.

Три выпускника школы стали кандидатами наук .

Директора школы : 1. 1946-1972 гг.   Мелешенко Иван Макарович.

2. 1972-1995гг.  Белый Александр Григорьевич.

3. 1995-              Исаченко Леонид Семенович.

В 1999 году школе присвоен статус  Миниципального общеобразовательного учреждения Овчинская основная общеобразовательная школа.

Образовательное учреждение находится на территории Овчинской сельской администрации Суражского района.

        Школа прошла лицензирование 5 октября 2002 года.

Школа включает следующие ступени обучения:

   дошкольное;1 ступень: (начальная школа), срок обучения 4 года;

2 ступень: 5-9-е общеобразовательные  классы.

судьбой ее нужно проследить».

В Черниговской епархии было известно, когда в каких селах построены церкви. Вероятно, 1417 год и есть год построения церкви в Овчинце  или год, когда в церковных документах был взят на учет Овчинец.

Ключом к определению наиболее приближенной даты основания Овчинца является фраза о том, что в 1711 году в нем: "вновь построена церковь святого Дмитрия". Ясно одно,  что построена не первая, а может быть вторая, или третья церковь, и что предыдущая церковь уже носила имя святого Дмитрия. Кто такой Дмитрий? Московский князь Дмитрий в      1380 году на Куликовом поле разбил татарскую орду и наша православная церковь возвела его в лик святых. В этой битве участвовал и Брянский полк, в котором, возможно,  были и Овчинцы. Значит, вскорости после Куликовской битвы в Овчинце     была построена церковь.  Какая по счету вновь построена церковь - неизвестно. Но церковь в населенном пункте строят тогда, когда в нем больше десятка дворов. Церковь, как холодная постройка, срубленная из дуба или смолистой сосны, может стоять 250-300 лет. Последняя церковь в Овчинце была построена в 1904 году, а старая перевезена в Дубровку и стояла там до 50 - х годов нашего  века без какого-либо присмотра властей. Вероятно, это та церковь, которая построена в 1711 году, так как нет сведений о том , между 1711 и 1904 годами вновь строилась или перестраивалась церковь в Овчинце.

В 1723 году по распоряжению президента Малороссийской коллгии  Виниаминова была проведена перепись населенных пунктов Малороссии. По этой переписи в Овчинце было 40 дворов. По тем временам это был крупный населенный пункт. В то же время в Сураже было 13 дворов, во Влазовичах 8, в Косичах 11, Дегтяревке 13, Нивном 31, Старом Дрокове 23, Ляличах 14, во Мглине 160 дворов. В дальнейшем Овчинец рос следущим образом:1781 г.-79 дворов,хат 104. 1817г.- дворов119,1885г.- 124 двора, население 937чел.

Возникновение с. Овчинец

Село Овчинец возникло на берегу реки Ипуть при впадении в неё р. Важеребки.

 Почему же этот угол между речками, так называемую Белую гору, люди избрали для поселения? Это было идеальное место.

Первое - река Ипуть - древний торговым путь, по которому жители Брянского края плавали на  к Киеву. Об этом говорит само названание реки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Буква "И" на древнеславянском   языке означает местоимение "Вот он". Если у человека спрашивали, например, :'Тде топор?" Он отвечал "И". Т. е. "вот он". Пробираясь лесными тропами для поездки по реке и выйдя на её берег, люди восклицали: "И путь!",(вот он путь). Таким образом, название реки произошло от слияния местоимения "И" и существительного путь.

Второе - Для поселения люди выбирали такое место, которое можно, было бы легко приспособить для обороны от врагов. Берега Ипути и Важеребки были высокими и крутыми. Если от оврага возле церкви до оврага возле дома Арефина Андрея Петровича прокопать ров, и поставить частокол, то поселение превращается в крепость .Возможно, эта линия и была укреплена рвом или частоколом.

Третье - Люди искали для поселения такое место, где была бы вода, вокруг которого была бы богатая природа, дающая в изобилии продукты питания. В этом отношении Овчинец был идеальным местом.

Если бы мы вышли на Белую гору лет 500 назад и посмотрели на пойму Ипути, то увидели бы совершенно другую картину, чем  в настоящее время». На берегах реки росли могучие дубы, кусты смородины и шиповника, перевитые колючей ежевикой. Луг был усеян большими кустами лозы, которая так необходима для плетения корзин, кошелок, рыбных снастей, заборов и стен сараев. Огромные стаи водоплавающей птицы тучами поднимались над водоемами, перемещаясь с одного места на другое. А на горизонте темнели дремучие леса. В реке, заводях и бесчисленных озерах водилось большое количество разнообразной рыбы. Было возле реки и много бобров. От

берегов Ипути в сторону Дубровки шли сплошные дремучие леса, в которых росли хвойные и лиственные деревья, орешник,  рябина, калина,  дикие яблони и груши, всевозможные грибы и ягоды. В дуплах деревьев водились дикие пчелы. Позднее жители начали заниматься  бортничес-ким пчеловодством, расширяли дупла, выдалбливали  борти - гнезда для пчел. Пчел было так много, что во время цветения трав опасно было ходить босиком по лугам.

Первую улицу поселка жители назвали Ипучанкой. На окраине укрепленного треугольника,  там, где дом Арефина А.П., отвели место под кладбище. Рядом с ним поставили гумна.

С каждым годом росло число людей и семей. В укрепленном  треугольнике ставить новые избы было негде. Начали селиться за его границами, Устраивая новые улицы. Та улица, которая стала заселяться за гумнами_, вдоль Ипути,  получила название Загуменка. Высотки, на которых стоит колхозный двор, были очищены от леса и превращены в пашню. Вдоль Важеребки осталась узкая полоса леса - грива. Здесь тоже начали селиться  люди и эта улица получила название Гривковка. Прибывали откуда-то разые  люди и начали селиться от Ипути, по другую сторону Важеребки .Эту улицу назвали Кулешовкой. Вероятно, её жители любили и умели приготавливать кулеш - похлебку из муки.

Шли годы, прибывали новые люди и селились дальше этих улиц. По фамилиям и прозвищам этих людей были названы новые улицы: Ивковка, Бурдаковка, Шедьковка, Скрыпковка, Селезневка. Хоронить умерших на  старом  кладбище не было места. Его перенесли на окраину Загуменки. На старом кладбище сгнили кресты, забыты были имена похороненных. Оно было распахано и заселено. Так рос и расширялся Овчинец. Когда в поселении стало несколько десятков домов, было построено первое общественное здание - церковь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

По рассказам стариков, передававшимся из поколения в поколение,   первым поселился на Белой горе монах-раскольник. К нему присоединились крестьяне, бежавшие в дремучие леса от своих угнетателей-бояр и  литовских

феодалов. Одно время Ипуть была условной границей между русскими и польско-литовскими землями. Постепенно население росло и прибав лялось.

Почему же это поселение получило название Овчинец? В те времена за населенным пунктом закреплялось то название, которое характеризовало или окружающую природу    (Дубровки, Калинки),или занятие населения (Дегтяревка- гкали деготь, Струженка-строгали клепку.Кошевка-  плели кош, Дроков- драли лыко).

Жители будущего Овчинца разводили много овец, без овчин и шерсти которых невозможно изготовить зимнюю одежду .Среди них были люди, которые научились хорошо обрабатывать овчины мелом и дубить их дубовой корой. Мела и дубовой коры здесь было много. Шубы, попитые из выделанных овчин, вызывали восхищение у жителей соседних поселений. Они начали приносить сюда на обработку овчины.

Когда же он был основан,0вчинец? Это самый трудный вопрос.

В Генеральной описи Левобережной Украины за 1765-67 годы говорится, что в 1711году в Овчинце « вновь построена церковь святого Дмитрия». Более ранних сведений государственные архивы нам не дали.

Да их и нет, так как первая перепись населеных пунктов в наших местах   была проведена только в 1723 году. Нужно обратиться к более ранним   архивам - церковным. Ведь самые древние события качали записывать в своих летописях монахи.

Мелешенко И.М., директор школы с 1946 по 1972 год, пишет:«После войны у меня была книга из библиотеки Овчинской церкви, в которой описывались крупные населенные пункты Черниговской епархии. Хорошо помню, на одной из страниц, внизу было напечатано мелким шрифтом примечание, в котором говорилосьлось, что Овчинец основан в 1417 или  в 1517году.  Эту книгу попросил у меня учитель  Нивнянской школы Камлев Алексей, чтобы переписать историю своего села и объявил, что она исчезла во время нападения банды Козина. Конечно, он присвоил эту интересную и ценную книгу. В обыск к нему не пойдешь, но за  дальнейшей судьбой ее стоит проследить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа села Арасланово Нязепетровского района Челябинской области

Данная презентация создана на основе фотографий учеников 6 класса....

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

История создания села Озерки,Петровского района,Саратовской области.

Статья. История создания села Озерки, Петровского района,Саратовской области....

Туристическая тропа по местам воинской славы Крупецкого поселения Брасовского района Брянской области

Туристическая тропа по местам воинской славы Крупецкого поселения Брасовского района Брянской области...

п.Локоть Брасовский район Брянская область

Беседа-рассказ о создании нашего любимого поселка Локоть...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОБРАЗЫ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ г. ЗЛЫНКА И ЗЛЫНКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ».

Мифологическая проза представляет собой отдельный пласт в изучении русского языка и литературы. Интерес к ней не ослабевает ни у филологов, ни у этнографов, ни у историков. Она заключает в себе большо...