Программа "Прикоснись к истокам"
проект по краеведению на тему

Монгуш Лариса Намбар-ооловна

Программа работы школьного краеведческого музея школы. Основная цель осуществление патриотического воспитания школьников средствами школьного музея. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательно- познавательная экскурсионная программа

«Прикоснись к истокам»

Наименование школьного музея Школьный краеведческий музей _______

Дата основания музея  сентябрь 2003года ____________________________

Наименование образовательного учреждения, на базе, которого действует музей муниципальное общеобразовательное учреждение Солчурская средняя общеобразовательная школа  Овюрского кожууна Республики Тыва____

Адрес: индекс 668133, Республика Тыва Овюрский район с Солчур, улица Даваа 1

Телефон / факс ______________________________________________________________

Е-mail: tuva_school_123s@mail.ru

Программа создана экскурсоводом музея: Монгуш Лариса Намбар-ооловна.

Содержание

1. Введение

2. Цели и задачи

3. Обоснование актуальности и новизна

4. Опыт работы и возможности  проекта.

5. Обоснование необходимости проекта.

6. План реализации проекта

7. Предполагаемый результат

8. Заключение

Введение

    Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота.

         Проект будет выполняться  МОУ Солчурская СОШ. Проект необходим для нашего сообщества в целом, т.е. в селе Солчур и  кожууна.

        Школьный краеведческий музей  рассчитан на детей и взрослых.  Дети -  будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.

       Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

       Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

      Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

Обоснование актуальности

1. Актуальность темы состоит в том, что использование материалов школьного краеведческого музея идет не регулярно,  предполагается программа  помогают лучше организовать работу по патриотическому воспитанию учащихся.

  1. Систематическое использование материалов помогает учителю- воспитателю, облегчает работу при подборе материала. Изучение, сохранение и популяризация работы  необходимо для воспитания молодого поколения.
  2. Обновляя фонд и переоформляя наш музей мы хотим пригласить гостей из других школ, взрослых. Посещение музея гостями из других школ и взрослыми позволяет поднять статус и ожидаем поступления пожертвований.

Объект проектирования- использование материалов школьного краеведческого музея в осуществлении патриотического воспитания.

Предмет проектирования – систематизация работы школьного краеведческого музея среди  школьников и взрослого населения всей республики.

        Основная цель проекта: осуществление патриотического воспитания школьников и молодежи средствами музейного материала.

Задачи:

  • воспитание и формирование личности учащихся
  • Воспитывать общественную активность, самостоятельность, инициативу и творчество ребят через активное участие в общественной жизни и труде, через КТД;
  • Предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности большему числу ребят;
  • Развитие эстетического вкуса, повышение культуры поведения;
  • Изучить народные обычаи и традиции, приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.
  • Любовь и уважение к родной малой родине, бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений
  • Развитие самоуправления в процессе работы проекта.

  • Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности.

  • Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров.

  • Привлечение средств массовой информации к освещению проекта.

Сроки реализации- на 2 года ( 2011-2012 учебный год по 2012-2013 у.г.)

Новизна проекта:    Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.

4. Опыт работы и возможности  проекта.

      Школа имеет определенный опыт по работе сбора материала из архивных данных, не раз обращались  в районный архив района, в отдел краеведения в районную библиотеку.

     В школьном музее находится  юрта- традиционное жилище тувинского народа, со всеми необходимыми домашними утварями, что дает возможности проводить мероприятия по национальному компоненту.

      5. Обоснование необходимости проекта.

       Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность. Он необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Основные стратегии:

1.   Создание или обновление поисковой группы музея.

2.   Изучение краеведческой литературы.

3.   Сбор материалов и реставрация экспонатов.

4.   Обновление экспозиций, разделов музея.

5.   Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы советом музея среди всех классов.

6. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

7. Выпуск газеты «Ветеран», «Школьный курьер».

8. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Объектом является краеведческий школьный музей. Для этого необходимо изучение краеведческой литературы, установление контактов с музеями, архивами, научными учреждениями.

Необходимо создать поисковую группу из числа учащихся, организовать экскурсии по родному краю.

Рабочий план реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Подготовка, сбор материалов. Планировка, создание групп и комиссий.

Сентябрь-октябрь 2011

руководители музея

администрация

2

Подбор заданий по классам, консультации группам. Научно-методическая работа среди учителей и учащихся.

Октябрь- ноябрь 2011

руководитель музея

методист

3

Научно-исследовательская работа в таких направлениях:

-обновление фонда по истории школы, села

-составление научной документации фонда этнографической направленности, по направлениям движения «Отечество»

В течении у г

2011-2012

2012-2013

Музейный совет

Классные руководители

Фондовики

4

Экскурсионно-массовая работа. Экспедиции с целью сбора этнографических, фольклорных материалов

Сентябрь-май

Лето 2012г

Октябрь-ноябрь 2012г

Совет музея

экспозиционеры

Кружковцы

5

Издательская деятельность. Приглашение гостей в честь юбилея школы.

Октябрь- декабрь

2012г

Руководители музея

Оформительская группа

6

Создание портфолио достижений школьного музея

 Февраль 2012

до январь 2013г.

Руководитель

Совет музея

7.

Участие музея в конкурсах муниципального и регионального уровней

2011-2012 у.г

2012-2013 у.гг

Совет музея

8

Участие членов совета музея НПК муниципального и регионального уровней

2011-2012 у.г

2012-2013 у.г

и далее

Совет музея

Работа по обновлению и переоформлению музея

  1. 1-11классы получили задания: обновить и создать (последних лет) альбомы выпускников школы.
  2. Участники кружка «Юные краеведы»- создание альбома «Уникальные экспонаты» нащего музея.
  3. Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея- музейные учителя.

  1. Введение операции «Ветеран».  Проведение конкурса «Лучшая находка». Выпуск газеты «Родной Солчур».

Количественные параметры – это количество:  

– проведенных учебно-исследовательских работ, конференций по проблемам краеведения

– учащихся, регулярно участвующих в работе школьного музея;

– проведенных выставок патриотической направленности;

– проведенных фестивалей,  конкурсов по патриотической тематике;

-  распространение опыта работы школьного музея;

-  публикации в местной и областной прессе, на сайте школы;

-  создание сайта школьного музея;

-  участие в конкурсах школьных музеев;

Результат проекта:

  • Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;
  • Укрепление знаний по патриотическому воспитанию, краеведению школьников.
  • Систематическое использование материалов музея учениками и учителями школы.
  • Получение возможности обмениваться информацией с другими школами

Продукт проекта

- Образовательно- познавательная экскурсионная программа по теме «Наш родной музей»

Заключение

С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести “Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края.

           Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторины, экскурсии.

Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины.

    Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.

Результаты работы на данное время или

Количественные параметры – это количество:  

Участие в учебно-исследовательских работах, конференциях

Участие «Отчество»: Монгуш Х.В.1-е место в муниц. участие в региональном, Монгуш А-М—1-е место в муниц. участие в региональном, 1-е место НПК «От Белоцарска до Кызыла» в муниц. участие в региональном Монгуш Х.

– учащихся, регулярно участвующих в работе школьного музея;

4, экскурсоводы и оформители.

– проведенных выставок патриотической направленности;

Проведен конкурс фотографий среди классов-декабрь2011г

– проведенных фестивалей,  конкурсов по патриотической тематике;

Проведен вечер «70-летие В Серен-оола»

-  распространение опыта работы школьного музея;

2 место в региональном конкурсе музейных руководителей

Монгуш Л.Н.  

-  публикации в местной и областной прессе, на сайте школы;

Публикация «Юрта в школьном музее» среди материалов Конгресса «Степная цивилизация-III»

-  создание сайта школьного музея;

Создан сайт

-  участие в конкурсах школьных музеев;

1 место в заочном смотре-конкурсе, посвященном 90-летию ТАР, 2 место- Монгуш Хенче «Лучший экскурсовод» региональный конкурс «Музей и дети», 1 место- Ооржак Долаана «Репортер» региональный конкурс.

Участие во Всероссийском конкурсе экскурсоводов ВДЦ «Океан»



Предварительный просмотр:

Проект экскурсионного маршрута по достопримечательностям и историческим объектам города Кызыла

Цель: экскурсия по памятным местам города Кызыла, с целью формирования патриотичной и духовно-нравственной личности.

Перспективные задачи

  1. Углубленное изучение истории родного края
  2. изучить историю создания памятных мест города Кызыла
  3. Выработка у учащихся проектно-исследовательских навыков
  4. Проведение экскурсии.
  5. Пропаганда краеведческих знаний во время  экскурсии

Предполагаемый результат:

  1. осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  2. повышение интереса учащихся к столице республики
  3. воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края

        Маршрут: тематический  

Предварительная работа

      Этап 1. Составить список участников проекта, выявить качественный состав участников маршрута. Составить карту-схему маршрута.

Этап 2. Выбор места экскурсии

Этап 3. Выбираем объекты экскурсии

Этап 4. Маршрут

Этап 5. Полезные мелочи

Итоги проекта

           При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться "Правилами дорожного движения", "Уставом автомобильного транспорта", "Правилами перевозки пассажиров" и другими ведомственными нормативами.

              Каждый объект в рамках экскурсии нужно будет сопроводить текстом, иллюстрациями, видеофрагментом с небольшим собственным рассказом, продемонстрировав свою коммуникативную компетентность, умение представлять материал в доступной форме. Все этапы проекта сопровождаются инструктивными материалами и методическими рекомендациями.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные.

 Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Участие в проекте поможет школьникам пройти полный цикл разработки экскурсионного маршрута  от выбора места до финальной презентации.

                                                


Маршрут

Остановка показа

Объекты

Время

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организационные указания

Методические указания

Ул Ленина

проездом

Улица Ленина

Рассказ ведется при замедленном движении автобуса

Использовать прием репортажа, давая характеристику

«

Главный коаеведческий музей «Алдан-Маадыр»

Подтема I: посещение залов музея с экскурсоводом

Буддийский храм «Цеценлинг»

ул Кравченко 1, Кызыл, тел.: +7 (3942) 23-8695.

Обелиск «Центр Азии»

Группу вывести из автобуса, подвести

 к берегу остановиться у обелиска Затем подвести к обелиску

Показать

Памятник «Кадарчы»

Затем подвести к обелиску

Контрольный текст экскурсии

1. Немного истории.

               Город Кызыл основан в 1914 как поселок русскими колонистами под названием Белоцарск, в 1918 переименован в Хем-Белдир, в 1926 - в Кызыл, в переводе с тувинского - "красный". С 1921 Кызыл - столица Тувинской Народной республики, с 1944, после вхождения Тувы в состав Советского Союза - столица Тувинской автономной области. После распада СССР в 1991 Кызыл - столица Республики Тува, с 1993 года - Республики Тыва. Сегодня Кызыл - административный, промышленный, научный, деловой и культурный центр Республики Тыва, входящий в Ассоциацию сибирских городов России.

           Новый город заложили в апреле 1914 г. на левом берегу реки в местечке, известном среди русских под названием Виланы, а среди тувинцев – Хем-Белдир (слияние рек). Раньше в районе Хем-Белдира собирались феодалы и чиновники, устраивались ламаистские моления, имелись торговые заведения российских купцов. Выбор места был вполне оправдан. Оно было удобно для сплава древесины – основного строительного материала.

Город строили рабочие из Красноярска, Минусинска , Томска и других городов Сибири, тувинские батраки.

К августу этого года были построены первые дома, переправа через Енисей, лесопилка, мельница, кирпичный завод. К 1915 году была открыта первая больница на 10 коек, открылась школа. Первые дома обрели своих первых жильцов. Один из них до сих пор стоит на пересечении улиц Ленина и Комсомольской.

Город постепенно становился экономическим, политическим и культурным центром края.

              Белоцарском город назывался четыре года. После известных истории событий 24 декабря 1925 года столицей Тувинской Народной Республики стал город Кызыл.

Кызыл - столица Республики Тыва, расположен у слияния рек Большой Енисей и Малый Енисей. Площадь города - 200 км². Население - 110 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 4668 км.

Культура, музеи и театры Кызыла

           Многообразие природных памятников разных эпох, особенности национальных древних искусств и этнический колорит Тывы нашли отражение в уникальных экспозициях музеев Кызыла. Расположенный в центре города Национальный музей им. Алдан Маадыр обладает богатейшей коллекцией археологических находок: каменные топоры, орудия охоты древних людей, каменные книги древней китайской и ойратской письменности, орудия пыток времен императоров, коллекции древних шаманских атрибутов. Здесь хранятся творения тувинских камнерезов: фигурки животных, сцены охоты, собраны стелы с руническими надписями, каменные изваяния, оленные камни раннескифского времени. Также для гостей и жителей города открыты Музей политических репрессий, Музей художницы Н.Рушевой и др. Расположенный в Кызыле музыкально-драматический театр им. В.Кок-оола предлагает зрителям постановки на русском и тувинском языках, в городе работают филармония и республиканский дом народного творчества.

Достопримечательности Кызыла

                Столица республики Тыва Кызыл - красивый город с необычной национальной архитектурой. В Кызыле находится географический центр Азии, мемориальный памятник которому установлен на набережной у слияния рек Большого и Малого Енисея. Это самая притягательная достопримечательность Кызыла и любимое место прогулок горожан, отсюда открывается прекрасный вид на противоположный берег, горные хребты и увалы. Рядом с обелиском "Центр Азии" находится Шаманский храм "Тос дээр", который можно назвать центром шаманов, поскольку здесь можно найти и узнать все о сильнейших шаманах Тывы. В Кызыле расположено много религиозных центров, это: православный Свято-Троицкий храм, буддийские храмы "Цеченлинг" и "Тувдан Чойхорлинг". Буддийский храм "Цеченлинг" - одна из визитных карточек и главных достопримечательностей Кызыла, здесь расположена резиденция представителей далай-ламы ХIV. Неподалеку от храма находится музей политических репрессий с установленным памятником жертвам политических преследований. К архитектурным достопримечательностям Кызыла относятся архитектурный ансамбль площади им. В.Ленина с фонтанами, Дом правительства и великолепное здание музыкально-драматического театра. По соседству с фонтанным комплексом, у входа в музыкально-драматический театр, на центральной площади установлен молитвенный барабан.

                 2. Прогулка по городу.

         Город довольно маленький и компактный. Центр, где сосредоточены основные достопримечательности, утопает в зелени скверов. Как ни красива площадь Арата с ее фонтаном, дающим прохладу, но каждый приезжающий считает необходимым посетить первую очередь главную достопримечательность Тувы – обелиск “Центр Азии”. И мы начнем свою прогулку именно отсюда.

Обелиск “Центр Азии”.

Самая притягательная достопримечательность Кызыла и символ Тувы. Расположен на пересечении с ул. Комсомольской, на левом берегу Улуг-Хема. Сооружен в 1964 году. Авторы проекта В.Демин и архитекторы В. Бажин и В.Ветчинов. Обелиск представляет собой большой шар, на котором нанесены контуры материков, особо отмечена Тува и указан Кызыл. Над шаром взмыл в небо десятиметровый трехгранный шпиль. На двухметровом мраморном постаменте золотом написаны на русском, тувинском, английском языках слова “Центр Азии”.

          Обелиск, установленный в центральной части г. Кызыла, на берегу Енисея, сооружен в 1964 г. к 20-ти летней годовщине добровольного вхождения ТНР в состав СССР. Авторы проекта - скульптор В.Ф. Демин, архитекторы В.И. Бажин и В.П. Ветчинов.

        У существующего в настоящее время памятника был предшественник: Вс. Родевич в книге «Описание Урянхайского края» (издание Управления внутренних, водных и шоссейных дорог, Санкт-Петербург, 1910 г., стр. 41) сообщает, что еще в 1890-е гг. английский путешественник видел в Салдаме, - заимке одного из богатейших русских переселенцев Г.П. Сафьянова, - каменный столб, символизировавший Центр Азии. Салдам расположен в 25 км выше по течению реки Бий-Хем от места слияния его с Каа-Хемом.

            Позже этот столб был перенесен из Салдама в Кызыл и установлен на берегу Енисея, однако до нашего времени не дошел, так как, видимо, был унесен паводком. Лишь его каменный постамент долго сохранялся во дворе бывшей электростанции (ныне - Кызылское управление Енисейского пароходства).

            В 1964 г. на берегу Енисея, - немногим восточнее места, где стоял прежний памятник, - был сооружен существующий обелиск. Первоначально он был выполнен из бетона-монолита без облицовки, был чуть ниже, нежели теперь, и имел значительно более скромный облик.

          В 1984 г. в связи с празднованием 40-летия Советской Тувы была проведена реконструкция памятника, осуществленная по проекту архитектора М.К. Куулара. При сохранении композиции монумента в целом он был поднят на подиум и облицован гранитом. Одновременно была расчищена и благоустроена прилегающая к памятнику территория сквера, устроена береговая смотровая площадка и лестничный спуск к реке.

               Буддийский храм Цеченлинг.

                Храм освящен 9 октября 1999 года и стал одной из визитных карточек Кызыла. Построен в рекордно короткие сроки, за 20 месяцев. Архитектор Фан Че Ир.

За короткое время храм приобрел большую популярность.

         Новый храм по проекту архитектора Фан Че Ира сразу стал одной из визитных карточек Кызыла и приобрел большую популярность. Построен в рекордно короткие сроки: 17 февраля 1998 г. президент Тувы заложил символический камень в его основание, а в октябре 1999 года храм уже освятил его святейшество Богдо-Гэгэн IX, третья по значимости фигура в буддийском мире после далай-ламы и панчен-ламы. Значительный вклад в строительство внесли ряд спонсоров, в том числе коллектив «Водоканала», выполнивший ряд работ бесплатно, и земляк тувинцев Сергей Шойгу, внесший 15 тыс. долларов из личных средств. На первом этаже здания располагается резиденция представителей далай-ламы XIV. На втором этаже, куда ведет великолепная мраморная лестница, - молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными бурханами, изображения Будды и далай-ламы XIV. Храм удачно сочетает традиции культовой восточной архитектуры и новые строительные технологии.

Адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 100

Телефон: +7 (394-22) 2-10-08, 2-10-14

Посещение памятника «Кадарчы»

                Среди достопримечательностей Кызыла и республики Тыва также следует отметить: великолепный памятник "Кадарчы" ("Чабан"), установленный на горе, напротив Кызыльского аэропорта, священную ступу Просветления, естественный парк культуры и отдыха, располагающийся на огромном полуостровном лесном массиве, у излучин Енисея, источники целебной воды - аржаан вблизи Кызыла, древние наскальные надписи и рисунки, памятники природы на правом берегу Улуг-Хема, курорт Чедер, лечебное соленое озеро Дус-Холь (Сватиково), природный биосферный заповедник Убсунурская котловина и др.

Памятник «Кадарчы» установлен в 1997 году, скульптор - Т.Ч. Ондар.

 Белые камни вокруг памятника добавлены чуть позже и символизируют стадо овец.

 World / Russia / Tyva / Kyzyl , 6 км от центра (Кызыл)

 Координаты: 51°39'16"N   94°25'57"E

Категории: статуя, памятник, монумент, смотровая площадка

            Памятник находится на горе напротив аэропорта, на выезде из Кызыла в южном направлении, вблизи аржаана «Тос-Булак». Пастух в национальном костюме с ножом и кресалом на поясе смотрит вдаль, на уходящие к горизонту бескрайние степи, символизируя традиционный тувинский образ жизни. Специально привезенные к подножию и выкрашенные в белый цвет камни служат ему стадом овец и логически завершают композицию. С трассы к памятнику ведет удобная асфальтированная дорога - люди часто поднимаются на вершину холма, чтобы сфотографироваться с величественным пастухом, ставшим одной из визитных карточек Тувы.

4. Дополнительные сообщения

Гостиницы Кызыла

Для гостей города открыты гостиницы: Кызыл, Монгулек, Одуген, Коттедж, Гостиный двор и др.

Парк культуры и отдыха им. Николая Гастелло.

Парк расположен на огромном полуостровном лесном массиве, у слияния двух Енисеев. Парк омывается с одной стороны Каа-Хемом, с другой – длинным прудом. Огромные тополя и лиственницы дают приятную прохладу. Есть здесь лодочная станция, небольшой пляж, зеленый театр, аттракционы, спортивные сооружения, в частности стадион “Хуреш”.

Перед парком в небольшом скверике установлен памятник участникам Великой Отечественной войны. Авторы его скульпторы Ю.Д. Деева и Ю.С.Кондратенко, архитектор В.Д.Деев. Он установлен 8 мая 1975 г. Рядом бронзовые бюсты Героев Советского Союза Ч.Н.Хомушку, М.А.Бухтуева, Т.Б.Кечил-оола. Установлены бюсты в 1995 г. и выполнены скульптором Т.Ч.Ондаром.

Площадь Арата.

Центральная и самая красивая площадь Кызыла, место проведения важнейших форумов и демонстраций. Раньше здесь была Базарная площадь. 12 августа 1993 г. площадь переименовали, из площади имени В.И.Ленина она превратилась в площадь Арата. Красивый архитектурный ансамбль сложился здесь после открытия в 1977 г. театра.

Тувинский Государственный музыкально-драматический театр им. В.Кок-Оола.

Театр построен в 1977 году. Здание театра великолепно по архитектуре и “держит” всю архитектуру площади. Театр абсолютно белый. Но самое главное, верх здания в три ряда украсили накладными элементами из темного дерева. И театр сразу “обрел национальность”.

Фонтанный комплекс.

Дополняет архитектурную композицию театра фонтанный комплекс на площади между театром и Домом правительства. Его авторы М.К.Куулар и Б.Д.Байыр-оол. Фонтан появился в 1984 году, выполнен в виде овальной чаши, которую поддерживает длинношерстные тувинские яки-сарлыки. Каменную резьбу делали талантливые тувинские камнерезы – С.Когел, Д.Дойбухаа, Б.Байынды.

Музыкально-драматический театр им. Кок-оола

В 1935 году Великий Хурал Тувинской Народной Республики принимает решение об организации государственного Тувинского театра, в начале 1936 года в Кызыле открывается национальная театральная студия, а 25 марта того же года студийцы показывают свой первый большой концерт, - этот день считается днем основания театра Тувы. Постепенно студия переходит к постановкам первых спектаклей. С 1944 года, после вхождения Тувы в состав СССР, становится одним из советских театров. Сегодня это один из национальных театров России.

В 1958 году тувинский национально-драматический театр преобразовался в музыкально-драматический. В труппе театра работали Народный артисты Российской Федерации М. Мунзук, исполнитель роли Дерсу Узала в одноименном фильме А. Куросавы, и его супруга К. Мунзук, заслуженные артисты Росси X. Конгар, В. Монгальби, Н. Олзей-оол, Б. Бады-Сагаан, Е. Кенденбиль и др.

В 1986 году театр награжден орденом «Знак почета», в 2000 - удостоен звания «Театр года» газеты «Культура» и золотой медали имени академика Д.Лихачева, конгресса интеллигенции Российской Федерации.

В театре работают шесть поколений актеров - выпускники театральных и музыкальных учебных заведений Москвы, Ленинграда и Кызыла.

В репертуаре театра сегодня такие шедевры мировой, русской и тувинской классики как «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова, «Маленькие трагедии» А. Пушкина; «Ревизор», «Игроки» Н. Гоголя; «Бедность не порок», «Без вины виноватые» А. Островского; одно из важнейших произведений тувинской драматургии «Хайыраан бот» В. Кок-оола; «Проделки Долумы» К-Э. Кудажы; «Долина печальной любви» Ч. Ондара; «Кто ты, Субедей?», «Жертвоприношение» Э. Мижита и др.

Театр с успехом демонстрировал свои постановки на таких фестивалях, как «Сибирский транзит» (г. Красноярск), «Науруз» (г. Казань), а также на международном театральном фестивале тюркоязычных народов «Туганлык» в Уфе, где спектакль «Кто ты, Субедей?» Э. Мижита получил Гран-при.

Художественное направление развития театра отвечает современным требованиям зрителя - это интерес к истории Тувы, возрождение нравственных ценностей, возврат к духовному и мифологическому наследию своего народа, связь с классической и современной драматургией.

Адрес: 667000, Россия, Республика Тыва, г.Кызыл, улица Ленина, 33.

Телефон: +7 (39422) 1-15-66

 «Барабан Желаний»

Молитвенный барабан в Кызыле был сооружен монахами монастыря Гьюдмед на пожертвования буддистов Тувы, которые они осуществляли тибетским монахам в дни проведения буддийских программ и установлен на центральной площади города. Медный каркас молитвенного барабана массой больше 100 килограммов был выслан в столицу Тувы из Индии. Барабан сделан в Непале, в его медный фюзеляж заложено 100 миллионов святых мантр. Согласно буддийскому учению, одно лишь вращение молитвенного барабана с чистыми мыслями равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр. Это позволяет накопить положительный энергетический потенциал, который содействует росту по духовному пути и благосостоянию в материальном мире. В аналогии с буддийскими текстами, вращение молитвенного барабана освобождает от неудач и недугов, а в более отдаленной перспективе избавляет от перерождений в низших мирах.

.........................................................................................................................................................................................................................................................................................................