Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
статья по краеведению по теме

Галдина Светлана Алексеевна @

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

Ельниковского муниципального района

Республики Мордовия

«Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения»

              из опыта деятельности  учителя истории и культуры мордовского края

Галдиной С.А.

                                                                                                    «Кто любит, ценит, уважает

                                                                                                    накопленное и сохраненное

                                                                                                    предшествующим поколением,                    

                                                                                                    может любить Родину, стать

                                                                                                    подлинным её ПАТРИОТОМ!»        

 

           С.В. Михалков

1. Актуальность и перспективность опыта.

2. Ведущая педагогическая  идея.

3. Теоретическая база опыта.

4.  Новизна опыта.

5.  Технология опыта.

6.  Результативность.

7. Трудоёмкость.

8.  Адресные рекомендации по использованию опыта

9. Список литературы.

                                1. Актуальность и перспективность опыта

    Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом.  Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край –  Республика Мордовия. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину.  

      Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, ответственной за судьбу своей страны. Каждому надо верить в себя, в силу и мудрость российского народа, в его могущество. Это особенно важно в нынешнее непростое время.

      Интерес к данной теме определяется потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью. Происходит переоценка ценностей современного общества, что ведет к потере нравственных идеалов, на которых раньше воспитывалось подрастающее поколение. Поэтому сейчас возрастает роль и значение воспитания гражданских и патриотических качеств личности. События последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная незащищенность, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов гражданственности и патриотизма. В общественном сознании наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического воспитания, получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к истории государства, падает престиж военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основы укрепления государства. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Цели воспитания и образования – историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов».  В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Стандартах второго поколения также выделяется «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». На новом этапе развития России образование играет важную роль в воспитании молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, способной к социализации, уважающей историко-культурное наследие всех народов России. Следовательно, одним из приоритетных направлений становится процесс формирования гражданственности и патриотизма у учащихся общеобразовательных школ.

  Актуальность данного опыта по формированию гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения определяется социально-значимыми проблемами, решаемыми в ходе процесса образования и воспитания - формирование образа гражданина-патриота, который будет жить и работать в демократическом обществе. Гражданско-патриотическое воспитание актуализирует проблему воспитания духовно богатой, свободной личности, ориентированной на высокие нравственные идеалы.

    Перспективность опыта по формированию гражданственности и патриотизма с использованием возможностей уроков, внеклассных мероприятий определяется организацией деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека – гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие ценности. 

2.Ведущая педагогическая идея.

 Передо мной, как педагогом, встает задача воспитать  у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, целенаправленно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Ведущей идеей моей педагогической деятельности является постоянное совершенствование знаний по данной теме.  Формирование гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации учителя и учащихся на отечественные ценности: любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечения учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной, в том числе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края, как средства формирования патриотически- ориентированной личности.

3. Теоретическая база опыта.

  В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. На основе анализа определений, предлагаемых ведущими российскими педагогами, данное понятие представляется как сочетание трех блоков:

- теоретического, включающего в себя комплекс знаний в различных областях общественной жизни;

 - деятельностного, позволяющего личности реализовывать свои права и выполнять обязанности по отношению к себе, семье, окружающим людям, государству;

- личностно-психологического – сочетание нравственных, патриотических и интернациональных чувств.

  Исходя из разных подходов к определению понятия «гражданственность», ученые выделяют основные компоненты его структуры. Так, Г.С. Довгаль, Н.А. Климова, Г.Г. Солодова к основным компонентам «гражданственности» относят гражданское сознание, гражданское самосознание, гражданские чувства, гражданские поступки. Г.Н. Филонов, А.С. Прутченков считают основным компонентом практическую деятельность, то есть умения, апробированные учениками в действии. По мнению В.Н.Шамардина основным акцентом должно стать патриотическое воспитание учащихся.

   Воспитание патриотизма - объективная необходимость для подрастающего поколения. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, слабеют социально-экономические, духовные и культурные основы нашего общества и государства. Гражданственность и патриотизм – два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.

  Патриотизм составляет базовую характеристику социальной направленности мировоззрения человека, выступает социально-нравственным императивом.            

Патриотизм – (patris - родина, отечество, греч.) в Толковом словаре В.И.Даля трактуется как «любовь к отчизне». Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы (Энциклопедия социологии).

  По мнению А.Н.Вырщикова и В.И.Лутовинова (Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М., Планета,2010г.), патриотизм - это и сложное духовное качество человека. Оно проявляется в отношении к другим людям, к обществу в целом, к его материальным и духовным богатствам, к разнообразным видам деятельности, к делам на пользу Отечества. Оно включает в себя и знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, и чувство любви и ответственности перед ней, это и развитие воли личности, ее умений и навыков, позволяющих вести себя действенно и активно, проявляя устойчивое положительное отношение к Родине.

 Современная трактовка патриотизма (С.Ю.Иванова. Современный российский патриотизм. Ростов-на-Дону, 2008г.) позволяет рассматривать его, как органическую часть идейно-нравственного облика человека, проявляющуюся в активном действенном отношении к современному обществу, служении, труде, укреплении и защите Отечества, сочетающей глубокую любовь и преданность народу, языку, национальной культуре, природе с уважением к другим народам. Именно это многогранное отношение человека к Родине является предметом патриотического воспитания. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, горячо любящего свою Родину, уважающего ее прошлое, готового активно участвовать в укреплении государства. Лишь понимая значимость своего Отечества, гражданин готов предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов.

   Таким образом, патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, духовных ценностей, отражающих специфику и развитие нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.  Патриотическое воспитание складывается из нескольких направлений:

  •  историко – краеведческое
  • экскурсионно-туристическое
  • литературно-музыкальное
  • физкультурно-оздоровительное
  • экологическое
  • трудовое
  • семейное
  • гражданско-патриотическое

Историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, его судьбы.

Экскурсионно–туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края, села.

Литературно-музыкальное: привитие художественного вкуса.

Физкультурно-оздоровительное: возрождение народных игр, воспитание силы, ловкости, дисциплинированности.

Экологическое: воспитание любви к природе, потребности в её защите и изучение природы родного края.

         Трудовое воспитание выступает, как составная часть патриотического воспитания и ориентировано на привитие трудовых навыков

Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей, изучение родословной.

         Гражданско–патриотическое: поддержание традиций православной культуры, формирование навыков оценки политических событий и процессов в обществе и государстве.  

   Нельзя сказать, что современное поколение негативно относится к идее патриотизма. Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И задача учителя вывести это чувство на первый план. Точно об этом сказал Д.С. Лихачев: «Патриотизм как осознанное чувство любви к своей Родине, к ее многострадальной и героической истории, к ее прекрасным традициям культуры - это великое возвышающее человека чувство» (Лихачев Д.С. Земля родная. М.,1983,с.9). По мнению философа Трубецкого, "поколебать в людях святыню Родины – значит вынуть из патриотизма самую его сердцевину. Когда Родина перестает быть для человека ценностью единственной, незаменимой, ее меняют на что-то другое, более соответствующее интересу, вкусу, выгоде”. (Трубецкой Е.Н. Избранное, М., 1995, с.268-269).

     Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное при забвении о национальном достоинстве.  Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание людей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории и жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.

4.Новизна опыта

  Новизна опыта учителя по воспитанию гражданственности и патриотизма средствами исторического краеведения заключается в усилении роли внеклассной работы через практическую деятельность учащихся в рамках работы  поискового отряда.

 5.  Оптимальность и эффективность средств (технология опыта).

  Цель - создание условий для формирования социально компетентной, мобильной личности, умеющей делать выбор и нести за него ответственность, сознающей и способной отстаивать свою гражданскую позицию и гражданские права.

 Задачи: 

 - изучить и проанализировать теоретические источники, практические материалы по проблеме формирования у учащихся гражданственности и патриотизма;

 -  разработать модель гражданско-патриотического воспитания детей в условиях интеграции учебной и внеурочной деятельности;

  - вовлечь учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе в поисковую и исследовательскую деятельность по истории родного края;

 - распространить опыт среди коллег.

  Общеизвестно, что именно с истории родного края  начинается путь к осознанию мира.  История и культура мордовского края  ориентирована на познание историко-культурных корней народов, населяющих мордовский край на уровне чувственного опыта, сопричастности к прошлому, осознании неповторимости  его судьбы. Неслучайно изучение истории  и культуры мордовского  края вошло в региональный компонент и стало важным средством интеграции знаний и воспитания гражданина-патриота.  

 При выборе гуманитарной модели образования, личностно-ориентированной на конкретного ученика, разбудить его внутренние мотивы, сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, воспитать человека- патриота и гражданина становится наиболее важной задачей. При изучении истории Отечества краеведение может оказать существенную помощь в данном вопросе. Ведь краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектом изучения становится сам ученик, его родословная, занятия его родителей, окружающий его мир, традиции, обычаи его предков, т.е. то, что интересно любому человеку.

  Учитель по-своему выбору может использовать местный материал, придавая ему соответствующую поставленным целям форму.

 Организуя данную работу, я использую следующие этапы деятельности.

 Первый этап – подготовительный. На этом этапе моя задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и познакомить его с историей родного края.

 Если я хочу просто заинтересовать ученика, то расскажу ему или попрошу его подготовить для урока сообщение об известной  личности  нашего края  - Ф.В. Сычкове, С.Д. Эрьзе, Н.П. Огарёве, Ф.Ф. Ушакове  и других; привлечь его внимание - организую   посещение местного историко-краеведческого музея .

  Второй этап – организация практической деятельности в рамках  деятельности поискового отряда «Патриот» с целью получения учащимися опыта гражданского действия.   Основными видами деятельности являются:

 - шефская работа над ветеранами, вдовами, участниками Великой Отечественной войны, живущими в нашем сельском поселении;

 - организация встреч в школе с ветеранами войны и труда;

 -  шефство над  памятником участникам Великой Отечественной войны;

 -  работа по сбору интересного материала  об истории деревень и сел нашего сельского поселения, известных жителях села, участниках ВОВ

  Третий этап – привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края.

 Суть поискового метода заключается в том, что учитель, организуя творческую познавательную деятельность учащихся, побуждает их находить источники новой, не сообщавшейся им ранее, информации, самостоятельно изучать ее и получать на этой основе достоверные знания, приобретать ценные познавательные умения и навыки.

 В своей работе я использую основные виды поисковой деятельности:

 1) Библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа учащихся по подбору и изучению литературы, связанной с определенной темой. Цель данного поиска - обучение школьников умению работать с книгой, библиографическими источниками: правильно цитировать текст и делать ссылку на источник, аннотировать прочитанное, пользоваться указателями, справочной литературой, каталогами, грамотно оформлять список использованной литературы.

 2) Сбор краеведческого материала, который включает много навыков самостоятельной познавательной деятельности: сбор материала, его систематизация, анализ, иногда и реставрация. Учащиеся овладевают элементами методики научного исследования.

 3) Составление родословной.

 4) Коллекционирование также является серьезной поисковой деятельностью, ориентированной на личностно значащую или общественно-полезную цель, обогащающую ребят новыми знаниями, способствующую выработке таких важных качеств, как умение систематизировать те или иные материалы, привычке к аккуратному их оформлению и хранению.

    Для подготовки детей к исследовательской деятельности я использую поисковый метод.

   К примеру,  краеведческий урок « Наша село в годы войны» готовят сами ученики по желанию. Ими предварительно идет сбор информации, ее анализ. А затем они выступают с  сообщениями   на темы:  «Мой дедушка – житель блокадного Ленинграда», «Герои живут рядом (об участниках войны – жителях нашего села)», «В тылу ковалась победа!»   Обязательно используется материал о полном Кавалере Ордена Славы –  Мещерове Зарифе Ибрагимовиче, который являлся жителем нашего сельского поселения. В честь него названа одна из улиц села. Памятник участникам Великой Отечественной войны носит его имя.  Также внеклассное мероприятие, посвященное творчеству нашего земляка Кямиля Тангалычева, известного на всю Республику Мордовия поэта Учащиеся собрали о нем материал, читали его стихи, пригласили его маму, которая до слез была тронута вниманием. Ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в организации и проведении татарского праздника «Сабантуй», который  отражает уважительное, доброжелательное отношение народов разных национальностей (татар, русских, мордвы), проживающих на одной территории по отношению друг к другу. Здесь  проявляется и гостеприимство татарской культуры, и   самобытность мордовского народа, и радушие  русских. Такие мероприятия и  уроки долго сохраняются в памяти. Таким образом, они расширяют свой кругозор и приобретают новые знания, новый опыт исследовательской работы.

     . Также большая роль в моей работе при изучении истории родного края отводится  использованию программированного метода обучения  Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование в  краеведческой деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:

- усиление деятельностного характера  краеведческого образования;

- совмещение актуальных для подрастающего поколения форм деятельности с изучением истории края, а через этот аспект формирование патриотических чувств и сознания, обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, семью;

- более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;

 - значительное расширение возможностей предъявления разного типа информации;

 - более широкий выбор методических приемов, используемых преподавателем, например:

- перенос собранного материала на  электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),

- использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию,

-создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов об истории родного края.  

                                                         6.  Результативность.

   Для выявления значимости, особенностей и основных направлений формирования патриотизма и гражданственности у учащихся  с использованием краеведческого компонента требуется определить обоснованный и практичный критериально-оценочный аппарат, позволяющий оценить результативность созданных условий воспитательно-образовательного процесса.

В своей работе использую методику Т.М. Сафоновой.

Таблица 1. Оценка результативности работы по формированию и развитию гражданственности и патриотизма у подростков.

Критерии

Показатели

Инструментарий

Мотивационно-потребностный интерес к краеведческой деятельности

- отношение подростков к нравственным ценностям;

- потребность в дальнейшем совершенствовании краеведческих знаний;

- характер мотивации и активность в освоении знаний

Наблюдение, анкетирование

Когнитивный

- полнота, системность, конкретность, прочность и осознанность краеведческих знаний

Тестирование

Поведенческий

- уровень активности подростков в различных формах краеведческой деятельности;

- уровень владения основными навыками краеведческой деятельности

Наблюдение, анкетирование

Опираясь на показатели можно выделить три уровня сформированности патриотизма и гражданственности у подростков:

   К высокому уровню сформированности патриотизма и гражданственности можно отнести учащихся, показывающих высокий интерес к краеведческой деятельности, потребность в изучении культуры и истории   региона. Их отличает толерантное отношение к другим народам. Они характеризуются наличием своих убеждений, правильным пониманием проблем и требований регионального развития. Владеют всеми навыками краеведческого исследования, умеют применять их на практике.

  Средний уровень сформированности патриотизма и гражданственности характеризуется наличием у учащихся интереса к краеведческой деятельности, которая проявляется под влиянием учителя. Они отличаются невысокой мотивацией к изучению истории и культуры своей Родины, участию в историко-патриотической работе. Исторические и краеведческие знания занимают одно из центральных мест в общем объеме знаний, однако они не воспринимаются как необходимость. У учащихся есть свои убеждения, как правило, ответственное отношение к своим поступкам, но в некоторых случаях их решения не соответствуют требованиям регионального развития. Навыками краеведческого исследования владеют, но не всегда применяют их на практике.

     При низком уровне сформированности патриотизма и гражданственности ученики только иногда проявляют интерес к краеведческой деятельности, и только под влиянием учителя, или совсем не занимаются краеведением. Они мало интересуются историей Родины, историко-патриотическую работу выполняют только изредка при побуждении и под контролем учителя. Исторические и краеведческие знания занимают у них одно из последних мест в общем объеме знаний, воспринимаются как необязательные. Проявляется неуверенность в собственных убеждениях. Навыками краеведческого исследования владеют слабо, иногда под влиянием взрослых пробуют применять их на практике.

     Педагогическое наблюдение показывает, что учащиеся 5-7 классов положительно относятся к краеведческой деятельности, индивидуально и коллективно работают над созданием исследовательских проектов, особенно, если проект носит практико-ориентированный характер.  

   Патриотизм и гражданственность нельзя навязывать или внедрить в сознание подростка посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубока и неоднозначна по своей сути. Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И своей задаче, как  учителя, считаю важной,  вывести это чувство на первый план.

    Учащиеся участвуют в краеведческих конференциях, в конкурсах исследовательских работ школьников,   пишут сочинения и стихотворения по патриотической тематике. Так, участвуя в республиканском конкурсе на знание истории государственной символики РФ в номинации «Литературное творчество», заняли 3 место (2012 г.). В творческом конкурсе «История моей семьи» на муниципальном уровне  - 1 место.(2012 г.) В республиканском поэтическом конкурсе «Истоки добра»   - 3 место (2010 г). Волонтерский отряд «Добрые сердца» был награжден грамотой за активную деятельность на муниципальном уровне (2013г.) В конкурсе народной песни «Живи, народная душа!» с песнями «Реченька» и «Мокшень веле»  завоевали 3 место (2013 г) на муниципальном уровне, в конкурсе  «Серебряная музыка», исполнив татарскую песню «Ак каеннар» - 2 место (2010 г) на муниципальном уровне. Участники поискового отряда «Патриот» постоянно занимаются сбором краеведческого материала, принимают активное участие и в подготовке мероприятий и в их проведении, не остаются безучастными и во всех праздничных и трудовых мероприятиях школы и района.

     Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям.  Возникает желание помочь, понять, защитить. Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки

                                                               

                                                      7. Трудоемкость.

    Использование опыта достаточно трудоемко для учителя, так как предполагает создание такой системы занятий, которая учитывала бы не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащихся. 

                                 8. Адресные рекомендации по использованию опыта.

  Опыт может быть востребован преподавателями истории, географии и тем, кому не безразлична судьба малой Родины. Пользуясь опытом работы педагоги смогут значительно улучшить отношение учащихся к предмету  История и культура мордовского края .

9. Список литературы:

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М., Народное образование, 2001.; Дидактика средней школы. – М. 1982. .

2. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8.

3. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.

 4. Рачинский С.А. Сельская школа: С.статей / Сост. Л.Ю.Стрелкова. – М: Педагогика, 1991.

 6. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

7. Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Формирование социальной компетенции учащихся средствами исторического краеведения

Презентация "Формирование социальной компетенции учащихся средствами исторического краеведения"...

Физическое воспитание в школе как условие формирования гражданственности и патриотизма у учащихся кадетских классов

Содержание   стр.Введение ………………………………………………………….....3Глава IТеоретические основы формирования гражданственности и патриотизма …….………………. 9 1.1. Сущностные характеристики гра...

Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования

Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...

Доклад на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и краеведения"

Уроки истории и краеведения призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловечес...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Представление собственного педагогического опыта. «Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования».

Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, ведь  современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, само...