ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ СТАВРОПОЛЬЯ «ЧАСТИЦА РОДИНЫ МОЕЙ» (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) Возраст участников – 5- 11 классы
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Карташова Елена Владимировна

Предлагаемая программа дает возможность приобщить учащихся к познанию  литературы Ставропольского края, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жизни.

Основные цели курса: 1) расширение литературно – художественного кругозора школьников; 2)воспитание гражданской, идейно – нравственной позиции; 3) развитие интереса к родному краю, его культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Частица Родины моей"88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ СТАВРОПОЛЬЯ

«ЧАСТИЦА РОДИНЫ МОЕЙ»

                     (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ)

                     Возраст участников – 5- 11 классы        

Карташова Елена Владимировна,          

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1»

с.Красногвардейское

Красногвардейский район

Ставропольский край

УВИДЕТЬ И ПОЗНАТЬ СВОЙ КРАЙ МОЖНО ЛИБО СВОИМИ ГЛАЗАМИ, ЛИБО С ПОМОЩЬЮ КНИГ

           М.В.Ломоносов

        

Объяснительная  записка

Предлагаемая программа дает возможность приобщить учащихся к познанию  литературы Ставропольского края, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жизни.

Основные цели курса: 1) расширение литературно – художественного кругозора школьников; 2)воспитание гражданской, идейно – нравственной позиции; 3) развитие интереса к родному краю, его культуре.

Первый шаг в постижении этих целей – выдвижение в центр процесса обучения самого искусства слова и личности обучающего, их диалога между собой.

При сопоставлении программы учитывались возрастные особенности, интересы, уровень подготовки и развития учащихся.

Знакомство с литературой родного края ведется параллельно с изучаемым  в основном курсе литературы художественным  материалом, в рамках структуры общеобразовательной  федеральной программы. Такой подход к изучению литературы не только расширяет представление о ней благодаря новым именам, художественным произведениям. Но и позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи исторических событий, связывающих прошлое с настоящим и будущим.

Программа является примерной, то есть допускает пример вариативности. Это зависит от материально – технического обеспечения, доступа к культурным центрам, наличия  книг в библиотеках.

Данный курс – основа для творчества учителя. От педагогической позиции преподавателя зависит успех дела.

Структура и содержание программы

Программа рассчитана на изучение  в течение семи лет. На ее освоение в 5 классе отводится 10 часов, в 6- 10 часов, в 7- 10 часов, в 8 – 8 часов, в 9 – 10 часов, в 10 – 13 часов, в 11  - 13 часов. Количество часов может быть изменено.

Ее разделы соответствуют основным этапам развития русской литературы, начиная с устного народного творчества и заканчивая современной литературой.

В кратких  аннотациях даны общие направления изучения произведений, которые могут быть детализированы в дальнейшем. Также указывается после изучения какой темы из основного курса можно провести урок по региональному компоненту. Такое расположение не случайно: при составлении учитывались тематика, проблематика, жанровые особенности, время и место написания произведений. Так, например, в программу 5 класса включены сказки, басни, пословицы, а также произведения писателей Ставрополья, отражающие жизнь семьи, ее заботы, показывающие взаимодействие человека и природы, отношение к «братьям нашим меньшим».

В 10 – 11 классах изучаются эпические полотна, в которых обобщается художественный опыт Л.Толстого и М.Шолохова – авторов выдающихся романов-эпопей «Война и мир» и «Тихий Дон».

При изучении произведений литературы современного периода следует говорить об углублении военной темы в творчестве писателей родного края.

Первые уроки знакомят с целями, задачами, содержанием курса и спецификой развития литературы Ставрополья.

На занятиях повторяются и закрепляются литературоведческие понятия: роман, повесть, рассказ, эпос, лирика, драма, художественные тропы и другие.

В курс включен раздел «Знаменитые люди на Ставрополье». Наш край вдохновил многих писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого, Короленко, Куприна и других.

При создании программы учитывался принцип вариативности при выборе произведений того или иного писателя.

Все это позволяет использовать уроки разных типов: беседы, лекции, экскурсии, путешествия.

5 КЛАСС. 10 ЧАСОВ

1. Введение. Ознакомление с программой курса. Устное народное творчество. (Предваряющий программный материал - устное народное творчество.)

2. Сказки писателей Ставрополья (К.Черный «Путешествие в Страну Запрещенных Улыбок». Теория. Сказка. Виды сказок. (Предваряющий программный материал – авторские сказки.)

3. Басни писателей Ставрополья (И.Романов. Сборник сатирических стихов, Д.Сирота «Петух и похвала», «Разиня», «След в жизни», «Коровы и осел».)

(Предваряющий программный материал – басни И.А.Крылова.)

4. «Знаменитые люди на Ставрополье». М.Ю.Лермонтов и Кавказ. Детские впечатления о Кавказе – основа юношеских поэм и стихотворений: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Измаил-бей», «Хаджи-Абрек».(Предваряющий программный материал – творчество М.Ю.Лермонтова.)

5.а) Г.Баев «Тюльпаны в далеком саду». Автор рассказывает о военной поре, которая у целого поколения ребят отняла детство.

  б) «Знаменитые люди на Ставрополье». Герои Отечественной войны 1812 года. (Предваряющий программный материал – Л.Н.Толстой «Петя Ростов (фрагменты из романа-эпопеи «Война и мир»).)

6. Родная природа в произведениях Ставрополья (И.Кашпуров стихи из сборника  «Синий край России», В.Ащеулов «Лен», В.Бутенко «Зимний костер», В.Ходарев «Звезда в окне».) Теория. Лирика. Художественные тропы. (Предваряющий программный материал – природа в лирике поэтов XX века.)

7.а) В.Копылов «Пока греет огонь». В повести звучит призыв к ответственности за судьбу «братьев наших меньших».

б)В.Колесников «Поля, полные перепелов». (Предваряющий программный материал- В.И.Белов «Скворцы».)

8. Писатели Ставрополья о Великой Отечественной войне.

а) М.Усов «Сто дней, сто ночей».Книга об увиденном и пережитом на войне и после войны.

б) Стихи из сборника «Сердце помнит».

9. Путешествие, приключение, фантастика.

а) А.Киселева «Тайна Черных гор». Это приключенческая повесть. Действие происходит в горах Кавказа. Герои ищут и находят животворную смолу эрию.

б) И.Гаустов «Лесная сказка».

Теория. Сюжет и герои литературного произведения. (Предваряющий программный материал – В.П.Астафьев «Васюткино озеро».)

10. С.Бабаевский «Митино счастье», «Сухая Буйвола». Эти повести написаны специально для детей. (Предваряющий программный материал – М.Твен «Приключения Тома Сойера».)

6 КЛАСС.10 ЧАСОВ

1. Введение. «Знаменитые люди на Ставрополье». Д.Н.Мамин-Сибиряк. 1902 год. Посещение Кисловодска.Рассказ «Погибельный Кавказ».

2. В.И.Туренская «Трудный диктант». Книга об исторической и художественной правде, о патриотизме, о глубокой порядочности, самопожертвовании во имя Родины . (Предваряющий программный материал  - Н.С.Лесков «Левша».)

3. а) В.Савин «Тропой снежного барса». Сборник рассказов о животных, о дружбе, преданности и бескорыстной любви, которой отвечают наши четвероногие друзья на заботу о них.

б) В. Савин «Право на жизнь». В книге осуждается всякое проявление жестокости со стороны взрослых и детей по отношению ко всему живому. (Предваряющий программный материал  - А.П.Платонов «Корова».)

4. а) Г.Беликов «Мои друзья и зеленый рюкзак». Эта книга о юных краеведах. Ребята побывали в Домбае и Теберде, в Баксанском ущелье и верховьях Аксаута.

б) И.Гаустов «Цветок – невидимка». Эта книга о восьми следопытах, ребятах дружных, веселых, любознательных, отважных охотниках за диковинными растениями.  (Предваряющий программный материал  - М.М.Пришвин «Кладовая солнца».)

5. М.Усов «Рассказы о птицах». В книге собраны рассказы о птицах, населяющих Ставропольский край. Рассказы эти не выдуманы. Они - результат наблюдений над природой. (Предваряющий программный материал - стихотворения Н.А.Заболоцкого, А.Я.Яшина.)

6. П.Мелибеев «Друзья мои мальчишки». В повестях и рассказах, вошедших в сборник, повествуется о дружбе и товариществе ребят.

Теория. Рассказ. Композиция рассказа.  (Предваряющий программный материал  - В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».)

7. А.Матвеевский «Мыс приведений». Герои – ребята. Одни из них помогают взрослым обезвредить диверсантов во время Великой Отечественной войны, другие живут в наши дни. Но для тех и других высокая гражданственность и патриотизм являются естественной нормой поведения. (Предваряющий программный материал- В.Г.Распутин «Уроки французского».)

8. А.Петрушенко «Наша взяла!». Книга расскажет о том, как живут, ссорятся и даже дерутся обычные ребята.

Теория. Юмор. (Предваряющий программный материал- Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».)

9. Родная природа в стихотворениях поэтов Ставрополья. (Г.Фатеев, В.Гнеушев, И.Кашпуров, В.Ащеулов, А.Екимцев.) Теория. Художественные тропы. (Предваряющий программный материал  - родная природа в стихотворениях поэтов хх века.)

10. Мир игры и мир литературы. (Конкурсы, викторины, игры.)

 

7 КЛАСС.  10 ЧАСОВ

1. А.Князев «Встречи с предками». Герой книги отправляется в необычное путешествие – в глубину веков. На страницах произведения он встречается с нашими предками, которые жили десять тысяч лет назад. (Предваряющий программный материал  -  древнерусская литература.)

2. А. Коротин «Маслов Кут».  В книге рассказывается о длительной и упорной крестьянской борьбе против помещичьей России, которая происходила в селении Маслов Кут Ставропольской губернии. Теория. Развитие понятия о литературном герое. (Предваряющий программный материал – Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».)

3. а) «Знаменитые люди на Ставрополье». Декабристы- литераторы на Кавказе.

б) А.Коротин «Хлеб изгнания». Документальная повесть о декабристах-изгнанниках на Ставрополье. (Предваряющий программный материал – Н.А.Некрасов «Русские женщины.)

4.Т.Шелухин «Конец Андреева детства». Трудное детство выпало на долю подростков во время войны. Они растили хлеб, становились у станка, помогая стране выстоять в тяжелую годину. (Предваряющий программный материал – Л.Н.Толстой «Детство».)

5. а) М.Усов «Погляди вокруг». Эта книга поможет вам воспитать в себе наблюдательность, научит открывать большие и малые чудеса, любопытные явления природы.

б) И.Кашпуров «Версты».  (Предваряющий программный материал – раздел «Край ты мой, родимый край…».)

6. В.Гнеушев «Синяя птица». Эта книга о Родине, о любви,  о море. О том, что нельзя мечтать о синей птице счастья,  «не выходя из тепленькой квартиры». Только в борьбе добывается счастье, и надо суметь выстоять в ней. Теория. Понятие об идее произведения. (Предваряющий программный материал – творчество М.Горького.)

7. П.Мелибеев «Поиски героя». В рассказе вы встретите совсем не героического мальчика Сеню. На первый взгляд он кажется грубым и неприветливым, но у Сени доброе и отзывчивое сердце. (Предваряющий программный материал – А.П.Платонов «Юшка».)

8. В.Ащеулов «Землепроходцы». Поэт пытается  осмыслить пройденный путь. (Предваряющий программный материал – стихотворения А.Т.Твардовского.)

9. К.Ходунков «Низкие домики». Первая книга стихов самобытного автора демонстрирует широкий диапазон его творческой гражданственности, от юмора до детских стихов. (Предваряющий программный материал – раздел «Тихая моя Родина…».) Теория. Художественные тропы.

10.Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне. Л.Харченко «Шел ребятам в ту пору…». Эта книга о юных патриотах Ставрополья, которые помогали подпольщикам в суровой борьбе с  немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны.  

8 КЛАСС. 8 ЧАСОВ

1. Введение. Песни, легенды, предания Ставрополья. Теория. Историческая народная песня. (Предваряющий программный материал – исторические народные песни.)

2. а)В.Гнеушев, А.Попутько «Тайна Марухского ледника». Документальная повесть о подвиге советских воинов, которые в суровые дни осени 1942 года мужественно сражались с немецко–фашистскими захватчиками в заоблачных высотах Кавказского хребта.

б) И.Кожевников–Степной «Красный дьявол». В центре повести – образ бесстрашного легендарного командира гражданской войны Ф.Г.Шпака. Теория. Историческая проза. (Предваряющий программный материал – А.С.Пушкин «Капитанская дочка».)

3. А.Малышев «Орлы вылетают на рассвете».Основная тема книги – отношение человека к природе. Автор поднимает также важные этические проблемы, говорит о добре и зле в человеческих отношениях, победе нового над старым, преемственности поколений. (Предваряющий программный материал – творчество М.Ю.Лермонтова.)

4. С.Долгов, Е.Михайличенко, Ю.Нессиг «Трехколесный велосипед». Рассказы и повести, представленные в книге, остросюжетны, лиричны. Прозаиков волнует внутренний мир, духовное богатство современного человека. (Предваряющий программный материал – творчество Н.В.Гоголя.)

5. «Знаменитые люди на Ставрополье».

а) Л.Н.Толстой и Кавказ. Жизненные впечатления в творческой биографии писателя. («Казаки», «Хаджи-Мурат», «Утро помещика»). (Предваряющий программный материал – творчество Л.Н.Толстого.)

б) В.Г.Короленко. Под солнцем юга. 1915 год. Ессентуки. (Предваряющий программный материал – творчество В.Г.Короленко.)

6. В.Байдерин «Ночной патруль». Сборник рассказов о всегда трудной и опасной работе милиции, адресована юношеству. (Предваряющий программный материал – творчество М.Горького.)

7. Поэты Ставрополья о Великой Отечественной войне. А.Екимцев «Фронт над облаками». Цикл стихов, посвященных защитникам Марухского перевала. (Предваряющий программный материал – А.Т.Твардовский «Василий Теркин».)

8. Г.Андрианова «Хуторянка». Повесть о сельской школе, ее проблемах. Особенно ярко показан образ главной героини-А.И.Фирсовой. (Предваряющий программный материал – В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».) Теория. Углубление понятия о языке художественной литературы.

9 КЛАСС. 10 ЧАСОВ

1. Введение. А.Лысенко «Хомуня».         Повесть из жизни народов Древней Руси и Алании 12-13 веков. Феодальная раздробленность, постоянные войны с половцами определяют судьбу героев повести. (Предваряющий программный материал – «Слово о полку Игореве».)

2. «Знаменитые люди на Ставрополье». А.С.Пушкин и Кавказ. Впечатления от путешествия в творческой биографии поэта. («Обвал», «Монастырь на Казбеке», «Кавказ подо мною».) (Предваряющий программный материал – творчество А.С.Пушкина.)

3. К.Черный повести «Кавказ подо мною», «Пушкин на Кавказе». (Предваряющий программный материал – творчество А.С.Пушкина.)

4. С.Чекалин «Наедине с тобою , брат…». В книге рассматриваются вопросы, связанные с дуэлью и гибелью Лермонтова. (Предваряющий программный материал – творчество М.Ю.Лермонтова.)

5. В.Ярош «Чертов палец». Повесть посвящена молодежи современного села. Большое место в произведении занимает история любви Никола и Лиды. Теория. Повесть. (Предваряющий программный материал – И.С.Тургенев «Первая любовь».)

6. А.Малышев «Тропой романтики». Много  трудностей пришлось испытать главному герою, но он сумел найти правильный путь, ведь рядом столько хороших, сильных людей. Теория. Стиль писателя. (Предваряющий программный материал – Л.Н.Толстой «Юность».)

7. Г.Фатеев «Глядит Россия на Кавказ». Стихи о нашем крае и Кавказе, о знаменитых русских поэтах. Теория. Художественные тропы. (Предваряющий программный материал – стихотворения С.Есенина,  А.Блока.)

8. Л.Прайсман «Верю лишь в поэзию из прозы». Стихотворения из сборника «Прогулки с Майей». В сборнике повествуется о мироощущении нашей современницы- женщины. (Предваряющий программный материал – стихотворения М.Цветаевой,  А.Ахматовой.)

9. В.Звягинцев «Одиссей покидает Итаку». Несколько молодых людей вступают в борьбу с агентами иной цивилизации. Однако, выиграв в схватке с инопланетянами, они оказываются втянутыми в более масштабный конфликт между двумя сверхцивилизации. Теория. Связь эпох в литературе. (Предваряющий программный материал – М.А.Булгаков «Похождения Чичикова».)

10. А.Губин «Афина Паллада». В этой книге читатель найдет рассказы о великих мастерах литературы: Данте, Рабле, Лермонтове, Л.Толстом, А.Грине. Это рассказы-легенды,  основанные на неких достоверных фактах и событиях.

10 КЛАСС. 13 ЧАСОВ

1.Введение. И.Кузнецов «Крепость в степи». Историческое повествование об одном из первых русских городов в Предкавказье -  Ставрополе (1777-1905гг.). Возникновение, рост и развитие города, путь от крепости до военно-административного центра на Северном Кавказе. (Предваряющий программный материал- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

2. Н. Сахвадзе «Его последний вечер». В «Повести о несостоявшемся художнике» и рассказах исследуются характеры и судьбы, сложившиеся в годы, не лучшие для нашего общества- годы всеобщего равнодушия и застоя. (Предваряющий программный материал – творчество Н.Гоголя.)

3. Ю.Тюрин «Озеро». Сборники рассказов и повесть «Озеро». Процесс становления личности, развитие характеров молодых людей. Проблемы верности, истиной любви, поиска самого себя. Тема любви к отчему краю, тесной взаимосвязи прошлого и настоящего, истории с современностью. (Предваряющий программный материал- И.А. Гончаров «Обломов».)

4. Т.Шелухин «Белокониха». Повести о людях села, их помыслах и славных делах, о проблемах сельской жизни, о тех, кто свой опыт и знания передает молодежи. (Предваряющий программный материал- творчество И.Тургенева.) Теория. Философские позиции героев романа и автора.

5. А.Екимцев. Сборники стихов « В последних числах декабря». Пронзительная лиричность, глубокий философский подтекст.(Предваряющий программный материал – поэзия Ф.И.Тютчева)

6. В.Ащеулов. Сборники стихов «Минуты передышки», «Корень жизни». Тема высокой гражданственности, раздумий о судьбах человеческих, любви к Родине. (Предваряющий программный материал- поэзия А.А.Фета.)

7. Г.Андрианова «Полынь и мёд». Тема романа - становление женщины, её судьбы.

(Предваряющий программный материал- Н.Г.Чернышевский «Что делать?».)

8. В.Гнеушев сборники стихов «Южные города», «Дорога на перевал», «Кресты и пьедесталы». (Предваряющий программный материал- лирика Н.А.Некрасова.) Теория. Народность литературы.

9. В.Кожевников «Среди людей». Духовный мир современника и человеческие отношения. Автор бичует то, что мешает людям строить свою жизнь, будущее страны. (Предваряющий программный материал-  творчество М.Е.Салтыкова- Щедрина.)

10. В.Байдерин «Удар на себя». Сборник рассказов посвящен работникам милиции и уголовного розыска. В нем повествуется о расследовании наиболее сложных преступлений. Читатель увидит трудную, наряженную борьбу за человека, за его место в обществе. (Предваряющий программный материал- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».) Теория. Внутренний монолог.

11. И.Свеженец «Крутые берега». Становление характера, мужание молодого воина в тяжелых испытаниях Великой Отечественной войны. (Предваряющий программный материал- Л.Н.Толстой «Война и мир».) Теория. История на страницах художественного произведения.

12. Е. Карпов «Крутогорье». Лирическое повествование о строителях Большого Ставропольского канала, людях, украшающих землю трудом, об интересных, а порою и драматических судьбах тех, кто и сейчас являет собой примеры благородства, мужества. Полемические размышления нал судьбой нашей земли, о её красоте и щедрости. (Предваряющий программный материал- А.П.Чехов «Вишневый сад».)

13. «Знаменитые люди на Ставрополье». А.П.Чехов на Кавказе. По страницам чеховских писем и дневников.

11 КЛАСС. 13 ЧАСОВ

1. Введение. В.Кудинов «Перекрестки». Стихи тревожат нас утренней свежестью, придают нашим мыслям значимость, настраивают на удивление и любовь. (Предваряющий программный материал – творчество И.А.Бунина. )

2. «Знаменитые люди на Ставрополье». А.И.Куприн. Его след в литературной истории Кавказа. (Предваряющий программный материал – творчество А.И.Куприна.)

3. К.Черный «Мать, Доброе сердце». Долгий жизненный путь простой женщины-крестьянки, высоко пронесшей через все невзгоды звание Матери. Теория. Развитие понятия о художественном образе. (Предваряющий программный материал –  М.Горький «Мать».)

4. «Знаменитые люди на Ставрополье». М.Горький на Кавказе. Т.Батурина «Вторая встреча с Кавказом». (Предваряющий программный материал – творчество М.Горького.)

5.а) И.Кашпуров .Сборники стихов «Осенний снег…», «Певучие травы».Земля, крестьянский труд – вот что в центре внимания поэта. Поэтична в стихах природа Ставрополья . Теория. Художественные тропы.

б) А.Екимцев «Ваша светлость, березы». (Предваряющий программный материал – творчество С.А.Есенина.)

6. В.Грязев «Огненная губерния». Роман посвящен событиям 1918 – 1919 гг. на Ставрополье. (Предваряющий программный материал – А.Фадеев «Разгром».)

7. А.Губин «Молоко волчицы». История братьев Есауловых олицетворяет собой судьбу терского казачества. Теория. Роман-эпопея. (Предваряющий программный материал – М.А.Шолохов «Тихий Дон».)

8. А.Екимцев «В самый первый день войны».Героические страницы обороны Брестской крепости, беспримерное мужество ее защитников.  (Предваряющий программный материал – творчество А.Т.Твардовского.)

9. В.Бутенко «Казачий алтарь». Роман охватывает самый драматический период Великой Отечественной войны- вторую половину 1942 года. В центре повествования – судьба казачей семьи. (Предваряющий программный материал – военная проза.)

10. В.Чернов «Золотой клевер на зеленом поле».Тема сталинского времени. (Предваряющий программный материал – творчество А.И.Солженицына.)

11. А.Малышев «Приют одержимых». Тема взаимодействия общества и природы, бережного отношения к заповедной зоне. (Предваряющий программный материал -В.П.Астафьев «Царь-рыба».)

12. В.Сляднева «Перепелиная душа». В центре рассказов – герои и героини , захваченные стихией трагических событий. (Предваряющий программный материал – творчество В.Г.Распутина.)

13. Ян Бернард «Русский Париж». Автор три раза побывал во Франции, собрал удивительный материал о русской эмиграции.

Список используемой литературы

1.Литература Ставрополья и Северного Кавказа. Спецкурс. 5 КЛАСС.

2.Литература Ставрополья и Северного Кавказа. Спецкурс.8 КЛАСС.

3.Культура и обычаи народов Ставрополья. Спецкурс. 5 КЛАСС.

4.Частица Родины моей. Хрестоматия по литературе Ставрополья . 5 КЛАСС.

5.Частица Родины моей. Хрестоматия по литературе Ставрополья . 7 КЛАСС.

6.Писатели Ставрополья . Указатель по литературе. Ставрополь, 1974.

7.Памятники истории и культуры Ставрополья. Ставрополь, 1971.

8.Ставрополь глазами современников. Ставрополь, 1976.

9.Е.Б.Кононов. Б.М.Розенфельд. Дорогие адреса. (Адресный именной указатель.) Ставрополь, 1971.

10. Кавказские Минеральные воды. Путеводитель.М: Профиздат , 1987.

11.Герои Отечественной войны 1812 года и Ставрополье. Ставрополь, 1971.

12.Ставропольские писатели детям. Ставрополь, 1971.

13.Дети Кавказа  - за мир на Кавказе. Ставрополь, 1999.

14.Литература Ставрополья. Учебник для начальной школы. Ставрополь, 2000.

15.Поэты Ставрополья – детям. Памятка читателям младшего школьного возраста. Ставрополь, 2000.

16.Ставрополье мое родное. Рекомендательный указатель литературы для учащихся 6-8 классов. Ставрополь, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса для 8-9 специальных (коррекционных) классов VIII вида "Литература Ставрополья"

ПРограмма рассчитана для детей с ограниченными возможностями...

Рабочая_программа_по_литературе_к_УМУ_под_редакцией_В.Я._Коровиной._5-й_класс

Рабочая программа по литературе к УМК под редакцией В.Я.Коровиной.5 класс.         Настоящая  программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра с...

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ СТАВРОПОЛЬЯ «ЧАСТИЦА РОДИНЫ МОЕЙ» (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) Возраст участников – 5- 11 классы

Предлагаемая программа дает возможность приобщить учащихся к познанию  литературы Ставропольского края, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жиз...

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ СТАВРОПОЛЬЯ «ЧАСТИЦА РОДИНЫ МОЕЙ» (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) Возраст участников – 5- 11 классы

Предлагаемая программа дает возможность приобщить учащихся к познанию  литературы Ставропольского края, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жиз...

Спецкурс "Литература Ставрополья" 8 класс

        Спецкурс  «Современный литературный  процесс на Ставрополье» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполаг...

«Мой край родной – частица Родины большой!» Интеллектуальная игра: «Умники и умницы»

«Мой край родной – частица Родины большой!»Интеллектуальная игра: «Умники и умницы»  Цели и задачи:- воспитывать чувства гордости и уважения к своей малой Родине;- стимулировать развитие глубоког...

Программа спецкурса «Литература Ставрополья и Северного Кавказа»

Программа спецкурса«Литература Ставрополья и Северного Кавказа»...