Педагогический проект «Край, в котором я живу» Старший дошкольный возраст
проект по краеведению по теме

Жиляева Нина Ивановна Яркина Татьяна Викторовна

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края через познавательно-исследовательскую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proek_kuzbass.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Край, в котором я живу»

Старший дошкольный возраст

Педагогический проект «Край, в котором я живу»

«Кузнецкий край»

Кому - то снится южный берег Крыма.
Кого - то манят пальмы и моря.
А мне Сибирь, как мать - неповторима.
Здесь отчий дом, здесь родина моя.
Кузнецкий край - жемчужина Сибири.
Кузнецкий край - горняцкая земля.
Народ Кузбасса - мощь его и сила,
Богатство недр и хлебные поля.
Мне по душе сибирская природа,
Ее просторы, реки и луга,
Напевный говор русского народа,
И летний зной, и зимние снега.

(И. Елизарьев)

Сегодня стало актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно – моральных качеств, и прежде всего чувства любви к своему Отечеству.

Один из основных принципов государственной политики в области образования (проект нового закона «Об образовании», от 29.12.2012 г.) – «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»;  «единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства»

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

        «Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного это неоглядные степные просторы, у другого - горы, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного - палящее солнце над головой, у другого - холодные вспышки северного сияния. У одного это тишина деревенского полдня, у другого - разноголосица городской улицы». (В. Пекелис).

Понятие «Родина»  для маленького ребенка – это и родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и улицы родного города, и родная природа.

        Мы живем в Кемеровской области, которую по-другому называют Кузбасс (Кузнецкий Угольный бассейн). В2013 г. исполнилось 70 лет со дня образования нашей области.

Щедро одаренный природой, многонациональный, трудолюбивый Кузбасс является промышленным оплотом России, кладовой ее культурного и ресурсного богатства. Стараниями многих поколений жителей эта древняя сибирская земля превратилась в динамично развивающийся регион нашей большой страны.

Мы, взрослые  бережно храним нашу историю, и каждый день работаем, учимся и живем во имя процветания и благополучия Кузбасской земли. Наша задача – научить этому же наше подрастающее поколение.

Как  посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного края?

Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Работая с   детьми  старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что  дети обладают недостаточной информацией о родном крае. А родители воспитанников (по опросу анкетирования), не уделяют достаточного внимания данной проблеме, считая ее неактуальной.  Мы считаем, что без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Именно поэтому нами был  разработан   проект «Край, в котором я живу», который успешно внедрен в образовательную работу в ДОУ.   Данный проект дает возможность переосмыслить содержание работы по ознакомлению с родным краем, систематизировать накопленный материал, выработать определенную систему в работе по краеведению, выделить приоритетные направления работы по данному направлению, найти интересные разнообразные  методы и приемы для активизации работы детей и родителей.

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

Личностно-ориентированные задачи:

Развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки:

задавать вопросы; делать выводы и умозаключения; думать самостоятельно;

собирать со взрослыми необходимую информацию (источники – художественная литература, энциклопедии, интернет, встречи с работниками музея – искусствоведами, беседы в воспитателями и родителями, просмотр телепередач, видеофильмов);

представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, выставки, памятки, презентации, сочинение стихотворений, рукописная книга «Край, в котором я живу»,  презентации страниц книг, репортажи с выставок и фотовыставок)

Образовательные:

  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
  • Создать  условия для активизации творческих  способностей  детей и родителей, стимулировать их стремление  отражать в своих работах полученные представления о родном крае.
  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей,    учить свободно мыслить, фантазировать;

Воспитательные:

  • Формировать  бережное, уважительное  отношение к родному краю, городу, его культурным ценностям,  природе,   к людям которые в нем живут и трудятся.
  • Учить видеть красоту, богатство природных ресурсов родного края, восхищаться многообразием родной природы. Учить бережно, относиться к природе родного края, беречь и приумножать ее.
  • Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Участники проекта:

Дети 5-7 лет, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: Долгосрочный 

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Дети:

  • Расширение и обогащение знаний детей о родном крае (на основе диагностики).
  •  Нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края (беседы, отражение впечатлений в продуктивной деятельности).
  • Проявление самостоятельности и активности  в различных видах деятельности.
  • Развитие связной речи, активизация и обогащение словаря по теме (презентации, дети - экскурсоводы, репортеры)  

Воспитатели:

  • Освоение инновационных технологий (метод учебных проектов) по патриотическому воспитанию дошкольников
  • Разработка  конспектов занятий,   досугов, дидактических игр по теме проекта, составление перспективного плана работы  
  • Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта

Родители:

активное совместное участие детей и родителей в конкурсах, выставках;

совместная работа детей и родителей при изготовлении продуктов деятельности - рисунки, памятки, страницы книги;

Для оценки эффективности данного проекта мы выделили следующие критерии:

  1. Обогащение знаний у детей об историческом, культурном, географическом, природно - экологическом своеобразии  родного региона (по результатам диагностики).
  2. Умение детей задавать вопросы; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов деятельности (презентации страниц книги, фоторепортажи, рисунки, выставки, памятки)
  3. Рост продуктивной деятельности участников проекта.

Материально-техническое сопровождение проекта:

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • наборы открыток «Город  Новокузнецк»; «Город Кемерово»
  • фотоальбомы по теме;
  • художественная и познавательная литература;
  • карты, атлас Кемеровской области;
  • Пособия «Символика Кемеровской области», «Города Новокузнецка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

Педагогический проект «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 5-6 летнего возраста в ДОУ».

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах вос...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"

Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...

Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»

Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».

Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...

«Мой край родной - Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств, любви к малой Родине, Республике Башкортостан.Задачи:обучающие:- уточнять и расширять знания детей о родном городе;- закреплять знан...