Проектирование внеурочной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования. Программа курса «История страны в истории края»
методическая разработка по краеведению (9 класс) на тему

Данная программа  предполагает знакомство учащихся с историей деревень,  с некоторыми событиями, происходившими на территории нынешнего Масловского сельского поселения  на протяжении нескольких веков, с жизнью и деятельностью земляков – известных и малоизвестных  людей, которые оставили свой след на нашей земле. На протяжении школьных лет учащиеся обобщенно изучали историю нашей страны без проведения каких бы то ни было параллелей с историей своего края. Данный курс позволяет учащимся, опираясь на знание курса истории, ближе и конкретнее познакомиться с историей своего города, села, семьи и тд

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vneurochn_deyatel.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование  внеурочной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования.

Программа курса:

              «История страны в истории края»

                               

Автор – составитель:

Татаренко Е.А., учитель истории МОУ Масловская СОШ Торжокского района, Тверской области.

                                                        Торжок, 2014

 Оглавление.

  1. Пояснительная записка …………………………………………стр. 3
  2. Основное содержание программы……………………………..  стр. 5
  3. Тематическое планирование …………………………………    стр. 7
  4. Темы исследовательских проектов ……………………………. стр. 9
  5. Ожидаемые результаты реализации программы ………………стр. 9
  6. Источники……………………………………………………….. стр.11
  7. Дополнительная литература ……………………………………стр.12

 

 Пояснительная записка.

       Ключевым направлением развития системы общего образования является переход на новые образовательные стандарты. Приоритетной задачей ФГОС ООО является сохранение единого образовательного пространства РФ, в котором важное место отводится компоненту, формируемому участниками образовательного процесса. Компонент, формируемый участниками образовательного процесса, – это обязательный минимум содержания основной образовательной программы и результаты подготовки школьников, обеспечивающие особые потребности и интересы отдельного субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, основной задачей, решаемой современной школой в плане реализации компонента, формируемого участниками образовательного процесса, становится подготовка школьников к полноценной жизни с учетом современных требований.

           Данная программа  предполагает знакомство учащихся с историей деревень,  с некоторыми событиями, происходившими на территории нынешнего Масловского сельского поселения  на протяжении нескольких веков, с жизнью и деятельностью земляков – известных и малоизвестных  людей, которые оставили свой след на нашей земле. На протяжении школьных лет учащиеся обобщенно изучали историю нашей страны без проведения каких бы то ни было параллелей с историей своего края. Данный курс позволяет учащимся, опираясь на знание курса истории, ближе и конкретнее познакомиться с историей своего города, села, семьи и тд.

        Курс предполагает обращение не только к событийному материалу, но и к истории быта русской деревни, и к истории православной церкви.

       Данный курс ориентирован в первую очередь на учащихся 9-х классов школ г. Торжка и Торжокского района.

       Курс внеурочной деятельности создан на основе краеведческих материалов, собранных учителем и учащимися школы, а также Программы по истории России под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной.

     Актуальность  программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.

Проблема: в связи с модернизацией российского образования и  введением ФГОС ООО, происходит  трансформирование его целей, содержания и инструментария. Современное образования должно ориентироваться:

  •  на организацию предпрофильной подготовки обучающихся;
  • на получение не столько конкретных знаний,  сколько на формирование различных компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие интеллектуальных возможностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению осваивать разные виды информации.

Цели:

  1. Реализация воспитательного и образовательного потенциала современных учебных программ во внеурочное время.
  2. Воспитание патриотизма, гражданственности, приобщение обучающихся к культурным ценностям своего края, освоение социального опыта, развитие навыков проектно – исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся целостного   представления об историческом пути России и судьбе отдельных её   регионов и граждан в рамках основных этапов  развития страны (в   данном случае г. Твери, г. Торжка, деревень Масловского сельского поселения).
  2. Использование во внеурочной деятельности активных форм обучения.
  3. Развитие навыков самостоятельной  исследовательской, проектной

     и др.   видов деятельности.

  1. Формирование у учащихся способности к коммуникативным

     функциям,   оценочным суждениям.

  1. Развитие у учащихся способности сопоставлять, сравнивать,

     воспитание     чувства толерантности и уважения к другим мнениям,    

     взглядам.

  1. Обучение работы с документами, архивными материалами, Интернет

     ресурсами, с людьми.

Методы обучения: системно-деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Формы занятий: лекции, беседы, экскурсии, встречи и беседы с земляками -очевидцами событий, работа с  документами, опережающие задания; проектная  деятельность; семинары; написание  сочинения- эссе, дебаты, учебно-исследовательская конференция.

Режим занятий: программа рассчитана на один год  (19 часов) в 9 классе, 1 час в неделю

Содержание программы:

Тема 1: Введение (1 ч.) 

Постановка проблемы:  социальная значимость исторического знания.

Методы исторического исследования.  Историческое знание и его достоверность. Исторические источники и их особенности.

Тема 2: Природные и географические условия края (1 ч.)

Геологическое строение. Полезные ископаемые. Рельеф. Климат.

Водные ресурсы. Основы хозяйственной деятельности.

Тема 3: История деревень Торжокского района Масловского

               сельского поселения. (2 ч.)

Местоположение. История названий. Первые документальные упоминания. Владельцы – помещики. Угодья. Численность крестьян. Занятия жителей.

Тема 4: История Твери и Торжка (2 ч.)

Местоположение. История названия. Административная принадлежность. Геральдика.  Экономическое и политическое и культурное развитие городов.

Тема 5: История русской православной культуры в истории

               Рашкинской церкви. (1 ч.)

История строительства. Архитектурные части храма. Иконостас. Погост.

Престольные праздники.  Священнослужители. Современное состояние и деятельность.Тема 6: Крестьянский и церковный быт (1 ч.)

Домашняя крестьянская утварь и её назначение. Женские и мужские промыслы. Предметы церковного быта и их назначение.

Тема 7: Дворянские усадьбы на территории поселения и их владельцы (2 ч.)

Сёла Прямухино и Щербово и их владельцы – участники исторических событий: восстания Пугачёва, восстания декабристов, народнического движения, революций и тд.:  Бакунины, Повало-Швейковские, Загряжские. Именитые гости – Л.Н.Толстой, Н.Н.Ге, И.С. Тургенев, Муравьёвы и др.

Тема 8: История школ на территории Масловского сельского поселения в 19-20 вв. ( 2 ч.)

Роль земств в развитии народного образования. Церковноприходские школы. Развитие образования в советский период. История возникновения и деятельности Макарьинской, Больше - Масловской, Щербовской, Бутивицкой, Рашкинской, Тупиковской школ. Учителя и работники школ.

Тема 9: Становление советской власти в Тверской губернии. Зарождение  молодежного движения (1 ч.)

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Гражданская война и интервенция. Триумфальное шествие советской власти. Известные большевики и комсомольцы нашего края: Ф.В. Бадюлин, П.И. Ананьин, К.Н. и Н.Н. Перовские, Соловьёв П.П.

Тема 10: История колхоза «Маслово» (1 ч.)

Коллективизация. Создание колхозов в деревнях Масловского округа. Экономическое развитие. Развитие социальной сферы. Уровень жизни колхозников. Председатели. Колхоз сегодня.

Тема 11: Наш край в годы Великой Отечественной войны (2 ч.)

Жизнь в тылу. Наши земляки - ветераны  Великой Отечественной.

Тема 12: Знаменитые земляки (2 ч.)

А.А. Кузнецов, М.Н. Виноградов, Логинов А.Ф.,  К.И. Иванов, С.П. Васильев, С.И. Чевакинский, Н.А. Львов, А.А. Воскресенский и др.

Тема 13: Итоговое занятие: защита проектов (1 ч.).

                          Тематическое планирование

Темы занятий

Часы

Формы занятий

Содержание деятельности

1

Введение

1

Лекция

Выявление ключевых позиций по теме занятия

2

Природные и географические условия края

1

Практическая работа с  различными справочниками, таблицами, схемами

Составление характеристики природных особенностей местности, в которой расположена деревня/город.

3

История деревень Торжокского района Масловского

сельского поселения.

2

Работа с документами, интернет – ресурсами, иллюстративным материалом.

Встречи и беседы с земляками с целью получения дополнительной информации по теме.

Проведение локальных исследований, составление краткой хронологии истории деревни (города) или обзор ресурсов по теме.

4

История Твери и Торжка

2

2.Экскурсия в Торжок (Тверь) с целью знакомства с историей городов.

Практическая работа: составление карты-путеводителя «По памятным местам моего города»

Знакомство с  особенностями социально-культурного, экономического, политического развития городов в ходе просмотра видеоматериалов.

Составление учащимися путеводителя.

5

История русской православной культуры в истории Рашкинской церкви.

1

1.Экскурсия в церковь  с целью  знакомства с устройством православного храма и его историей

Углубление знаний по истории православной культуры   в ходе экскурсии.

Составление памятки поведения в православном храме.

6

Крестьянский и церковный быт

1

Экскурсия в краеведческий уголок школы, поисковая работа. Практическая работа по составлению электронного каталога школьного музея.

Знакомство с экспонатами школьного краеведческого уголка, их историей и назначением. Сбор экспонатов.

Создание электронного каталога школьного музея.

7

Дворянские усадьбы на территории поселения и их владельцы.

2

Опережающее задание по поиску информации о дворянских усадьбах и их владельцах.

Семинарское занятие.

 Выступление учащихся по заранее данным темам и вопросам.

Составление презентации «Дворянские усадьбы Торжокского района: современное состояние»

8

История школ на территории Масловского сельского поселения в 19-20 вв.

2

Работа с документами, фотоматериалами. Ролевая игра « Я – корреспондент»

( интервьюирование учителей).  

Написание эссе «Моя школа»

Знакомство с историей народного образования на территории поселения, развитие коммуникативных навыков в рамках проведения ролевой игры, обучение написанию эссе.

9

Становление советской власти в Тверской губернии. Зарождение молодежного движения.

1

Лекционное занятие с просмотром презентации.

Организация выставки.

Сбор материалов, документов,  по теме «Комсомольцы моей семьи» и организация выставки.

10

История колхоза «Маслово»

1

Работа с документами, СМИ, статистическими данными, фотоматериалами, свидетельствами современников.

Знакомство с ходом коллективизации в районе, развитием  и современным состоянием с/х.

Написание заметки (статьи) в газету «Жизнь и быт деревни в годы советской власти»

11

Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

Просмотр видеоматериалов,

Работа с сайтом

www.obd-memorial.ru 

встречи с ветеранами.

Сочинение «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

Обучение навыкам поисковой работы, работы с разного вида источниками.

Написание сочинения.

12

Знаменитые земляки

2

Лекция. Работа с Интернетом (поиск информации)

Создание альбома «Мы гордимся вашими делами».

Знакомство с биографиями земляков, внёсших свой вклад в развитие истории, культуры края.

Создание альбома.

13

Итоговое занятие

1

Конференция: презентация и защита проектов

Выступления с

индивидуальными проектами по предложенной тематике

Темы исследовательских проектов:

  1. Храмы Тверской области Торжокского района: утраченные и возрожденные (перечень)
  2. История коллективизации в частушках.
  3.  История молодежного движения в Тверском крае
  4. Развитие образования в Новоторжском уезде 2 половины 19 – начала 20 вв.
  5. Дворянские усадьбы тверской земли: современное состояние.
  6. Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
  7. Виртуальная экскурсия по городам Тверской области.
  8. Виртуальная экскурсия по Ниловой пустыни.
  9. Разработка экскурсии «История русской избы».
  10.  Моё село в фотоснимках разных лет (выставка).
  11. Видеоролик по теме «Торжок древний и настоящий».
  12. Народный костюм Тверской губернии.
  13. Земляки – труженики тыла.
  14.  Земляки – участники Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: (Приобретение исторических и социокультурных знаний о своём крае, известных земляках, о правилах способах и методах коллективной и индивидуальной  работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации).

Результаты второго уровня. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Достигается за счет участия в ролевых играх, проектировочной деятельности, проблемно-ценностной дискуссии, учебно-исследовательской конференции. (Развитие ценностных отношений к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к традициям и тд.)

Результаты третьего уровня. Приобретение обучающимися  опыта самостоятельного социального действия. (Опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе).

Планируемые результаты освоения междисциплинарных учебных программ:

1. Программа «Формирование универсальных учебных действий».

Учащиеся получают возможность приобрести такие навыки как умение обобщать  материал, установить аналогии, классифицировать, самостоятельно  выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать  причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

2. Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». 

Использование Интернет-ресурсов на уроках и  при подготовке к урокам. Многостороннее использование учащимися  электронных ресурсов способствует развитию компетентности учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.

3. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной  деятельности».

Развитию интеллектуальных способностей учащихся способствует  применение исследовательского подхода в обучении, в котором  создаются условия для самостоятельного приобретения знаний из  различных источников, используются приобретённые знания для  решения различных познавательных и практических задач, развиваются коммуникативные умения, совершенствуются  исследовательские навыки.

4. Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».  Защита проектов, подготовка устных сообщений, вырабатывает у  учащихся умение осознанно использовать речевые средства в  соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей  деятельности; владение устной и письменной речью, монологической  контекстной речью.

Источники:

  1. Метрические книги погоста Рашкино за 1886 г. Архивные материалы ВИЭМ: коф. 994/50, 1, 31.  
  2. Статистические данные Тверского губернского земства. Архивные материалы ВИЭМ.
  3. Расходная смета Новоторжского земства за 1914 год. Архивные материалы ВИЭМ.
  4. Свидетельство об окончании   Макарьинского училища за 1911 год.
  5. Храмы Новоторжской земли, - Тверь, 2010.

  1. Фотографии семейного архива Волошиных (Голиковых)
  2. Павлов-Сильванский Н.П. Погрешности актов Археографической экспедиции, - СПБ, 1907.
  3. Ревизские сказки 1744 – 1874. ГАТО. ф.312, оп.4, д. 14506, №97, 210,

ф. 103, оп.1, д.1563, №27.

  1. Расходная смета Новоторжского земства за 1914 год. Архивные материалы ВИЭМ.
  2. Доклад Новоторжской Уездной Земской Управы  Земскому Собранию сессии 1913 г. Архивные материалы ВИЭМ.
  3. Списки учащихся Больше-Масловской школы за 1904 – 1944 гг.
  4. Перовский М.Н. История колхоза Россия. Дипломная работа; МГУ.- М., 1969.  
  5. Воспоминания Щеглова Н.К., потомка дворян Загряжских.
  6. Воспоминания Шорина И. Д. от 31.01.1961 г.
  7. Воспоминания Васильева С.П.
  8. Воспоминания Гавриленко Г.А.
  9. Тверская Губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 г. twirpx.comFile1069715 

Дополнительная литература:

1.Васьковский О.В. Из истории Калининской области. – Тверь: Московский  

    рабочий, 1976 г.

2. Гавеман А.В. География Калининской области. – Тверь: Московский  

    рабочий, 1972 г.

3. Вартаньян Э.А. История с географией. – М.,1986 г.

4. Чистов К.В. Этнография восточных славян. Очерки традиционной  

     культуры. – М., 1987 г.

5. Суслов А.А. Торжок и его окрестности. – М., 1976 г.

6. Газеты «Маяк коммунизма», «Новоторжский вестник», «Торжокская

    неделя»,  «Голос колхозника»

7. Максимов В.Н. Жить и помнить: сб. материалов. – Тверь-Торжок, 2011.

8. Майсторовский М.Я. На правом фланге Московской битвы. – Тверь:

    Московский рабочий,1991

9. Малыгин П.Д. Древний Торжок. – Торжок, 1990 г.

10. Лопатина Н.А. Торжок. История города в названиях улиц. – Тверь: Лилия

      Принт, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Рабочая программа по реализации интегрированного содержания основного общего образования по курсу «история и географии» для 5 класса

Цель данной программы – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 7-8 классов на 2021 — 2023 учебный год

Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов на 2021 — 2026 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 6-7 классов на 2022 — 2023 учебный год

Пояснительная записка. Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Программа музейного клуба «Поиск» предполагает организацию деятельност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задач...