Главные вкладки

    Математические задачи по краеведению Липецкой области
    занимательные факты по краеведению по теме

    Белоусова Любовь Александровна

    Задачи с применением старинных мер длины и веса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zadachi_po_kraevedeniyu.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Казна (во время подготовки к Азовским походам) заказала у Боринского завода в 1696 году 1200 пудов железа, в 1697 году-365 пудов железа, в 1698году-717 пудов по цене 12 алтын 2 деньги(37 копеек) за пуд. Сколько заплатила казна Боринскому заводу за железо за все эти годы.

    2.В месте,где находится нижний парк, была построена плотина «в длину 74-х сажень, ширина 7сажень с аршином, в вышину 2 сажени с полуаршинном.» Переведите в современные единицы измерения длину, ширину и высоту плотины. Найдите ее объем.

    3.При домнах находилась специальная мастерская по изготовлению болванок, длиной 9 сажень, поперек 4 сажени. Найдите площадь земли под « болванным» амбаром в современных единицах.

    4. «Нижние» заводы располагались восточнее «верхних» на расстоянии 1 км. на новой плотине в 1050сажень, которая вторично перегородила реку Липовку, Монастырские ключи и реку Студеную, создав так называемый Петровский пруд. Найдите длину новой плотины в современных единицах измерения.

    5. Археологические раскопки на территории Липецкой области позволяют датировать проживание в населенных пунктах 11-12 веках, которое тесно связано с Киевской Русью. Сколько веков назад существовало поселение на территории Липецкой области?

    6.Археологическая экспедиция обнаружила материалы, относящиеся к 10- 17векам на территории Липецкой области. Каков возраст Липецкого городища?

    7.В первой половине 17 века роль административного центра в нашем крае была отведена г. Сокольску . В котором находилось «драгунов 518, пушкарей 18, посадских нет»(из выписки архивных бумаг).Сокол

    ьск входил в Белгородскую черту и был срублен в 1647-1650г, имея деревянное ограждение длиной 331сажень с 6-ю башнями. Найдите длину оборонительной черты Сокольска в современных единицах измерения (метрах), учитывая, что 1 сажень-213см.

    8. В 1696г по указу Петра1  26000 работников в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске должны были срубить 1300 стругов, 300лодок, 100плотов. В Сокольске 2548 человек сделали215 стругов. Какую часть задания Петра1 относительно стругов выполнили в Сокольске?


             Тема урока: «Деление и умножение натуральных чисел»

    Обучающая цель урока: закрепить навыки деления натуральных чисел, повторить умножение натуральных чисел, их свойства. Применить эти навыки для решения задач краеведческой направленности с применением старинных мер длины

    Воспитывающая цель урока: воспитание аккуратности и прилежности при письме

    Развивающая цель урока: развитие познавательной активности

    Оборудование: таблица старинных мер длины, таблица уравнений и карточки-ответы к ним, планшеты с примерами для устного счета.

    Ход урока: 1. Устный счет

    Вычислить: 33:3    20*3    30*4    3+11    13-3    3*11    3+18    60:3    30-3    44:4    4+19    80:4     33-4    18*2

    2.Сообщение темы, цели ,задач урока

    3.Решение по теме

    Исторический экскурс: Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами человеческого тела. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня»- фут (31 см), «боль-шой палец» - дюйм (25 см) и даже ярд (91см)- единица длины появившаяся почти 900 лет назад.

         Она бала равна расстоянию от кончика носа короля Генриха1 до конца пальцев его вытянутой руки. Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу «поприще», замененную позже верстой (1верста=1км 67м). От восточных купцов пошла единица «аршин»(тоже означает «локоть»).

    Существовали турецкий аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка «мерить на свой аршин».

    Множество единиц существовало и для измерения массы. Наиболее древняя мера- «гривна», или «гривенка»(около 400 гр). Позднее появились золотники, фунты, пуды.

         В связи с развитием торговли назрела необходимость установить четкие определения единиц и соотношения между ними. При Петре1 русские меры были приведены в систему.

    Решение задач. 

    1.Казна (во время подготовки к Азовским походам) заказала у Боринского завода в 1696 году 1200 пудов железа, в 1697 году-365 пудов железа, в 1698году-717 пудов по цене 12 алтын 2 деньги(37 копеек) за пуд. Сколько заплатила казна Боринскому заводу за железо за все эти годы.

    Решение: 1)1 200+365+717=2 282(пудов)-заказала казна

    2)2282*37=84 434(коп)-заплатила казна Ответ: 844р34коп

    4. «Нижние» заводы располагались восточнее «верхних» на расстоянии 1 км. на новой плотине в 1050сажень, которая вторично перегородила реку Липовку, Монастырские ключи и реку Студеную, создав так называемый Петровский пруд. Найдите длину новой плотины в современных единицах измерения.

    Решение:1 050*213=223 650см-длина плотины

    Ответ:2км 236м 50см

    Устные задачи:

    .5 Археологические раскопки на территории Липецкой области позволяют датировать проживание в населенных пунктах 11-12 веках, которое тесно связано с Киевской Русью. Сколько веков назад существовало поселение на территории Липецкой области?

    Ответ:8-9 веков

    6.Археологическая экспедиция обнаружила материалы, относящиеся к 10- 17векам на территории Липецкой области. Каков возраст Липецкого городища? Ответ:300-1000лет

    7В первой половине 17 века роль административного центра в нашем крае была отведена г. Сокольску . В котором находилось «драгунов 518, пушкарей 18, посадских нет»(из выписки архивных бумаг).Сокол

    ьск входил в Белгородскую черту и был срублен в 1647-1650г, имея деревянное ограждение длиной 331сажень с 6-ю башнями. Найдите длину оборонительной черты Сокольска в современных единицах измерения (метрах), учитывая, что 1 сажень-213см.

    1)331*213=70 503см-длина оборонительной черты

    Ответ: 705м3см

    5.Повторение материала:

    Решить  уравнения 1) 65+2Х=79  2) 43Х=21  3)5-5Х-15=30  4)(58-27)=93

    5)(25+8)=99  6)94-3У=393-311

    6. Итог урока.

    7. Задание на дом №514(а, б)

                   «Умножение и деление натуральных

                чисел»

    Урок с применением краеведческого

    материала

    в 5 классе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основная образовательная программа НОО - МОУ средняя общеобразовательная школа с.Паниковец (Задонский муниципальный район, Липецкая область)

    В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

    Рабочая программа и тематическое планирование 5-9 класс по краеведению (Липецкая область)

    В данном материале содержится рабочая программа и тематическое планирование уроков....

    МУЗЕЙ ПРИРОДЫ И ЭКОЛОГИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ №66 г.ЛИПЕЦКА

    27 января 2005 года в экологическом лицее №66 г. Липецка открылся музей природы и экологии Липецкой области.Информация, представленная в нашем музее помогает учащимся лицея лучше освоить материал, пол...

    Материал по краеведению об охраняемых территориях Липецкой области

    Разъяснителный материал для учащихся об охраняемых территориях Липецкой области...