Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению "Жемчужина земли Нижегородской"
материал по краеведению (7 класс)
Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян все чаще обращаться к своему прошлому. Составной частью отечественной истории является богатая история Нижегородского края с его особенностями, региональной спецификой и традициями, и, конечно же, история Арзамаса.
Интересна и богата история Арзамаса, тесно связанная с историей России: нередко город оказывался в центре значимых событий общероссийского значения. Арзамас, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являл пример понимания общероссийских интересов, рождал местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигал ярких личностей, таких как художник Ступин А.В., архитектор Коринфский М.П., писатель Гайдар А.П., общественный деятель и краевед Щегольков Н.М., патриарх Московский и всея Руси Сергий Страгородский и других.
Знание истории родного края, любовь к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины и людьми с активной гражданской позицией.
Нужно заметить, что знания и представления подрастающего поколения и их родителей о родном городе в целом, и о Соборной площади, как сердце Арзамаса, в частности явно недостаточны.
Наше внеклассное мероприятие поможет раскрыть историю Соборной площади детям и их родителям, а также активизирует интерес молодёжи к изучению отечественной истории и накоплению краеведческих знаний, которые необходимы для формирования патриотизма и гражданского самосознания у молодых арзамасцев, нижегородцев, россиян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение:
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
МУЗЫКАЛЬНО – ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ЖЕМЧУЖИНА ЗЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
(Соборная площадь Арзамаса)
Разработали:
Суворова Мария Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
Данилова Татьяна Алексеевна,
учитель истории и обществознания
Арзамас, 2014
Пояснительная записка
Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян все чаще обращаться к своему прошлому. Составной частью отечественной истории является богатая история Нижегородского края с его особенностями, региональной спецификой и традициями, и, конечно же, история Арзамаса.
Интересна и богата история Арзамаса, тесно связанная с историей России: нередко город оказывался в центре значимых событий общероссийского значения. Арзамас, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являл пример понимания общероссийских интересов, рождал местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигал ярких личностей, таких как художник Ступин А.В., архитектор Коринфский М.П., писатель Гайдар А.П., общественный деятель и краевед Щегольков Н.М., патриарх Московский и всея Руси Сергий Страгородский и других.
Знание истории родного края, любовь к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины и людьми с активной гражданской позицией.
Нужно заметить, что знания и представления подрастающего поколения и их родителей о родном городе в целом, и о Соборной площади, как сердце Арзамаса, в частности явно недостаточны.
Наше внеклассное мероприятие поможет раскрыть историю Соборной площади детям и их родителям, а также активизирует интерес молодёжи к изучению отечественной истории и накоплению краеведческих знаний, которые необходимы для формирования патриотизма и гражданского самосознания у молодых арзамасцев, нижегородцев, россиян.
Цель мероприятия: Воспитание патриотизма и гражданского самосознания у учащихся, любви и бережного отношения к малой родине.
Задачи мероприятия:
- приобщение учащихся к историческим, культурным и духовным ценностям;
- расширение знаний об истории Соборной площади – сердце Арзамаса;
- развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся;
- самореализация детей с помощью средств театрального искусства и ролевой игры.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, презентация.
- Оформление зала.
- Костюмы для сценок, танцев
- Фонограммы
Аудитория: учащиеся 1-11 класс, родители, учителя
Ход мероприятия
Звучит фоновая музыка. На сцене стоят парты, идет урок.
Учитель. (Читает отрывок из повести Гайдара «Школа»)
«Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Под горою текла речонка Теша.
Город был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей…».
Петров, да ты не слушаешь совсем. Разве тебе совсем не интересно знать историю родного города.
Петров. А что там интересного, это же история, этого уже никогда не будет, все это уже прошло, быльем поросло.
Смирнов. (Сосед Петрова по парте, отличник, шепчет Петрову). Вот так мы и становимся Иванами, не помнящими родства. А ты знаешь, какая богатая история у нашего города, а ты знаешь, что в городе было больше 30 церквей, а Соборную площадь называют сердцем Арзамаса.
Петров. Неа, а зачем.
Смирнов (Встает и нервно ходит по сцене).
Так, нужно принимать срочные меры, здесь может помочь только машина времени, хорошо, что я ее вчера наладил, предохранители поменял, а то много энергии ушло на путешествие в мезозойскую эру. (Достает из портфеля небольшую коробочку, что-то крутит).
Так, отправляемся мы с тобой, Петров, в год 1814, держись за меня.
Петров. (Смеется) Чего это ты тут удумал, какой еще 1814 год! Ты еще скажи…ой-ой-ой!!! Что это происходит-то. Помогите-е-е!!!
(Звучит тревожная музыка, переходящая в народную, шум толпы и колокольный звон. На сцене появляются торговцы, лавки с товаром. Шум, гомон. На переднем плане дети, одетые в костюмы гусей, изображают гусиный бой. Вокруг – зеваки, кричат на «гусей», подбадривают). На экране картина торга..
Петров. Смотри-ка, Сидоров, гусиные бой, а я-то думал, что это Петр Иваныч придумал, что у нас в Арзамасе на площади такие устраивали.
(Торговцы кричат)
1-й торговец. Пышки горячие!
В горле стоячие.
Пироги с начинкой!
С печенкой, свининкой.
2-й торговец. Спички, спички! Не забудьте спички.
(Петров и Сидоров ходят, осматривают, на сцене продолжается движение)
Ученик. 1. Вот как описывает Верхний базар историк Арзамаса П. Еремеев.
«Площадь Соборная (Верхний базар в Арзамасе). Торговля в старину начиналась рано, В Соборном проезде едва ли не от Крестовоздвиженской церкви. Площадь вбирала в себя 60 торговых мест, каждое в длину 3, а в ширину 2 аршина. Два ряда по направлению от здания Магистрата улице Новой занимали мясники. Десять столов икорных. Располагались они между Николаевским монастырем и Введенской церковью. Двенадцать столов заполнялись самыми разными пряниками».
(На сцене появляется мужик с кружкой)
Мужик. Пожертвуйте на строительство храма во славу великой Милости Божия, поможем построить благолепный Собор.
(Сцена освобождается, на экране – виды Воскресенского собора..
Ученик 2. В 1814 году началось строительство нового величественного каменного Воскресенского собора в честь победы русского оружия над Наполеоном, которое длилось 28 лет. Автор проекта храма – Михаил Петрович Коринфский. Надзор за строительством осуществлял А.Н. Воронихин. Слайд 4.
Ученик 3. Вот как об этом событии пишет Николай Михайлович Щегольков (на экране – портрет Н.М. Щеголькова) – летописец города Арзамаса, общественный деятель, городской голова, гласный городской Думы.
(Выходит ученик в мундире, играющий роль Щеголькова Н.М)
Н.М. Щегольков. В благодарных сердцах граждан арзамасских возгорелось пламенное желание увековечить память грозного посещения Божия и великой Милости Божией, явленной в избавлении России от иноплеменного и безбожнического нашествия и порабощения. В то же время они видели, что их родному городу, украшенному множеством церквей, недоставало вместительного и благолепного Собора, и порешили всем обществом: в память избавления от нашествия французов воздвигнуть на общественные средства новый обширный собор.
(звучит колокольный звон)
Н.М. Щегольков (В окружении арзамасцев). Люди всех сословий жертвовали деньга на строительство собора: арзамассское мещанское общество неоднократно делало на своих членов раскладку по душа на постройку собора. В купеческом обществе семьи были обложены значительным ежегодным налогом, состоятельные жители жертвовали каждый по своему усердию. Жертвы их записывались в книгу. Случалось, неоднократно, когда у строителей не оставалось ни копейки, посылали по городу с кружкой собирать на собор грошами и копейками.
Ученик.2 Из-за недостатка средств работы по строительству собора несколько раз приостанавливались. Храм в основном был возведён уже в 1840 году (освящён главный престол). Но полностью строительство и отделка были завершены 9 мая 1842 года (освящён последний – пятый – престол).
Ученик 4. (На экране – видео – внутренне убранство собора).
Внутренний вид собора – это гармоничное сочетание света, пространства и лёгкости здания. Такое впечатление достигается расположением по углам двадцати четырёх окон.
Ученик 1. (на экране – фотографии росписи в соборе) Росписью Воскресенского собора занимался ученик известного российского художника А.В. Ступина О.С. Серебряков и его сын А.О. Серебряков. Наиболее изящные фрески расположены в конхах храма. Это самые большие фрески. В восточной конхе (над алтарём) изображена копия работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»(фото), в западной – «Вход Господень в Иерусалим» (фото), в южной – «Поклонение пастырей родившемуся Христу» (фото), в северной – «Поклонение волхвов» (фото).
Ученик читает стихотворение В. Аполлонова «Воскресенский собор».
Писалась долго эта повесть –
Из бела камня –
На века.
Кто душу вкладывал
И совесть,
Кто деньги – тряс из кошелька.
Здесь мастер не один старался,
Взбираясь утром на леса.
Собор,
Как вздох земли,
Поднялся
И устремился в небеса.
Он всех других строений краше
На той земле, где он стоит,
И в суете вниманье наше
Притягивает как магнит.
(На сцене вновь появляются ученики Петров и Сидоров. Они слышат колокольный звон, подходят к экрану, на котором изображена звонница храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».)
Петров. Смотри-ка, Сидоров, колокольня. Это оттуда я слышу по утрам колокольный звон.
(Рассказ о храме ведется на фоне колокольного звона)
Ученик 1. Да, именно здесь расположена колокольня, с которой раздается звон, возвещающий о наступлении нового дня, о церковных праздниках.
Важной составной архитектурной частью Соборной площади является Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», построенный в 1794 году. Тёплый храм был возведён на месте старого каменного и был отделан в течение трёх лет вместе с каменной колокольней.
Ученик 2. Храм построен в виде корабля и представляет собой удлинённый прямоугольник. К западной стене церкви примыкает трёхъярусная колокольня.
Ученик 3. До революции 1917 года главный колокол на колокольне весил 510 пудов (более 8 тонн), и был отлит в Ярославле в 1849 году. Он сменил предшественника, весившего 170 пудов, так как было необходимо, чтобы звук колокола был достоин соборного храма и не терялся на фоне колоколов других церквей.
Ученик 4. С началом антицерковной политики большевиков в 1935 году церковь была закрыта, колокола сняты, а помещение храма использовалось не по назначению.
В 1954 году начались ремонтные работы. К 1957 году работы были завершены, отремонтировали даже колокольню. Колокола собрали по окрестным сёлам. В этом же году в церкви начались богослужения.
Сидоров. Сегодня над Арзамасом ежедневно плывёт малиновый звон колоколов соборного храма, а сама церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» является важной составляющей архитектурного ансамбля Соборной площади.
(На сцене вновь появляются люди, шум, гам. Торговки вязаными изделиями зазывают покупателей)
1 женщина. В хорошей рукавице и рука сильна.
2 женщина. Покупай! Шерстяной носок не боится зимних дорог…
1 женщина. Бери, и шапка голову красит.
(Женщины торгуются, сговариваются, покупают товар).
Ученик 1. В городах России 19 века женщины стали появляться зимой в красивых, расшитых яркими шерстями ботинках и полусапожках.
(школьный танцевальный коллектив «Эдельвейс» исполнят танец под песню «Валенки»)
Ученгик 1. Вязать ботинки стали в 1840 году в арзамасском Николаевском женском монастыре. Соединение художественно работы с ремеслом обувщика оказалось удачным, вызвало к жизни уникальный промысел России. Женщин, вязавших ботинки и сапожки, называли «вязеями».
Ученик 2. (фото монастыря) Николаевский женский общежительный монастырь был основан в 1580 году. Его строения формировали исторический центр Соборной площади. Из-за пожаров монастырь дважды сгорал дотла – в 1650 и 1726 годах, но вновь возрождался. До пожара 1650 года монастырские здания были деревянными (на экране - репродукции деревянных зданий монастыря).
Н.М. Щегольков. (По мере рассказа на экране появляются фотографии строений).
В 1683 году на территории монастыря была построена первая каменная церковь в честь Николая Чудотворца. Она сильно пострадала от пожара 1726 года, но в 1738 году была восстановлена, сохранив свои стены до наших дней. монастырь не производил особого впечатления своим внешним видом, так как занимал небольшое пространство (около 5100 кв. метров) и был загорожен постройками Гостиного ряда. Но вся красота монастыря концентрировалась (и по сей день концентрируется) внутри обители, где находились:
– Соборная церковь (1738 г.) во имя святителя Николая Чудотворца;
– Тёплая двухэтажная церковь в честь Богоявления Господня (1811 г.)
– Каменная трёхъярусная колокольня (1738 г.);
– Две каменные часовни (1852 и 1855 гг.).
Ученик 3. После установления в стране советского режима, 1 мая 1928 года монастырь был закрыт, а его помещения были приспособлены под хозяйственные нужды.
В 1994 году монастырь освятили и передали Русской Православной церкви. Сюда пришли монахини. Началось возрождение монастыря, которое продолжается и по сей день.
(появляется народ. Разговаривают.)
1-й. Мил человек, не видал ты тут Петра Медведева, бумагу мне надо отписать в суд, только на него и надежда.
2-й. А во-о-он он сидит, ишь строчит, дьячок площадной.
(Сцена без слов). (на сцене сидит монах и пишет грамоту. к нему подходит мужик. О чем-то говорит, монах берется за бумагу, пишет. В это время звучи голос за сценой).
Ученик. По большей своей части народ простой был неграмотен, жизнь его была затруднительна. Как составить прошение, коли не осчастливлен грамотой. Сыскался в Арзамасе для простых селян хороший человек. За глаза его звали площадной дьяк.
Бывало, отслужит в храме и идет на площадь. Его выглядывают, ждут, Выложит он, Петр Медведев, из кожаной сумы бумагу, чернильницу медную с закрывашкой и начинает писать со слов по просьбе мужичка. Ловок был писать просьбенные бумаги. Помогал, много помогал людям народный заступник. Благодаря ему выигрывали в суде простые мужички.
(Медведев заканчивает писать, отдает мужику бумагу)
Медведев. Ну, вот. Все и описали, теперь в Магистрат неси, да не робей, твое дело правое.
(Мальчики Петров и Сидоров пристраиваются за мужиком и идут к Магистрату, фото которого появляется на экране).
Ученик. А вот и четвертое строение нашего ансамбля. Городовой магистрат. Городская ратуша – административное здание постройки XVIII века, где размещался арзамасский магистрат. В «магистрацких покоях» решались вопросы городского самоуправления, проходили советы купечества и заседания суда по гражданским делам.
Барочный особняк был построен на главной площади Арзамаса в 1740-1750 годах после учреждения магистратов по указу Петра Первого в городах России по образцу Европы.
Ученик 4. После упразднения магистратов в здании ратуши помещалась пожарная часть с деревянной каланчой и каретником. Затем его отдали под церковно-приходские училища. В Советское время в здании находилась центральная городская сберегательная касса и магазины.
Магистрат – уникальный памятник архитектуры второй половины XVIII века – единственное для Нижегородской области и страны не перестроенное административное здание того времени.
Ученик 3. (на экране - видео из музея патриаршества) 1 августа 2013 года в здании магистрата состоялось открытие музея патриаршества, и было приурочено к празднованию 110-летия со дня прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского.
Музей имеет статус филиала Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
Ученик 1. Экспозиция музея Русского Патриаршества посвящена жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси. Арзамас был избран местом для музея не случайно. Здесь родился патриарх Сергий (Страгородский), нижегородская земля дала Русской Православной Церкви патриарха Никона (родом из близлежащего Перевозского района), а также ныне действующего патриарха Кирилла (его дед и отец родились в рядом расположенном Лукоянове).
Среди экспозиций в музее уже можно увидеть копию кабинета патриарха Сергия, в котором он работал в Москве во время Великой Отечественной войны; экспозицию, рассказывающую о жизни Арзамаса времён юности патриарха.
Петров. Да, теперь я понял, почему Соборную площадь наш учитель истории Петр Иванович называет сердцем Арзамаса. Для арзамасцев Соборная площадь – сердце и духовный центр, где собраны главные достопримечательности города.
В XVI – XVII веках город начинался именно здесь, на территории Соборной площади.
В конце XIX столетия Соборная площадь, какой мы её знаем сегодня, оформилась в самодостаточный, своеобразный и оригинальный архитектурный ансамбль, который по праву считается визитной карточной Арзамаса.
Ученик читает стихотворение А. Плотникова «Раздумье на Соборной площади в Арзамасе».
Поздновато мы обнаружили,
Что времён разорвана нить.
Слишком многое мы разрушили.
То, что надо было хранить.
Храмов царственное величие,
Всю старинную красоту,
Наши дедовские обычаи,
Христианскую доброту.
Исторические предания
Я сегодня услышать рад.
С уважением смотрю на здание-
Реставрированный магистрат.
Многоглавый собор красуется,
Предков мудрый дар помяну.
Я пойду по Стрелецкой улице,
Вспомню славную старину.
Хватит только лишь краской чёрною
Мазать прошлого полотно.
Называем площадь Соборною,
Имя предками ей дано.
Зря вычёркивали с надменностью
И события, и имена.
Пусть стыкуются с современностью
Все прошедшие времена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/13/picture-280272-1376392055.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Разработка может быть использована как внеклассное мероприятие или на уроке по теме "Решение задач на оптимизацию"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-182982-1385389377.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии "День Земли "
Этот материал предназначен для учащихся 5-7 классов. Мероприятие может быть проведено в рамках учебной недели. Эта методическая помощь учителям биологии и экологии, чтоб удачно провести предметную нед...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550581-1418563693.jpg)
сценарий внеклассного мероприятия "Великий Сын Земли Российской"
Сценарий данного мероприятия является приложением к методической разработке урока-праздника (внеклассного мероприятия) "Великий Сын Земли Российской", посвящённого М. Ю. Ломоносову. Цели и задачи меро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550581-1418563693.jpg)
сценарий внеклассного мероприятия "Великий Сын Земли Российской"
Сценарий данного мероприятия является приложением к методической разработке урока-праздника (внеклассного мероприятия) "Великий Сын Земли Российской", посвящённого М. Ю. Ломоносову. Цели и задачи меро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/30/picture-141756-1643526100.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия " Ради жизни на земле", посвященного 70-ю Победы ВОВ
МОБУ Лицей Тюкалинского Муниципального РайонаСценарий внеклассного мероприятия: «Ради жизни на земле»Авторы: Десятова Василина Александровна, Коновалова Татьяна МихайловнаНа фоне песни: «С чего начина...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/30/picture-141756-1643526100.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия " Ради жизни на земле", посвященного 70-ю Победы ВОВ
МОБУ Лицей Тюкалинского Муниципального РайонаСценарий внеклассного мероприятия: «Ради жизни на земле»Авторы: Десятова Василина Александровна, Коновалова Татьяна МихайловнаНа фоне песни: «С чего начина...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-987541-1513531593.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Земля – наш дом родной"
Внеклассное мероприятие на экологическую тему...